Всегда носить Христа в своем сердце

 
"ВСЕГДА НОСИТЬ ХРИСТА В СВОЕМ СЕРДЦЕ"


(Фрагменты из  писем и статей княжны императорской крови Татианы, в замужестве – княгини Татьяны Константиновны Багратион-Мухранской, с 1951 года – игуменьи Тамары (1890 –1979; урожд. Романова), служившей на Елеонской горе в Иерусaлиме).


С детских лет  княжна Татиана   интересовалась  жизнью церкви и монастырей. Крестным отцом  княжны Татианы был великий князь Сергей  Александрович. Жизнь княжеской семьи всецело была проникнута христианским духом. В семье исповедовали православную веру, благородство и высокие чувства. Все ее члены любили читать духовные книги, торжественно отмечать главные религиозные праздники, а также дни именин. Во дворцах, где проживала княжеская семья, были устроены домовые церкви. Как и все дети в семье Романовых, княжна Татиана была религиозной и уже в подростковом возрасте интересовалась монашеством, о чем вспоминала ее младшая сестра – княжна императорской крови Вера. Великий князь устраивал маленьким детям чтения с комментариями Закона Божиего и житий тех святых, чьи имена носили дети. Они учили наизусть православные молитвы и Символ веры. Для юной княжны Татианы посещение богослужений в дворцовой церкви или в монастырях всегда было праздником. Отец требовал, чтобы дети знали наизусть тропари двунадесятых праздников и читали их в положенные дни. Он запрещал своим чадам опаздывать на службу в церковь.По воспоминаниям князя Гавриила Константиновича, в одной из дворцовых комнат , в которой жила княжна Татиана, висел список с  образа Феодоровской Божьей Матери. «Татьяна заметила, вспоминал ее брат Гавриил, что молитвы, творимые перед этим образом, бывают услышаны и исполнены». В одиннадцатилетнем возрасте княжня Татиана    вместе с братьями жила в Калужской губернии и часто бывала в Оптиной Пустыни и Шамордино. Ее отец великий князь Константин Константинович заботился о том, чтобы его дети знали и воочию видели знаменитые русские святыни, известные монастыри и церкви. В 1908 году княжна Татиана вместе со всей семьей совершила большое путешествие по Волге с целью «осмотра русских древностей.

В 1911 году княжна Татиана  вышла замуж и стала супругой князя Константина Александровича Багратион-Мухранского (1889–1915), убитого во время Первой мировой войны (1915). От этого брака княгиня Татьяна Константиновна имела детей:  Теймураза  и  Наталию. В 1914–1915 годах после потери трех близких людей княгиня  всю свою любовь решила посвятить Богу и детям. Она много ездила по монастырям, где встречалась со старцами и игуменьями. Рядом с ней была и  дорогая ее сердцу монахиня Гавриила (Беляевой).  После пребывания в Оптиной пустыни и проведенных там духовных бесед с известными в то время проповедниками она ежедневно обращалась к поучению Оптинских старцев. Она  повторяла в уме их поучительную молитву и сама училась молиться по четкам. Оптинские старцы являли для княгини  пример того, как правильно и по-христиански относиться к смерти близких людей, к многочисленным скорбям и искушениям. 

После событий 1917 года в России вдове Татьяне Константиновне пришлось эмигрировать с двумя детьми  на Запад, в Швейцарию. На чужбине в горестные минуты Татьяна Константиновна всегда вспоминала слова сочувствия и поддержки со стороны академика А.Ф. Кони, однажды после смерти ее отца навестившего княгиню: «…Конечно, Вы всегда носите в сердце Христа, как Ваш отец всегда Его носил..». При одной этой мысли «всегда носить в сердце Христа»  княгиня «в минуты жизни трудные», когда наваливалось на нее новое горе, поднимала  рано поседевшую голову, расправляла согбенные плечи, осеняла себя крестом, молилась перед иконами, по-христиански оценивала все жизненные ситуации, казавшуюся ей  почти неразрешимыми. Княгиня выполняла в Женеве функции церковного старосты Крестовоздвиженского кафедрального собора. После проповедей протоиерея Сергия (Орлова) и вдумчивого чтения духовной литературы княгиня  сознавала, что вся совокупность тех невзгод, печалей, потерь и всяких трудностей в эмигрантской жизни и образовали, то есть «срубили» ей своеобразный «жизненный крест». И этот крест  надо было добровольно и безропотно нести  к «своей Голгофе».

