Сэмюэл Дэвис. Опасность теплохладности в религии

ОПАСНОСТЬ ТЕПЛОХЛАДНОСТИ В РЕЛИГИИ
Сэмюэл Дэвис (1750)
www.biblesnet.com/Samuel.pdf

Знаю твои дела: ты не холоден и не горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
Откр.3.15-16   

Душа человека наделена столь деятельными силами, что она не может быть праздной, и если мы посмотрим на мир вокруг себя, то увидим всех живущих в нем людей занятыми делом и преследующими те или иные цели. Как деятелен человек, как тяжел бывает его труд, какую спешку и шум он затевает не только ради того, что необходимо для жизни, но и ради богатств и почестей! Здесь люди очень серьезны; здесь нет притворства, нет безразличия к вещам и событиям. Люди искренне желают этих преходящих прелестей, страстно стремятся к тому, что для них украшает земную жизнь. И разве мы не можем предположить также, что те, кто таким образом устраивают свои дела, и являются кропотливыми и неуемными в своих низших устремлениях, в той же мере несерьезны в вопросах, имеющих бесконечно большее значение? Мы можем сделать вывод, что доля их труда и деятельности обратно пропорциональна природе вещей, и что там, где дело обстоит наиболее серьезно, они менее всего обеспокоены. Незнакомец в нашем мире, который мог бы заключить что-то относительно поведения человечества, судя по доброте своего щедрого сердца, мог бы убедить себя, что это не так. Но любой, кто хотя бы немного знает людей и способен понять их нравы и практику, в особенности в делах религии, убедится, что все обстоит совсем иначе. Посмотрите вокруг себя, и что вы увидите? Здесь и там действительно можно увидеть несколько старомодных людей, которые поступают исходя из того, что религия - предмет их главного интереса, и которые стремятся убедиться в своем спасении независимо от того, что думают об этом другие, которым это в общем безразлично. Есть много людей, которые не будут полностью отказываться от религии; они оставят для себя некое небольшое исповедание; порой это люди, очень популярные и авторитетные в стране и вполне вписывающиеся в ее учреждения, но вопросы религии почти не волнуют их, и они столь  мало обеспокоены ими, что, говоря словами моего текста, они теплы. но не холодны и не горячи.
Эта угроза: "Извергну тебя из уст Моих" - уже давно лежит своей ужасной тяжестью на  Лаодикийской церкви. С тех пор появились мусульмане и новые язычники. которые не слышали о Христе, но хотя та церковь исчезла много веков назад, та теплота духа в религии, которая принесла на нее этот суд, жива до сих пор и царит среди христиан нашего времени, поэтому представляется целесообразным рассмотреть эту тему, чтобы предупредить чуждых Христу людей и дать им возможность избежать погибели.
Послания к семи церквам в Азии написаны в строгом и торжественном тоне. Поражает предисловие к ним: "Знаю твои дела", то есть к вам обращается Личность, что досконально знает вас, видит вас как есть, и знает о вас больше, чем вы знаете о себе сами, и это Тот, Кто не может быть удовлетворен пустым исповеданием и внешними делами, но взыскует сердца и оценивает намерения. О, пусть  эта истина глубоко запечатлеется в наших сердцах, чтобы мы не могли быть беспечными и размениваться на мелочи, зная, что находимся под взором нашего Судии!
Я знаю твои дела, говорит Он Лаодикийской церкви, что ты не холоден и не горяч. Эта церковь была в очень плохом состоянии, и Христос укоряет ее самым серьезным образом; но мы не найдем, что Он винит ее в практике или попустительстве какой-либо безнравственности, как некоторые из других церквей. Он не порицает ее за то, что ее члены предались блуду, общались с идолопоклонниками или употребляли в пищу идоложертвенное, как в других случаях. Она была свободна от заразы николаитов, которая распространилась среди некоторых церквей. В чем же была тогда ее вина.  Это было тонкое, скрытое лукавство, не обращающее на себя внимания, как это бывает с грехами во внешнем поведении исповедующих людей, ибо оно ничем не шокировало других и отступники могли что-то сказать в свое оправдание; и тем не менее они не были ни холодны, ни горячи. Это как если бы наш Господь сказал: Я не говорю, что ты вполне отрекся от Меня, что тебе  откровенно наплевать на христианскую религию, хотя некогда ты был серьезен и тебе следовало бы обеспокоиться раньше. Но ты   имеешь вид благочестия и отвергаешь его власть. Вся твоя религия стала скучной и томной, холодной и безразличной, твое сердце далеко от нее, и она не воодушевляет твой дух.  У тебя нет ни холода явного грешника, ни святого огня и жизни истинного христианина; но ты хранишь своего рода нейтралитет, середину между ними. В одних отношениях ты такой, в других другой, как теплота сочетает природу тепла и холода.
