Иисус настоящий старший Брат
К кому обращена притча о блудном сыне? О ком она?
Когда мы говорим про притчу о блудном сыне, мы сразу вспоминаем младшего брата. Но очень может быть, что главной темой притчи является поведение и положение не младшего, а старшего брата.
В начале Лук.15 мы видим, что вокруг Иисуса собрались две группы людей – фарисеи и мытари. Фарисеи осуждали Иисуса за то, что он общался с мытарями. И дальше сказано, что Иисус рассказал им три (а может быть, и все четыре, см. начало 16-й главы) притчи. Им – это кому? Фарисеям. Религиозным людям. Вот к кому была обращена притча.
Младший брат, который забрал деньги и ушел из дома, чтобы растранжирить их, напоминает грешников, собравшихся вокруг Иисуса. Старший брат остается дома и слушается отца. Он напоминает фарисеев. Религиозных лидеров. И последняя часть притчи посвящена ему. В конце отец разговаривает со старшим братом, а не с младшим. И на этом притча заканчивается.
Притча обращена в большей степени к нам, религиозным людям, моральным, не к распутникам, не к аморальным.
Что общего между младшим и старшим братом в притче?
Мы привыкли к мысли о том, что младший и старший братья в притче – антиподы и между ними нет ничего общего. Но так ли это? Давайте присмотримся. Оба брата – и старший, и младший – отдалены от отца, который символизирует Бога. Отец выходит на улицу и зовет обоих в разное время.
Совершенно ясно, что младший брат не любит отца, ему нужны отцовские деньги. Получив эти деньги, он удаляется от отца и живет в свое удовольствие.
Но в конце притчи мы видим, что и старший брат не любит отца. Когда отец устраивает пир в честь возвращения младшего сына – это величайший день в жизни отца. И старший брат знает об этом. Но это его не трогает. Он не хочет идти на пир. Его не восхищает то, что восхищает отца. Он растроен тем, как отец использует деньги, как распоряжается семейным владением.
То есть старший брат, как и младший, любит имущество отца, а не его самого. Это то, что объединяет братьев.
Два брата показывают нам два способа отвергнуть Бога
Теперь давайте посмотрим на различия между ними. Как забирает деньги младший брат? Очень, очень, очень нехорошо и некрасиво. Потребовал, получил и сбежал.
А как старший брат пытается заполучить деньги отца? Оставаясь дома и очень, очень, очень хорошо себя ведя. Он послушный, он работящий. В 29-м стихе сказано: «Я никогда не преступал приказания твоего».
Есть два способа заполучить контроль над своей жизнью вместо того, чтобы позволить Богу контролировать нашу жизнь. Первый – быть очень-очень плохим, аморальным, нерелигиозным человеком. Это путь младшего брата.
Второй – быть очень-очень хорошим, моральным и религиозным. Никогда не оступаться, соблюдать 10 заповедей, ходить на собрание и молиться, каждое утро читать Библию. Это путь старшего брата.
И это два способа получить то, что принадлежит Отцу. Это два способа отвергнуть Бога.
Старший брат считает, что так как он ведет такую хорошую жизнь, то Бог должен благословить его. Бог обязан отвечать на его молитвы. Богу придется взять его на небо.
При этом старший брат утверждает, что его поведение совершенно достойное. Сегодняшний старший брат – это примерный христианин. Он верит в Бога и слушается Его. «Посмотри, я остался дома. Посмотри, я делаю все, что Ты хочешь. У меня все в порядке. Я хороший сын».
Однако фактически нет принципиальной разницы между отношением двух братьев к отцу. Когда мы доходим до конца истории, мы видим, что оба сына в свое время были удалены от отца. И в обоих случаях отец выходит, чтобы позвать своих сыновей на пир, который символизирует спасение.
Почему старший брат злится на отца?
И что мы видим в конце притчи? Младший брат заходит на пир, а старший нет. Мытари спасаются, а фарисеи нет.
