50 героев истории. Чжу Си

ОТ АВТОРА

Волновые герои, — это исторические персонажи, которые родились, либо умерли 17, 18, 19 числа. Автор выбрал 50 самых выдающихся Волновых героев и напоминает в этом эссе их знаменитые имена читателю, т. к. уверен, что любой читатель уже знает их имена. Формат 50 героев — сложен, и выбор автора отчасти субъективен, но только отчасти. Автор был вынужден провести отбор среди героев истории по принципу, который можно обозначить как «профессия» (условное обозначение). От каждой «профессии» был выбран один, либо два героя — и читатель может убедится — это персонажи выдающиеся

В эссе применены сокращения:
БСЭ — Большая Советская Энциклопедия
БЭ К и М — Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия
Б и Е — Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Британника– Энциклопедия Британника
(п. а.) — перевод автора.
Источники, из которых взяты цитаты, приведены перед цитатами.

5. ЧЖУ СИ — ВЕЛИКИЙ КИТАЙСКИЙ ФИЛОСОФ

18 октября 1130 года родился Чжу Си — реформатор и интеллектуальный лидер Китая с 12 по 19 век. Чжу Си дал китайскому обществу основы конфуцианской морали.

БСЭ:

«ЧЖУ СИ, Чжу-цзы (1130—1200), китайский философ, историк, комментатор классич. книг; самый видный представитель неоконфуцианства. Написал св. 20 науч. трактатов, в т. ч. по юриспруденции, воен. делу, астрономии, географии. Будучи в 1179—83 нач. обл. Нанькан (пров. Цзянси), Ч. С. создал широко известную тогда в Китае школу Бай-лу дун („Пещера белого оленя“). Ч. С. обобщил осн. идеи конфуцианских мыслителей — от Конфуция до Чжоу Дунъ-и, Чжан Цзая и братьев Чэн И и Чэн Хао. В трудах Ч. С. развивается дуалистич. концепция двух взаимосвязанных и неразделимых начал: идеального — „ли“ („закон“, „принцип“, „правило“), предшествующего всему и возвышающемуся над всем, и материального — „ци“ („вещество“, „материальная сила“). „Ли“ нуждается в прикреплении к определ. „ци“ и в то же время необходимо для „ци“ как закон его существования. Оба эти начала соединяются в бесформенном „тай-цзи“ („великом пределе“, „великом праначале“), к-рый существует во всех вещах, взятых как целое, и в каждой в отдельности, и к-рый как высший принцип объединяет принципы, действительные и возможные, всех вещей и существ. Неоконфуцианский синтез Ч. С. стал доминирующим течением в последующей кит. философии, оказав сильное влияние и ца развитие филос. мысли в Корее и Японии. Отобранное и прокомментированное Ч. С. конфуцианское „Четверокнижие“ („Сы шу“) являлось гл. предметом гос. экзаменов в Китае с 14 в. до нач. 20 в.»


Иллюстрация - Чжу Си - рисунок из музея Лушань


Рецензии