Такая теплота - это вечная угроза в религии. Это самое нелепое противоречие, какое только можно придумать, и это хуже, чем явное нечестие или открытый  отказ от всякой религии: поэтому, говорит Христос, "если бы ты был холоден или горяч!". Вы можете быть чем-то более последовательным, чем то, что вы есть. Если бы вы смотрели на религию как на обман, и открыто отказались от ее исповедания, то не было бы странно, что вы оставили бы ее в небрежении и стали игнорировать всю ее практику. Но обладать истиной и исповедовать ее и быть теплохладным и равнодушным к ней -  это самое абсурдное поведение, которое может быть. Ибо если христианство - это истина, то оно, безусловно, есть самая важная и вызывающая интерес истина мира, и требует максимального напряжения всех наших сил.
Когда Христос выражает Свое отвращение к теплохладности в словах: "О,  если бы ты был холоден или горяч!" - мы не должны понимать это так, что холодность или горячность в религии одинаково приемлемы, или что холодность приемлема для Него вообще; ибо разум и откровение согласны, заверяя нас, что и раскаленная злоба, и лицемерное исповедание - это открытое неприятие и явное неуважение к религии. Но замысел нашего Господа в том, чтобы выразить самым решительным образом, как гнусна и отвратительна для Него теплохладность, как если бы Он сказал: "Ваше состояние настолько плохое, что не может быть ничего худшего; Я предпочел бы меньшее зло, чем это".  Вы должны понять, что теплохладный исповедующий человек в действительности нечестив и развращен в душе, он раб греха и враг Богу, а также отъявленный грешник; он ненавистен Богу и осужден Им. Но есть некоторые черты, свойственные именно теплохладности, которые делают ее особенно одиозной:
1. Она добавляет ко греху лицемерное исповедание, которое делает все остальные грехи еще хуже. В нем встречаются и соединяются нечестие реального безбожия и нечестие религиозного притворства.
2.  Ко всему этому оно добавляет вину самонадеянности, гордыни и самообольщения, мнящих, что человек находится в безопасном состоянии и в любви у Бога, и если он претендует быть религиозным, то это лишь ухудшает его самомнение и заблуждение. Поэтому лаодикийский скупец счел, что он "богат, разбогател и не нуждается ни в чем".
3. Отсюда следует, в каком опасеном состоянии находится теплохладный исповедующий человек, ибо у него нет чувства ответственности и ему труднее всего прийти к покаянию. Поэтому мытари и блудницы скорее принимали Евангелие, чем самоправедные фарисеи.
4. Честь Бога и религии   более пострадали от халатного, недобросовестного поведения этих лаодикийцев, чем пороки тех, кто лишен всякого стремления к религии, а соответственно не имеет никакого отношения к чести Божией.
Во всех этих отношениях вы видите, что теплопрохладность в отношении к религии более греховна и опасна, чем холодность к ней.
Итак, говорит Христос, "так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих". Это гибель таких людей, как если бы Он должен был сказать: как теплая вода более неприятна для желудка, чем холодная или горячая, так вы наиболее мерзки для Меня. Меня тошнит от таких людей, и Я изгоню их из Своей Церкви, и отвергну их навсегда!
