Ю. Химич - Бахчисарай

И. Лобода
                ДВОРЕЦ СРЕДИ САДОВ (1977 г.)

    Бахчисарай... Об этом небольшом городе, расположенном в юго-западной части Крымского полуострова, знают во многих уголках нашей Родины и далеко за её пределами.
    Чем же привлекает он сотни тысяч туристов и экскурсантов, ежегодно приезжающих сюда из разных мест нашей страны и из-за рубежа? Ответить на этот вопрос нетрудно. Гений А.С. Пушкина, чьё воображение пленили крымские легенды, окружил Бахчисарай ореолом романтичности. И все, кто знаком с бессмертными строками великого поэта о Бахчисарайском фонтане, кто видел балет Б.В. Асафьева и полотна художников, на которых запечатлён образ восточного города, стремятся посетить его, стремятся прикоснуться к этой древности, сохранившейся в кривых улочках старого Бахчисарая.
    Старый город расположен в живописном ущелье, окаймлённом отвесными скалами, которые «помнят» то время, когда 40—50 тысяч лет назад в нынешнем Бахчисарайском ущелье поселился первобытный человек. Пять тысяч лет назад над прахом усопших вождей рядовые члены племени ямной, кеми-обинской, катакомбной и срубной культур насыпали земляные курганы; осёдлые потомки тавров, скифов и сарматов возводили на скалистых плато свои первые незатейливые жилища, давая тем самым начало средневековым городам-крепостям Эски-Кермен, Мангуп, Чуфут-Кале.
    В начале XVI века татарский хан Менгли-Гирей приказал возвести для себя дворец «Бахчисарай», положив начало городу и дав ему название. В течение почти трёх столетий Бахчисарай был столицей Крымского ханства, войска которого многократно опустошали пограничные славянские земли.
    За спиной ханства на протяжении многих лет стояла мощная султанская Турция. В 1768—1774 годах в русско-турецкой войне Турция потерпела поражение, а Крымское ханство стало независимым, однако оно просуществовало недолго.
    В 1783 году хан Шагин-Гирей отрёкся от престола и в этом же году Крым был присоединён к России. Это имело большое прогрессивное значение для культурного и экономического развития края. Самой выдающейся достопримечательностью в старом Бахчисарае является бывший Ханский дворец, или, как его называли  - «дворец среди садов», описанию которого посвящены многочисленные труды историков, археологов, искусствоведов. Дворец создавался руками итальянских, иранских, русских мастеров.
    Он много раз реставрировался и перестраивался.
    В начале XVI века были выстроены и богато украшены Зал совета и суда, Малая дворцовая мечеть и портал Алевиза — шедевр итальянского зодчества эпохи Ренессанса.
    В XVII—ХVIII веках у Ханского дворца появился второй этаж с Посольским залом, Кофейной комнатой и личными апартаментами хана.
    Неповторимы Соборная мечеть (Биюк-хан-Джами), увенчанная двумя остроконечными минаретами, Летняя беседка, Золотой кабинет и многочисленные постройки ханского гарема. Но одно из самых привлекательных творений в старом Бахчисарае — это замечательный памятник архитектуры малых форм — «Фонтан слез» (1764) иранского художника и архитектора Омера.
     Если бы можно было воскресить прошлое, многое бы поведал Ханский дворец!
Дворец сгорел в 1736 году и вновь отстроен и реставрирован в конце XVIII века князем Потемкиным для приема Екатерины II.
    Таким он и сохранился до наших дней.
    В окрестностях Бахчисарая сохранились интереснейшие памятники крымского средневековья - Успенский пещерный монастырь и город-крепость Чуфут-Кале.

И город вымер. Здесь и там
Остатки башен по стенам,
Кривые улицы, кладбища,
Пещеры, рытые в скалах,
Обломки, камни, пыль и прах...

    Такую поэтическую картину покинутого города нарисовал поэт А.К. Толстой в стихотворении «Чуфут-Кале».
    Сегодняшний Бахчисарай — это, по-существу, два города: старый, о котором мы уже упомянули выше, и новый.
    Новый — это четко спланированные кварталы, широкие, обсаженные молодыми деревцами улицы, пятиэтажные здания со всеми современными удобствами.
    С Бахчисараем неразрывно связано творчество многих советских художников — А. Куприна, П. Кончаловского, К. Богаевского, Н. Яновского и др.
    Художником Юрием Химичем сначала была создана серия акварелей, отображающих архитектуру Бахчисарая. Его интересовала тогда главным образом «чистая архитектура» — фрагменты фасада дворца, дворики, интерьеры...
    В 60-е годы архитектурный пейзаж Химича стал более выразительным, образным. Некоторая гиперболизация, условность декоративной трактовки темы пришли на смену документально-художественным акварелям прошлых лет. Представленные в подборке открыток произведения относятся к последнему циклу, когда художник стал ещё больше обобщать форму, цвет, трактуя мотивы города ещё более образно, передавая Главное, отсеивая менее значительное, второстепенное.
   Просматривающий серию работ Юрия Химича, несомненно, захочет побродить по кривым средневековым улочкам, полюбоваться кружевным черепичным ковром Ханского дворца, острыми пиками минаретов, добраться до подножия причудливых скал, чтобы оттуда осмотреть приютившийся в ущелье городок.

     От автора публикации:
     Набор открыток Ю.И. Химича «Бахчисарай» из 16 открыток, был выпущен издательством «Изобразительное искусство», Москва – в 1977 году, тиражом в 100000 экземпляров. Стоил он при издании – 54 коп.


Рецензии