2. Ожидание новой жизни

     Искусствовед Татьяна Александровна, наконец,  получила  квартиру от Художественного  фонда и переехала с дочерьми  из временной  квартиры  в другой район.   Николай Львович,  муж Татьяны Александровны, вернувшись из Норильска,   не смог преодолеть давние разногласия и трения  с женой  и      воспринял назначение музыкальным руководителем  в Вентспилс  как перст судьбы.

  В свободное  время девочки    помогали  матери по хозяйству. Марина  научилась  готовить.  Она выискивала  в кулинарной книге  интересный    рецепт и старалась  выполнить всё точно,   радуясь,   если  хвалили   произведение кулинарного искусства.

Письма  от Клима приходили регулярно, он писал, что   ждёт - не дождётся встречи. Она отвечала ему  похожими по настроению письмами.   
Встреча Марины и Клима  состоялась  зимой, когда Лев Николаевич привёз в Ленинград  двух внучек.  Архитектурные шедевры Петрова города  не произвели на Марину впечатления. Да, красиво, гармонично, но девушку  больше  занимало то, что  сказал Клим,  как  взглянул,  какие предложил  мероприятия.
 Осматривали    город   так добросовестно,  что  к  вечеру  ноги гудели от усталости.  Дедушка держался наравне с молодежью.    Ближе  к концу  визита Клим сказал:
-  Моя мама просит вас к себе.
«Вот оно!», -  подумала Марина. Она и ждала, и боялась этой встречи. В преддверие  знакомства  Клим  подробнее рассказал о  матери.

Милица  Владимировна Головская,   отличалась романтическим мечтательным характером.
  Когда грянула революция, жизнь семейства  перевернулась.   Девушку дворянского происхождения  не приняли в университет, но она проявила характер,  выучилась  на медсестру и успешно  работала   в рентгеновском кабинете. Встретив  человека своего круга, Милица    вышла замуж. Светлая полоса жизни продлилась  недолго: грянула война.
После паузы   Клим добавил:
-   Отец  погиб в сорок первом, и осталась мама со мной  в блокадном Ленинграде. Порой мама бывает раздражительной и  нервной,  но я её понимаю,  она замечательный  человек.  Надеюсь, что ты её полюбишь.

Знакомство рижан  с  матерью  Клима прошло  без сучка без  задоринки.  Милица Владимировна,  пожилая  худощавая дама с узкими губами,  с сильно выступающими  венами на руках,   чем-то   напомнила Марине  встревоженную  птицу.  Мать Клима    всматривалась в избранницу    сына, перед ней стояла   скромная,  воспитанная  и очень красивая  девушка, не к чему  придраться.  А ее дедушка вообще был выше   всяких  похвал.
Лев Николаевич умело поддерживал  разговор о знаменитых людях Петербурга, об общих    знакомых. Марина за весь вечер не сказала и двух слов.  Она отстранённо смотрела  на комнату с петербургским окном, на  громоздкий  рояль, окружённый   застеклёнными  книжными шкафами,  на диванчик, покрытый    парчовой   тканью.    Как здесь   жить?

*
Свадьба Марины и Клима состоялась в августе. После короткого  посещения Загса,  молодожёны с гостями направились в церковь, где был совершён церковный  обряд,  на этом настояла Милица Владимировна.  В тот же вечер  Марина и Клим   отбыли в Таллин.  Сидя в   купе поезда,  они старались не афишировать попутчикам свои взаимоотношения, но  было видно за версту, что едут влюбленные.
 Клим смотрел на Марину такими сияющими глазами, что в купе  становилось светлее. А Марина, отвечая мужу улыбкой,  ощущала не только радость, но  и подспудное  беспокойство, ведь она покинула дом, сумеет ли она справиться с новыми обязанностями, будет ли  соответствовать званию жены  и подруги  этого  особенного  человека?
В Таллине им не понравилось, и они сбежали в Псков. Исконно русская земля с куполами  над  белыми стенами древних  церквей привела их  в восторг. Они  провели  в Пскове  замечательную неделю.

*

Свекровь встретила Марину возбуждённо и насторожённо.
В течение  двадцати лет   сын был смыслом жизни, гордостью этой  не сломленной жизнью женщины, она знала  о нём все, разделяла его интересы,  продолжала  заботиться о большом сыне с прежней  нежностью.  Небольшая квартира на Загородном проспекте  сияла чистотой.
Так как сын, работая  научным сотрудником   в Институте прикладной математики,  писал  кандидатскую диссертацию  и очень уставал,   надо было физически поддерживать его: к обеду подавалось сбалансированное питание,  на витамины обращалось особое внимание.
Поселившаяся в доме  девчонка,  иначе  не назовёшь,  пусть из  хорошей  семьи,     несмотря на все её старания,  не могла  должным образом заботиться  о муже,   поэтому  мать всегда была рядом,  давала  советы, что-то делала сама.

Марина,  побывав на занятиях, шла на кухню,  мыла оставленные  с утра кастрюли, стирала белье.
Однажды  когда  она принялась за рубашки мужа,    в  ванную вошла свекровь:
- Мариночка, ты  неправильно стираешь рубашки Клима:  у этой клетчатой  особая ткань, ее не нужно тереть, лишь легко отстирывать,  а светлую нужно мыть обязательно с мылом, а не порошком.   Потом обрати внимание на то,  что  темное белье надо замачивать  отдельно,  видишь, как вода посинела. Обычно  белое белье я кипячу. Ты не расстраивайся, со временем научишься. Свое белье можешь  стирать сама, а  рубашки Клима я  буду  по-прежнему стирать,  договорились?