Мой замысел здесь - раскрыть своеобразный абсурд и беззаконие теплоты и безразличия в религии; ибо это болезнь, которая распространилась как смертельная зараза далеко и широко среди нас, и призвать к скорейшему излечению. И позвольте мне заранее сказать, что если я не предлагаю вам достаточные аргументы к тому, чтобы разумно признать всю абсурдность и порочность такого ожесточения,   вы все еще можете себе это позволить; но если мои доводы являются  достаточными, то сбросьте с себя лень и пламенейте духом, и если вы пренебрегаете своим долгом, то вы окажетесь в большой опасности.
В пояснении этого момента я перейду к очень простому принципу, а именно, что религия из всех вещей - самая для нас важная и самая заслуживающая нашего интереса. Этого мы не можем отрицать, не признав откровенно свое самозванство. Если Бог есть, а религия учит нас, что Он является самым славным, могущественным и прекрасным, то ничто не может быть настолько важным для нас, как Его расположение, и ничто так не страшно, как Его неудовольствие. Если Он наш Создатель, наш Благодетель, наш Законодатель и Судья, то нашей главной заботой должно быть служение Ему всеми нашими силами. Если Иисус Христос есть такой Спаситель, каким представляет Его наша религия, и мы заявляем, что верим в Него, Он требует от нас самой горячей любви и самого живого служения Ему. Если вечность, Страшный суд, небеса и ад реальны, то это самая святая, важная и ужасающая реальность, и по сравнению с ней самые весомые проблемы нынешней жизни - это мелочи, сны и тени. Если молитвы и другие религиозные практики - это наш долг, то, конечно, они требуют всю силу нашей души; и ничто не может быть более абсурдным или нелепым, чем выполнять их вялым, бездуховным  образом, как если бы мы не знали, что они значат. Если есть жизнь внутри нас, если наши души наделены действенными полномочиями, то это такие вещи, которые требуют их предельного напряжения. Здесь мы никогда не сможем быть настолько серьезны, как дело того требует! Что угодно может быть мелочью, но это не мелочи! Можно быть беспечными и равнодушными по поводу корон и королевств,  здоровья, жизни и всего мира, но не по поводу такой огромной заботы, как эта!
Но чтобы быть более конкретными, давайте проведем разделение по отношению к нескольким предетам, в частности, к Богу, к Иисусу Христу, к нашему будущему счастью или несчастью и к обязанностям религии, и задумавшись над каждым из этих отношений, мы не можем не быть шокированы тем, как мы бываем несерьезны, особенно если учесть наши трудности и опасности в религиозной жизни и рвение и деятельность людей в низших целях.
1. Рассмотрим, Кто такой Бог. Он есть Источник всей нетварной красоты, совокупность всех естественных и нравственных совершенств, происхождение всех благ, которые разбросаны по этой удивительной Вселенной; Он есть высшее благо, и единственная достойная часть нашего бессмертного духа. Он также являет все Свое величие и одновременно милость к нам, как наш Отец, наш Хранитель и Благодетель, наш Законодатель и Судья. И такой Личности мы будем служить теплохладно и без сердца? Что может быть более абсурдным или нечестивым, чем бесчестие высшего превосходства и красоты вялой любовью и уважением, низость в присутствии столь дивного Величия, безразличие к лучшему из существ, пренебрежение своим долгом к такому Отцу, отдача такому Благодетелю лишь слабой и вялой благодарности, скука и бездуховность в  послушании у такого Законодателя и равнодушие или недовольство пред таким Судией! Я призываю небо и землю: если это не самое шокирующее поведение, то что еще можно себе представить? Могут ли по здравом размышлении даже самые дерзкие грешники не согласиться с этим? Это великий и благословенный Бог над всеми людьми, и самое удивительное - то, что Он выносит такое отношение так долго, и человечество еще не наказано Им, ибо Он не явил ему, Кто Он есть. И разве это относится только к каким-то лаодикийцам, а не к каждому из нас? Иисус знает ваши дела; вы ни холодны, ни горячи, и вы тоже должны знать это. Разве вы не убедитесь подумав, что ваши сердца обычно равнодушны к Богу? Вы можете размышлять о Его достоинствах и даже ценить их, но живы ли для Него ваши души? Горят ли они любовью, и пламенеете ли вы духом, когда служите Ему? Некоторые из вас, я надеюсь, на фоне всех ваших размышлений могут дать утешительные ответы на эти вопросы; но как мало будет таковых! Если же вы теплы, а не холодны и не горячи, то вы отвратительнее всех на земле для святого Бога! Итак, будьте ревностны и покайтесь!
