Байки с ЦБК. От двутавра до Лавры

Что такое СРК – содорегенерационный котел!
Важнейший элемент в целлюлозно-бумажном творчестве.
Без СРК не бывает ЦБК.
По крайней мере раньше не бывало.
Понятно, что на производстве высоких температур и запредельных давлений случается многое.
Но как оно всё было на самом деле – не ведаю.
Мне старые люди рассказывали.
Я старательно перевёл с поморского на русский.
Хотя ни в поморском, ни в русском я не силён.
Так что извиняйте бедность языка и заскорузлость мысли.
Сколько не читаю – никто этих историй в интернете ещё не выложил.
Так что буем считать их как бы выдумками.
Как бы моими байками
Байками с целлюлозно-бумажного комбината.

Игра слов: Соломбальский ЦБК – СЦБК!
Так и будем называть эту серию: Байки с ЦБК.

Вы видели двутавр?
Хорошо, двутавровую балку?
Такую толстенькую металлическую балочку, у которой по краям и перпендикулярно к основе идут еще две толстенькие металлические планочки?
Хорошо, попробуем иначе: нарисуйте большую букву «Т».
Чем хороша именно большаяа «Т»?
А тем хороша, что и на английском и на немецком и на французском она пишется также, как и на русском!
Вертикальная черточка, а над ней – горизонтальная черточка.
В общем – Т!
Представьте себе, что это тавр!
Точнее – разрез тавра!
Так сказать тавр в разрезе.
А если взять две буквы «Т» и одну из них перевернуть к верху низ, то соединив вертикальные палочки мы обнаружим две горизонтали – сверху и снизу.
Вот это и будет разрез двутавра.
Его можно узреть в другой букве, в букве «Н»
Н - эн по-русски и «аш» по-немецки.
Можно ещё и так увидеть – поднять глаза и посмотреть на иллюстрации или… нагло погуглить в Интернете.

Теперь о толщине: бывают тоненькие двутавры, с толщиной балочки в миллиметр.
А бывают и потолще, с толщиной балочки в сантиметр, а то и полтора.
У нас в цехе СРК-2 балки были толстенные! То есть толстостенные.
Весь цех был этими двутаврами сконструирован!
Идёшь мимо, а на тебя эта мощь так и давит! Так и давит!
А по центру цеха стоит огромный – в сорок пять метров высотой химический котёл. «Химический» - это я так неправильно его именую, чтобы Читатель сразу понял: внутри котла при огромной температуре – от 900 до 1200 градусов идёт сложная химическая реакция, точнее множество реакций. И этот котёл нагревает воду до состояния перегретого пара в 450 градусов по Цельсию. И при этом давление внутри котла поднимается до сотен атмосфер!
Но самое страшное – не это!
Как устроен любой в мире водогрейный котел?
А примерно как чайник.
Вода – отдельно, огонь отдельно!
Конечно котел посложнее – он весь из труб! По трубам вода бежит, а внутри сплетения труб температура дикая. Вот в трубах-то водичка и прогревается как следует.
А что бывает, если в чайничке появилась дырочка  снизу?
Водичка выливается и начинает огонёк тушить.
А если в котле труба течь даёт?
Тогда из трубы хлещет пароводяная смесь и всё вокруг себя тушит…
Но у нас котел не простой!
У нас котёл как раз химический!
И когда прорывает трубу при сотнях атмосфер давления, вода попадает на ту самую смесь, что внутри котла соединяется с кислородом.
Химия!
Когда вода попадает на эту смесь происходит химический взрыв невероятной силы!
А в реальной жизни происходит серия страшных взрывов.
И всё живое из котельной начинает разбегаться кто-куда.
Глаза у несчастных на выкате!
Ужас искажает их лица.
Они несутся прочь! Прочь! Прочь!
Вот однажды случился взрыв и мне довелось пройти мимо порванных взрывом двутавровых балок.
Они были именно разорваны, как рвётся порой бельевая верёвка.
И их оборванные кончики были скручены и завязаны узелком.
Как хвостик поросёнка.
Представляете себе огромную толстенную балку связанную натурально узелком и разорванную на конце?
А у нас тогда работала на смене электрик. Звали её, помнится, Семёновна.
Крепкая, рослая, жилистая, суховатая, узловатая, лет так под пятьдесят, с суровым лицом. Мать троих детей, между прочим.
А в их электробудке или пристрое или, точнее, в углу часть стены была выложена стеклоблоками или стеклопакетами, и в них был встроен натуральный морской иллюминатор. Ну это был такой прикол! Впрочем я в иллюминаторах не разбираюсь.
Такой тяжёленький, весь из себя стальной, стальнее не бывает!
Сразу за стеклопакетами – улица!
А за стеной этой, за стеночкой,  вырыт котлован под третий цех.
И из него, как колья, торчали стержни арматуры от частокола свай уже забитых на немыслимую глубину.
Вот наша Семёновна, когда начало взрываться, в этот самый иллюминатор морской и сиганула!
Ну до поясницы она хорошо прошла. Ручки вперёд вытянула и нырнула!
И как по маслу!
Пусть и туговато слегка.
А вот бёдра материнские дальше её не пустили.
Когда же всё поутихло и она попыталась двинуться назад, выяснилась пренеприятнейшая деталь.
Оказалось, что женская грудь устроена примерно так же, как рыболовный крючок.
Туда телу удается протиснуться, но при обратном движении грудь становится на пути возврата стеной! И не пускает!
В общем она так и повисла: голова, руки, плечи и грудь – там, на улице, благо что было еще не зимнее время, а всё остальное – внутри и общедоступно.
Ужас её положения дополнялся тем, что собственное тело надёжно звукоизолировало наружную часть от внутренней.
И вот вам  сцена: группа товарищей стоит вокруг внутреннего фрагмента тела и обсуждает, как её извлекать. Причём общались с нею поначалу так: посыльный бежал через весь цех  на улицу, обегал огромный корпус и с края котлована кричал ей, в темноте плохо различимой, вопрос, а она что-то там пыталась отвечать. В конце концов решились и выбили первый стеклопакет.
Теперь коммуникация была восстановлена.
Но висеть в люке – это пытка, каких не знало средневековье.
И начались импровизации.
Я не могу всё и сразу, а потому предлагаю Вам пока домыслить самостоятельно, как её извлекали из этого люка.
Подскажу только, что проминать грудь она не позволила, и пришлось выламывать её с фрагментом стеклопакетированной стены, с натягом внутрь, ибо могла и выпасть на торчащие стержни, а затем выламывать, выпиливать и вываривать газовой горелкой с параллельным проливом и жестяными щитками…
А когда весь этот кошмар завершился, Семёновна перекрестилась и ушла.
В цех она не вернулась, а знающие люди сказывали, будто подалась она в Лавру.
Замаливать свои грехи.
И наши.
И молиться о спасении всех нас заблудших.
Вот такая вышла история: от Двутавра до Лавры.

На эту же тему:
http://www.proza.ru/2017/09/04/1602  Байки с ЦБК. На трубе!


Рецензии