Розы и фонтаны
Москва
2017г.
РОЗЫ И ФОНТАНЫ
"Когда мы были молодые,
И чушь прекрасную несли,
Фонтаны били голубые
И розы алые цвели - из популярной песни
Москва. Середина прошлого века. 1951 год. Мы только что соскочили со студенческой скамьи. Впереди была целая жизнь с новыми знакомствами и новыми друзьями. На работу нам молодым специалистам надо было выходить первого сентября, и последнее свободное лето надо было провести с толком.
В студенческой жизни мы жили скудно, но весело. Как нынче говорят любили "прикалываться".
На производственной практике в городе Рыбинске нас поселили в полуразрушенном соборе, из которого местные власти сделали общежитие для приезжих. Питались мы всем "колхозом". Каждый раз, уходя на работу, оставляли дежурного "повара", который и должен был приготовить обед на весь "колхоз".
Как-то раз очередному повару сказали, что мясо надо обязательно мыть с мылом. Когда в обеденный перерыв мы вернулись в "общагу", этот рафинированный интеллигент все еще домывал фрагменты супового набора. В тот день мы опрометчиво "прикололи" сами себя: остались без обеда. Такое тоже бывает!
Таких "приколов" было много, на целый сборник юмористических рассказов. Фонтаны же били голубые и розы алые цвели!
А сейчас надо было серьезно подготовиться к последнему студенческому лету. Я, ощущая себя человеком бывалым, возложил на себя ответственность за своего младшего на два года двоюродного брата Феликса, и где-то раздобыл две путевки в дом отдыха для восстановления здоровья и расшатанных нервов после прохождения институтского курса наук, в особенности, сопромата и политэкономии развитого социализма.
Дом отдыха "Игуменка" был расположен на правом берегу верхнего течения Волги и представлял собой типовое сооружение для отдыха трудящихся в советское время. В палатах размещалось по трое персон, удобства были в коридоре, а для культурного времяпрепровождения была танцевальная площадка с помостом и раковиной для оркестрантов, которые дважды в неделю приезжали "подкалымить" из города.
Моим соседом оказался сорокалетний инженер Никаноров, а Феликса поселили в соседней палате. Инженер Никаноров оказался человеком занимательным и коммуникабельным, мы быстро подружились и он начал преподавать нам с Феликсом, как более старший и опытный товарищ, правила повеления в домах отдыха.
Брат мой был юношей симпатичным, чернобровым с матовым цветом лица и розоватым оттенком на скулах, с живыми карими глазами и легкой походкой. Нравились ему жизнерадостные, остроумные люди, да и сам он не прочь был пошутить. Был он в те годы худощав и выглядел очень изящно.
А в соседнем корпусе поселился будущий известный актер Игорь Кашинцев, который в те годы представлял собой излучающего оптимизм юношу с копной пшеничных вьющихся волос, очень подвижного, с обаятельной широкой улыбкой на запоминающимся лице. Он сразу стал обращать на себя внимание и легко дружиться с отдыхающим контингентом.
И вот наступил вечер, когда новая смена отдыхающих стала собираться на танцплощадке, где лучше всего знакомиться друг с другом.
Инженер Никаноров, уже успевший познакомиться с женской половиной отдыхающих, притащил в палату дамское платье, шляпку, сумочку и туфли на низком каблучке. Надели мы весь этот маскарад на моего братишку, подкрасили "ей" губки, назвали Аделью, выпили по полстакана портвейна "Три семерки" и отправились на танцы.
А там уже гремела "Рио-Рита" и к вновь прибывшим подошел симпатичный парень с обаятельной улыбкой и вовлек нашу Адель в быстрый фокстрот. Кавалер "ей" тоже пришелся по душе, она кокетничала с ним и опрометчиво приподнимала краешек платья, обнажая худые мальчишеские коленки. Но танцы на то и танцы, и обаятельный кавалер несколько раз сменил свою даму. Адель "приревновала" и ушла с танцплощадки.
На следующее утро расстроенный кавалер расспрашивал нас, куда пропала Адель. Мы рассказали ему, что Адель не выдержала мук ревности, сдала путевку и вернулась в Москву. Он долго и подозрительно присматривался к Феликсу, а когда понял всё, расхохотался и узы взаимной симпатии охватили сдружили нас на долгие годы.
