Философия музыки 71-80

71. Карл Черни украшает музыкальные сады и парки фонтанами блестящих фортепианных пассажей!

72. Джакомо Мейербер превращает оперу в роскошное, увлекательное зрелище.

73. С именем Джоаккино Россини связан звёздный час итальянской оперы. Его Божественные мелодии рождаются от итальянского солнца и любящего сердца!

В ранних операх Джоаккино Россини присутствует юношеская непосредственность впечатлений, чистота и свежесть эмоций.

Первая опера «Брачный вексель» 18-летнего Россини и через 200 лет после её создания вызывает бурю оваций у благодарной публики.

Такой серьёзный знаток музыки, как Стендаль, высоко оценивает оперу «Танкред» Россини, написанную два года спустя!

Всего лишь через 6 лет после начала творческой деятельности Россини совершает беспрецедентный взлёт к гениальному «Севильскому цирюльнику», до сих пор никем не превзойдённому в жанре комической оперы!

Моцарт создаёт гениальную оперу «Свадьба Фигаро» в 30 лет, Россини – не менее гениальную оперу «Севильский цирюльник» в 24 года! Из этого видно, что талант Россини вполне сопоставим с талантом Моцарта!

Оперная музыка Джоаккино Россини жизнетворна! В ней торжествует солнечная красота. Она полна весеннего очарования.

Слушая прелестные арии Россини, ощущаешь аромат полевых цветов, видишь полёт ласточки в небе.

Россини спускается с небес на грешную землю по «Шёлковой лестнице» с волшебным рогом прекрасных мелодий.

Джоаккино Россини – принц оперы и король вокала, маг мелодической красоты и грации.

Россини – композитор беспечного веселья и героического подвига: он воспевает доблесть итальянских патриотов.

О гражданских чувствах композитора свидетельствуют постоянно звучащие в его операх барабанные дроби, сигналы труб и кавалерийские ритмы. В россиниевском творчестве торжествует дух свободы!

Россини вбирает в себя живой импульс музыки Джованни Перголези: два гения встречаются на перекрестке комической оперы!

Россини оттачивает мелодические алмазы Джованни Паизиелло до бриллиантового блеска.

Россини возносится к бессмертию на крыльях славы Антонии Сальери.

По изяществу и грации музыки Россини не уступает Вольфгангу Амадею Моцарту. Моцартовский оркестр в опере играет, россиниевский – поёт! Опера в лице Россини получает свою полную вокальную завершённость. Россини воздвигает пьедестал для гениального Джузеппе Верди. Россини – неувядающий музыкальный гений в оперном искусстве для всех народов и на все времена!

74. Франц Шуберт – гений лирической песни.

Пожалуй, только Шуберту удаётся создать мелодию, достойную образа Девы Марии!

Прекрасные мелодии Шуберта написаны, словно для ангелов.

Песням Шуберта свойственны сердечность и нежность: их лирика – трогательна.

Люди становятся добрее и чище, слушая Божественные мелодии Шуберта.

Не ошибёмся, если скажем, что музыка Франца Шуберта испускает аромат цветов.

Музыка Шуберта журчит весенними ручьями и звенит птичьими голосами.

Шуберт сочиняет музыку столь же легко и свободно, как поёт жаворонок.
 
В музыке Шуберта встречаем приветливую улыбку юного гения.

Шуберт – гениальный юноша с отзывчивым сердцем.

Нежное сердце Шуберта любит и страдает, страдает и любит. Но в его музыке всегда присутствует память о былом счастье.

Шуберт мечется между счастьем и горем, любовью и отчаянием.

Шуберт с рождения обречён на горькое одиночество в жизни и музыке.

Шуберт – трагический лирик: цветок, сломанный ветром!

В молодые годы Шуберт бежит по тропинке радости и счастья, в конце жизни – бредёт по зимней дороге печали и смерти.

В 19 лет Франц Шуберт сочиняет уже Пятую симфонию! Его редкая плодовитость сравнима разве что с баховской!

За 15 лет творческой жизни Шуберт создаёт свыше 1000 произведений! Это больше, чем у Иоганна Себастьяна Баха или Вольфганга Амадея Моцарта!

«Свадьбу Фигаро» Моцарт пишет в 30 лет, «Дон Жуана» - в 31 год. Шуберт в 31 год умирает! Спрашивается: разве эти музыкальные гении несравнимы между собой?

Как ветви деревьев отражаются в воде прозрачного озера, так песни Франца Шуберта – в музыке Георга Филиппа Телемана.

Истоки гениальных песен Шуберта надо искать в телемановской вокальной музыке.

