Чернокнижница

         Этот рассказ моей бабушки Ирины Фёдоровны Резниковой я не раз слышала и маленькой девочкой, и взрослым человеком. Вспоминая его в различных жизненных ситуациях, она находила подтверждение скупым предсказаниям чернокнижницы, которые однажды ей  пришлось узнать.
          Дело было после войны. Летний день клонился к вечеру.  Как всегда в это время соседки варили незамысловатую еду  на коптящих керосинках во дворе, чтобы не париться дома и, заодно, общались между собой. Бабушка, ещё молодая женщина, тоже что-то готовила, когда с улицы зашли три цыганки. Одна из них сразу обратилась к ней с предложением погадать. «Не надо!» –  твёрдо отказалась бабушка. «Давай, тебе погадаю, красавица! Судьбу предскажу…» – не отставала черноглазая гостья. Попытки отбиться от её натиска не удались. «Прилипла, как банный лист…»,  возмущалась, позднее, бабуля.
          «Всю правду скажу, ты не сомневайся, вспоминать меня будешь. Я ведь чернокнижница, перемены  в твоей жизни вижу, послушай…» – нараспев твердила цыганка. Обречённо махнув рукой, бабуля услышала следующее.
             «Скоро  уедешь ты отсюда в тёплые края, на юг. Мужа пошлют по работе. Там – пострадаешь из-за него. Может быть и  помрёшь… Если выживешь,  снова сюда вернётесь, в этот двор. Здесь  поживёте, а потом  переберётесь за город, там  дом построите. Долго в нём жить будете, а помрёшь ты не в том доме. Опять в  центр переедите, в квартиру», и назвала  год её смерти, тем самым,  запрограммировав  всю жизнь!
             Выслушала бабуля её рассказ с некоторой досадой, ведь про смерть сказала, но особо не расстроилась, а лишь  укорила себя, что не смогла отделаться от навязчивой аферистки.  А цыганка, спросив платок за свою услугу, не унималась!  «Давай скажу, как тебе поберечься, только позолоти ручку немного…» Но бабушка уже не хотела продолжать общение, тем более, что денег у неё не было. Сняла с головы платок, отдала чернокнижнице и всё.
            Прошло немного времени, и слова цыганки стали сбываться. Дедушка, (он служил офицером в Кировском райотделе милиции), сообщил, что его посылают в командировку в Бессарабию, в город Белгород-Днестровский (бывший   Аккерман). Это город – со сложной исторической судьбой, нуждался в грамотных  кадрах, для помощи  в послевоенном  восстановлении правопорядка, промышленности, общественной жизни. Дедушка уезжал в срочном порядке, а бабушке, уладив дела, пришлось следовать за ним.
            Переезд был трудным и даже опасным. Длительность командировки точно не оговаривалась – год или два? Поэтому бабуля везла с собой  одежду, посуду, постель, швейную машинку и другие необходимые  вещи. Купить в то время всё это было  трудно, да и денег не было лишних. Жили очень скромно.
           Дорога в  товарном железнодорожном вагоне растянулась на несколько дней и ночей. На полустанках и станциях крутилось много всякой шпаны и подозрительных личностей. С  узлами и коробками, почти  без еды и сна, измученная она прибыла в Белгород-Днестровский .
          Город понравился. Он  живописно раскинулся на правом высоком берегу Днестровского лимана. Жили на квартире в частном доме. Дедушка сутками пропадал на работе, бабуля занималась по хозяйству. В домах у всех было полно тараканов и мышей, она принялась их выводить. А соседки смеялись: «Да какая тебе разница! Подумаешь, беда, тараканы!» Тараканы спокойно гуляли по столам, полкам, по посуде и т.д. Сготовив обед, бабуля обвязывала кастрюли тряпками, чтобы тараканы не залезли в пищу. Наблюдая за её действиями, дивились соседки такой брезгливости. Думали – воображает из себя принцессу, решили испытать её.
          Сварила она большую кастрюлю мясных щей (в этом была  мастерица!), крепко-накрепко обвязала тряпицей и принялась за другие дела, выйдя во двор.  Замков ни у кого не было, передвижение по двору и домам, ютившимся по кругу,  оставалось свободным. Собрали  женщины в банку рыжих тараканов и бросили их в горячие бабушкины щи, опять аккуратно обвязав  тряпицей. И уселись поджидать во дворе, надеясь посмеяться над «весёлым» экспериментом.
          «Захотела я пообедать, – вспоминала бабушка, – открыла кастрюлю, а там – видимо-невидимо распластавшихся  крылатых «прусаков»!  Меня чуть не стошнило от ужаса! Схватила кастрюлю – и бегом мимо «организаторов представления» прямо к помойке. Всё туда и выплеснула, вместе с мясом!» Таким поворотом дела зрительницы были обескуражены, даже обижены и возмущены. Что же за глупость такая! Из-за каких-то тараканов лишиться такой вкусной и ароматной еды!  «Ну, и чудная!» – решили они, однако, смирились с бабушкиными правилами  и даже стали её уважать.