2. Не теплохладны ли вы по отношению к Иисусу Христу? Не оставили ли вы ту любовь, которая вывела Его из родного рая в наш проклятый мир? Ту любовь, которая держала Его ум в течение тридцати трех болезненных и нудных лет сосредоточенным на одном - на спасении грешников? Ту любовь, ради которой Он бодро вынес стыд, проклятие, муки распятия и страшную, мучительную смерть? Ту любовь, благодаря которой Он по-прежнему Друг грешников в суде небес, где Он есть наш всесильный Защитник и Заступник? Благословенный Иисус, неужели мы так теплохладны в том, чтобы воздать Тебе честь за такую доброту? Нет, мне кажется, бесы не могут сделать Тебе хуже. Мои собратья-смертные, мои товарищи-грешники, вы, которые являются предметами такой любви - как вы можете обращаться к Нему с вялой молитвой и несерьезным служением? Неужели всякая благодарная и щедрая страсть угасла в ваших душах, и вы готовы решиться на любую неблагодарность и низость? Неужели Христу было безразлично ваше спасение? Была Его любовь теплой по отношению к вам? Нет: ваше спасение было предметом Его самого напряженного усердия во все дни Его жизни, и оно лежало на Его сердце и в агонии смерти! Для этого Он крестился Своими слезами и кровью, и "как Я томлюсь, - говорит Он, - пока это совершится!". С желанием этого Он совершал Свою последнюю Пасху, за которой должны были последовать Его страдания! Его любовь: что мне сказать о ней? Какой язык сможет описать ее силу и пыл?  Его любовь  сильна, как смерть, горяча, как угли огня самое яростное пламя: многие воды не могут утолить ее, и реки не зальют ее. Никогда любящая мать не любит свое грудное дитя  любовью, равной этой. Никогда ни один отец не был больше озабочен тем, чтобы спасти единственного сына от рук убийцили вырвать его из огня, чем Иисус - тем, чтобы спасти погибающее от греха человечество. И пренебрегать такой любовью, забыть о ней или думать с безразличием, как будто все это не так важно и мы не столь многим обязаны Ему - что это, если не самая противоестественная, дикарская неблагодарность и самое возмутительное злодейство? Вы не ожидаете от Него вечного счастья, приобретенного Его Кровью? И вы можете надеяться на такое огромное благословение от Него, не чувствуя себя наиболее обязанными Ему? Вы можете надеяться, что Он сделает так много для вас, считая, что вам модно ничего не делать для Него, или служить Ему не спеша, равнодушно и вяло, как если бы от вас требовалось очень немногое? Что может быть более абсурдным или нечестивым, чем это? Нужно бросить вызов аду, чтобы показать худшее ожесточение. И не справедливо ли желает Христос: о, если бы вы были холодны или горячи, а не теплохладны к Нему под видом дружбы? Увы, братья мои, если таков ваш привычный характер, вы можете ожидать лишь, что Он отвергнет вас с самой тошнотворной брезгливостью и отвращением!
