Явление иконы Одигитрии в станице Аксайской

Икона Божией Матери  «АКСАЙСКАЯ» (Местночтимая)

             Поскольку Аксайская икона является списком со Смоленской, то празднование их совершается в один день – 28 июля/10 августа. Дополнительно установили и второе празднование – 4/17 сентября в день её обретения. Относится к иконографическому типу Одигитрии.
             Очень интересна история ее обретения. В 1656 году, в царствование Алексея Михайловича, во время войны с Польшей, донские казаки находились в составе русской армии в городе Вильно, откуда привезли на Дон в город Черкасск чудотворную икону Божией Матери Виленская «Одигитрия». В честь привезённой иконы Богородицы и с благословения Московского Патриарха Никона казаки выстроили в Черкасске деревянную Одигитриевскую церковь. Но Богородице, как оказалось, не угодно было, чтобы Её икона оставалась на Дону и она многократно являлась многим жителям Черкасска с требованием обязательно вернуть её туда, откуда взяли. Долгое время требование не исполнялось. В 1661 году на земли донцов с суши и моря напал крымский царевич Калга с большим войском и осадил их в степи на реке Тузлов. Окружённые со всех сторон, казаки дали обет, что если Царица Небесная спасёт их от гибели, то они исполнят Её волю и отвезут икону в Вильно. Отряд Калги был разбит, донцы с победой вернулись в Черкасск. Икона Божией Матери была отправлена с большой честью в Вильно. До отправления в путь с этой иконы местным живописцем был сделан список, который впоследствии затерялся. По преданию, икону Богородицы писал в I веке святой евангелист Лука для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила икону перенесли в Иерусалим, а затем греческая императрица Евдокия подарила её сестре императора Пульхерии, и в Константинополе от иконы произошло много чудес и знамений. Здесь икону прозвали Одигитрией (по-гречески – путеводительница). По одной из версий, название возникло из-за того, что римские императоры брали икону с собой в военные походы и побеждали врага. На иконе изображена Божия Матерь, правой рукой указующая на младенца Иисуса, восседающего на её левой руке и опирающегося на свиток – Закон. Вся композиция иконы символизирует путь человечества к спасению.
                Явление иконы «Одигитрии» в станице Аксайской произошло в 1830 году. В августе началась страшная эпидемия холеры, умирали в каждом  доме, нигде не было спасения. Отчаявшийся народ прибегал к усиленным молитвам, но и они не всегда помогали. Однажды, по преданию, одному казаку Аксайской станицы в «сонном видении» явился образ Богородицы, повелевший разыскать ее в недостроенном доме сотника Ивана Андреевича Лотошникова. Казак пригласил священника Тимофея Попова, и вместе с ним отыскал образ, который оказался одним из списков Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. При многочисленном собрании станичников был отслужен молебен, и страшная болезнь вскоре прекратилась. В то же время в Новочеркасске начала свирепствовать холера. Поэтому Высокопреосвященный Афанасий, первый Донской архиерей, отправил священника Новочеркасской Михайло-Архангельской церкви отца Василия Куфаева в Аксай, чтобы привезти явленную икону. Аксайская икона Божьей Матери была выставлена в Николаевской церкви и перед ней непрерывно служились молебны. Затем на площади, где сейчас в Новочеркасске Александровский сад, устроили временную часовню и в ней поставили святую икону для поклонения народа. На четвертый день эпидемия в Новочеркасске полностью прекратилась. Узнав об этом, казаки близлежащих станиц стали наперебой просить у аксайцев икону. И все получали помощь. Обретённую 4 сентября 1830 года, её прозвали Аксайской. После многочисленных прошений, поступавших от донских казаков, Святейший Синод признал Аксайскую икону Божией Матери чудотворной. Почитание святыни было столь велико, что пришлось устанавливать официальные графики переноса чудотворного образа из одного донского храма в другой. Время нахождения чудотворного образа в нахичеванских и ростовских храмах приурочивали к дням Преполовения Пятидесятницы. В Нижне-Гниловской станице в 1893 году соорудили специальную часовню в честь Аксайской Иконы Божией Матери Одигитрии.
                В 1847 году на Дону снова появилась холера. Особенно она свирепствовала в Аксайской станице, в день умирало по 100 человек. Двенадцать выборных от станичного общества обратились к начальнику Войскового штаба генералу М.Г. Хомутову с просьбой о возвращении Аксайской иконы в станицу. С разрешения Владыки Иоанна икону поставили в Троицкой церкви, где во имя неё был устроен в 1848 году придел. Вскоре эпидемия с ещё большей силой вспыхнула в Новочеркасске. Тогда чудотворную икону взяли в Новочеркасск. На площади, где сейчас располагается сквер перед Атаманским дворцом, поставили палатку со сквозным проходом, и народ беспрерывной вереницей шёл на поклонение Аксайской иконе днём и ночью.