       Однажды дедушка предупредил, что намечается праздник, застолье, куда начальствующий состав приглашён  с жёнами. Не сразу бабуля согласилась, ведь вина она никогда не пила, не хотелось быть «белой вороной». Но других поводов для отказа  не было, потому, вместе с дедушкой пришла на вечеринку.
       Уже после неё, смогла сделать правильные выводы. Оказалось, дедушке симпатизировала одна вольнонаёмная,  работавшая вместе с ним. Она-то и решила извести бабушку со света, чтобы дедушка стал свободным,  и  его легче было  окрутить. После войны мужчин было мало, а он – серьёзный, не пьёт, не курит, при должности…, то, что надо.
       На празднике было хорошее угощение, вино виноградное – в кувшинах, чача – в бутылках. Налили, кому чего, провозглашают тост. А бабуля не берёт свою рюмку – никогда спиртного не пила. Без него была весёлой и жизнерадостной, прекрасно пела русские и украинские песни, сплясать могла. Тут к ней и подоспела дедушкина сослуживица, стала её уговаривать, да увещевать, что хоть глоточек надо выпить этого вкусного винца, что нельзя от коллектива отрываться и т.д. Никак не отходит, без стыда и совести суёт в руку бабушке рюмку. Гости  начали обращать внимание на них, даже неудобно стало. Взяла бабуля  из её рук  рюмку, но не сделала ни глотка, только поднесла к губам и поставила на место.
       Дома  почувствовала себя плохо. Наутро еле поднялась с постели – ноги, как будто окаменели, ходить не могла. Пришлось снова лечь.  Ноги  стали пухнуть. Лежит она,  думает, что случилось?  Понять  не может.  Страх  какой-то напал, сердце мечется, сил совсем нет!  Хозяйка к ней заглянула, что, мол, случилось? Заболела? Ну, отдохни… Вызвали врача,  он сделал  укол, но к вечеру стало хуже. Обе ноги  посинели, раздулись,  опухоль поднялась уже до колен.  Ночью  мучили кошмары, сна не было, дышать становилось трудно.
        Утром зашла хозяйка. Узнав, что ей не лучше, побежала за соседкой. Вернулись вместе. Всё расспросили о прошедшем  застолье, головами покачали и решили, что помочь  сможет только одна Агафья Климовна.  А ноги уже полностью превратились в тяжёлые неподвижные «брёвна».  «Поднимется опухоль до сердца и задушит меня», – почти равнодушно думала бабуля, вспоминая слова чернокнижницы.
         Вскоре на пороге комнаты появилась удивительное создание – маленькая, хрупкая старушка. «Божий одуванчик» с удивительно внимательными, добрыми глазами. Взглянув на лежащую бабушку, всплеснула руками: «Ах, ты моя милая! Ах, как ты страдаешь! Ведь тебе на смерть сделали…»  Осмотрев бабушку, пообещала помочь. «Хорошо, что ты рюмку только к губам поднесла, если бы хоть маленький глоточек  проглотила, я ничего бы сделать не сумела», – откровенно призналась ведунья.  Спросив яйцо, она стала обкатывать им бабушку с ног до головы, тихонько нашёптывая молитвы, обращаясь к высшим силам с просьбой об исцелении. Сразу после окончания сеанса бабушке стало легче дышать. Не взяв за лечение ничего, Агафья Климовна рассказала, что нужно сделать с использованным яйцом и обещала прийти на следующий день. «Кто же моей смерти желал, Агафья Климовна?  – поинтересовалась бабушка. Не хотела старушка отвечать, но потом точно описала внешность той женщины, которая угощала  вином.
         Сеанс повторился, отёк с ног постепенно  исчез, и бабуля почувствовала себя почти здоровой.  Появился аппетит, встала с постели, уже могла делать домашние дела. Организм взялся за силу, слава Богу! Она очень хотела отблагодарить свою спасительницу, но не могла её найти. След её потерялся... Всю жизнь  с благодарностью вспоминала чудесную целительницу и говорила о ней добрые слова. С  «отравительницей»  тоже разговор состоялся. Бабушка была женщиной прямой и смелой – постыдила  её как следует! А та смеётся в ответ – да и только! Ни слова не ответила.
         Действительно, после Бессарабии они  жили в прежней квартире на ул. Цыганской (Кутяковой). 1955 году, выйдя на пенсию, дедушка взял участок под строительство  дома в пос. Поливановка, где свежий воздух и родниковая вода. Надоел пыльный и шумный центр города, скученность и неустроенность жактовского жилья.
          В своём доме прожили они 20 лет. Когда  тяжело стало обходиться без удобств из-за возраста, продали его. Купили   кооперативную квартиру в центре, где  и умерла бабуля,  достигнув возраста, указанного цыганкой. До  самого конца  она помнила о  предсказаниях чернокнижницы и верила им.

               


Рецензии
Типичный рассказ о влиянии внушения на психику человека, предопределяя его действия и создавая иллюзию исполнения пророчества. Всего доброго!

Роман Заблудший   24.11.2020 09:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Роман, за прочтение и добрый отклик! Желаю красивой зимы и вдохновения!

Наталия Тремасова   02.12.2020 12:51   Заявить о нарушении
Благодарю, взаимно!

Роман Заблудший   02.12.2020 12:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.