Везде и всегда, когда у Татьяны Константиновны были тяжелейшие моменты в жизни, она черпала силы в покаянии, исповеди, причащении Святых Тайн и чтении духовной литературы. Духовное чтение помогало Татьяне Константиновне достойно преодолевать все выпадавшие на ее жизнь невзгоды. Чтение книг наполняло духовной жизнерадостностью и любовью к молитвам, питало княгиню надеждой на Божие милосердие и Его заботу о ней и ее подрастающих детях.

После всего пережитого в России и на чужбине Татьяну Константиновну стали интересовать только воспитание в православной вере детей, духовное чтение, дела православной церкви и благотворительная помощь общине Крестовоздвиженского кафедрального собора в Женеве.

Спустя более двух десятилетий пребывания в эмиграции княгиня Татьяна Константиновна приняла в 1946 году в Женеве монашеский постриг с именем Тамара и переселилась в том же году на Святую Землю. Здесь она начала монашескую жизнь в Гефсимании, а в 1951 году продолжила ее на Елеонской горе в Иерусалиме. Став игуменьей Свято-Вознесенского монастыря, она многие годы управляла им и скончалась в этой обители в 1979 году.

Написанные княжною, княгиней и игуменьей в разные годы статьи и письма* позволяют приподнять завесу над глубоким духовным миром этой, пожалуй, самой известной русской игуменьи XX века на Святой Земле, каковою была матушка Тамара.
________________________________
* См. раздел писем в кн.: Княжна императорской крови Татьяна Константиновна (1890†1979): Биография и документы /Сост.Т.А. Лобашкова. – М., 2015,



Фрагменты  из писем и статей.

Благодарю тебя сердечно за твое милое  трогательное письмо. Я плакала, когда читала твое описание, как Костя* зарыдал по Дяде Сергее**. Ты говоришь "бедный Д[ядя] Сергей", но у меня  ни разу не мог повернуться язык так сказать. Он ведь теперь у Бога. И по всему видно, что мне говорили, и по разн[ым] снам, котор[ые] видели мне такое чувство, что он принял конец мученический.
________________________________
* Брат княжны Татианы – князь императорской крови  Константин Константинович (1890–1918).

** "Дядя Сергей" – крестный отец княжны Татианы, великий князь Сергей Александрович (1905 –1905). Убит 4 февраля 1905 года.

(Из письма   от 24 марта 1905 года  брату – князю императорской крови  Иоанну Константиновичу; 1886 –1918)



*           *            *

Около 7-го янв[аря]   некоторые фабрики закрылись и стали  требовать себе рзные льготы, что было правильно. Потом стали они требовать, чтобы и другие фабрики и заводы последовали  их примеру и многим, которые и хотели продолжать  свои работы, пришлось их  приостановить. К несчастью, в эту историю вмешались мошенники, которые стали под благовидными предлогами  возмущать народ, как, например, св[ященник] Гапон. Это страшный фанатик и очень недобросовестн[ый человек. Вся толпа по предводительством его пошли к З[имнему] дворцу, чтобы подать Государю прошение. П[отому] ч[то] к ним примешались революционеры, пришлось прибегнуть к помощи войск; войскам было велено стрелять в толпу, что и произошло.

(Из письма княжны Татианы  от 7 января  1905 года  брату Иоанну)



*           *            *

 ...В Борках мы проезжали в 8 ч[асов] вечера, было как ночью темно. Папа просил остановить поезд, чтобы показать церковь Мама. Мы в это время как раз сидели все вместе, как вдруг при тихом ходе поезда ночь оглашается чудным колокольным звоном. Было так хорошо, как-то таинственно. Я едва осталась в вагоне, когда все наши  пошли в церковь, и села у раскрытой двери. Была теплая лунная ночь, луна совсем бледная, так что звезды были все видны внизу по дороге к церкви несколько слабо мерцающих фонарей. В промежуток между трезвоном, когда все точно утонуло в тишине, вдруг засвистал и несколько раз щелкнул соловей – но тут снова затрезвонили. Удивительно красивый звон этих колоколов. Так хорошо было!

