Я, Ты, Другой

Тезисы

Сначала человек видит себя как Другого (ощущение), затем - как Ты (восприятие), и только потом уже - как Я (представление).

1. Ощущение.
На первым этапе мир интенциональных объектов замещает реальность. В этом мире постепенно вычленяется неавтономная, отличная от остального часть: Другой. Другой - это я. Я неавтономен, я зависим, я неотделим от мира, мир существует отдельно, он мне не подчиняется. Младенчество, детство. Прошлое.

2. Восприятие.
Человек вступает в диалог с Другим, и этот Другой выступает для него как Ты. Я - это Ты. Перенося свои качества на Другого, мы сообщаем второму участнику диалога свои интенции. Другой становится интенциональным объектом, как все другие объекты в мире. При этом Другой не перестаёт быть Я, но Я как Ты, Я воспринимаемое, не представляемое. Юность. Настоящее.

3. Представление.
На третьем этапе происходит представление (конструирование) Я. Здесь уже можно говорить о личности как совокупности представлений Я в диалоге Ты и Другого. Зрелость. Будущее.

Три этапа недифференцированы во времени. Их продукты сосуществуют, в развитии и в гипостазированных фазах развития. В структуре гармоничной личности Я, Ты и Другой уравновешивают друг друга. Преобладание какого-то одного ведёт к патологиям и в перспективе - к разрушению личности.


2 сентября 2017 г.


Рецензии