Работа в подшефном совхозе

  Расскажу про свои дурацкие выходки в пику нашему парткому.
      В годы застоя  кроме политинформаций, наш партком должен быть поставлять рабочую силу на уборку овощей в подмосковные совхозы. Вообще, о советских методах борьбы за урожай надо поговорить отдельно.  При этом не всегда  стоит их оценивать как  ужасные, бестолковые и абсурдные.   
     Но вернемся к рассказу.  Порядок у нас был такой.  Исходя из разнарядки райкома у нас составлялся   график, согласно которому от каждой лаборатории было положено  выделить людей для поездки в наш  подшефный  совхоз. Лаборатории  поступали по разному, но как правило, на работу отправляли  технических работников, стажеров, молодых специалистов.  Обычно лаборатория поставляла  по два-три человека  в неделю на протяжении сентября и октября.  Формально, работа в совхозе была добровольной. Но настоящих добровольцев не было. Поэтому завлабы придумывали всякие принципы материальной заинтересованности. Премии, отгулы, положительные отзывы на автореферат, внеочередные публикации и предзащиты.  Но в целом осенняя компания помощи  совхозу была  унизительна для многих рядовых  сотрудников.  С одной стороны казалось правильным не посылать доктора наук на совхозные поля.  С другой – чем он отличается от лаборанта за столом? Он также как все питается капустой, картошкой, морковкой. Ну получилось так в нашем жизни, что людей, которые  сажают, а потом выдергивают,  осталось очень мало. Посадить смогли, а убрать не справляются. А ведь сажать и убирать приходится, чтобы кормить в том числе и тех кто пишет статьи и защищать  диссертации. Все понимали, что кто-то должен помочь. Разбираться в причинах беспорядка тоже надо, но потом, когда городские овощехранилища заполнятся.  Так вот ученые привыкли, что их не посылают, и это им нравилось.
         
       Я подумал, где справедливость? Доктор наук и так получает больше мэнээса в пять раз, так еще  и картошку ему должны копать другие! Я хоть и был завлаб, но вышел из программистов, считай, из рабочих.  В лаборатории были настоящие «ученые» с большим списком работ, которые я не читал, так как они с моей точки зрения были   ни о чем. Это были хорошие ребята, они честно играли по имеющимся правилам, десять публикаций – кандидатская. Еще десять,  плюс небольшая монография – докторская.  Дальше членство в ученом совете, руководство  аспирантами, полставки профессора в дружественном вузе. Оплачиваемый отпуск 48 рабочих дне.  В жизни нет и тысячной доли  того,  что показано в фильме  «Девять дней одного года».

       Я не стал обижать своих больших ученых.  Наоборот, мне кажется, что я устроил им праздник. И всем остальным сотрудникам от машинистки до старших научных. Я пошел в партком и попросил включить лабораторию в график на  неделю в конце сентября,  но всем составом  в количестве 16  человек, включая завлаба. Сотрудниц с маленькими детьми не взяли Парень из парткома, с которым я договорился, был рад. Я закрывал  ему  неделю почти полностью. Осталось найти пару человек из других лабораторий. Искать ему не пришлось, две знакомых девочки с радостью присоединились к нам.  Наша лаборатория была известна тем, что на праздничные тусовки у нас всегда был настоящий узбекский  плов. Сначала плов приносили мои аспиранты из Ташкента. Когда они защитились и уехали, я уже готовил плов лучше их.
       Нам было известно, что в совхозе кормили плохо. Столовая была в фанерном бараке, суп и второе становились холодными до того как  вы доносили поднос до столика. Я решил кормить свою команду сам. Погрузил в свой горбатый  запорожец  баллоны с газом, портативную плитку, две десятилитровых кастрюли и еще три поменьше. Свою огромную походную сковороду, на которой обычно жарил рыбу в костре. Ящик тушенки, ящик сгущенки, растительное масло, большой шмат сала, манку,  пшено, рис, макароны, вермишель, сахар, соль, рыбные консервы - десяток банок  натурального лосося и пару десятков бычков в томате. Специи, чай, кофе.  Хлеб и яйца были в совхозном магазине. Сотрудникам было велено взять вилку, ложку, миску, кружку.  На вино разнарядки не давал. Понадеялся на разумную инициативу. Один парень взял гитару.
 