Шуберт наделяет мелодии Телемана индивидуальными чертами.

Шуберт выходит из мелодической купели Антонио Сальери.

Шуберт наполняет простые и ясные мелодии Сальери романтическими эмоциями: так осуществляется творческая преемственность между учителем и учеником.

Песни Шуберта возникают из простой куплетной формы Сальери и вдохновенной музыки Моцарта.

Джоаккино Россини поёт в опере, Шуберт – в симфонии. Они высвобождают мелодию из оков лада и ритма.

Утренней свежестью дышит музыка Шуберта и Винченцо Беллини.

Шуберт и Феликс Мендельсон-Бартольди – гении с трагическим концом. У них моцартовский талант. И жизнь их – по-моцартовски коротка: ангелы не задерживаются на земле!

Ручеёк музыки Франца Шуберта бежит в озеро Иоганнеса Брамса: там и здесь вода кристально чистая.

В музыке Шуберт – звенящая капель, Шуман – цветение природы, Брамс – осенняя пора.

Шуберт привлекает внимание меломанов изысканными предштраусовскими вальсами в то время, когда Вена ещё только начинает танцевать.

Вена Шуберта – провинциальная красотка, Иоганна Штрауса сына – светская дама.

Шуберт и Пётр Ильич Чайковский опираются на красивую мелодию. Их симфонизм в своей основе – мелодический.
 
Любовь в музыке Франца Шуберта – это скорбь, Феликса Мендельсона-Бартольди – нежность, Ференца Листа – мечта, Шарля Гуно – вожделение, Жоржа Бизе – страсть. Вслушайтесь в их музыку, и ваша любовь засияет множеством граней!

75. Музыка Гаэтано Доницетти испускает аромат роз.

Музыку Доницетти обволакивает ночная романтическая таинственность.

Музыка Доницетти, словно любовный напиток, опьяняет душу.

В лирических ариях Доницетти слышится взволнованный голос любви.

Романс Неморино из оперы «Любовный напиток» приносит Доницетти всемирную известность.

Доницетти – композитор прижизненной, но не вечной славы. Впрочем, нежный романс Неморино из оперы «Любовный напиток» никогда не поблекнет!

Доницетти – талантливый спутник Джоаккино Россини в опере.

Россини и Доницетти в камерной музыке исключительно мелодичны. Они делают её лёгкой и возвышенной. Обыкновенно музыканты недооценивают эту сторону творчества оперных корифеев.

Вдохновенные арии Доницетти трогают меломанов больше, чем грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера. Одни любуются полётом бабочки на лугу, другие – широким размахом крыльев орла в небе.

Оперы Доницетти находятся между временем весеннего цветения музыки Джоаккино Россини и зрелыми оперными плодами Джузеппе Верди.

76. Музыка Винченцо Беллини проливает Небесную скорбь на грешную землю.

Оперные арии Беллини трогают душу печальной лирикой.

Одухотворённые мелодии Беллини очищают людские сердца от обыденности.

На музыку Беллини проливается таинственный лунный свет.

Оперы Беллини очаровывают поэзией романтических чувств, нежным фиалковым трепетом любви.

Сердце замирает от ласковых мелодий Беллини.

Лирические арии Беллини поёт женщина под аккомпанемент утренней зари.

Арии Беллини покоряют душу трагедийной красотой.

Мелодическое богатство в операх Беллини воистину неисчерпаемо!

Беллини – композитор возвышенных чувств и светлых грёз. Его мелодии рождены для вечности!

В мелодиях Винченцо Беллини присутствует та Божественная красота, какую мы видим на картинах Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти.

Беллини называют «итальянским Моцартом», хотя автору гениальных опер «Норма» и «Сомнамбула» волей судьбы дано жить меньше, чем Вольфгангу Амадею Моцарту.

Беллини – оперный Франц Шуберт: прекрасные мелодии этих гениев бессмертны!

Беллини и Фредерик Шопен – музыканты-ангелы, дарящие людям райские звуки.

Оперы Беллини и Джузеппе Верди отличаются редким художественным совершенством.

77. Чтобы стать гениальным композитором, надо энергично и решительно действовать. Именно так поступает Гектор Берлиоз, которого люди называют «Господином вопреки всему»! Не случайно Берлиоз носит имя античного Гектора. На долю композитора выпадает не меньше испытаний, чем его мифологическому тёзке!

Большим подспорьем для новаторской музыки Берлиоза, как, впрочем, и Роберта Шумана, Ференца Листа, Рихарда Вагнера, служит их литературная и общественная деятельность. В статьях и книгах они выступают глашатаями «музыки будущего».

