Реплика N17

                ПРОЖЕКТЕРСТВО.
про-же;кт. 1. устар. то же, что проект; план на будущее.
2. разг. ирон. несерьёзный, ненужный, или несбыточный, неосуществимый, беспочвенный, неосновательный замысел, проект.

Социальное прожектерство в крови человека. Если есть литературный дар – он пишет фантастические романы, а если такого дара нет – «политические прожекты».

Например:
"Только при таких условиях появляется общество, где все средства производства работают на благо общества, а средства потребления необходимые как для развития общества, так и каждого его члена, принадлежат гражданам по факту их труда на благо общества по результатам своей квалификации на рабочем месте в экономике страны!
Такая зависимость жизни граждан от результатов их квалификации на рабочем месте и от отношения к своим согражданам заставит каждого учиться и повышать квалификацию, быть честным и трудолюбивым, поддерживать порядок и чистоту, ибо за нарушение такого социального закона и порядка последует незамедлительная кара их соотечественников и сослуживцев, сплочённых единой целью своего благополучия и процветания для улучшения своего морально-нравственного и физического здоровья, нормального эволюционного и интеллектуально-духовного развития!»

Не станем придираться к стилю изложения - ясно и так, что эмоции захлестывали человека, когда он это писал, тут уж не до отделки фраз.

Беда этого прожекта, как и многих других прекраснодушных идей, заключается в совершенном незнании природы человека!

Все они прожектеры прекрасные люди. Все желают лучшего для человека и во имя этого лучшего готовы сломать человека реального, исторического! Понимают, что без карательных органов нельзя в обозримой перспективе переделать человека на свой лад.

Николай Бухарин, этот теоретик марксизма, писал в своей работе «Экономика переходного периода»:  «...пролетарское принуждение во всех формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как парадоксально это не звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи».

Такова практика реализации любого социального прожекта, не учитывающего природу исторического человека. Добавьте к этому нетерпение в получение задуманных плодов!

Чтобы закрыть этот исторический экскурс, замечу, что Сталин в отличие от теоретиков мыслил прагматично: имея на руках разрушенную войной деревенскую и деревянную во всех отношениях территорию, доставшеюся в наследство от бывшей империи, он сосредоточился на индустриализации.

Единственный ресурс, которым он обладал: это были сокровища церквей и народ, привыкший к  тяжелому, изнурительному труду.

Из народа были построены фаланги, или системы лагерей, где добывали золото для закупок современных технологий и оборудования, и этими же силами возводились заводы и фабрики.

Не  новый человек вырабатывался системой принуждения, а старым, прежним человеком создавалось новое экономическое  тело государства на костях и крови погибшей империи.

Остается напомнить предостережение нобелевского лауреата Альбера Камю: "Революция является только следствием метафизического бунта, следствием материализма, как религии масс. Анализируя революционные движения, мы увидим в них только ту же самую отчаянную и кровавую попытку утвердить человека наперекор тому, что его отрицает. А человека отрицает многое, если не большее, что есть в нём".

Современным прожектерам хорошо бы знать историю жизни Платона. Он, пожалуй, первый, кто  вздумал реализовать свой прожект в реальности.
См http://www.proza.ru/cgi-bin/login/page.pl
Прокопьевск. 2017 год. Сентябрь.


Рецензии