Тино Сегал в МУАРе

Одновременно на двух московских арт-площадках – в Музее архитектуры и в Новой Третьяковке впервые в России представлены работы  выдающегося перформансиста Тино Сегала. И если в ГТГ на Крымском Валу наш зритель может познакомиться с лучшими образцами вполне традиционного перформанса, то в МУАРЕ ему предложено принять участие в эстетически радикальном художественном проекте, в котором - не побоюсь этого слова – сделаны открытия в области современного искусства. «Гвоздем» проекта является перформанс «Прогресс». Его радикальность превосходит все ранее известные интерактивные формы произведений, так как зритель в него не просто «входит», не просто в нем «участвует», но без него произведения, как такового, просто не было бы. Не успеваете вы пересечь его границу, как вас останавливает ребенок, с невероятной серьезностью задающий вопрос: «Ты хочешь пойти со мной?», и вводит тебя в пространство перформанса, втягивая в предельно серьезный разговор, и вскоре передает вместе с нитью беседы, - девушке; девушка, проведя тебя по параллельным траекториям разговора и пространства,  сопроводив на следующий ярус, передает человеку зрелого возраста, а тот, в свою очередь, преодолев еще один ярус, вручает тебя женщине уже старшего зрелого возраста, завершающей цепочку проводников. При этом тема разговора восходит согласно иерархии трех Кантовских критик: Чистого Разума, Практического Разума, и Способности Суждения – на последнем, верхнем ярусе, речь идет об искусстве и литературе. При этом перформанс проходит внутри инсталляции – ее роль выполняет великолепный интерьер Руины, который перед тобой раскрывается по мере подъема, и здесь тебя настигает поистине гениальный финал – произведение просто обрывается… Нет слов, чтобы передать впечатление от этого выдающегося произведения; -  в нем надо поучаствовать!
Не менее радикальны и два других перформанса, с которыми я познакомился в МУАРе: «Поцелуй» и «Вариация». В них используется давно применяемый в современном искусстве прием – темнота (или очень слабое освещение), но темнота интересна не сама по себе, а как обстоятельство, позволяющее ввести в обиход искусства эфемерное тактильное ощущение, вызываемое неожиданными доброжелательными прикосновениями абсолютно невидимого актора (они-то и воспринимаются, как целомудренный поцелуй).
Проект Тино Сегала в МУАРе выводят Москву на уровень мировых столиц современного искусства, и это событие очень своевременно, так как происходит на фоне кампании по удушению в России современного искусства (искусства по версии ведущих кураторов ряда выставочных пространств  всего мира – Центра Помпиду, Музея Людвига, Кунстхалле (Базель), Тэйт Модерн, Музея Гугенхайма, Венецианской Биеннале, и многих других культурных институций), в которой принимают участие разнообразные силы: от министра культуры Мединского, с начальственно-спесивой миной как-то выразившегося в таком духе: «Ладно, так уж и быть, живите, - разрешаю, - но только на госфинансирование не рассчитывайте!» до «Нового», сильно уцененного  Маркса - Кургиняна (образ почти божественной стати в его внешнем облике деградировал до доктора Калигари из одноименного фильма Вине), объявившего на площадке ток-шоу Владимира Соловьева войну «буржуазному» искусству. Слово буржуазный я закавычил, поскольку у нас ведь капитализм, а при капитализме термин «буржуазный» олицетворяет норму, и по умолчанию опускается.
                Сентябрь 2017 года


Рецензии