4. Отец

НА СНИМКЕ: Николай Васильевич Горбань, отец Саши. Снимок 1952 ода. Украинский писатель, историк и архивист, он с 1931 года был в тюрьмах и ссылках.
Разных форм гонениям подвергался всю оставшуюся жизнь(1) .


«Мама вышла замуж за украинца, политического ссыльного, старше неё на 22 года...

Вокруг меня был культ русской литературы, французской истории (мама очень любила Францию, хотя никогда там не была, но идея Франции из русской литературы 19 века была ей дорога).
Отец – глубоко образованный человек русской культуры с некоторым симпатичным украинским колоритом (ностальгия по родным местам и мягкая «напевность» характера)».

– Знали ли Вы предков по отцовской линии? Что Вы можете рассказать о них?

– Никого не знал – все они умерли к тому моменту, когда я мог ими поинтересоваться.
А вот из родственников известны двое: украинская писательница Оксана Иваненко и бессменный зав. кафедрой теорфизики Московского Университета Дмитрий Дмитриевич Иваненко .

НА СНИМКЕ: Николай Васильевич Горбань, отец Саши. Снимок 1952 ода. Украинский писатель, историк и архивист, он с 1931 года был в тюрьмах и ссылках.
Разных форм гонениям подвергался всю оставшуюся жизнь .

– ДД с отцом не общался, а вот Оксана присылала свои книжки с дарственными «Сашику». Детали родства мне не вполне ясны, отец называл их моими дядей и тётей (как понимаю, кузены, вероятно).
Есть несколько семейных легенд о более далёких предках, но за достоверность ручаться не могу.
Я спросил:
– Когда Ваш отец уехал из Омска в Ташкент? Означало ли это распад семьи?

– В 1959, кажется, весной.

– Какова роль отца в жизни подростка (юноши) Саши?

– Формально развода не было, мы встречались, общались, вместе путешествовали (Крым, Одесса...).

Да, Саше было всего 7 лет, когда отец уехал в Ташкент. Конечно, вклад отца в воспитание мальчика много меньше, чем матери, но в трудные времена мать обращалась к нему за помощью, и отец немедленно откликался и делал, всё, что мог и как мог…
Сам Саша пишет об этом так:
«Об отце. Он избегал разговоров на политические темы. Видимо, он просто не знал, как здесь вести себя со мной – как со взрослым собеседником или как с мальчиком, которого он должен оберегать. Поэтому он всегда как-то уклонялся от таких разговоров. Да я его особенно на такие темы и не расспрашивал, т.к. был наглым и думал, что я и так знаю, что и почему. Другое дело, мне, конечно, было интересно – как именно у него было. Но тут я стеснялся его прямо расспрашивать, считал, видимо, что это бестактно.
А почему, за что именно он был арестован и сослан – об этом я и не считал для себя нужным расспрашивать: это ж понятно почему... Он вообще мало рассказывал мне о своей жизни, например, о своих интересных архивных находках. Рассказывал, что когда был в ссылке, то лежал там в больнице, где нянечки не верили в существование микробов, не мыли рук. Но мне и в голову не приходило задавать ему вопрос: «Папа, а вообще-то – почему ты попал в эту ссылку?» Мне и так было ясно, что процесс его был липовый – о чём тут ещё спрашивать... Хотя детали меня, конечно, интересовали. Но, повторяю, расспрашивать о них стеснялся, такого прямого разговора не было.
Тут что-то сродни неловкости, вот не станешь же у человека, раненного на войне, узнавать подробности про каждую его рану. Так и тут. Не станешь же спрашивать: когда тебе больнее было – когда тебя на первый срок сажали или когда на второй? Но кое-какие запавшие в душу истории он все же мне рассказал. Например, как был он в Тобольской ссылке с одним идеологом анархизма (его фамилия звучала, примерно, как Либерзон или Либерман – точно не помню). И тот на обязательную для ссыльных отметку ходил с дочкой. И все шутил: «Мыкола, вот я помру, за меня дочка будет отмечаться, а за тебя кто пойдёт?» Пророческая получилась шутка. Оказалось – есть кому отмечаться: сын на грани ареста оказался».



Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/04/357

1. Отец Саши Николай Васильевич Горбань (1899-1973), член партии эсеров, канд. исторических наук, историк, архивист и писатель, провёл много лет в тюрьмах и ссылках. См Википедия: Горбань Николай Васильевич
.


Рецензии