Изобразительный элемент присутствует в музыке романтиков Берлиоза, Мендельсона-Бартольди, Шумана, Листа, Вагнера. Позднее импрессионисты этот принцип абсолютизируют и возводят в культ. В результате появляется «живописная» музыка Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Между Берлиозом и Вагнером существует обратно-симметричная связь: если первый театрализует симфонию, то второй симфонизирует оперу. В этом заключается идея синтеза искусств.

Писатель Виктор Гюго, живописец Эжен Делакруа, композитор Гектор Берлиоз – три величайших французских романтика. Их вершинные произведения создаются в молодые годы: Гюго пишет роман «Собор Парижской Богоматери» в 29 лет, Делакруа картину «Свобода, ведущая народ» – в 32 года, Берлиоз «Фантастическую симфонию» – в 27 лет. Перед нами – гении ранней творческой зрелости.

Берлиоз, подобно Наполеону совершает блестящее восхождение к славе и, как Наполеон, бесславно заканчивает жизнь.

Музыка душевных порывов и страстей Берлиоза позволяет ставить его рядом с мятежным Джорджом Байроном.

Берлиоз – пламенный Эжен Делакруа в музыке, сочувствующий революционному народу.

Затрагивая общественно актуальные проблемы, Берлиоз и Виктор Гюго всё же остаются лириками.

Берлиоз обращает взор к древнеримской мифологии, Феликс Мендельсон-Бартольди – к библейской истории. Однако эти композиторы в глубине своей души – подлинные лирики.
Романтизм Берлиоза полнокровный, земной, Мендельсона-Бартольди – приподнятый, воздушный.

Гектор Берлиоз стоит ближе к Иоганну Гёте, чем к Виктору Гюго: не случайно в творчестве Берлиоза на смену взволнованному романтизму приходит уравновешенный эпос. После «Фантастической симфонии» композитор создаёт монументальную оперную дилогию «Троянцы».

Берлиоз в симфониях и увертюрах – романтик, в опере «Троянцы» - классик: двойственность мироощущения композитора вызвана неоднозначностью ситуации в постнаполеоновскую эпоху.

Берлиоз предлагает Европе музыку жизнеутверждающего, героического духа эллинов, хотя европейцы отдают предпочтение средневековой мистике Вагнера.

«Троянцы» Берлиоза воплощают героический дух античности, подвиги и славу древних греков. Его опера пробуждает в народе гражданские чувства!

Понимая оперу, как героико-драматическую эпопею, Берлиоз резко выделяется в сообществе французских композиторов XIX века.

78. Слушая музыку Михаила Глинки, кажется, будто вдыхаешь утреннюю прохладу.

Музыка Глинки омывает сердце утренней росой.

Глинка – заря русской классической музыки.

Глинка – многонациональный композитор: русский итальянец, испанец, немец, украинец, русский поляк!

В Марше Черномора из оперы «Руслан и Людмила» Глинка подсмеивается над янычарской воинственностью.

В Полонезе из оперы «Иван Сусанин» Глинка обрисовывает гордые польские нравы.

Чем дорога испанская музыка Глинки? Экзотическими мелодиями, импульсивным ритмом, страстным порывом к свободе.

Исключительно широк эмоциональный диапазон музыки Глинки. В «Иване Сусанине» он простирается от нежной скрипки до праздничного звона колоколов и величавого хора «Славься»!

Даже в фортепианных пьесах Глинка – напевный, сердечный. Это свидетельствует о вокальной природе его таланта.

Глинка в музыке без новаторства – новатор.

Творчество Михаила Глинки близко соприкасается с романтической литературой Александра Бестужева-Марлинского, Ивана Лажечникова, Нестора Кукольника, Алексея Толстого. Сколько в их повестях и романах благородства, свежести чувств, ярких описаний природы, жизни и быта многих народов России! Разве всё это не присутствует в музыке Глинки?

Музыка Глинки лаконична, изящна, красива, совершенна по форме, как поэзия Александра Сергеевича Пушкина.

В салонной музыке Глинка, подобно молодому Пушкину, сентиментален или, наоборот, весел и беспечен.

Пленительна оркестровая звукопись Глинки. Его музыка изысканна, утончённа, прозрачна, словно акварельная живопись Карла Брюллова.

Музыка Глинки правдива, как реалистические картины Василия Перова.

По изяществу и лёгкости музыкального языка Глинка сравним с Вольфгангом Моцартом, по образной яркости – с Джоаккино Россини. Глинка в русской музыке – и Моцарт, и Россини.

Глинка привносит в русскую музыку итальянскую мелодику Россини и немецкую гармонию Зигфрида Дена, у которого он берёт уроки: в результате возникает богатый художественный синтез!

