Вы справитесь со мной, рыжая? Гл. 7 не поле перейт

Воспитатели Вятского детского дома помнят всех своих выпускников. Галина Емельяновна Бастракова, опытная, никогда не унывающая, терпеливая и всегда сдержанная, знает по имени всех своих воспитанников. Ей пишут, к ней приезжают, как к себе домой. Она встречает гостей, радуется им, ни на кого не держит обиды. А можно было, даже надо было обижаться, имела право на обиду. Как трудно было ей, вначале неопытной молоденькой девушке, только что окончившей педагогическое училище, справляться с такими непослушными, драчливыми мальчишками и девчонками, с разными характерами, судьбами. Она справлялась, к каждому находила нужное слово, нужный подход. Терпела, сдерживалась, молчала. Однажды Галина Емельяновна как дежурная после горна на отбой, в двадцать два часа, по всему детдому проверяла воспитанников, все ли присутствуют. Стала проходить по комнатам. Вошла и к своим малышам - уму непостижимо: его мальчишки лежат в постели. Посередине комнаты перед кроватями стоит новенький, которого неделю назад определили в старшую группу, кричит на детей:

-    Вставайте, спать захотели? Я вам приказываю: «Встать! Воспитательницы боитесь? Я ваш воспитатель! Знаете, кто я. Из Сотнурского детдома меня к вам перевели, там меня слушались все, и вы мне подчинитесь! За поведение к вам перевели, поняли? Кому говорят? Вставайте!» Галина Емельяновна не растерялась. Знала, кто перед ней. Она присутствовала, когда новый директор Герасимов принимал этого парня из Сотнурского детского дома, при подростке читал его характеристику. Галина Емельяновна возмутилась, как отреагировал четырнадцатилетний мальчишка на вопрос директора Вятского детского дома Герасимова:

-    За что тебя отправили к нам?

-    Перевоспитывайте меня. Сможете? Ваш детдом, сказали, лучший. Исправляйте! Вряд ли сможете? Надоели все! Меня ругать будете? Не выйдет!

-    Почему не выйдет? - спросила Маргарита Яковлевна, присутствующая здесь как старший воспитатель.

-    Что? Вы справитесь со мной, рыжая? - повернувшись, именно к Галине Емельяновне, сказал новенький. Сдержалась, стерпела молодая женщина, эта привлекательная, с длинными каштановыми густыми волосами, заплетёнными в одну толстую косу, красиво обведёнными вокруг головы. Спокойно ответила:

-    Ой, с тобой мы одинаковые. Да и твои волосы такие же, чуть посветлее моих. Ну и что? Волосы у нас с тобой красивые. Плохо, что ты не в моей группе, мы бы с тобой поладили. Мои ещё маленькие, их мне надо защищать, оберегать. Ребята в моей группе хорошие, лучшие.

Теперь перед ней стоит тот самый паренёк, который обидел её, надо бы выгнать из комнаты, ненавидеть его. А он пришёл к её ребятам, чтобы их унизить, оскорбить. Она должна принять меры, и немедленно.

-    Добрый вечер, знакомый тёзка! В гости к моим мальчишкам пожаловал? Садись, на ногах правды нет. Я сегодня по детдому дежурная. Приглашаю тебя к себе в кабинет, пожалуйста! Ребятки, спокойной ночи! Все на месте?

-    Спокойной ночи, Галина Емельяновна! - хором ответили дети.

Могла, умела, просто был у неё природный талант воспитывать вот таких беспризорных, непослушных, обиженных судьбой детей. Где-то утешит, за что-то пожурит и тут же похвалит, прижмёт к себе, полюбит, как родного, успокоит.

Галина Емельяновна получила письмо от Вали Соловьёвой, читает, немножко прослезилась, переживает за девушку. Валя недавно закончила горный техникум, направили на работу в экспедицию в какой-то районный центр. Валя пишет, что не всё в работе получается, профессия мужская, ответственная, трудная, что на днях она навестит свою воспитательницу, поделится с ней секретами.

-    Галина, к тебе гости, встречай! - просит муж Геннадий, главный энергетик совхоза «Рассвет».

Перед ней сразу пятеро её воспитанников. Конечно же, всех она узнала.

-    Здравствуйте, Галина Емельяновна! Мы были в детдоме, дежурит Валентина Ивановна, Маргарита Яковлевна со старшими ребятами сажает картошку, нам сказали, что Вы дома. Мы соскучились.

-    Здравствуйте, дорогие мои! Вы все очень изменились! Лет пять-шесть я вас не видела. В каком году вас отправили в Люль-панский детский дом? Выросли-то как! Похорошели. Нину Шабалину, если бы встретила в другом месте, ни за что бы не узнала. Вымахала, стала просто красавицей. Римма, Зина, Нина Протасова, вы совсем повзрослели. Зина, это ты ли?

-    Галина, пригласи гостей в дом! Я накрыл стол, пригласи своих девчонок к столу. Помойте руки. Вот вам полотенце, в умывальник воды налил. Я спешу на работу, а вам всем хорошего отдыха, удачи во всём, - пожелал Геннадий, молодой симпатичный энергетик.

-    Мужа моего Геннадием зовут, хороший он человек. Успел накрыть стол, это он сам пирожков нажарил. Тесто утром сама поставила, а он пожарил. Когда успел? Садитесь за стол.

-    Спасибо, Галина Емельяновна, мы помним, спасибо Вам за многое, чему нас Вы учили: и тесто ставить, вышивать, цветы выращивать, сажать капусту, огурцы, многому другому, - благодарит воспитательницу Ольга Рябинина.

-    Помните, как нас, ещё совсем маленьких, Вы повели лён теребить? Мы все исцарапались, друг с другом передрались, кричим, плачем, а Вы не растерялись, - рассказывает Римма Николаева. - А потом нас угостили колхозным мёдом и свежим ржаным хлебом. На всю жизнь это запомнила. До сих пор люблю чёрный хлеб, намазанный мёдом.

-    Мы испачкались, размазали платья, руки, лицо, а Вы нас чистить, - добавила Протасова Нина.

-    Да, да, Галина Емельяновна, Вы мне слёзы платочком вытирали, - вспоминает Зина Булатова.

-    Не только слёзы, - перебивает подругу Нина Шабалина, -кое-что ещё, мокрое под носом.

-    Ладно тебе, Нина, - обиделась Зина.

-    Мокрое под носом у всех маленьких бывает. Малюсенькими детками вы были, а теперь вон как выросли.

-    Галина Емельяновна, мы купили шампанское. Вы нас ругать не будете за это? - спрашивает Ольга Рябинина.

-    Что вы, девчонки? Вы теперь взрослые. Кто открывать шампанское будет? И Геннадий ушёл.

-    Мы сами откроем. Давай, Зина! Тебе доверяем, открывай? -предлагает Нина Шабалина.

-    За что пьём? - спрашивает воспитательница.

-    Есть повод, какой ещё повод! Галина Емельяновна, мы неделю назад все пятеро ваших воспитанников закончили Йошкар-Олинское техническое училище, мы теперь рабочий класс, профессиональные, да ещё универсальные фрезеровщики, - шутит Римма.

-    Тост. Выпьем за наше будущее! Спасибо Вам, Галина Емельяновна, за терпение, умение, старание, чтобы мы были настоящими людьми. Мы пополним ряды рабочего класса! За это выпьем, - предлагает Зина Булатова.

-    Девочки, поздравляю вас с окончанием училища, получением хорошей специальности. Где дипломы? Обмыть надо!

Девочки из сумочек достали дипломы, направления на работу на завод, в отряд рабочего класса, и дружно протянули воспитательнице. Галина Емельяновна радуется за успехи своих девчонок, желает им успехов в жизни, удачи в нелёгком, таком непростом жизненном пути.

Римма давненько не виделась со своей сестрой Розой. Она поздравила Римму с окончанием техучилища, и всё. Надо бы встретиться. Несерьёзно как-то, сёстры видятся редко, почему? После Вятского детского дома - учёба в средней школе в Люльпанах. Всё это время с сестрой в разлуке. За пропуски уроков Риммой, их срывы, за непослушание классная руководительница вызвала сестру Розу, тогда студентку первого курса пединститута, в Люль-паны. Роза была в недоумении. Всё-таки решилась навестить сестру. Нет, нравоучений не было, Роза просто предупредила: «Учиться в жизни всегда пригодиться! Запомни, сестричка, навсегда, поняла? Дурака валять легче». Римма запомнила эти слова сестры, они до сих пор звенят в её ушах.

Пятёрка только что вернулась из Вятского, через неделю выпускники должны освободить общежитие технического училища и переселиться в заводское. Снова они вместе, как в детдоме. Собрали чемоданы, рассчитались с администрацией, комендантом общежития училища. Три года здесь, привыкли. Как ни странно, общежитие стало родным домом.


Рецензии
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.