Плохой парень, блудный сын спасается, а хороший парень погибает, несмотря на то, что он такой хороший.
В 29-м стихе открыта причина, по которой старший брат не хочет заходить. Причина, по которой он отказался войти на пир своего отца. «Я злюсь на тебя, потому что ты поступаешь не так, как я хочу. Вот причина, по которой я отдаляюсь от тебя: я был таким хорошим, а ты не делаешь того, что я хочу».
Старший сын погибает не вопреки своим добродетелям, а из-за своих добродетелей.
Различие между Евангелием и религией, между благодатью и законничеством
Евангелие – это не религия в распространенном смысле этого слова. Религия основывается на принципе «Я слушаюсь, и поэтому я принят». Евангелие – это совсем другой принцип: «Я принят благодаря тому, что Иисус Христос сделал для меня, и поэтому я слушаюсь».
Двое людей, руководствующихся этими противоположными принципами, могут сидеть рядом на богослужении. Они оба приходят на собрание, жертвуют свои деньги, стараются жить по Слову Божьему и любить ближнего, но мотивы у них совершенно разные, и они делают это в разном духе, получая разные результаты.
Старшие братья повинуются Богу, чтобы что-то от Него получить. Они делают Бога средством для достижения собственных целей. Они повинуются Богу, они живут по-христиански, но они используют это, чтобы чего-то добиться от Бога.
Люди, живущие по Евангелию, отличаются от них. Евангелие заключается не в том, что я дарю Богу праведные поступки, и Он теперь мне должен – это мировоззрение старшего брата. Евангелие в том, что Бог благодаря жертве Иисуса Христа дает нам способность жить для Него праведно. И через Иисуса Христа все то, что принадлежит Богу – уже наше. Вечная жизнь, усыновление, небеса… Знание того, что вы радость и счастье Небесного Отца.
Старшие братья слушаются Бога, чтобы получить от Него что-то. А верящие в Евангелие слушаются для того, чтобы получить Самого Бога.
Вот причина возможной мертвости человека, называющего себя христианином. Старшие братья своим послушанием, своей духовностью, своим правильным отношением к людям, своим поведением в семье хотят получить власть над Богом.
Старшие братья могут говорить: «Я спасен, потому что Иисус умер за меня». Но фактически их отношения с Богом основаны на их хороших делах. В результате в этих людях не растет то, что Павел называет плодом Духа (любовь, радость, мир, воздержание…). Зато в них цветут самовлюбленность и критика.
Мы верим в Евангелие, мы утверждаем, что спасены по благодати, но боюсь, что в наши сердца встроена тяга возвращения к религии. Мы подвержены искушению превращаться в старших братьев. И поэтому так важно снова и снова возвращаться к мысли о том, что мы спасены заслугами Иисуса, благодаря Ему, и вокруг Него и Его совершенств должна вращаться наша нынешняя жизнь.
Как узнать в себе старшего брата?
Лет 15-17 назад на Вычулки приезжала молодежь из Минска. И я, тогда новообращенный христианин, был впечатлен заключительной проповедью. Были прочитаны тексты о фарисеях, и проповедник задал вопрос: «Как узнать фарисея в себе?» Я привык, что фарисеи – это номинальные христиане, это лицемеры вне церкви, но искать фарисея в себе – это было что-то новое для меня.
Сегодня я хочу задать очень похожий вопрос: «Как узнать в себе старшего брата?» И с Божьей помощью отвечу на этот вопрос.
Первое. Старший брат злится, когда в его жизни что-то идет не по его плану. Такую картину мы видим в притче. Он испытывает не только разочарование и печаль. Он обижается на Бога и злится на Него. Он считает, что Бог ему должен. Если он не получает ответ на молитву, он считает Бога виноватым.