Когда Клим вернулся домой, он заметил, что жена  чем- то  расстроена. На его вопрос  она ответила, что всё в порядке.  Но он понял, что дело в  матери.  Он не стал выяснять подробности размолвки   дорогих ему женщин, сказал только:
- Мариша, завтра мы идём  в кино.

Когда по вечерам молодые  уединялись в своей  комнате, беседовали, «ворковали»,   мать, оставаясь  на кухне,  чувствовала себя  забытой, никому не нужной.
В это трудное время она стала  писать. Чтобы отвлечься от невесёлых мыслей, она записывала их на бумагу.  Постепенно  возник  замысел – создать роман  о жизни интеллигенции  30-х  годов. 
Поздними  вечерами  она садилась за стол и писала о том, что видела, пережила, о том, что происходило с ней, её родными и  знакомыми в предвоенные  годы. Роман, критикующий советскую действительность,  не  мог увидеть свет, это она понимала,  но верила, что в будущем  жизнь  изменится, и её труд будет востребован.
      
*
 Клим любил встречаться с друзьями.  С Ильей,  другом детства, можно было говорить на любые  темы.   С Алёшей, филологом,  обсуждались  вопросы культуры и религии.  Математик Матвей отличался оригинальностью взглядов  и резкостью  суждений.

-  Вечером  мы идём к Матвею, ; сказал однажды Клим, вернувшись  пораньше  из института.
-  Зачем это? Лучше  в оперу сходили бы или на концерт,  - вскинулась Милица Владимировна.
- Я уже договорился,  - спокойно ответил Клим. Он знал,  что мать недолюбливает его  коллегу,   считая его  плебеем,   но из-за предрассудков  матери  не собирался  отказываться от дружбы  с интересным   человеком.

Прежде чем зайти в квартиру  Рябинкиных, Клим повернулся к жене:
- Я хочу тебя подготовить. Матвей рано женился, но она оказалась легкомысленной  женщиной: уехала и оставила ему ребенка. Ты ее увидишь.
- Кого, жену?
-  Нет, Анечку, она очень миленькая. Я тебя прошу, не задавай   вопросов, которые могут создать   неловкую  ситуацию.

Дверь открыл мужчина с черными густыми бровями и казачьими усами.   Когда его глазищи уставились на Марину, она вспыхнула:  «как он смеет так смотреть на меня,  замужнюю женщину!».
В комнате царил беспорядок, везде валялись книги, в основном,  по физике и математике.

Мужчины заговорили об  институте, о научной работе Клима. Марина обратила внимание на черноглазую  девчушку на диване,  в окружении  плюшевых собачек и мишек. 
- Тебя   Аней зовут?- спросила Марина
- Нютой, - девочка хмуро посмотрела  на тетю.
- Покажи мне  твоего мишку.
Девочка   протянула  Марине  потрепанную игрушку.
Матвей позвал гостей к столу. Чай в чашках оказался очень крепким. Такой же чай дали  ребенку. На реплику Марины, что ребенку надо давать  молоко, Матвей ответил:
- Моя Анечка  пьет то же, что папа.
«Бедная девочка!  Матвей  не умеет воспитывать  детей.
Когда у меня будет ребенок, я буду делать всё  по правилам».

*

В марте Марина открыла тайну – она ждёт  ребёнка. Клим был в восторге.  Его мать выглядела озабоченной:
-  Ты сама еще ребенок, Мариночка, рано вам детей заводить, тебе музыкальное училище надо закончить. Как ты будешь справляться со всем? Ты меня извини, но больших навыков по-хозяйству у тебя нет.
-  Мама, как ты можешь! Зачем обижаешь Марину? — вспылил  Клим.
*
Два летних месяца  Марина провела под Ригой, в домике на берегу Даугавы. Сидя на мостках, Марина наблюдала за медленным течением реки и думала.  За  год  в браке её   жизнь  стала проще, конкретнее и труднее. Клим  был требовательным в быту,    но он быстро переключался  и говорил что-то  весёлое, оптимистичное. С мужем ей повезло. Спасибо Китежу за то, что соединил  нас.   


Рецензии
Любовь завершилась свадьбой. Вслед за ней начались семейные будни. Как все просто и сложно. С теплом, Александр

Александр Инграбен   02.09.2017 17:59     Заявить о нарушении
Я прочитала у Вас, что Вы почитатель счастливой любви. Боюсь Вас разочаровать, но конец будет грустным: придётся последовать за вагончиком судьбы...

Ирина Качалова   02.09.2017 20:55   Заявить о нарушении
Не так. Мои произведения можно назвать сказками для взрослых. Разумеется, у сказок конец счастливый, да только путь к этому счастью часто нелегкий. А в моей долгой жизни было многое. Познал и измены, и нечистоплотность. Ошибался, упускал свое счастье, гонялся за миражами. Настоящую любовь встретил уже на шестом десятке лет. Да, сейчас мы счастливы. Только жаль, что встреча состоялась так поздно. С уважением, Александр

Александр Инграбен   02.09.2017 21:20   Заявить о нарушении
Не отвечая известной пословицей, добавлю: Отрадно слышать!

Ирина Качалова   03.09.2017 07:37   Заявить о нарушении