У Глинки три музыкальные отчизны: Россия, Италия и Германия!

Композитор-любитель Михаил Виельгорский – канарейка, талантливый Александр Алябьев – соловей, гениальный Михаил Глинка – певец с красивым голосом!

От чудесных Танцев в садах Наины из оперы «Руслан и Людмила» Михаила Глинки тянутся нити к балетной музыке Чайковского и Глазунова.

79. Источник радостной музыки Феликса Мендельсона-Бартольди – тёплое весеннее солнце.

В музыке Мендельсона-Бартольди царствует природа.

Музыка Мендельсона-Бартольди – это тихий шёпот дубравы, призывающей путника отдохнуть под своей сенью.

Когда звучит светлая музыка Мендельсона-Бартольди, кажется, что летний ветерок теребит прядь волос.

Возвышенная музыка Мендельсона-Бартольди вызывает в памяти образ птиц, уносящихся в небесные дали.

Музыка Мендельсона-Бартольди мягка и податлива, как воск. Композитор без всяких усилий лепит гениальные мелодии!

Феликс Мендельсон-Бартольди – певец юности и красоты.

Мендельсон-Бартольди пишет музыку светлого изящества и благородной красоты.

Музыка Мендельсона-Бартольди ласкает слух нежными мелодиями.

В музыке Мендельсона-Бартольди поёт любовь и нежность.

Мендельсон-Бартольди воплощает в музыке счастливую любовь.

Музыка Мендельсона-Бартольди – лирична, возвышенна, благородна, имеет тысячи оттенков эмоций от бурной радости до светлой печали. Это музыка, полная очаровательных звуков, царства гармонии, красоты, элегантности.

Буквально с самого начала композиторского пути Мендельсона-Бартольди нас захватывает лирический поток, который позднее разливается в безбрежное море лирики.

Музыка Мендельсона-Бартольди – это океан лирики с островами прелестных мелодий.

Какую бы музыку не сочинял Мендельсон-Бартольди, она всегда отличается лирическим мелодизмом.

Мелодии Мендельсона-Бартольди ласковы и нежны. Они, словно любовь, волнуют юное сердце.

Музыка Мендельсона-Бартольди содержит в себе упоение счастливой жизнью.

Под звуки «Свадебного марша» Феликса Мендельсона-Бартольди совершается бракосочетание молодых людей – торжество любви и счастья!

Фортепианные «Песни без слов» Мендельсона-Бартольди распространяют аромат полевых цветов.

«Песни без слов» Мендельсона-Бартольди погружают в мир лирических эмоций: это тихое созерцание природы, это лёгкая задумчивость, это воспоминания о дорогом существе, хрупкая нежность, светлые грёзы, неожиданный порыв фантазии. Кажется, что любимый человек находится рядом. Но – увы! - всё это мечты.

Симфонии Мендельсона-Бартольди преимущественно лирические: когда автор воплощает в них чувства влюблённого, дарящего нежность и ласку, когда передаёт впечатления путешественника, перед взором которого открываются итальянские и шотландские пейзажи, и, наконец, когда он погружается в древнюю историю народов, воспевает подвиги героев.

Лирика Мендельсона-Бартольди властвует в произведениях для органа, чьи мощные созвучия заполняют вселенную.

Монументальные оратории Мендельсона-Бартольди насквозь лиричны, но их лиризм имеет эпический характер.

Будь Мендельсон-Бартольди учеником Иисуса Христа, он оказался бы сердечным другом Учителя. Это доказывает музыка лирико-эпических ораторий «Святой Павел» и «Святой Илия».

Вдохновенные произведения Мендельсона-Бартольди в высшей степени гармоничны: они одновременно классические и романтические.

По ясности и свежести музыкального языка Феликс Мендельсон-Бартольди сопоставим с Томазо Альбинони и Антонио Вивальди.

Двадцатилетний Мендельсон-Бартольди возвращает к жизни величайшие творения Иоганна Себастьяна Баха, включая знаменитые «Страсти по Матфею».

Первоисточник органной музыки Мендельсона-Бартольди надо искать не только в произведениях Иоганна Себастьяна Баха, но и в творчестве Карла Баха, т.е. так называемого «берлинского» Баха. Именно Берлин соединяет обоих композиторов в одну музыкальную школу.

Мендельсон-Бартольди – всеохватывающий лирик: и лирический Иоганн Себастьян Бах, и лирический Людвиг ван Бетховен!

Личность Мендельсона-Бартольди по-гётовски интеллектуальна и по-моцартовски эмоциональна.

