89. Школа даосов о просвещении

89.

О ПРОСВЕЩЕНИИ

Что такое просвещение в даосском понимании? Это – прежде всего понимание своей сущности и той роли, какую наше истинное «я» играет в космосе. Человек, по мнению даосов, является системой не просто аналогичной и подобной общекосмическому устройству, но и структурно и сущностно ему тождественной. Человек рождается из Дао и ци; он выходит из них и в них возвращается; законы Дао и ци определяют и внешнее течение его жизни, и внутреннее её содержание, а также, его смысл и образ жизни зависят от них. Если сравнивать с воззрениями христиан, которые «ходят под Богом», то даосы «ходят по Дао». Даосы считают, что Дао – универсальный закон бытия; его осуществление – благо для всего мира; дэ же представляет собой благо, гармонию: «Дэ – это гармония, дао – это закон». Чжуанцзы говорит: «Дао – хозяин дэ, жизнь – СВЕТ от дэ, а характер - сущность жизни». Характер или природа «син», иными словами, воплощение индивидуальной природы существа определяется Дао. Таким образом, человек имеет свою особую природу «син», самостоятельность которая весьма относительна, поскольку она зависит от универсальных начал и закономерностей. Кроме того, человек оказывается носителем ряда таких «свойств» дэ, которые по своей космологической и онтологической сути тождественны самому Дао. Поэтому человек не может быть изъят из мирового единства по той причине, что он, как всякий предмет природы, представляет собой определённый способ оформления энергетической первоматерии ци. Поэтому главная задача просвещения человека состоит в том, чтобы узнать человека, иными словами, постичь его ци, его СВЕТ. А эта задача не из лёгких. Чжуанцзы говорил: «Даже обладая прочными свойствами дэ и твёрдой внешностью, ты ещё не сумеешь распознать характер «ци» человека». Чтобы решить эту задачу. Чжуанцзы указывает свой путь: 

ХРАНИТЕЛЬ ИСТИННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
 
В познаньях раньше древние предела достигали,
Считая, что вначале не было вещей отдельных,
То был предел исчерпывающий, когда все знали,
Что мир един, и не бывает княжеств в нём удельных.

Считая, что вещи отдельные существовали,
Но не могли они понять умом их разделенье.   
И как их в мире разграничивать, они не знали,
Поэтому впервые впали в ложное сужденье.

Так существует истина и ложь, они решили,   
И нанесли ущерб Пути идеи пониманью,
Любовь с пристрастием в сознании соединили,
Ущерб серьёзный нанесён был тем образованью.

Прекрасный Чжао (1) так к игре на цине пристрастился,
Что понял, как гармонию он в мире нарушает,
Покончив с ней, от привязанности освободился,
Узнав, что ненависть с любовью душу разрушают.

Чжао Прекрасный, Наставник Куан и Благотворящий
В своих благих познаньях к совершенству приближались,
Искусству речи их учился каждый говорящий,
Легенды о мастерстве их в поколеньях слагались.

Любя своё искусство, они этим отличались,
И с помощью тех знаний просветить других стремились,
Ученики хитросплетеньями их просвещались,
Но, лишь постигнув внешнее, их знаний не добились.   

Ученики в своём ученье часто упускают:
Что хаос освещают не с помощью "я" личного,
А с помощью общего, и как мудрец, обычного,
Идя этим путём лишь совершенства достигают.

Секрет весь заключается в одном простом решенье:
Слова с моим "я" никогда не будут однородны,
До тех пор, пока "я" в суть не найдёт проникновенья,
Когда в слиянии сомкнутся "я" с "не-я" природным.

Дадим же всему ныне сказанному объясненье:
Начальное есть то, что от рожденья начинает,
Слова ведь это - лишь действительности отраженье,
Но никогда неначинавшегося не бывает.

Есть разница между бытьем и несуществованьем,
Начавшимся бытьём и небытьем всем безначальным, 
Как разность "я" с "не-я" в отсутствие и пребыванье,
Как в небытье, так и в начавшем бытье изначальном.

Но существует сказанное в мире ли природном?
Возникшее из небытья бытьем не обладает,
Слова не могут быть с осуществленьем однородны,
Мысль, слово - это тень, из небытья что возникает.

В пылинке мир сокрыт, пылинка же - начало мира,
Явленье наше в мире, как "я" - в мире середина.
Мир - это сжатие иль разряжение эфира,
Вселенная родилась с нами, тьма вещей едина.

