Опыт Иакова

Особенностью человеческих взаимоотношений является, между прочим, их несводимость к опыту. Объясняется это тем, что любой диалог, а отношения - это диалог, хранит в себе, в подоплёке, под внешним слоем собственно взаимодействия с другим, ещё и очень важную "секретную" составляющую: он выражает (лучше сказать, отражает) соотношение прожитой части опыта, субъективной, и не прожитой, объективной. Причём, эта вторая не только не прожита нами, но, вполне вероятно, и никогда не будет прожита, а всегда присутствует как некий горизонт нашей самореализации.
Второй человек, которого мы впускаем в нашу жизнь, и есть представитель этого горизонта. И как горизонт не может быть никогда вполне достигнут, тем более - преодолён, так и этот другой, переживаемый эмоционально и нравственно, не станет и не может стать частью субъекта, а будет всегда объектом. В этом переживании есть своя хитрость. Человек так устроен, что он в любом диалоге только отчасти беседует, в той или иной форме, с другим, а больше всё-таки с собой самим, потому что наше "я" для нас важнее, чем любое "ты". Акцент смещается с объекта на субъект, и опыт уже не объективный, а субъективный, "неподлинный" и недостоверный. Кавычки, потому что для субъекта "подлинность" опыта не столь важна, как достигаемый результат. Более того, даже и фиктивный, реально не существующий объект нашего опыта для нас реален и важен, именно в плане воздействия, переживания, пусть даже индуцированного, если это переживание изменяет нас, обогащает, даёт то единственное чувство отказа от себя для другого, которое только и есть любовь.
Другой человек может быть для нас инструментом удовлетворения наших потребностей, источником удовольствия, знания, развлечением, в этом случае притягательным центром наших эмоций, нашего переживания в действительности будет не этот реальный человек, а мы сами как субъект и объект собственного опыта, и такое переживание, во-первых, вызывается другим, но не является другим, во-вторых, предсказуемо приводит к саморазрушению, выгоранию, эмоциональному и нравственному.
Подлинный опыт общения - это всегда опыт борьбы с невидимым, опыт Иакова, он не приводит и не может привести к обладанию, вообще какому-то конечному результату. Постепенно приходя к пониманию, что человек заключает в себе "предмет неприкасаемости", который соотнесён с какой-то глубиной, превосходящей его как личность, какой-то сверхчеловеческой величиной, равной возможности уничтожения - меня, другого, всего человечества, всего мира, понимаешь и смысл любви сохраняющей, всё покрывающей, любви как образа и как визави. И этот смысл очень далёк, как от рациональной расчётливости "Я", так и от анонимности и непроявленности "Ты". Человек реальный никогда не совпадает сам с собой. Он может совпадать с моделью, образом, представлением и реконструкцией, но и это совпадение постоянно и динамично меняющееся бытие сводит к той доле индивидуального опыта, который есть лишь форма нашего пребывания в мире, "авторизованная" рассудком и здравым смыслом.


2 сентября 2017 г.


Рецензии