(Из письма от  27 апреля 1911 года о путешествии   поездом    в  Крым второй дочери императора Николая II, великой княжне Татьяне Николаевне; 1897 –  1918).



*            *            *

... второго такого человека не найдешь*. Чудны его слова, приведенные в "Новом времени". На вопрос, что его состояние должно быть ужасным, находясь в ежеминутной опасности быть подверженным быть покушениям  он ответил, что смотрит на каждый новый день, как на последний, дарованный ему Богом и старается его употребить так, как свой последний день. Вечером же благодарит Бога, что еще один день мог прожить. Это прекрасный взгляд на жизнь.
________________________
* Княжна пишет о  П. А. Столыпине и  взгляде на жизнь после совершенного на него покушения 5 / 18 сентября в Киеве.
 (Из письма от  8 сентября 1911 года дочери императора Николая II, великой княжне Татьяне Николаевне (1897).



*           *            *

...в Стрельне освятили новую церковь в византийском стиле, которая вышла удивительно  уютна и красива. До сих пор у нас была  лишь походная церковь, иконостас которой и вошел в новую постоянную церковь. Накануне подымали крит и колокола   на звонницу. Было так симпатично слышать их первый малиновый перезвон. Освящение было торжественное.

(Из письма от  23 июля 1912 года дочери императора Николая II, великой княжне Татьяне Николаевне )



*            *            *

...Не правда ли, как интересна  эта Балканская война* ? Удивительно, что так скоро, в 3 недели о великой Турции, армии которой не знали, как и величать, ничего не осталось. Страшно интересно, как скоро кончится с Константинополем, как это будет и что потом сделают. <...>  Какое ликование всех христиан — когда крест подымут над Св. Софией! Не может  же быть, что в последнюю минуту славяне ослабеют.
_________________________
* Речь идет о Первой Балканской войне — войне Болгарии, Греции, Сербии и  Черногории    против Османской империи , начавшейся  25 сентября / 8 октября 1912 года  и продолжавшейся до 17 (30) мая 1913 года.   

(Из письма  от 30 октября 1912 года дочери императора Николая II, великой княжне Татьяне Николаевне)



*            *            *

Дорогая Теола*, вот что скажу тебе: мы увидимся  с Костей** , а ты с твоими самыми близкими не раньше,  как уйдем в вечную жизнь — но та жизнь именно вечная (cлово "вечная" выделено жирным шрифтом. — Примечание автора), потому что то (cлово "то" выделено жирным шрифтом. —Примечание автора),  что осталось нам с тобой, прожить сколько бы ни было, все же очень кратко, в сравнении с вечностью, и тяготение в ту неизбежную вечность и бессознательное понимание краткости жизни хоть и дает впечатление, будто это неправда, это горе  — будто Костю увижу, услышу, не то, что он пройдет, не то, что он поселится среди нас по-прежнему, но  придет как-то иначе, в возрождении души, что ли. <...>  Нет, я думаю так: близость вечности и сознание (cлово "сознание" "вечная" выделено жирным шрифтом. —Примечание автора) близости к  нему через Христа, если Бог даст —  ошибочно кажется мне близостью,  но Костя еще здесь, на земле.
_______________________
*"Теола" обращение  к тете, великой княгине Ольге Константиновне.
** Князь Константин Александрович Багратион-Мухранский, супруг княгини.
(Из письма от 22 июля 1915 года  великой княгине Ольге Константиновне)




*            *            *

...Утраты близких изменяют нас и, делая несчастными, с одной стороны, приближают  к отшедшим от нас, давая внутреннее счастие в сознании близости к Единому Истинному...

Из письма ( январь 1916 года )  Анатолию Федоровичу Кони  (1844–1927) – юристу, государственному деятелю, почетному академику Петербургской Академии Наук.




*            *            *

Я люблю читать духовные книги... <…> Они возвышают и утешают. Они развивают и воспитывают нравственно, и дают силы все терпеть, все переносить, покоряясь воле Божией».

(Из письма от 24  января 1917 года  дочери императора Николая II, великой княжне Татьяне Николаевне). 



