Картинки прошлого
Неожиданная и волнующая новость стала достоянием для моряков Мурманского морского пароходства. Разрешалась покупка подержанного автомобиля… за границей! Однако, оказалось не всё так просто!Разрешение выдавали по запросу с судна в индивидуальном порядке. В этом случае отдел кадров пароходства просматривал личное дело на предмет нарушений Правил поведения моряка за границей и в родном Отечестве. Только тогда, просвеченный «рентгеном» член экипажа, при наличии валюты, мог сделать желанную покупку. Одобренная береговой службой, на судно улетала «радиограмма-молния»...
На рудовозе типа «Дорогобуж» счёт приобретённым за границей подержанным машинам открыл молодой старпом, коренной москвич Лев Кукушкин. Но какой удивительный был автомобиль! Это случилось в американском порту Олбани. Проходя мимо загородной автозаправки, Лев Александрович сумел договориться о покупке подержанного, полуспортивного и широченного «Форда»... всего за 525 долларов! И машина была в приличном состоянии! Но прежде чем грузить машину на судно, её осмотрела портовая полиция и заставила слить бензин. Кстати, двигатель у неё с V-образным расположением цилиндров, что говорило о мощности мотора...
Американский «Форд» грузили на глазах всего экипажа. Приятель Кукушкина электромеханик Эдуард Марченко управлял судовым краном, осторожно перенося воплощённую в реальность «мечту» старпома. Редкая картинка – автомобиль перемещался по воздуху с американского континента на кормовую палубу советского судна! У владельца теперь «Форда» при виде висевшей в воздухе машины сдали нервы… Лев Александрович хватался за голову и убегал в каюту.
Через какое-то время в дверь постучали:
- Лёва, всё в порядке, готовь магарыч! – сообщал зашедший в каюту электромеханик.
- Слава Богу! – вздохнул с облегчением старпом, - за этим дело не станет. С кубинского рейса осталось сухое вино…
Ветераны пароходства, конечно же, помнят о регулярных политзанятиях на судах пароходства. Присутствовать на них должны и беспартийные моряки. Помполит Ефим Михельсон объяснял это наличием в СССР прочного блока коммунистов и беспартийных. Согласно план-графика члены комсостава должны писать рефераты к предстоящему занятию. Что до рядового состава, они познавали лишь основы бессмертного учения. У помполита Ефима Романовича была специальная тетрадь с анкетными данными слушателей. Кстати, у вновь прибывшего электрика Павла Жигалова, Ефим Романович поинтересовался на палубе:
- Какое у вас образование, Павел Васильевич?
- Семь классов вечерней школы и тридцать два года школы основ марксизма-ленинизма на судах пароходства! – с гордой улыбкой отвечал ветеран флота.
Однако изучение из года в год партийных тезисов не прибавляло знаний в этой области. Моряки так и не научились отличать социал-шовинизм от оппортунизма, а может и не горели особым желанием. Но иногда случались и забавные моменты. В памяти осталась политучёба, когда судовой медработник Алябьев задремал и… всхрапнул на всю кают-компанию! Виной тому монотонный, убаюкивающий доклад помполита Михельсона. Но Ефим Романович усиленно закашлял, чихнул и сделал вид, что не понял природу появления подозрительного звука. Случалось ведь, когда Михельсону приходилось посещать медсанчасть…
Закончив погрузку «Форда» и закрепив на кормовой палубе автомобильное чудо, моряки расположились в каюте электромеханика. Разгорячённые хлопотами, но будучи в отличном настроении, они с удовольствием употребляли болгарское вино. Запамятовали лишь, что в тот день проводилась еженедельная плановая политучёба. Об этом напомнил по трансляции помполит Михельсон, нарушив уютную обстановку в каюте Марченко…
Предельно мобилизовавшись, собрав волю в кулак, Эдуард прочитал злополучный реферат собравшемуся коллективу, хоть и разбегались порой буквы, грозя неприятностями докладчику. Всё бы кончилось благополучно, не задай вопрос начальник радиостанции, он же секретарь судовой парторганизации Борис Корыстылёв, сидевший напротив электромеханика:
- Эдуард Витальевич, являлась ли замена развёрстки налогом – вопросом политическим на X съезде РКП(б)?
«Вот чёрт!» - мелькнуло в не совсем трезвой голове Эдуарда Марченко, специально хочет «завалить» меня в глазах капитана. – И тут электромеханик не сдержался, глядя на Митрофанова, на лице которого заметна ухмылка.
- Борис Борисович, человек я беспартийный. А вот вам, как всевидящему оку опытного партработника, должны быть знакомы решения партсъездов…
- Что такое? – встрепенулся капитан Удальцов и, рассмотрев, наконец, электромеханика, возмутился:
- Эдуард Витальевич! Да вы в нетрезвом состоянии! Всем разойтись, а старшего механика попрошу ко мне в каюту!..
Был уличён и приятель Марченко – старпом Кукушкин. На том же политзанятии он уснул в кресле и чуть не свалился на палубу. Так что по выходу из порта Олбани оба моряка вызваны на «ковёр» в каюту капитана, где присутствовали помполит и старший механик. Выслушали объяснения судовых командиров: не воздержались, мол и отметили покупку машины, не знали, что будет политучёба и т.д. Электромеханику Марченко, как инициатору строительства на судне сауны, обошлись устным порицанием. Что до старпома, в прикрепительном талоне рабочего диплома у Кукушкина появилась дырка. Это был карающий удар капитанского компостера. А причина тому: использование вина для экипажа в тропиках и нетрезвое состояние на политзанятиях…
Что и говорить, неприятность эта омрачила старшего помощника капитана. Но Лев Александрович уходил в отпуск и надеялся скорее показаться в Москве, чтобы удивить знакомых американской чудо техникой. Наконец судно закрепило швартовные концы на причале морского вокзала в Риге. К сожалению, и тут не обошлось без ЧП: при выгрузке машины грузчики выдавили стропом лобовое стекло автомобиля! Ситуацию несколько изменила, прибывшая из Москвы красавица-супруга старпома – Наталья. Она очень к месту смотрелась за рулём шикарной машины. В отличие от мужа, бойкая москвичка имела водительские права. Но и Лев Александрович, как штурман оказался при деле, прокладывая курс домой, в белокаменную…
Свидетельство о публикации №217090400390