Кн. 1 Том 3 Часть 6-2 Цер. Савруши

ОСТАТКИ  РАЗРУШЕННОЙ СТАРОЙ ЦЕРКОВЬ ДЕРЕВНИ САВРУШИ 
Panoramio.com

КНИГА 1 РОДОСЛОВНОЕ  ДРЕВО  СЕМЬИ  ДУДКО
ТОМ 3  АНАНИЙ  ИОАННОВИЧ  ПОКРОВСКИЙ
ЧАСТЬ   6-2   ЦЕРКВИ  САВРУШИ

Всё-таки давайте поищем какую-нибудь информацию о церквях Савруши.
   
Иеромонах Валентин (Коробов)  http://eparhia.orenburg.ru/ упоминает, что в селе Савруши была построена Фёдоровская церковь.

А вот ещё:

В  селе Савруша на средства землевладельца шталмейстера двора его императорского величества Петра Федоровича Дурасова была построена каменная церковь с колокольней. Приход церкви распространялся на деревни: Саловка и Николаевка.
 
Приходские училища преобразовывались в начальные народные училища.

В селе Григорьевка на средства прихожан была построена деревянная церковь с колокольней  и   1 октября 1876 г. было открыто земско - общественное училище.

Открыто начальное училище в с. Дмитриевке.

Было открыто мужское приходское училище в селе Савруши Сарбайской волости.

Ананий Ионнович был переведён в село Савруши 5 сентября 1971 года на священническое место.

И все эти новшества в части всеобщего образования и открытие приходского училищ в селе Савруши происходили уже в его бытность.

В Саврушенской слободе, в 1875 году в церковно-приходской школе учатся 10 мальчиков и 2 девочки.

В Савруше, в церковно-приходской школе учатся 12 мальчиков.

В селе Савруши в соответствии с расписанием городских и сельских приходов, церквей и причтов Самарской епархии, утверждённому 17 января 1976 года - IV, в Бугурусланском уезде действуют 22 церкви:

18)  Саврушинский приход – Трёхсвятительская церковь, 1 настоятель и 2 псаломщика.

61)  Саврушинский приход – Фёдоровская церковь, 1 настоятель и 1 псаломщик;
Приложение к епархиальным Самарским ведомостям № 12, 15 июня 1876 года.



Из истории села Савруха до революции 1917 года

lib2.podelise.ru

В начале XVIII века шло интенсивное освоение Заволжья. Для защиты от кочевников и оттеснения их в глубь степей в 1731 году приступили к строительству Криволукской, Сарбайской, Аманакской, саврушской и других слобод. Они заселялись служивым людом: отставными солдатами, инвалидами, казаками, переселенцами из Украины и центральных районов России. Место для Саврухи было выбрано удачно – в живописном уголке на плодородных землях, омываемых небольшой, но не замерзающей и зимой на быстринах речкой. Слобода получила название по имени этой речки. Дословно с чувашского переводится как «кругокрутка». Окрестности богаты лесами и озерами, обширными лугами и пастбищами.

Спискам населенных мест Самарской губернии» на 1859 год Саврушская слобода находилась в 1-м стане Бугурусланского уезда на правой стороне торгового тракта из города Бугуруслана в город Самару. Слобода находилась при реке Большой Кинель и речке Саврухе. От уездного города Бугуруслана она находилсь в пятидесяти верстах. В слободе было 423 двора с населением 2578 человек (1346 мужчин и 1532 женщин).

При разделении уездов на волости Саврушская слобода вошла в Сарбайскую волость. В1889 году в слободе было 689 дворов с населением 3891 человек (из них мужчин по последней переписи было1458).

Слобода была казенная (государственная). В ней проживали русские крестьяне, православные и раскольники (сектанты). В их пользовании находилось 14499 десятин земли. Население занималось в основном земледелием и рыболовством.

Для православных крестьян в слободе имелась церковь, а для раскольников – молитвенный дом. Церковь перестроена прихожанами в 1877 году, каменная с колокольней, холодная. Престол в честь трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Возводили ее всем миром, собирая по копейке и рублю. В1932 году церковь была разрушена большевиками. В конце трудных 90 –х годов XX века для возрождения и укрепления христианской веры церковь вновь была восстановлена на народные средства.

В день Святой Троицы в слободе устраивались ярмарки, на которые с товарами заглядывали бугурусланские и самарские купцы.
В Саврухе располагалась земская станция, имелись 4 водяные мельницы.


Священникам, в том числе и  Ананию Иоановичу приходилось не только самому участвовать в процессах обучения детей в церковно-приходских школах, но и обучаться самому.

 В Самарской духовной консистории были определены особо заслуженные  священники в качестве цензоров катихизических поучений. На специально назначаемых заслушиваниях о результатах проверки поданных цензорам записанных поучений, делались заключения и замечания по качеству поданных рукописей священниками церквей Саратовской епархии.

Катехизация (от греч . katechesis - поучение) — изучение человеком, готовящимся стать членом церкви основ христианской веры и вероучения церкви. Это вид церковного учительства.

Цензоры, проверяя катихизические поучения, написанные священниками, таким образом – контролировали уровень и качество читаемых этими священниками проповедей в церквях…


1873 год.  Самарская духовная консистория слушали рапорт цензора катихизических поучений священника Самарской Успенской церкви Григория Разумовского, от 11 марта с представлением им катахизических поучений следующих священников:...села Савруши Богурусланского уезда Анания Покровского (5 поучений)...
Самарские епрхиальные ведомости, часть официальная № 9, 1 мая 1973 года, стр. 183.

1875 год. Самарская духовная консистория слушали рапорт цензора катихизических поучений священника Самарского женского монастыря Георгия Третьякова от 27 марта с представлением прочитанных им 639 катихизических поручений, 63 лиц и отзывам о достоинствах этих поручений.

В этом отзыве прописано между прочим:

39) Поучения – (всего 9) священника села Савруши Бугурусланского уезда Анания Покровского, спора нет, хороши. Но, к сожалению – не свои.
Переписчик лучше знает, откуда он заимствовал свои поучения...
... Священникам... Ананию Покровскому рекомендовать приложить более усердия к составлению поучений и представлять на будущее время не менее десяти таковых…
Самарские епархианальные ведомости, часть официальная, № 10 15 мая 1975 года, стр. 219.

 1875 год. Самарская духовная консистория слушали рапорт цензора катихизических поучений священника Самарского женского монастыря Георгия Третьякова от 29 июля с представлением прочитанных им 281 катихизических поручений 26 священников, а именно… 9 поручений о молитве Господней священника села Савруши Богурусланского уезда Анания Покровского...
Казихизаторам… Ананию Покровскому  - объявить одобрение Епархиального начальства за старательный и полезный труд по составлению поучений.
Самарские епатриальхальные ведомости, часть официальная № 20, 15 октября 1875 года, стр. 452.

1876 год. Самарским епатриархальным начальством 26 июля священник села Савруши Бугуруславского уезда Ананий Покровский перемещён по прошению на священническое место в село ПРОНЬКИНО того же уезда.
Самарские епатриархальные ведомости, часть официальная, № 17, 1 сентября 1876 года, стр. 432.

1876 год. Священник Ананий Покровский переезжает со всем своим семейством, включающим дочь Антонину и трёх сыновей: Венедикта (1870 года рождения), Николая (1872 г.) и Константина (1873 г. рождения) в село Пронькино.



Рецензии