*            *            *

...Из духовных книг я сейчас читаю две. <...> Они называются "Царский  путь креста Господня" + Амвросий Оптинский так говорил:" Путь креста Голгофского завершился воскресением Христа и Его славным вознесением, пусть креста человеческого завершением воскреснием духа и вечным царствованием со Христом", – другие письма митр[ополита] Филарета Московского к Е. В. Новосильцевой. Перед молитвой, ложась спать, ежедневно стараюсь читать одно начало от Евангелия и одно из Посланий. Лучшее место в Посланиях  – это места к Коринфенам 1 глава 13 стих 4 –10 о качествах любви. <...> Замечательная книга Иоанна Златоуста о воспитании детей, читаешь и удивляешься, неужели это не нынче написано..."
 
(Из письма от 26 июля 1917 года  дочери императора Николая II, великой княжне Татьяне Николаевне). 




*            *            *

Какое счастье, что мы можем черпать утешение и силу в покорности Воли Божией. Как жалки все те, которые этого не признают, которые ищут счастье в тленных радостях земли, а не в том, чтобы всегда носить Христа в своем сердце по словам молитвы: Вседержителю, Слово Отчее, Сам совершен Сын Иисусе Христе, многого ради милосердия Твоего никогда же  не отлучайся мене раба  Твоего, но всегда во мне почивай». Не правда ли, трогательные и утешительные слова. Это 2-я молитва из вечерних молитв. Знаешь ли ты ее? И неправда ли хорошо и радостно делается на душе, даже в минуту гложущей скорби при обращении ко Христу Спасителю нашему "неизглаголамиши воздыханьми"; когда всей душою предстоит перед Ним и столько-столько много накопилось всего,  о чем хотелось бы умолить Его, так много, что под конец просишь, чтобы Господь все это принял, все это разобрал, как Сердцеведец "сокровенная человеков яве предведый", потому что мне самому и не понять, чего именно мне нужно, и когда после такой молитвы неизреченная тишина настает на душе и  чувствуется легко, и видишь в этом, что услышана молитва. Да поможет Вам всем Христос в дни Его Рождества...
(Из письма от 3 декабря 1917 года  дочери императора Николая II, великой княжне Татьяне Николаевне). 



*            *            *

Посылая Вам великие испытания, Господь обещает Вам и великие милости. Вероятно, уже и теперь, переживая много  тяжелого внешнего, внутренння радость посещает Тебя. Напиши мне, если можно, чувствуете ли Вы это.

(Из письма от 14  января 1918 года  дочери императора Николая II, великой княжне Татьяне Николаевне).
 


*            *            *
…Когда мне бывает тяжело или уныло, то меня тянет почитать про Св. Серафима Саровского и когда стану читать его житие, то такая тишина, такая благодать наполняет душу и сам он делается столь близко, почти совсем не знаю Ветхого Завета, и, когда вдруг такие сильные места, поражаюсь, как можно этого не знать. Знаешь ли Ты Четьи – Минеи. Дяденька читает ежедневно и , судя по его кратким пересказам – это должно быть поразительно. Я знаю лишь некоторые жития, которые еще с детства полюбила, например, Сергия Радонежского, Филиппа Митрополита Московского – Серафима же Саровского перечитываю каждый раз с новым упоением по разным книгам. Он, т.е. преподобный Серафим, не вошел, понятно, в Четьи–Минеи Дмитрия Ростовского, но эта старая Четьи–Минеи  чудесна своим образцовым славянским языком.
На каком языке  читаешь ты Евангелие? Русский перевод меня расхолаживает, и я его употребляю лишь для изъяснения неясных мест.

(Из письма от 31  января 1918 года  дочери императора Николая II, великой княжне Татьяне Николаевне).



*            *            *

...Когда мне было 11 лет, мы проводили лето в деревне К[алужской] губ[ернии], и там в монастыре достали книжечку, разделенную на две части: поминание о здравии и поминание за упокой. Теперь, за столько лет, много имен дорогих живых и усопших набралось в этой моей книжечке. Усопшие есть и такие, котор[ых] я лично не знала, но полюбила их по жизнеописанию или даже по книге, ими написанной, к последним относится епископ Феофан Затворник и Филарет митр[ополит] Московский. Бывая у обедни, я отдаю эту книжечку, чтобы вынули часть за все эти имена людей и тут особенно приятно молиться в совокупности молитв живых и умерших, объединенных и омытых в пречистой крови Господней. Замечала ли ты, что когда за кого-нибудь молишься, что хотя и в разлуке находишься, но нравственно остаешься близок душе. И он так скоро отвечает на молитвы.

