Мы ленивы и нелюбопытны

      Недавно троюродный брат отдал мне старые семейные фотографии.
      - Знаю, что ты этим занимаешься. Отдаю тебе, потому что им-то ведь ничего не нужно, - кивнул он на внуков, которые играли на компьютере. – А ведь свои корни знать надо.
      Фотографии были на плотном картоне, пожелтевшие от времени. С каждой фотографии на меня смотрели мои родные и близкие…
      У взрослых лица чаще всего серьёзные, напряжённые, и только дети на всех фотографиях непосредственны и милы…
      На одном фото 1907 года двухлетняя Анна - будущая жена Алексея – брата моей бабушки. Удивительно было смотреть на эту малышку, ведь я-то её знала уже взрослой женщиной…
      А вот на фото и Алексей – среди группы активистов по раскулачиванию.
      - А ты что-то знаешь об этом времени из рассказов деда? – спрашиваю я Анатолия.
      - Он же строгий был, почти ничего не рассказывал, да мы его и не расспрашивали.
      Да, помню, Алексей был суров, немногословен, весь в мать - нашу прабабку Екатерину. Кроме него, в их большой семье характером пошли в неё ещё Анна и Василий. Все остальные - в прадеда Степана – добродушные и весёлые.
      - Помню, как бабушка рассказывала о том, что во времена Гражданской войны, когда в городе были «белые», Алексею приходилось скрываться, - говорю я.
      - Да, знаю, – отвечает Анатолий и показывает очередное фото. - А вот брат моей бабушки – лётчик. Погиб в начале войны…
      Он называет фамилию.
      - Ой, а со мной в классе учились Саша и Оля - брат и сестра с такой же фамилией, - говорю я.
      - Это мои родственники со стороны мамы.
      - Надо же, - удивляюсь я.
      В «Одноклассниках» пишу об этом Ольге.
      Она отвечает:
      - Жаль, что мы об этом раньше не знали…
      Да, многого мы не знаем, и не узнаем никогда.
      Помните, как написал Пушкин: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны».
      Когда мы с родными собираемся вместе, то вспоминаем детские годы, истории из жизни матерей и отцов… Я по крупицам собираю всё и горюю: «Как мало нам рассказывали». Время было такое: нельзя было много говорить… Меньше знаешь, целЕе будешь…
      Однажды дядя, который был в плену, сказал в одной из бесед в курилке: «И среди фашистов тоже были люди, помогали нам». Быстро донесли… Снова арестовали…
      Конечно, предстоит ещё работа в архивах, там сохранились документы, но рассказы-то всегда интереснее!
      Поэтому, хочу сказать: «Почаще собирайтесь вместе, узнавайте истории своих родных, ведь жизнь каждого человека полна невероятных приключений… И ещё… Каждый из наших предков внёс какой-то вклад в историю страны. Каждый оставил след. И мы должны знать это и гордиться ими.
 


Рецензии
Вы правы, Наталья.
Каждый оставил след.

Роза Исеева   03.09.2017 07:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.