3. Разве теплота и безразличие подходят по отношению к будущему счастью или несчастью? Разве они подходят в вещах, намного выходящих за предельные границы наших нынешних мыслей и желаний? Счастье, равное наибольшим возможностям наших душ в их наиболее совершенном, идеальном состоянии, счастье будущей жизни, когда все радости этого бренного мира удалятся от нас навечно, означает, что мы останемся голодными навсегда, если последние будут нашим единственным уделом! Это счастье, которое будет длиться, пока существуют наши бессмертные духи, и никогда не увянет и не улетит от нас! Разве теплота и безразличие подходят по отношению к страданиям невыразимым, запредельно страшным, к страданиям, которые причинит Божия могучая сила и неумолимая справедливость упрямым, неисправимым бунтовщикам с их бесчисленными, своенравными и дерзкими провокациями, с целью  показать гнев и явить могущество Свое? Отчаяние из-за ярости Божественного негодования, бури страстей, чувства вины, окружения жестоких бесов, страдание - кто может выдержать весь ужас этой мысли! - которое должно длиться так долго, как будет жить наказующий  вечный Бог,  пока продолжится грех, заслуживающий его, и до тех пор, как бессмертный дух будет терпеть, нести его; страдание, что никогда не должно смягчиться и никогда, никогда не закончится! И помните, что состояние счастья или убожества не далеко от нас, но рядом с нами, прямо перед нами; на следующий год, в следующий час или момент мы можем войти в него; это состояние, которое предстоит нам сразу после суда, и сейчас наше состояние поставлено на карту! Господа, неужели безразличие или небрежность подобают нам в такой ситуации? Неужели, когда состояние такого счастья или такого убожества, которое уже перед нами, может быть для нас безразличным? Можно ли быть теплохладным в таких вопросах?  Есть ли большая глупость под сенью небес или даже в аду, где обилие чудовищных, ужасных вещей? Духи не могут смотреть на такие вещи спокойно; как они могут быть мелочью для людей? Еще не так много времени, и ваше легкомыслие закончится навсегда. Вы можете быть безразличны к тому, как правильно использовать свое время, но время не безразлично к тому, проходит ли оно мимо; оно исполнено  решимости продолжать свой стремительный ход, и все мы спешим в океан вечности, хотя можем продолжать спать и пробавляться снами. Поэтому встанем, проснемся, проявим усердие прежде, чем наша судьба станет неизменной! Если у вас есть огонь внутри вас, пусть он сожжет грех; если у вас есть какие-либо силы, пусть они будут приложены к этому теперь или никогда! Будьте усердны, как должно, ибо вы или утопите себя как с камнем на шее, или избежите проклятия как разумные и деятельные существа. Пусть преступник, приговоренный к смерти, будет безразличен к отсрочке или прощению, пусть утопающий не хватается за спасительную доску - вы не будьте беспечными и равнодушными к вечности и к таким вещам, как небеса и ад! Если вы не верите в эти вещи, вы просто неверующие; если верите и они вас не трогают, вы хуже мусульман, вы чудо природы в плохом смысле! Так не мыслят даже бесы, которые веруют и трепещут; вы считаете мелочами вещи, наполняющие благоговением небо и страхом ад!
4. Давайте посмотрим, сочетается ли теплохладность с обязанностями религии. Поскольку я не могу здесь конкретизировать все, я приведу лишь один или два примера. Посмотрите на теплохладных исповедующих людей в молитве: они обращаются к Всеведущему Богу на коленях, как будто могут скрыть от Него свое пустое притворство! Когда они обрашаются к высшему Величию неба и земли, они почти никогда не вспоминают, в Чьем присутствии они находятся и с Кем говорят, но кажется, что они поклоняются неизвестно кому и бросают пустые слова в воздух; возможно, во всей молитве у них нет достаточно серьезных обращений к Богу, Чье имя они так часто призывают. Их прошения о помиловании так несерьезны, что они вряд ли вообще понимают, о чем речь. Если это мольба нуждающегося, изнемогающего от голода нищего о таком огромном благословении, как вечное спасение и вся радость небес, то как можно относиться к ней столь бездумно, чтобы не заботиться о том, будет она удовлетворена или нет? Непотребный беззаконник вполне может исповедовать свои грехи с сердцем, никак не тронутым горем; он поклоняется живому Богу с мертвым сердцем, просит о многом, но быстро забывает об этом, как только он поднимается с колен. И может ли быть более шокирующее, нечестивое и дерзкое поведение, чем это? Несерьезность в присутствии Царя - разве это не дерзкое оскорбление? Преступник, который будет баловаться с мышью, когда пишет прошение о помиловании - это слабая тень такого легкомыслия. Что есть такие молитвы, как не торжественные издевательства и замаскированные оскорбления? И что это, если не обычный способ, каким многие из нас обращаются к Великому Богу? Это слова лишь на языке; они не исходят из глубины сердца, в них нет жизни и духа, и мало кто задумывается всерьез над их смыслом. Возможно, вы готовы общаться с Богом таким образом, но такие молитвы должны обрушить на вас проклятие вместо благословения; это оскверненная жертва, которая является мерзостью для Господа )Притч.15.8), и удивительно, что Он еще не смешал кровь осквернителя и кровью жертвы и не низверг его в ад тут же, ибо бездумная, бессмысленная молитва есть настоящее кощунство!