(Из письма от 14  января 1918 года  дочери императора Николая II, великой княжне Татьяне Николаевне). 



*            *            *

Я заставляю себя не привязываться к вещам и прямо иду на это. Одна из нянь говорила всегда: "все равно в гроб с собой не возьмешь   Лучше хранить и любить "сокровище необветшаемое".

(Из письма от  15 марта / апрель 1918 года  дочери императора Николая II, великой княжне Татьяне Николаевне ).



*            *            *

...Россия, Россия, когда же она воспрянет. Крепко верю, что это будет. Мы увязли в грехах, но где, в какой стране было и есть таки подвижников и угодников. "Умом Россию не понять, в Россию можно только верить".

(Из письма от  15 марта/ апрель 1918 года  дочери императора Николая II, великой княжне Татьяне Николаевне).



*            *            *

...Христос сказал: «дерзайте яко Аз победих мир», потому ничего теперь не страшно. Христос Воскрес, и потому ничего нет сильнее Его, никакие козни вражия. <…> ...Детям рассказывая и в церкви слушая о страданиях Христа, вот что мне казалось: Христа, Сына Божия иже ни единого греха сотвори пришедшего на землю исключительно, чтобы спасти и омыть людей от греха, принести Себя в жертву – бесчестили, заплевали, запугивали всячески, поругали о лжесвидетельствовании – чего с Ним только не делали, и он простил. Никакие человеческие страдания не могут сравниться с теми страданиями. Но, т. к. человек слаб, то Господь ценит и воздает за смиренно понесенное страдание – но все-таки, все бледнеет перед теми Страданиями, котор[ые] понес за нас же Господь Иисус Христос. И все, что теперь творится, бледнеет перед тем, что творилось тогда... 

(Из письма от  29 апреля/12 мая 1918 года  дочери императора Николая II, великой княжне Татьяне Николаевне). 



*            *            *

Когда полагаешься вполне на волю Божию, то ничто не может ни огорчить, ни устрашить. – Счастье не в окружающем, не в вещах, ни во всем том, что считается "счастьем", а лишь внутри нас, и этой благодати покойного  духа отнять человек не может. Я глубоко счастлива  в истинном смысле "глубины", и благодарю Бога за все.

(Из письма от 15  марта /  Апрель 1918 года  дочери императора Николая II, великой княжне Татьяне Николаевне). 



*            *            *

За столом Великая Княгиня Елизавета Феодоровна говорила в ответ на общий разговор, что ожидает на том свете усопшего:  «Души усопших в бездействии не бывают. Им от Бога назначается духовная деятельность, и они поднимаются от силы в силу. Так написано у Св. Отцов».
(Из статьи игуменьи Тамары "К столетию поэта К.Р. Только в отрывочных картинках, каким я помню отца (записки его старшей дочери)". – См.: Сборник памяти великого князя Константина Константиновича Поэта КР/ Под ред. А.А. Геринга. – Париж, 1962).



*            *            *
"...в жизни человека и страны первое – служение Богу. Как отдельный человек даст ответ Богу за поступки своей души, так и страна как свокупность их, ответит за деяния свои перед Богом. Для государства, для народа, для каждой души христианской единственный путь приобретения ценностей вечных, вечного спасения – личное совершенсвование. А все остальное мирское прикладывается, как необходимое к этому главному, основному.

<...>

Земной мир – явление преходящее, тленное. На землю Богом послана красота.

<...>

Все  нам дано   Богом и все, что бы мы не возвращали Богу, – крупицы, в сравнении  данных  Им нам благ. Но Богу угоден не сам дар, а наш огонь сердца, жар любви в подаянии. В уповании на Господа и на щедрость Его, поборов страх обеднения, жертвуя от всего сердца, обогащаешься и Господь восполняет этот дар любви преизбыточно".


Из статьи "Батюшка", опубликованной в брошюре «Пастырь добрый. Пятидесятилетие пастырского служения протопресвитера отца Сергия Орлова. – Женева: Издание Русского трудового Христианского движения, 1941».


*            *            *

...молитва самая крепкая помощь из всего, что существует на свете.

(Из письма от 12 октября 1943 года монахине Гаврииле (Анне Александровне Беляевой)) 

 


Рецензии