Мендельсон-Бартольди воспринимает светлую лирику от своего учителя Карла Фридриха Цельтера, написавшего свыше 200 песен.

В ораториях Мендельсона-Бартольди совмещаются  героический Бетховен и лирический Шуберт. Через несколько десятилетий этот синтез возродится в симфониях Густава Малера.

Нельзя не заметить, что музыка Мендельсона-Бартольди стилистически чистая, чего нельзя сказать о произведениях Людвига ван Бетховена.

Оратории «Святой Павел» и «Святой Илия» Мендельсона-Бартольди и живописное полотно «Мессия» Александра Иванова принадлежат к разным национальным культурам и разным вероучениям, но они в равной мере насыщены могучим религиозным духом!

Нужно иметь высочайшую технику игры на фортепиано, чтобы успешно исполнять Фантазию фа-диез минор Феликса Мендельсона- Бартольди и фантазию «Исламей» Милия Балакирева. Первая из этих пьес – это эмоционально-выразительный романтизм, вторая – образно-изобразительный реализм.

80. Фредерик Шопен создаёт музыку Божественной красоты!

Над музыкой Шопена сияет звезда любви и нежности.

Музыка Шопена льётся таинственным лунным светом.
 
Музыка Шопена – это пленительный летний день и внезапно разыгравшаяся очистительная буря.

Музыка Шопена целомудренна, как белая сирень.

Из-под пальцев Шопена рождается музыка с ароматом роз.

Мелодии Шопена – это нежные фиалки.

Кто в музыке Шопена не слышит благоговейного восторга перед красотой Божьего мира, тот не понимает её.

Фредерик Шопен – волшебник лирических мелодий.

Чтобы писать такие проникновенные лирические мелодии, какие создаёт Шопен, нужно иметь нежное сердце.

Музыка Шопена – это цветы юношеской любви в траурных лентах.

Мелодии Шопена – женственные, изысканно-утончённые.

Шопен – рыцарь с женским сердцем. Он творит музыку и героическую, и нежную.

Шопен – композитор душевного благородства: его музыка взывает к человеческому достоинству и чести.

Шопена захватывают волнения души, после чего он погружается в глубокие раздумья.

Шопен – вдохновенный поэт, далёкий от житейской повседневности.

Фредерик Шопен – европейский романтик с польскими корнями.

Шопен обречён на вечное одиночество. Не потому ли это происходит, что у него не одна, а две родины: Польша – по материнской линии и Франция – по отцовской?

В замечательных музыкальных картинах Шопен рисует героическую историю Польши!

Шопен польским народным мелодиям придаёт французскую изысканность.

Шопен носит на груди медальон с образом милой Польши.

Шопен покоряет ласковыми и нежными мелодиями, посвящёнными далёкой возлюбленной.

Представьте себе картину: тёплый летний вечер, из окон дома доносятся звуки рояля, которые пробуждают воспоминания о прошлом и вселяют надежду на счастье, - всё это романтическая музыка Шопена.

Музыка Шопена проникнута ностальгией о великой Польше и её славной истории.

Не исключено, что Фредерик Шопен воспринимает изящество и красоту музыки Вольфганга Амадея Моцарта от его сына Франца Ксавера Моцарта, тридцать лет живущего на территории австрийской Польши.

Насколько сентиментальна музыка Шопена, можно понять, соотнеся её с романами его любимой женщины, Жорж Санд, с операми обожаемого им Винченцо Беллини.

Шопен по-весеннему взволнован, Роберт Шуман по-летнему радостен.

Шопен – вдохновенный поэт, Шуман – вдумчивый мастер. Шопен – более эмоциональный в сравнении с интеллектуальным Шуманом.

У Шопена каждый звук дышит поэзией, тогда, как Ференц Лист сочиняет немало ординарных произведений. В этом заключается различие их музыкального дарования.
 
Как в жизни, так и в музыке Шопен – меланхолик, его друг Лист – демоническая личность.

Поставьте рядом Шопена и Генрика Венявского: Шопен – польско-французский композитор, Венявский – польский. Красота музыки того и другого – несомненна.

Музыка Шопена и Антония Аренского личностная, психологически тонкая.

Польские интонации Шопена преломляются в музыке Аренского и Александра Скрябина.

Шопен и Сергей Рахманинов – музыканты с возвышенным строем мыслей.

У Шопена и Рахманинова – балладная лирика.
 
В трагедийной лирике Шопена и Рахманинова особенно выразительна таинственная грусть.

Ищите начало импрессионизма в Этюдах Шопена: нередко в них воплощается красота природы. Не потому ли Клод Дебюсси собственные Этюды посвящает гениальному Шопену?


Рецензии