Адель тоже попала под "прикол", На своем дне рождения в тарелке с супом она обн6аружила отвратительную зеленую помойную муху величиной с конского слепня. Конечно, это был муляж, подложенный Игорем, только что вернувшимся из Германии, где он работал в театре Западной группы войск Советской армии.
Но жизнь и время брали свое и молодые забавы, если и случались, то все реже и реже. Неудачливый повар стал профессором, доктором технических наук и главным редактором популярного технического издания. Научивший его мыть мылом суповые наборы стал начальником одного из производственных отделов Госплана СССР. "Адель" послужив в армии, стал инженером-металлургом и одним из профсоюзных лидеров в своей отрасли, и выезжал на места для вручения переходящих красных знамен трудовым коллективам - победителям в социалистическом соревновании.
А Игорь Кашинцев после окончания "Щуки" послужил во многих ведущих театрах страны, заслужил звание народного артиста России, был награжден орденами и показал нам более сорока персонажей на сцене и свыше девяноста в кино
Но это было потом. А тогда мы все еще продолжали свой прекрасный отдых в Игуменке. На правом берегу Волги был замечательный песчаный пляж, который обрамлялся реликтовыми низкорослыми соснами с нависшими над песком ветвями.
Мы переправлялись на тот берег вплавь, не умеющие плавать на подручных средствах. Инженер Никаноров лепил из мокрого песка скульптуры отдыхающих, а мы подтягивались на сосновых ветках как на турниках и перебирались с ветки на ветку как прародители человека. Пели хором шлягер тех неповторимых лет "Гвоздика алая, багряно пряная...." И в этих занятиях не было равных Игорю!
Потом ,уже позднее я ввел его в свой производственный коллектив и перезнакомил с молодежью КБ, где я трудился. Наша профсоюзная мама, Мария Владимировна Костина шефствовала над нами, организовывая выезды на природу и другие массовые мероприятия.
Сохранились фотографии, на которых Игорь находится внутри "кучи мала", над ним груда тел из полутора десятков человек. Сохранились фотографии, где мы с ним откапываем застрявшую в песке машину, на которой наша профсоюзная мама вывозила всю эту ораву для отдыха от непосильного труда.
А однажды Игорь, я и сын Марии Владимировны, ранней весной, в начале мая, отправились купаться в Бухту Радости и конечно все трое подхватили тяжелейшую фолликулярную ангину. Выжили все, но купаться в начале мая больше уже не рисковали.
Я никогда не был театральным или киношным фанатом, актерские сплетни меня не интересовали, и я никогда о них не расспрашивал Игоря, а он никогда не спрашивал ни меня, ни своих новых друзей, кто мы такие и чем занимаемся. Мы тоже очень ценили это, потому что никто из нас не имел права даже говорить о том, что мы работаем на оборонном предприятии. Подписку давали! И нам было крайне некомфортно, когда нас заставляли либо молчать, либо, подвирая собеседнику, уходить от таких вопросов. Игорь их никогда не задавал.
Уже в наше время, когда завеса секретности стала разумной, он знал чем я занимаюсь, но почему-то представлял меня окружающим как сподвижника Королева, хотя я с Сергеем Павловичем лично никогда не общался и только лишь раз мне пришлось сидеть бок о бок с ним на одном из мероприятий.
А потом время наших встреч вживую начало катастрофически сокращаться и нам приходилось все чаще и чаще браться за телефонную трубку. А происходило это потому, что мне все чаще приходилось уезжать из Москвы в длительные командировки, а Игорю на гастроли.
А когда мы оба оказывались в Москве, он был вечерами занят на спектаклях и концертах, а я днем на работе, с которой я не мог смыться без доклада начальнику и сослуживцам о месте своего пребывания. Это казалось мне унизительным и я предпочитал выезжать с предприятия только по служебным надобностям.
Но мы не забывали друг друга и хотя это было не так уж часто, но мы бывали на его концертах и юбилейных вечерах, а он бывал у нас на семейных праздниках.
Игорь был очень внимательным, светлым и чистым человеком. Он был далек от актерских сплетен и интриг, которыми полон артистический мир. Может быть, поэтому он уходил из нескольких театров и обосновался надолго лишь в театре имени Маяковского, который считал своим родным домом.
