Вероника астрофизик 6. Дальше едем на автобусе

В Невинномысске группу практикантов поджидал старый служебный красный Икарус.  Сопровождающий группы подсчитывал входящих в автобус студентов, вглядываясь в их лица.  Пропустив всех вперёд, я вошёл последним.

- Выглядишь ты не очень бодро!  Видимо на третей полке без матраса и подушки некомфортно спать? - подколол вопросом меня Анатолий Иванович.
- Бессонница старческая меня в конец замучила! - достойно отшутился я.
- Попробую для новобрачных отдельный номер с джакузи выбить!
- Да мы только … , - начал было я отнекиваться, но Анатолий меня перебил.
- Да ладно, ладно тебе, я же ещё не ослеп!  Всё прекрасно вижу!  Залезай!  Поехали!!!

                ***

В автобусе Анатолий Иванович попросил практикантов чтобы они заняли первые места, а не рассредотачивались по всему салону.  Это позволило сопровождающему группы прочитать вводную лекцию, а водителю немного подзаработать, подбирая по дороге "голосующих" попутчиков.

- Согласно учебному плану университета, у Вас должна быть летняя практика.  В этом году началась она уже с сегодняшнего дня!  Перед всем деканатом, я лично настоял на этом сроке, т.к. скоро нас ожидает довольно редкое астрономическое явление.
- Интересно какое? - услышал я свой внутренний голос.
- Интересно какое? - несколько человек в слух задали тот-же вопрос.
- Для тех кто в танке или на бронепоезде, сообщаю, что 11-го августа 1999 года, т.е. через 4 дня, в южных широтах будет наблюдаться почти полное солнечное затмение.  Мы едем его наблюдать с помощью радиотелескопа и фиксировать результаты измерений.

- О-о-о!  Ух ты! ... - автобус наполнился восторженными возгласами, кто-то даже зааплодировал.
- Дура, тупая и безмозглая! - одна сидящая рядом Вероника восприняла это вроде бы радостное известие не так как все нормальные люди, а сидела грустная с опущенной головой.
- Ты что, что-то забыла дома? - так получилось что я задал тот же вопрос, стараясь быть внимательным и тактичным.
- Ага, голову свою я дома забыла!  Как я могла не знать о предстоящем затмении? Оно же у нас бывает так редко!

Анатолий Иванович продолжал, - Вам очень повезло, что вы в своей жизни, хотя бы один раз, если сейчас "не провороните", то увидите частичное солнечное затмение.  Явление хоть и имеет свой период, так называемый сарос, равный 18-ти годам, но, в одних и тех же широтах, случается не регулярно, и очень и очень редко.  Вам нужно будет изучить и подготовить аппаратуру радиотелескопа, настроить его средства анализа и записи данных.

- Радиотелескоп РАТАН-600.  Название расшифровывается как радиоастрономический телескоп Академии наук.  Это крупнейший в мире радиотелескоп с диаметром рефлекторного зеркала около 600 метров.  Разрешающая способность чуть хуже одной угловой секунды.  Находится на высоте почти 1000 метров над уровнем моря ...

                ***

Вероника достала и принялась записывать состав и характеристики радиотелескопа в тетрадку.

Я отодвинул шторку и посмотрел в окно.  Пейзаж радовал глаз и сердце.  На равнине, по которой пролегала узкая разбитая асфальтированная дорога, паслись черные, в крупных белых пятнах, как зимний военный камуфляж, коровы.

Вдали поднимались величественные горы.  Созерцая их, мои мысли понесли меня в даль и глубь структуры мироздания.  Очередной раз я вспомнил, что хоть и стала общепризнанной теория рождения нашей Вселенной при Большом Взрыве, нет единого мнения на вопрос: откуда взялось столько много материи?!  Из этого, "сваренного" в первую фемтосекунду времени вещества, состоит наша Солнечная Система.  Мы — только крошечная часть нашей галактики Млечный Путь, в которой порядка 100 миллиардов звезд подобных нашему Солнцу.

А вся Вселенная?  Она, в свою очередь, состоит из миллионов галактик подобной нашей.  Расстояния даже до ближайших звёзд столь огромны, лететь даже к ним так долго, что моя жизнь, словно травинка на футбольном поле пространства: коротка и незаметна на общем фоне событий времени эволюции.

                ***

Проснулся я от сильного удара головой об стекло окна автобуса, который качнуло на глубокой выбоине в покрытии дороги.  Вероника смочила свою руку минералкой из пластиковой бутылки и потёрла вздувающуюся шишку на моём лбу.

- У кошки боли, у собачки боли, у Коленьки не боли! - с улыбкой, нежностью и добротой в голосе произнесла она детский заговор.  Практиканты заржали как табун диких лошадей.

- Обошлось без жертв! - подвёл финальную черту под ситуацией Анатолий Иванович, - Продолжаем!  Также вы будете работать на телескопе БТА.  Название расшифровывается как Большой Телескоп Азимутальный.  Диаметр параболического монолитного зеркала 6 метров, высота установки 2000 метров над уровнем моря, разрешающая способность лучше одной угловой секунды ...

Я посмотрел в конспект Вероники.  Большие приплюснутые цифры и мелкие вытянутые буквы, с длинными хвостами, с сильным, необычным наклоном влево, вылетали из под авторучки в её левой руке, прижатой большим пальцем к кулаку, частенько выходя за красные поля.  Зрелище завораживало мой глаз и сознание.

                ***

Как далеко простираются границы знаний и интересов человека, от дальних галактик, расположенных на расстояниях более миллиона световых лет, до объектов микромира, порядка 10 в минус восемнадцатой степени метра.  Процессов, разыгрывающихся за время порядка 10 в минус двадцать второй степени секунды.

Упомянутый диапазон расстояний составляет 180-значное число.  Если его написать в тетрадке, конечно не таким странным почерком как у Вероники, то цифры покроют весь лист.

Для полётов в космос, на огромные расстояния, строятся высокотехнологичные сложные мощные ракеты.  И для того чтобы заглянуть внутрь вещества, на сверхмалые расстояния, необходим большой ускоритель элементарных частиц, размером с несколько многоэтажных жилых домов.  Так видимо было угодно Высшему Создателю.

                ***

Меня нежно толкнули.  Я проснулся на плече у Вероники.  Мотор у автобуса был заглушен, слышались шаги по проходу.  Я понял что мы уже на месте.

Неохотно отстранившись от мягкого девичьего тела, я увидел потёки своих слюней на блузке у Вероники.  (Есть у меня такая особенность организма: если я сильно расслабляюсь, например, глубоко беззаботно сплю, то происходит неконтролируемое обильное слюновыделение.)

- Не могла меня хорошенько локтем толкнуть?  Думаю ты понимаешь что это я не нарочно!
- Ты так сладко спал, у меня рука не поднялась тебя разбудить!  Ничего страшного, все будут думать что это я нечаянно водой облилась.

Все вышли из автобуса, сложили рюкзаки и сумки в одну большую кучу и стояли рядом.  Я попросил у Вероники воды.  Запрокинув в рот пластиковую полторашку минералки, в тот момент когда никто на меня не смотрел, я нарочно облился водой и закричал:

- Всё хватит, закончили игру, ничья!
- Хорошо,  закончили, в расчёте! - сказала Вероника, подмигнула и заулыбалась, тем самым дав мне знать,  что инцидент понят и исчерпан.


Рецензии