     Мне было тяжело. Смена начиналась в  восемь утра.  Я вставал в шесть. На завтрак варил обычно манную кашу – полкило манки на 10 литров воды и две банки сгущенки.  Хлеб, яйцо, растворимый кофе.
       Потом мыл посуду и бежал на поле, немного поработать и посмотреть что и как. За полтора часа до перерыва начинал готовить обед.

        В  обед   не первое суп картофельный с лососем, иногда борщ украинский, иногда, пшенный суп заправленный бычками в томате. На второе макароны по-флотски с тушенкой, толченая картошка  с луком и шкварками из сала.   Надо отметить, что для еды картошку, морковку, свеклу мы брали на поле
 
       На ужин мы доедали остатки, но в основном закусывали водку местными продуктами из магазина. Солеными кильками, солеными огурчиками, квашенной капустой. Интеллигенты пили кофе с печением или вафлями.
Думаю описание подробностей  дало читателям представление о том как я прекрасно организовал  работу в подшефном совхозе.  Мы не высыпались, поскольку до полуночи горланили песни. «Унесу я пьяную до утра в кусты..»  Не могу  сказать наверняка, что такого не было и на самом деле.

      НО мы свою работу делали. Подбирали с земли корнеплоды и складывали их в мешки, которые в конце дня увозил трактор. 

       Неделя пролетела незаметно.  В последний день мы получили в конторе небольшие денежки, девочки в бараке подмели полы, застелили лежанки, сдали помещение коменданту. 

       На будущий год многие сотрудники намекали, а не пора ли на картошку.
Я ответил   «молодцы, идите в партком договаривайтесь. К сожалению  у меня приглашение в Вену на конференцию». А про себя подумал - как мало нужно сделать, чтобы работа, ненавистная вчера, стала привлекательной сегодня! 

     Ну а я больше всего  гожусь тем,  что сказал любитель вкусно поесть Боря Бармаков: «Никогда в жизни не ел такой вкусный борщ». 


Рецензии
Что прошло - то будет мило.
Это еще Пушкин знал.
Вот тут у меня кратко выжимка из поездок в колхозы со студентами:
http://proza.ru/2016/03/27/1205

Владимир Байков   17.12.2017 18:58     Заявить о нарушении
ПЕРВЫЙ РАЗ Я ПОЕХАЛ В КОЛХОЗ ЛЕТОМ 1953, ПОСЛЕ ПЕРВОГО КУРСА МЕХ-МАТА МГУ.
ПОЕЗДКА БЫЛА ИНТЕРЕСНАЯ.
Похоже на первом месте был энтузиазм студентов.
Нашим командиром был Юра Шиханович (4 курс). В последствии известный диссидент.
Был очень строг и сосредоточен.

В средине смены в нашу деревню пришили (пешком) историки. Одни девочки. Классные! Отлично пели. Закатили отличный концерт для населения. Командиром был Меньшиков. Человек известный, тоже диссидент, которого через пару лет посадили. Оба командира были идейными. Остальные не очень. Мы работали "за харчи". Кормили отлично.

Я заболел туберкулезом и потом летом ездил бесплатно в санаторий а не в колхоз. очень расстраивался.

Мой брат спустя 10 лет стал комиссаром стройотряда (МАИ)
Очень хвастал масштабами своей работой, деньгами , которые они зарабатывали, побывал под следствием, но слава богу с умел доказать непричастность. Но намекал, что командиры из этого всесоюзного проекта часто попадались.
Это были уже не диссиденты. Но от этого грусть по ушедшей в прошлое романтике не проходила. Моя поездка в на уборку все лабораторией - ностальгия и душевная усталость застойного времени Но как показало время, прошлого не вернуть.

Клим Ким   20.12.2017 05:12   Заявить о нарушении