Игорь, по - моему, физиологически не знал ощущения зависти. Когда мне была присуждена Государственная премия он радовался больше меня. Я думаю, что также он относился и к своим сослуживцам по цеху.
Как-то на отдыхе у нас с женой состоялось мимолетное знакомство с Романом Мадяновым. Остались даже фотографии, которые он просил никому не показывать. Он был уже известным киноактером, поклонники, уже изрядно надоели ему и лишняя слава ему была уже не нужна. Мы так и поступили и кроме нас эти фотографии не видел.
А когда мы рассказали Игорю о своем знакомстве с Мадяновым, он с необыкновенной теплотой в голосе сказал: " А Ромашка..." и рассказал нам как Наташа Гундарева помогла ему в быту и профессии. Вот, пожалуй, это и был за все время нашей дружбы его единственный рассказ о своих товарищах по цеху.
Игорь был одаренным человеком. В разные годы вышло два сборника его стихов под общим названием "Желтый агат". Это были гражданские стихи! Мы ведь были современниками "шестидесятников", пережили и хрущевскую оттепель и брежневский застой и с энтузиазмом и надеждой восприняли приход новой власти.
Мы ошиблись! Пришедшие во власть не удержали ее. И вместо сильной, поистине демократической страны её народ получил развал образования, здравоохранения, отечественной космонавтики, культуры, которыми так гордилась Страна Советов. Что уж там говорить о сельском хозяйстве, промышленности и других отраслях народного хозяйства, зато приобрели чудовищную коррупцию и невиданный в советской стране криминал, а слово "демократия" приобрело какой- то не патриотический запашок.
Разочарование было сильнейшим. В наших разговорах и оценке происходящего все чаще и чаще стал проскальзывать дряблый пессимизм, а Игорь в своих последних стихах, датированных концом "лихих " и началом "нулевых" годов стал все больше уходить от событий и возвращаться в лиризм. А может быть снова для себя, "в стол". Я не знаю.
В то время в высоком руководстве витала очередная призрачная идея разгрузить центр столицы от автомобильных пробок путем построения Новой Москвы и вывода в нее правительственных учреждений.
На его последнем юбилее я прочитал стихи собственного сочинения:
Мы рады свидеться, мой друг!
Ведь не восполнит телефон
Живую речь, пожатье рук,
Воспоминаний светлых сон
Пора в стране ввести закон,
Обычай новый воспринять
Не с тем, что каждый был рожден
А с тем, что дожил поздравлять!
Ведь ты за вереницу лет
Там , где иные терпят крах
Оставил свой заметный след
В кино, на сцене и в стихах,
Решением народных слуг
Под жизнерадостный мотив
Столица дрейфует на юг,
Нас в маргиналов превратив.
Зато с тобой мы будем жить
В провинции глубокой впредь
Стихи писать, покой ценить
И уйму времени иметь!
Хотелось бы теперь одно -
Через десяток лет опять
Открыть в минувшее окно
И вспоминать и поздравлять.
Но вместе открыть в минувшее окно нам уже не удалось. Разбил его инсульт, из которого он сумел выбраться с частичной потерей крепкого здоровья. Я не дождавшись от него очередного звонка, позвонил ему сам и спросил: "Чего молчишь?" А он ответил мне, что плохо видит набор цифр. Мы с ним снова всласть наговорились.
А в декабре он вышел из дома подышать свежим воздухом и на улице упал... Создатель дал этому человеку легкий уход из жизни без мучений и страданий. Он, наверное не знает, что умер.
А мне все кажется, что вот-вот раздастся звонок и из трубки польется все тот же густо окрашенный басок: "Ну здравствуй, мой дорогой друг! Как у тебя дела? Как здоровье? Что
новенького?"
Но телефон молчит.
А где-то все еще бьют голубые фонтаны... И цветут где-то алые розы... И крутится Шарик!
И эти вечные фонтаны всегда будут голубыми, а розы алыми! Пока Шарик крутится!
Свидетельство о публикации №217090301691
Очень жаль, что "молодость — недостаток, который быстро проходит", это, кажется изречение Иоганна Гёте. И это правда. Но тем не менее , отрадно, когда в старости есть прекрасные, озаряющие душу вспоминания.
С наилучшими пожеланиями!
Полина Зборовская 07.11.2017 20:45 Заявить о нарушении