Примерный план урока по русскому языку. 1 класс

Класс 1. Урок 1. Тема урока: Великий и могучий русский язык. БУКВА, ЗВУК, СЛОВО, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ.

Учитель: Ребята, здравствуйте, рада приветствовать вас всех на своем уроке, надеюсь, учеба принесет вам много занимательных открытий и поможет провести время интересно и увлекательно. Что ж, давайте знакомится. Меня зовут (имя отчество учителя). А вас?
Дети по очереди называю свои имена.

Учитель: Ребята, а вы знаете, что мы с вами сейчас можем разговаривать только благодаря нашему великому и могучему русскому языку? Вот смотрите, что мы с вами сейчас произносим?

Дети: Слова, буквы, звуки, предложения…

Все выше названное можно использовать для дальнейшего объяснения. 

Учитель: Действительно. Наш язык состоит из слов. Именно из них мы с вами складываем предложения, с помощью которых можем общаться. А ещё слова и даже целые предложения мы можем с вами записать с помощью букв.  Именно изучение букв, слов и предложений будет являться основной частью этого предмета. Давайте попробуем разобраться.

Далее понадобятся бумажные буквы. Например: А, К, Л, О, Ш.

Учитель: Вот смотрите, есть у меня картинки нескольких букв. Знаете, что это за буквы?

 Дети называют буквы, если возникают затруднения, учитель поправляет и поясняет.

Учитель: А знаете вы ребята, что произносите вы сейчас не буквы, а звуки? Между ними есть разница. Буквы мы пишем на бумаге, звуки произносим, когда говорим. При этом каждой букве соответствует свой звук.  Вот смотрите: буква А, и звук тоже А, но есть и такие буквы, которые произносятся немного по-другому: например, эта буква называется ЭЛЬ, а звук ей соответствует Л. Позже мы с вами подробнее познакомимся и с другими буквами и звуками. А сейчас давайте попробуем составить из наших букв слово.

Учитель переставляет буквы так, чтобы получилось слово ШКОЛА, можно привлечь к составлению слова детей: А теперь, давайте попытаемся с вами прочитать, что же за слово у нас получилось. Какая это буква…

Далее учитель по очереди показывает на буквы, а дети называют соответствующие им звуки.

Учитель: и какое же слово у нас с вами получилось? Правильно, ШКОЛА. Вот видите, какие мы с вами молодцы. А знаете, что такое словосочетание? Это два слова, объединённые смыслом, связанные друг с другом. Вот смотрите, в какой школе вы сейчас учитесь? Правильно в начальной. Так вот НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, это уже словосочетание. А давайте теперь попробуем составить другие словосочетания со словом школа.

Как варианты: любимая школа, веселая школа, моя школа, родная школа, наша школа, идем в школу,  учусь в школе и т.д.

Учитель: здорово, а теперь, попробуем разобраться, чем же словосочетание отличается от предложения. Словосочетание состоит из двух слов, а предложение может состоять и из большего количества слов и из нескольких словосочетаний. Например, Я УЧУСЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, это не просто словосочетание, это уже целое предложение.  Я  РАБОТАЮ УЧИТЕЛЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА, это тоже предложение. И очень важно в предложении еще и то, что в нем обязательно должно быть действующее лицо: Я, ТЫ, МАМА, ПАПА, КОШКА, ПТИЦА;  и действие, которое это лицо  выполняет: МАМА ПРИШЛА, Я УЧУСЬ, ПАПА РАБОТАЕТ, ПТИЦА ЛЕТИТ.  Давайте попробуем составить ещё предложения.

Например: меня зовут Маша Смирнова; я учусь в первом классе, я живу на улице Шакурова и т.д.

Учитель: Хорошо, молодцы ребята. А ещё у предложений есть одна особенность. На конце предложения на письме обязательно нужно ставить точку, чтобы те, кто читают, поняли, что предложение закончено.   Так с предложением разобрались, теперь давайте поговорим о текстах. Знаете, что это такое? Текст это несколько предложений, связанных общей мыслью. Например: МЕНЯ ЗОВУТ НЕКРАСОВА РИТА. Это первое предложение. Я РАБОТАЮ УЧИТЕЛЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА. Второе. ПРЕПОДАЮ В 101 ШКОЛЕ. Третье. ЯВЛЯЮСЬ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ 1А КЛАССА. Четвертое. А вместе эти предложения называются текстом. Вот я вам уже и рассказала немного о себе, теперь попробуйте вы составить о себе небольшой текс, сказать, как вас зовут, чем вы любите заниматься, есть ли у вас домашние животные, как зовут ваших маму или папу. Ну, есть желающие?   

Дети рассказывают о себе.

Лирическое отступление! Прошу прощение, но это крик души. А если получится так, что все желающие не успеют рассказать? Я уже готова заплакать от одной только мысли, как детки тогда расстроятся. Это же первоклашки, совсем малыши еще. Пожалуйста!!! Если кто-нибудь когда-нибудь воспользуется этим наброском, постарайтесь сделать так, чтобы успели рассказать все,даже если это займет перемену, или начало следующего урока. Это ведь важно, это ваш класс, а тут получился неплохой такой переход к знакомству,появилась возможность узнать подопечных поближе, и дать им поближе узнать друг друга. Было бы неплохо, если бы вообще получилось рассказать у всех. Постарайтесь, пожалуйста!

Учитель: Вот и выяснили мы с вами, как строится наша речь и как пишутся книжки, узнали, что будем изучать. На следующих занятиях мы с вами подробнее познакомимся с буквами и звуками. Всем спасибо за урок, до свидания.


Рецензии