Следующий пример, который я упомяну, касается Слова Божия. Вы считаете его Божественным, исповедуете таковым  и называете лучшей книгой в мире; это общепринято в нашей религии. Но если это так, то Сам Бог говорит через него с вами, и Он посылает вам Свою весть, когда вы читаете или слышите Его слово. Насколько же нечестиво пренебрегать им, рассматривая как устаревшую, бесполезную книгу, или читать ее небрежно и поверхностно и слушать с невнимательным, блуждающим умом? Как бы вы  восприняли, если, когда вы говорите своему слуге о его же собственных интересах, он отвернется от вас, как будто ваши слова его не касаются? Или если вы должны написать письмо своему сыну, и он демонстративно не хочет его читать или делает вид, что не понимает? И разве некоторые из вас не могут относиться к священным страницам таким образом? Возможно, вы не только сами почти не раскрываете Библию, но и не учите читать ее детей, а когда она читается публично, вы уходите. Вы могли бы питать все  внимание и почтение к каждому слову, пить его, как в жажде, как новорожденный молоко матери; тогда вы почувствовали бы свою нужду и обрели характер, который только Бог небесный может даровать человеку; вы трепетали бы перед Его словом!  Оно не только показывает единственный способ вашего спасения, но и содержит все, что необходимо ради ваших благословений. Короче говоря, у вас есть величайший личный интерес в нем; как вы можете слушать его равнодушно? Я уверен, что ваш разум и совесть должны осудить подобные глупости, ибо такое безразличие безумно и является огромным злом.
А теперь позвольте мне напомнить вам наблюдение, которое я сделал, приступая к этой теме, что если я не изложу ее достаточно, вы, конечно, можете остаться в своей теплохладности, но если ваш собственный разум может быть полностью убежден, что такое поведение является самым злым и неразумным, то вы рискуете гораздо больше. Что вы скажете на это теперь? Вы, современные лаодикийцы, неужели еще не поражены ужасом при мысли, что безвкусная и бездуховная религия отвратительна для Бога, и можете довольствоваться ею? Вы не видите необходимости следовать совету Христа  Лаодикийской церкви быть ревностной и покаяться, горько покаяться в том, что случилось? Чтобы обратить ваше внимание на это в еще большей мере, у меня есть еще два соображения, которые имеют немалый вес.
1. Рассмотрите трудности и опасности на своем пути. Знаете ли вы трудность дела своего спасения и опасность разрушить его самообольщением? Вам не может быть это безразлично, и вы не должны льстить себе, что вялыми усилиями здесь можно добиться успеха. Это труд, стремление, подвиг, война, как это названо в Писании; но можно ли употреблять эти выражения применительно к лени и бездействию?  Возможно, в вас воюют сильные вожделения, и сердце не желает покоряться благодати, внедренной в вас, но этот дар находится в чужой ему почве, где он не будет расти без тщательного ухода, иначе его заглушат сорняки   соблазнов, которые могут возникнуть и усиливаться в вас. Короче говоря, вы должны стать новыми людьми, совершенно иными по сравнению с тем, что есть. И что, этот труд можно выполнить успешно, прилагая такие вялые усилия? Конечно, на самом деле в вас действует Бог, и все ваши усилия без Него никогда не произведут благословенной перемены. Но Его помощь не допускает пренебрежения или неаккуратного использования средств благодати, она не предназначена для лени и безделья, но для деятельности и труда, и когда Он начинает Свою работу, Он разжигает ваши сердца, и Он положит конец всякой теплохладности!
Опять же, опасности для вас велики и многочисленны; вы находитесь в опасности от самонадеянности и уныния, от холода и ложного огня энтузиазма, от самодовольства и от открытого греха, от своего собственного испорченного сердца, от мира и от искушений дьявола: вы находитесь в большой опасности не почувствовать этих угроз или не понять, что вы так и не пробудились, или забыть о том, что значит пробудиться. Короче говоря, есть много опасностей для живой религии, и все они грозят погибелью навсегда.  Они нападают со всех сторон, по всякому поводу, и это угрозы, под которыми тысячи, миллионы людей пали и так и не оправились. Рассмотрите это и поймите, что ваше спасение сейчас очень сомнительно, если вы теплохладны и неопределенны. Я не имею в виду, что ваш успех является неопределенным, если вы будете использовать средства к нему с надлежащей серьезностью, но увы, страшная неопределенность в том, будете ли вы это делать! Господа, будете ли вы продолжите лениться и тешиться мнимой безопасностью, когда у вас есть такие трудности и опасности, с которыми вы столкнетесь совершенно неизбежно? Можете ли вы устоять против стольких зол? Узнайте же положение дел! Пусть такое знание разожжет в вас огонь, даже азарт, и заставит вас вложить всю жизнь и энергию в эту важную работу!
2. Рассмотрим, как серьезны и деятельны бывают люди в других занятиях. Если бы мы судили о человеческих способностях по усердию к религии, нам пришлось бы сделать вывод, что люди просто овощи, что у них нет никаких деятельных сил, принадлежащих им. Но посмотрите на их другие дела, и вы обнаружите, что они всю жизнь горят ими! Как тяжел их труд, сколько они предпринимают ухищрений, как заботятся об успехе, как боятся разочароваться, как заняты их руки, головы и сердца! И все это для того, чтобы обеспечить те наслаждения, которые они в лучшем случае не смогут долго удерживать, и которых могут лишиться в следующий час! Какие трудности преодолевают люди, чтобы приобрести имя или награду, получить богатство и честь, каким они подвергаются опасностям, сколько проливают крови! Сколько миллионов жизней ради этого было потеряно и сколько еще сгинет? Мир и его дела поглощают все внимание людей. На земле и на море, дома и за границей вы найдете их нетерпеливо преследующими какие-то временные блага. Они доживают до седин и умирают, стремясь к ним и не добиваясь ничего, но это разочарование не отбивает интересов у живущих и потомков;  все равно они будут продолжать, или возобновлять усилия. Здесь люди действуют как могут, и они показывают, что они живы, и наделены многими возможностями. Но если они так усердны и кропотливы в погоне за земными вещами - то почему они так  равнодушны и вялы в бесконечно более важных вопросах вечности? Почему они так заботятся о бренном теле и нерадеют о бессмертной душе, стремятся в погоне за радостями несколько лет, но беспечнф и нерадивы в поисках совершенного, бессмертного счастья? Желая избежать бедности, позора, болезни, боли и всех бед, реальных или мнимых, нынешней жизни, они безразличны к целой вечности самых невыносимых страданий! О разрушительное безрассудство, дерзость нечестия такого поведения! Мои братья, религия единственная вещь. который требует максимального напряжения всех ваших сил, и, увы, это единственная вещь, в которой мы так холодны и бездеятельны!  Почему же постоянное, прочное счастье - единственная вещь, к которой вы будете относиться халатно? Почему вечное наказание - единственное несчастье, в отношении которого вы равнодушны, избежите вы его или нет? Почему Бог - это единственное благо, к которому вы стремитесь так слабо и лениво? Как это нелепо и абсурдно! Вы можете любить мир, можете любить родителей, детей или друзей, вы можете любить эту отвратительную, ненавистную вещь, грех; все это можно любить с пылом, служить с удовольствием, заниматься этим с рвением и всеми своими силами; но почему вечно благословенный Бог и Господь Иисус встречают лишь теплохладное сердце и бездуховное служение? О, чудовищное опьянение человека! Господь, что случилось с Твоими детьми, что они так недовольны Тобой? Благословенный Иисус, что Ты сделал, что к Тебе относятся таким образом? О грешники, каковы будут для вас последствия такого поведения? Вы рассчитываете, что Бог примет вас в лоно Своей любви? Что Иисус спасет вас Своей Кровью, если вы будете так относиться к Нему? Нет, вы должны идти и стремиться к небе, где можно найти Бога, ибо без этого Он ничего вам не даст! Поймите, в каком вы положении, и ищите Спасителя, ибо Он ничего не будет  с вами делать, кроме как заботиться о том, чтобы учинить надлежащее наказание для вас, если вы будете относиться к Нему теплохладно!
