Эстонские партизаны
Особо отличались этим наши эстонские соседи, которые любили уложить на рельсы несколько камней. При неблагоприятном стечении обстоятельств тепловоз мог сойти с рельсов, утащив за собой вагоны. Это был такой подленький плевок в соседскую коммунальную кастрюлю с супом. Ощущение от камней, которые видишь перед собой на рельсах, мягко говоря, очень неприятное.
Всегда машинист и помощник в этом случае одновременно кричат – песок!
Для предотвращения пробуксовки песок насыпается из бункера по трубам под колёсные пары, смешиваясь с воздухом под давлением. Это хоть и немного наивная, но надежда, что поток воздуха с песком сдвинет камень с рельса или хотя бы поможет тепловозу не слететь в сторону.
Первый случай произошёл при возвращении из Тарту во Псков глубокой ночью. Перед Печорами Псковским у железной дороги довольно серьёзный уклон с поворотами и на одном из них луч прожектора ярко освещает десяток камней размером с кулак, уложенных на рельс с интервалом около метра.
- Коля, камни на пути! Давай песок скорей! – ору я вскочившему со своего места машинисту, который с перекошенным лицом что есть силы нажимает на педаль песочницы. Тепловоз несколько раз подпрыгивает на камнях с мерзким скрежетом, но остаётся на рельсах.
- Долбаные же кураты! – орёт машинист. – Поймать бы сейчас и положить их яйца на рельсы вместо этих камней!
После дальнейшего «разбора полётов» мы с машинистом сошлись во мнении, что знай партизаны чуть лучше особенности железной дороги и беды нам не миновать бы, а так всё обошлось сравнительно безболезненно.
После оформления маршрутного листа Коля написал заявление с указанием деталей инцидента, но расследование, как и следовало ожидать, ни к чему не привело.
Камни были уложены с внутренней стороны диаметра железки и с интервалом. Вот если бы их уложили с внешней стороны рельсов, на которые опиралась колёсная пара и вплотную друг к другу, то наши шансы уцелеть были бы минимальны.
Следующий раз мы осенью тащим до Тарту порожняк и диспетчер пускает нас перед местным дизельным поездом, вечерним «дачником». На платформах толпится отдохнувший на грядках и отягощённый дарами природы разновозрастный народ.
Стоит прекрасная солнечная погода с сильным ветром. Вдруг я замечаю, что перед следующей платформой на путях суетится несколько человек. Подъезжаем ближе, люди запрыгивают на платформу, а на рельсах остаётся с десяток камней. Головка рельса, отполированная колёсными парами поездов, ярко блестит на солнце и несколько тёмных камней на ней очень хорошо видны.
По инструкции мы конечно должны остановиться перед препятствием, я кричу Коле:
- Камни! Успеем остановиться?
- Нет, скорость большая!
- Тогда давай песочка побольше, прямой участок, сойти не должны!
Ветер дует на дачников со стороны железной дороги и мне в голову приходит прекрасная мысль:
- Может я ещё реечки топливные нажму, пусть подышат свежим воздухом!
- Давай в дизельное, приготовься, я крикну, когда нажать.
Аккумуляторные батареи в тепловозах слабенькие, и чтобы запустить двигатель, приходится «помогать» ему, толкать топливные рейки. В результате после нажатия на них из выхлопного коллектора вылетает густой чёрный солярочный дым.
Забегаю в дизельное помещение, хватаю тормозной башмак, завожу его за край топливных реек и по команде Коли что есть силы налегаю на него. Слышно, как шеф включает повышенную скорость и громко матерится в кабине. Двигатель тепловоза громко ревёт, он несколько раз ощутимо подпрыгивает на камнях.
- Хватит, беги скорей смотреть, - кричит мне машинист.
Выглядываю из двери тепловоза. Песок снизу из-под тепловоза и густой солярочный дым сверху сильный боковой ветер закручивает в сплошной жгут и накрывает разномастную толпу эстонских партизан.
Рассыпая дачные фрукты и овощи из корзин, спотыкаясь и падая, вся толпа лавиной резво устремляется прочь от железной дороги к спасительному лесу, спасаясь от солярно-песочной тучи.
- Ну что, развлеклись? Побегайте теперь! – ору я из двери.
Коля неделю переживал, что кто-нибудь из пострадавшей дачной толпы пожалуется на наше хулиганство, но видимо эстонцы решили, что это какой-то особенный способ переезда через камни.
Свидетельство о публикации №217090300322