Второе. Отец выходит навстречу брату и мягко предлагает ему изменить курс, зайти на пир. Но брат агрессивно отказывается. Когда старших братьев критикуют или предлагают им что-то изменить, они отвечают встречным нападением. Потому что их самооценка основана не на том, чем они являются во Христе, а на собственном восприятии и репутации хорошего человека. Когда появляется критика – само основание их жизни оказывается под угрозой.
Третье. Обратим внимание на интонацию слов старшего брата. Он резко разговаривает с отцом. О чем он говорит? О себе, своих интересах. Еще один признак старшего брата или современного фарисея – молитва. Старшие братья никогда не наслаждаются Богом. В их молитве нет восхищения Богом. Но в этих молитвах очень много прошений.
Четвертое. Как старший брат отзывается о младшем? «Этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами» (стих 30). Тот уже покаялся, и отец его уже простил, но старший брат все помнит! И все высказывает! И наверняка повторит это в будущем! Старшим братьям никогда не удается перестать чувствовать отвращение к людям. Если ваша самооценка основана на том, что вы такой трудяга, вы будете презирать людей, которые по вашему мнению ленятся. Если ваша самооценка основывается на том, что вы придерживаетесь правильной доктрины, вы будете презирать всех, кто с вами не согласен. Есть много людей, общество которых старшие братья просто не выносят. Они не умеют прощать.
Есть люди, которые полностью и очень глубоко поражены этими четырьмя болезнями, другие же больны этим частично. Наверняка какие-то из этих симптомов мы найдем сейчас в себе, если будем честными.
Что делать старшим братьям? Если каяться, то в чем?
Мы знаем правильный ответ на вопрос о том, что делать человеку, когда он неправ. Ему надо покаяться. Но в чем именно надо каяться старшим братьям? В чем каяться фарисеям?
Конечно же, фарисеи каялись в своих грехах. Но после этого они оставались фарисеем. И даже становились ими в еще большей степени. «Смотрите, как я покаялся!»
Покаяние становится еще одной вещью, которую можно упомянуть, говоря «Я никогда не ослушался Тебя, а если даже и ослушался, то потом послушался и покаялся». И покаяние становится еще одним средством манипулирования Богом.
Надо каяться не только в грехах, но и в причинах своего неправильного или правильного поведения. Если своими добрыми делами мы пытаемся получить контроль над Богом, контроль над другими людьми, контроль над нашей жизнью, чтобы чувствовать себя выше других людей – то нам надо каяться в причинах этих добрых дел. Старшие братья, делая добрые дела, считают, что делают Богу одолжение, следуя за Ним.
Поэтому один богослов сказал: «Главное, что отделяет вас от Бога – это не ваши грехи, а ваши отвратительные добрые дела».
Настоящий старший брат
В чем обычно видят мораль притчи о блудном сыне? Если вы ведете себя неправильно, надо покаяться, возвратиться к Богу, и тогда Он примет вас обратно. И это правда.
Но это не все, о чем говорит притча. Фарисеям так и не удалось выбраться из фарисейства с помощью покаяния.
Какова цена того, что этот молодой человек, которого мы привыкли называть «блудный сын», возвращается домой? Какова цена того, что мы возвращаемся к Богу? Чего стоило отцу возвращение блудного сына? Кто-то скажет «Ничего». Отец просто одел сына, дал кольцо, велел заколоть тельца и устроить пир.
Но это не так. У него было два сына. Поэтому у него было только два наследника. И он разделил между ними свое имущество. Младший сын забрал свою долю наследства и растратил ее. А это значит, что вся одежда, кольцо, телец, вся еда на пире принадлежали старшему сыну. И отец мог пригласить младшего сына обратно только за счет старшего. Слова отца старшему сыну «все мое твое» – это не просто красивая фраза, это юридический факт.
Старшего брата разозлила вся эта ситуация. Он не хотел на это соглашаться.
В те времена задачей старшего сына было держать семью вместе. Если бы он был настоящим старшим сыном, он бы не просто радовался возвращению младшего брата, он действовал бы так, как добрый пастырь чуть раньше в этой главе.
Он бы пошел в чужую страну и нашел своего брата в свинарнике, обнял бы его, привел обратно к своему отцу и сказал: «Я привел домой своего брата за свой счет». Но суть притчи в том, что у этого младшего брата не было настоящего старшего брата. У него был брат-фарисей.
Иисус – наш старший Брат
У этого молодого человека не было настоящего старшего брата. Но у вас Он есть? Есть. Я прочитаю несколько библейских текстов, и сразу признаюсь вам, что они всегда меня смущали:
«Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим» (Евр.2:11-12); «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим.8:29); «иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему» (Ин.20:17).
Меня смущало то, что Иисус здесь называется нашим Братом. Не Богом, не Господой, не Владыкой, а Братом. Я ни разу в жизни не назвал Иисуса в молитве «Мой Брат». Язык не поворачивался. Мне казалось это неуважительным панибратством. Но сегодня я как никогда рад тому, что эти стихи в Библии есть, и я, наконец, готов в молитве поблагодарить Иисуса за то, что Он мой Старший Брат.
Нам нужен такой Брат, который не просто пошел в чужую страну, но сошел с небес на землю. Он спас нас не только за счет своих денег, но ценой Своей жизни.
Мы одеваемся в новые одежды праведности, потому что Он был раздет на кресте. Мы пьем из чаши радости и блаженства, потому что Он испил чашу осуждения и гнева.
Мы по Слову Божьему называем друг друга братьями и сестрами. И если мы будем становиться для наших братьев хорошими братьями, это будет нам чего-то стоить.
Продолжение притчи о блудном сыне
В заключение давайте попробуем заглянуть в будущее этой притчи, а возможно, что для кого-то из нас это будущее является настоящим.
Если младший брат изменился под действием любви отца и если старший брат остался таким, каким мы видим его в последних стихах этой притчи, то жизнь младшего брата наверняка была несладкой. То, что старший брат сказал отцу о младшем за его спиной, он вполне мог говорить потом в лицо. Эта грубая и ворчливая интонация вполне могла сопровождать все его последующее общение как с младшим братом, так, возможно, и с отцом.
Младший брат не имел никаких финансовых перспектив, ведь старший с ним, скорее всего, своей долей наследства не поделится. И если старший до сих пор тяжело работал в поле, наверняка тяжело работать придется и младшему. А что будет после смерти отца, когда главой семьи станет старший брат, и представлять страшно.
Что могло помочь младшему пройти через все это? Скажу только одну короткую мысль. Сначала напомню библейский пример.
Иаков в доме Лавана находился тоже не в самой приятной ситуации. Дома свирепый старший брат, который хочет его убить, здесь в гостях у родственников его обманывают в первую брачную ночь, подменяя невесту. Ему приходится тяжело работать пастухом стад Лавана и, вполне возможно, ловить косые взгляды хозяев дома.
Но написано при всем этом «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (Быт.29:20). Не «тянулись эти семь лет, как век», но «показались ему за несколько дней». Почему?
Все потому, что у Иакова был человек, которого он любил. Любовь меняет человека. В том числе она меняет его взгляд на окружающее, его восприятие других людей, обстоятельств и даже времени.
Возвратимся к блудному сыну. Он погрузился в любовь отца. Если это, помимо прочего, притча о спасении, то спасающиеся по благодати, входящие в семью Небесного Отца и погружающиеся в Его любовь и сами начинают любить, как Он.
«Как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне» (Гал.4:29). Скорее всего, в продолжении этой притчи рожденный по плоти старший брат гнал рожденного по духу младшего брата. Скорее всего, с этим сталкиваются и современные верующие. И поможет пройти через это по сути только одно: любовь.
Когда мы входим в радость и любовь господина нашего, они изливаются в наши сердца и переливаясь, будут распространяться и на других.
Проповедовал 3 сентября 2017 г.
Свидетельство о публикации №217090401157