Нет жизни, чем жизнь малого ребёнка долговечней,
И ранняя смерть не прервёт жизнь долгую мгновеньем,
Нет остановок в чреде всех рождений бесконечных,
Как всё конечное всегда беременно продленьем.

Поэтому в словах вещей любое называнье
Есть заблужденье, или то, что истину скрывает,
Ведь истину несут не слова наши, а молчанье,
И вечной истиной Небытье только обладает.

Ведь у Пути никогда не было разграниченья,
В начальном, как и в безначальном не было начала,
Всё начинающее сдержано ограниченьем, 
Всё прекратившееся начинанием кончало.

И смыслом постоянным все слова не обладали,
Поэтому и появилось в сознанье разделенье,
Когда на левое и правое делить всё стали,
Долг, правило, борьба и право обрели значенье.

Мудрец всё видит, что везде на свете происходит,
Но не высказывает обо всём свои сужденья,
Поэтому легко во мраке скрытное находит,
Но не спешит высказывать об этом своё мненье.

Поэтому так ценно в мире мудрого молчанье,
Обычно в спорах он участия не принимает,
Не потому, что в спорах есть бесспорное, он знает,
А потому, что нанести вред могут его знанья.

Ведь спор великий  не может быть высказан словами,
И милосердие всегда творится без усилий,
Лишь скромность великая без уступок правит нами,
Великое же мужество вершится без насилий.

Путь, проявившийся, не путь, а лишь пути преддверье,
Слова же, в споре высказанные, не убеждают,
И скромность, безупречная, встречает недоверье,
А мужество, с насильем явленное, угнетает.

В познанье кто непознанное одолеть стремится,
Кто спор без слов всех познавать умеет, побеждая,
Хранителем сокровищ Путь природы называя,
Лишь тот способен на Пути великом утвердиться.

Кто ищет, но кому неведомы истоки знанья,
Кто их находит сам, и пьет из них без пресыщенья,
И у кого открыто Свету Истины сознанье,
Всегда такой муж - Истинный Хранитель Просвещения.

Примечание

1. Чжао Прекрасный (Вэнь) - легендарный музыкант. Чэн Сюаньин поясняет, что Чжао бросил играть на цине, убедившись, что в своём пристрастном отношении то к одному, то к другому тону нарушает гармонию, что было несовместимо с целостным Дао.

Это – самые великолепные слова Чжуанцзы, высказанные им во всём его учение, которые проливают свет на многие тайны мироздания и человеческого разума. Есть в мире неуничтожимые вещи, которые и составляют суть человеческой мудрости. Они вечны и нетленны. Если кто-то их забывает или уничтожает, то другие их восстанавливают. Это может происходит через тысячелетия и миллионы лет. Поэтому и говорят, что рукописи не горят, а Истина и Красота всегда остаются Истинной и Красотой. В связи с этим, мне вспомнился один текст Учителя из цикла «Великое в малом», который он давал мне для перевода.

 
БЕСЦЕННЫЕ РУКУОПИСИ НЕ ГОРЯТ

Чэн Е-юань жил в старом доме у Цао Чжу-сюя,
Однажды вечером он со свечой уснул в постели,
Упала на пол та, помог огню тут ветер, дуя,
Пожар возник. Картины, вещи все дотла сгорели.

Средь них был «Орхидеевой беседки» свиток ценный (1),
В пятьсот лян серебром её любители ценили,
Он был скопирован рукой Чу-гуна (2), совершенной,
Такие свитки древности в руках лишь царских были.

В момент, когда Чэн Е-юань в отчаянье метался,
И думал, возместить как цену вещи, что пропала,
Нашлась вдруг рукопись в золе, где пепел лишь остался,
Футляр с шёлком сгорел, но рукопись не пострадала.

Не значит это ли, что всюду духи существуют,
Хранящие нас, как Бо Сян-шань (3) высказал в творенье?
Не гибнет то, что не должно по предопределенью
Погибнуть, то, особенно, что Истину дарует.


Примечание

1. Копия предисловия к «Орхидеевой беседке» - Чу Суй-лин сделал копию с предисловия известного поэта и каллиграфа Ван Си-чжи (321 -379) к стихам, написанным им и его друзьям в 353 г., когда они собрались в Орхидеевой беседке (на территории нынешней провинции Чжэцзян).

2. Чу-гун - Чу Хэнанец, или Господин из Хэнани (Хэнань гун) – прозвище Чу Суй-лина (596-685) – знаменитого каллиграфа и литератора, близкого ко двору танского императора Тай-цзуна.

3. Бо Сян-шань – псевдоним великого поэта танского времени Бо Цзюй-и (772-846). 
 
 (продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии