Эндрю Уайет. Мир Кристины

          Эндрю Уайет МИР КРИСТИНЫ (1948) Музей современного искусства в Нью-Йорке, США.

СУДЬБА ЖЕНЩИНЫ И КАРТИНЫ

          Как-то так получилось,что творчество американских художников я знаю очень плохо. Недавно познакомилась с работами очень интересного американского художника Эндрю Уайета (1917 - 2009).
Его работы вызывали скептическую реакцию критиков, но неизменно нравились обычным людям. В Америке его называли художником простых людей и певцом севера.
Знакомство с творчеством художника начнём со знаменитой его картины Мир Кристины.

      Эндрю Уайет о "Мире Кристины" и своем творчестве:

          «Понимаете, важно постоянное присутствие на месте действия. Мне надо жить в окружении того, о чем я пишу. Тогда в какой-то момент можно ухватить смысл. Когда я писал «Мир Кристины», я пять месяцев работал над полем… Я хотел бы написать только поле без Кристины и заставить почувствовать ее присутствие...»

           Женщина, изображенная на картине - это Кристина Олсон (1893 - 1968). Она страдала от полиомиелита, болезни, которая парализовала нижнюю часть ее тела.
Уайет решил написать эту картину, когда увидел из окна своего дома, как эта женщина ползла по полю. После перенесенной в детстве болезни женщина не могла ходить и всю свою жизнь ползала по дому и усадьбе.

        Она, конечно же могла передвигаться в коляске, но тогда бы Кристине пришлось все время просить близких возить ее. А ей не хотелось их утруждать. Она хотела, пусть даже таким образом, но сохранить свободу передвижения, а значит и определенную личную свободу. Художник восхищался целеустремленностью и силой духа этой женщины.

          У Уайета был летний дом в той местности и он был дружен с Олсон, которую, как и ее младшего брата, он часто изображал на своих картинах в период с 1940 по 1968 гг. Кристине Олсон было 55 лет, когда Уайет написал эту картину.
Дом, изображенный на картине, известен как "дом Олсон", расположен в штате Мэн, в г. Кушинг. Он открыт для посещения публики Фарнсвортским музеем искусств. Он включен в список национальных исторических достопримечательностей и отреставрирован в соответствии с видом, изображенным на картине.

           "Мне важно постоянное присутствие на месте действия. Мне надо жить в окружении того, о чем я пишу. Тогда в какой-то момент можно ухватить смысл. Когда я писал “Мир Кристины”, я пять месяцев работал над полем. Делать фон - это как строить дом, чтобы потом в нем жить. Если сдерживать себя, дождаться правильного момента, он может решить все дело”.

              Первоначально картина получила скупые отзывы критиков и оставалась малоизвестной до тех пор, пока не была приобретена для Нью-Йоркского Музея современного искусства (МСИ). После экспозиции в МСИ популярность картины стала стремительно расти, и сегодня картина считается образцом современного американского изобразительного искусства.

            Отзывы. о творчестве Эндрю Эндрю Уайета и "Мире Кристины":
"...Они совершенно фантастичны. Ими дышишь и не можешь надышатся. В них какая-то глубокая тайна. Полуоткрытая. Как-будто чуть-чуть еще всмотришься — и все станет понятно. О жизни, смерти, любви, одиночестве. Вечности…"
Maria Trudler

             В 2007 году президент Буш вручил ему Национальную медаль искусства. То был отнюдь не первый его орден: в 1963 году он стал первым художником в истории Америки, удостоенным Президентской медали свободы, а в 1988 году получил Золотую медаль Конгресса, высшую награду, которой удостаиваются гражданские лица. Еще в 1970 году прошла его выставка в Белом доме, первая в истории страны художественная выставка в президентской резиденции, при Никсоне.

            Признание следовало не только от американских, но и от иностранных учреждений: он был одним из немногих "прогрессивных художников США", которых привечала Москва в пору жесточайшего преследования "искусства в оковах" -- поп-арта, абстракционизма.


Рецензии