Таким образом, познайте лучше?
1. Суетность и греховность теплой религии. Хотя вы исповедуете лучшую религию, которая когда-либо пришла с небес, при таком отношении она не спасет вас, а осудит, если вы теплы к ней. Дух безразличия, проникая в нее, превращается в смертельный яд. Ваши религиозные обязанности отвратительны для Бога, а силы ваших душ не действуют в них. Ваши молитвы оскорбительны для Него, и ответ Его праведности может быть страшным. И кто-нибудь из вас надеется спастись с такой религией? Я говорю вам от Бога истину, что она не только далека от спасения, но несомненно погубит вас навсегда; оставьте все как есть - и вы будете так же прокляты на целую вечность, как Иуда и все, кто попал в ад!
2. Какой общепринятой и модной является эта теплохладная религия! Это преобладающий, повальный грех нашего века и страны; и  хорошо, если он не скажется на ней так же, как на Лаодикии, ибо этот город, потеряв религию, сначала утратил свободу, а затем исчез вообще. Пусть же наша страна услышит и убоится, и перестанет жить в беззаконии!  У нас есть тысячи христиан, таких, как все, но, увы, они отмечены лаодикийским клеймом; они не холодны и не горячи! И наша первая забота - узнать, не таковы ли мы сами, и пусть все это собрание задаст себе этот  вопрос: не отношусь ли я к числу этих теплохладных  христиан? Есть огонь и жизнь в церкви? Или все наши силы поглощены другими занятиями? Обеспокойтесь тем, что бесконечно более важно, чем все дела бренной жизни!
3. Если вы до сих пор одержимы этим лаодикийским духом, я умоляю вас не потакать ему больше. Вы видели, что он разрушает всю вашу религию и ведет к вечной погибели, и я надеюсь, что вы не настолько ожесточены, чтобы стать этому живым доказательством. Почему вы так долго сидите между двух стульев? Лучше бы вы были холодны или горячи! Отнеситесь к делу религии тщательно или не претендуйте на него вообще! Зачем вы исповедуете религию, к которой относитесь с таким безразличием? Такая религия ничего не стоит. Встаньте же, воспряньте, напрягитесь! Подвизайтесь войти через тесные врата; стремитесь к этому со всей серьезностью, пока они не закроются навсегда! Наполните настоящей религией свои сердца и души.   Делайте все, что вы можете делать. Сейчас  момент, в то время как мой голос звучит в ваших ушах -  начать действовать! Теперь соберите все силы вашей души и провозгласите в молитве: Господь, зажги мое сердце огнем Твоей любви! Молитва - это правильное начало, но  позвольте мне напомнить вам то, что вы никогда не должны забывать: что Бог - единственный Автор этого священного огня. Только Он может оживотворить вас; бегите же к Нему со всей настойчивостью, никогда не останавливаясь, никогда не уставая, пока не добьетесь цели!
4. И, наконец, плачьте о своей теплохладности и с полной серьезностью ищите  большего усердия. У некоторых из вас есть немного жизни, и скоро вы насладитесь сладостью силы Божией. Не переставайте же пламенеть духом; пусть ваша преданность не остынет, рвение - не зачахнет. Подумайте об этом и будьте скромны; подумайте - и приложите усердие еще и еще. Вы знаете, к чему его приложить. Христос - это ваша жизнь, поэтому взывайте к Нему: “Господь Иисус! Дай мне  чуть больше жизни, чуть больше жизненного тепла, чтобы утолить томление души”. Не оставляйте этого, и тогда о вас будет сказано: "Потекут и не устанут, пойдут и не утомятся" (Ис.40.31).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии