о чём рассказали облака

О чём рассказали облака

Плывут облака, укрывая сибирскую землю своей тенью. О чём они думают, пролетая над моей родной деревушкой? Может они хотят рассказать о тех временах, когда здесь кочевали племена асанов и тунгусов-эвенков? А может о том, когда бурятские и енисейские киргизские князья собирали дань с коренного населения? А может об освоении Сибирского почтового тракта, когда ссылали сюда переселенцев из Польши, беглых российских поданных, непокорных крестьян? Или о том, когда хлынули переселенцы Западной и Центральной России в поиске богатой и свободной земли?
 Вот облака, протянув друг другу пушистые руки, соединились в величественную грозовую тучу, и  природа замерла…. Вспыхнула молния, распластав огненные корни своего небесного дерева. Их свет отразился в трёх прудах небольшой деревушки, и память вдруг ожила…. Память о становлении прекрасной таёжной деревеньки, о её улицах и прудах в шестидесятые - семидесятые годы двадцатого столетия….
Давным-давно покровские земли окружали голубые озёра. Шло время. Речушки и ручьи, питающие их, пересыхали, и озёра постепенно превращались в болото.
Но один ручей, проворный и озорной, всё-таки убежал. Он настойчиво пробивал себе дорогу  по заросшим оврагам, переливался по кочкам, и катил свои воды сначала с запада на восток, а потом резко поворачивал на север, торопясь на встречу с рекой Абан.
Место, где ручеёк широко разливался, приглянулось пришедшим в эти края крестьянам-переселенцам. Правый берег с зелёными колками они оставили под поля и сенокосы, а на левом обосновали деревню. Чуть позднее ей присвоили звание Покровка Первая.
Со временем через ручей покровчане сделали деревянный настил с земляной насыпью. Образовался небольшой пруд, который называли «конторским». Он был весьма кстати: здесь можно было полоскать бельё, купаться ребятне и, что немаловажно, это было местом водопоя для домашнего скота и колхозных лошадей.
Перед въездом в деревню справа построили кузницу, а слева – подтоварник, возле которого был сворот на Парфёновку. Дорога прямо на запад уходила в сторону деревень Шаро-Лермонтово и Соловьёвка. Вдоль неё возник проулок в несколько домов.
 Поворот вправо, крутой спуск к ручью, подъём на горку  и вот она – первая улица, позднее - улица Советская. Здесь, сразу налево, в былые времена была маслобойня. Каждое крестьянское подворье обязано было сдать определённое количество молока на масло. Его принимали не только от жителей Покровки, но и из ближайших деревень, в частности, из Шаро-Лермонтова. Затем на этом месте построили конюшню.
Тут же на бугре была контора, а чуть наискосок, на противоположной стороне, Сельский совет, почта и амбулатория.
               В двух местах улица прерывалась болотистыми отростками. На одном из них, по левую сторону от дороги, находился второй пруд, точнее сказать, небольшое озерцо. С первого взгляда казалось, что он неглубокий, но даже в самые жаркие летние дни вода в нём не высыхала.
          Весной озерцо широко разливалось, подтапливая близлежащие дома и дорогу. В это время года мальчишки любили плавать на плотах, измеряя глубину шестами. А летом ребятня шлёпала по грязно-мыльной воде у берега и строила замки, распугивая мирно плавающих гусей и уток. 
          С двух сторон пруда построили дома. За ними, чуть дальше, среди сосен, была больница с палатой на шесть человек. Дорога по этому проулку уходила в деревню с красивым названием Малиновка. 
По левой стороне улицы, рядом с озерком, построили магазин, потом клуб с библиотекой. В шестидесятые годы старый  магазин сгорел, и на его месте построили новый. Примерно в эти же годы вместо небольшого здания клуба вырос современный Дом Культуры с отдельным входом в библиотеку.
Примечательна улица тем, что возле дома Королёвых, наискосок от клуба, был большой колок из черёмухи. Деревья плотным кольцом окружали вытоптанную поляну. С весны и до поздней осени, каждый вечер там слышались песни и смех молодёжи.
Дальше дорога поднималась в горку, застраиваясь ровными рядами домов с двух сторон до самого болота, и уходила  в сторону деревень Малкас, Нация (Восток), Быстровка….
Другая улица, Лиговка, а сейчас - Молодёжная, тянулась на восток  вдоль левого берега зарастающего ручья.
 В самом начале улицы, на углу, была школа и рядом интернат. В ней получали знания дети из Петровки, Парфёновки, Шаро-Лермонтова, Малкасы, Быстровки…. Из близлежащих деревень ученики ходили пешком, а из более отдалённых жили на квартирах или в интернате.
Напротив школы, возле Сельского совета, стоял большой амбар на высоких столбиках. Там хранилось просушенное и провеянное зерно на семена. В летние дни дети, в основном девочки, стелили под амбаром газеты, старые половички и играли в куклы.
В середине улицы, на пригорке когда-то была амбулатория и  аптека, потом на этом месте построили дом.
Чуть дальше дорога прерывалась низиной между двумя крутыми косогорами, горками. Каждую весну по ней дружной ратью бежали весёлые ручейки, но это не мешало новосёлам и здесь построить дома.
  Заканчивалась улица у самой кромки леса перед спуском к болоту, где в более позднее время была животноводческая ферма.  В болоте среди кочек и ельника обнаружили глубокое «окно» - не зарастающий ключ. Из него в любое время года брали воду и развозили на водовозке для хозяйственных нужд.
После войны дома с этого конца улицы были перенесены в центр деревни. А в середине пятидесятых на этой горке, её называли хутором, построили два дома. В одном жила большая семья, а в другом сначала была ветеринарская, потом жили врачи и работники конторы.
До сих пор видны ямы от когда-то стоявших домов, а на месте последнего, за бывшей фермой, весной расцветает черёмуховый куст…. 
Самым легендарным местом в этой стороне  был третий водоём. Называли его плотина;. Да-да, ни озеро, ни пруд, а именно плотина; с ударением на последнем слоге! Почему так, никто точно не знает, но многие помнят, с чего всё началось….
В начале шестидесятых годов сверху пришёл указ: развести  в колхозе уток. На заседании Правления единогласно решили построить птичник подальше от жилых домов, на горке, недалеко от кузницы. И вопрос с водоёмом тоже продумали: расчистить пруд в том месте, где есть переход по кладкам через болотистый ручей.
В назначенный день здесь собралась почти вся деревня. Работа нашлась всем, но самыми активными были комсомольцы и пионеры. Одни выкорчёвывали деревца, другие срубали сучья, третьи  оттаскивали в сторону. 
Пришлось спилить и необхватную красавицу сосну. От неё остался пень - знаменитый пень под водой, почти на самой середине пруда.
Бульдозер расчистил русло ручья на нужную глубину, срезал с противоположных бугров глинистую почву, преградив путь водному потоку для поднятия естественного уровня воды.
Парни лопатами разровняли и утрамбовали  будущий берег  водоёма. Мужчины установили деревянный лоток для стока воды в половодье, чтобы не размывало земляное сооружение.
Через несколько дней пруд был заполнен водой и с чьей-то лёгкой руки его назвали плотино;й. Но это никогда не имело особого значения ни для детей, ни для взрослых.
Именно она стала местом досуга в летнее время года. Здесь купались, загорали, жгли костры на Ивана Купалу. На плотине;  заядлые рыболовы ловили золотистых и серебристых карасей и до рассвета сидели влюблённые парочки….
До сегодняшнего дня деревенька живёт своей жизнью. Остались в ней те же улицы и проулки, по-прежнему отражают небесную синеву три пруда, а весной озорной ручеёк спешит на свидание с речкой Абан.
А что же облака? Рассказав историю о становлении моей родной деревушки, они поплыли дальше, сохраняя в себе огненный свет небесного дерева и память о прошлом….


Рецензии