                5 августа 1851 года Государь Император Высочайше утвердил определение Святейшего Синода об учреждении крестного хода с иконой Божией Матери Одигитрия из Аксайской станицы в Новочеркасск 13 августа с обратным перенесением её в Аксай 1 октября. Поклонение Аксайской иконе совершалось в Донской области неизменно вплоть до 1920 года, соблюдалось расписание её перемещений. Многотысячные крестные ходы сопровождали икону из Аксая в Новочеркасск и обратно. С установлением советской власти следы иконы теряются.
Не сохранились и чтимые списки, находившиеся в Троицкой церкви Аксая и в Новочеркасском Вознесенском соборе. Однако сохранился сам собор, где в барабане главного купола среди медальонов с изображениями особо чтимых икон Богородицы имеется хорошо сохранившееся изображение Аксайской иконы, которое является точным списком с оригинала.
Через 16 лет после обретения Аксайская икона Божией Матери была официально признана чудотворной на основании многочисленных фактов исцеления от чумы и холеры населения Аксайской станицы и окрестностей. Регулярно совершались крестные ходы с чудотворной иконой из Аксая в Новочеркасск и обратно с остановками в станицах. В то время икона находилась в Свято-Троицком храме станицы Аксайской (храм в настоящее время утрачен).
                В 1891 году станичники решили поставить церковь на месте обретения чудотворной Аксайской иконы. Сотник Лошотников пожертвовал для строительства храма участок земли и свои личные сбережения. Одигитриевский храм был построен за шесть лет, а освящение состоялось 6 ноября 1897 года викарием Донской епархии епископом Иоанном (Митропольским). Аксайская икона была перенесена в Одигитриевский храм. С установлением советской власти на Дону Аксайская икона бесследно исчезла. Также были утрачены и чтимые ее списки.
                Богослужения в Свято-Одигитриевском храме за всю его 114-летнюю историю прерывались только в годы Великой Отечественной войны из-за жестоких боев на южном фронте, в частности, в районе Аксайской станицы. В 1945 году станичники отремонтировали сохранившийся от военных потрясений храм, и богослужения в нем не прерываются вот уже 60 лет. Интересный факт, в 1942 году в оккупированном Ростове в собственном доме 62-летнего священника Мирослава Матвеевича Майголло открылся Одигитриевский молитвенный дом (Сталинский, ныне Первомайский район, улице Октябрьская, 192/2, ныне проспект Шолохова). Освящая его, священник надеялся, что его храм и икона помогут скорее привести страну к победе. Дом простоял до 1955 года.
В Аксайской станице (теперь город Аксай) на улице Доломановской (ныне Гулаева) в 1897 году на месте обретения чудотворного образа был возведён Одигитриевский храм. Первый взнос на строительство внесла Надежда Ефимовна Лотошникова, которая и упокоилась на его подворье в 1909 году. После революции чествования иконы прекратились, оригинал был утрачен. В 1930-е годы Преполовенский храм в бывшей Нижне-Гниловской станице со Смоленским приделом был полностью разрушен. Восстановлен в 2002 году, но часовни в честь Аксайской иконы пока нет. В аксайском Одигитриевском храме была разрушена звонница над притвором. В последнее десятилетие Свято-Одигитриевский храм заново отреставрирован, благоустроено подворье. Сияние золотых куполов храма, расположенного на взгорье правобережья Дона, видны проходящим по реке судам, которые всегда подают в этом месте свои сигналы.
В наше время иконописец Владимир Макаров попытался воссоздать икону, похожую на Аксайскую. Исходными документами послужили дореволюционное чёрно-белое изображение иконы на бумаге и фреска в Новочеркасском Вознесенском соборе. В отличие от Смоленской (младенец Иисус на Аксайской иконе в левой руке свитка не держит). Новая икона писана на доске темперой по сусальному золоту. Вместо прежнего оклада художник использовал не только краски, но и инкрустацию из цветных полудрагоценных камней. Образ изготавливался по заказу священника «станичной» Георгиевской церкви (Коммунистический проспект, 38). С 2003 года икона принадлежит ростовскому храму, созданному по инициативе казаков, образовавших в Советском районе так называемую казачью станицу Георгиевскую.

Молитва иконе Пресвятой Богородицы "Одигитрии"
(Путешественникам в помощь)

«К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, госпоже Владычице Богородице, Царице небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему. Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое: но буди мне покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избранного Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.»

Тропарь, глас 4:

«К Богородице прилежно ныне прицетем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.»

Молитва

«О Пречудная и Превысшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.»

                Алиса Лемешко


Рецензии