В творчестве легче. О детях школы-интерната

                ДАШЕНЬКА

       Даша новенькая. Всем интересно, как получится у нее поделка на кружке. Ведь каждый проявляет себя здесь по-разному. И получилось так, как ни у кого из ребят – смогла увидеть в маленьком морском камушке мордочку кошачью, из ракушек девочку озорную собрала. В результате картина – веселая и находчивая.
В конце занятия собираемся в кружок хвалить работы. Когда доходит очередь до Даши, Даша исчезает. Все похвалы слушает под столом. Вот и показала себя умелой и скромной.

                О ЛЮБВИ

     Завтра в школе-интернате праздник Любви. Ребята очень его любят. Сегодня мы  делаем «валентинки». Дети обступили мой столик и выбирают сердечки из картона, которые будут украшать и подписывать.
- Кто знает, что это за праздник?
- День влюбленных.
Отвечают наперебой, чувствую, что знают все.
- А что такое любовь? Пусть каждый из вас скажет, как он думает. Вот ты, Ира?
Ира везде любит быть первой, все знать и уметь. Она отвечает уверенно и громко.
- Любовь, это когда..., это когда...
Смятение в голосе, глазах. Но не может же Ира не ответить.
- Любовь - это когда любят.
Выдох и победоносный взгляд.
- А ты, Ира, любишь кого-нибудь?
- Люблю. Воспитателя, вас.
- А откуда знаешь, что любишь?
Смеется.
- Знаю.
-А ты, Андрюша, любишь кого-нибудь?
Андрюша кивает.
- А что такое любовь, как ты думаешь?
Андрей хочет ответить, но вдруг начинает плакать, как будто не может ответить заданный урок, хотя учил его. Дети в нетерпении: ну говори же, говори.
- Не надо, ребята. Бывает, что человек чувствует любовь, но сказать об этом не может.
- А я могу. Это когда человек любит человека.
Аня радостно окидывает всех взглядом. Аня - девочка-разбойница. Она очень жалеет, что не родилась мальчишкой. Я все время стараюсь подчеркнуть, какая она красивая девочка. Аня не радуется этому, один раз доверительно отвела меня к окну: «Смотрите, у меня и пупок, как у пацана». Посмотрела: пупок как пупок, ничего особенного. Ну а насчет любви Аня права, действительно, человек человека...
Олеся тоже хочет сказать о любви. Начинает с выражением, чувством. Дети же перебивают, напоминают про Максима, стыдят. Все знают нашумевшую историю о том, как третьеклассники Олеся и Максим занимались в санатории чем-то стыдным. Олеся отмахивается.
- Да ну вас, я и не про это.
Но про другое уже и не решается.
Рядом Маринка тихо и смущенно произносит:
- А любовь еще - это когда жених и невеста.
Краснеет. Ребята как-то искусственно хихикают, загадочно улыбаются.
Марина выглядит гораздо взрослее остальных. Так бывает в школах-интернатах: в одном классе совсем еще дети и тут же подростки.

Я понимаю, что запас слов любви у детей невелик. Предлагаю им их прослушать и выбрать для себя то, которое они хотели бы сказать человеку, которого любят.
- Дорогой, любимый, родной, родненький, нежный, ласковый, добрый…..пушистый, мягонький…хороший, ласковый, милый..

 И вот  что они выбрали в основном – мягонький и пушистый – просто это для них самое реальное и осязаемое.

                СЕРДЕЧКИ

      И опять «валентинки». Дети совсем маленькие – первоклашки. Сердечки нарядные получились, стараюсь материал красочный подбирать.  Двое самых шкодливых раньше всех закончили работу, а остальным мне надо немного помочь. Я попросила Сашу и Максима, пока ребята будут доделывать работу, посмотреть каждого на своей стороне, нет ли рассыпанного бисера.  Ну, думаю, теперь можно спокойной работать.
Только оказалась одна бисеринка на спорной территории и мигом вспыхнула драка.  Разнимала с трудом. Пока держала Сашу,  который очень зло ногами бился,  Максим на расстоянии  говорил разные некрасивые слова, увы, дети их знают много.
Смотрите, сказала я ребятам, я держу Сашу, а сердечко у него колотится, ведь он его сделал таким красивым, а сам плохо поступил, ему больно. Саша раскрыл рот. Максим незаметно рукой поискал свое сердце… Да, да, сказала я ребятам, когда сделаешь такое красивое сердце, нельзя совершать плохие поступки, получается, что вы подарите кому-то недоброе сердечко. Дети тоже раскрыли рты, каждый что-то примерял, перебирал свои поступки. Смешно и грустно.


                ТВОРЧЕСТВО


      Сегодня мне поведали историю о настоящем творчестве. Мальчишки на занятии толкали друг друга плечом -  «ты расскажи», нет, «ты расскажи». И рассказали о том, как однажды в оздоровительном центре им «приспичило» вышивать. Много было кружков для детей, а вышивального не было.
- Ну, иголки мы достали, у вожатой выпросили.
- А нитки выдергивали из одежды, а еще из покрывал.
Ребята перебивали друг друга, им было приятно вспоминать эту историю. Все мы понимали, что нитки тоже можно было попросить. Или взять у меня перед отъездом, я бы все дала для вышивания.
- Но мы же не знали, что нам «приспичит».
- Ну а где то, что вы вышили?
Очень жаль, что  не сохранился этот продукт «приспиченности», творчества по большому желанию, вдохновению. А, может, и хорошо. Вдруг показался бы сейчас неуклюжим и смешным. А сохранилось воспоминание о желании, находчивости и даже творческом союзе.
 

                СОН РЕБЕНКА


         Создавали с детьми комнатки в картонных коробках. Вроде весь набор бумажной мебели одинаковый, но все равно разные получились комнатки, по-разному поставлена мебель, покрывальца, скатерти, коврики  положены по-разному. Свой уют у каждого.
Стала разглядывать внимательно, тронула кроватку у Максима, что-то упало с кроватки. Как закричит он, как ногами затопает, я испугалась даже. Оказалось, на кровати спал ребенок. Силуэт, похожий на ребенка, самостоятельно вырезал Максим из бумаги, мы даже об этом не говорили.
Еле успокоился Максим, положили мы спать его ребенка, одеялком накрыли, я даже спела колыбельную.
Остальные дети понимающе молчали, а что они понимали, я не знаю. Всем почему-то было грустно. Так и разошлись.


                ЗАВИСТЬ


         Получилось само собой. Так поразила работа Наташи, что забыла я про правило не выделять никого из детей, похвалила работу больше обычного и сразу наткнулась на глаза детей – злые и завистливые. Стала рассказывать про то, что надо уметь радоваться успехам друзей, ведь у каждого что-то получается лучше….  Немножко смягчились взгляды, когда сказала, словно пообещала, что завтра лучшая работа будет у Вани, потом у Кати…Настя ухитрилась все-таки поцарапать Наташину  работу. Наташа глотала слезы, доверчиво прижималась ко мне.
Как все честно в детском мире. Со временем они научатся скрывать такие чувства и станут взрослыми.


                ОКОШКИ


      Домик из бумаги делать очень просто. Обводишь выкройку на тонкий картон, вырезаешь контур, обозначаешь все сгибы-стеночки, склеиваешь – и домик готов. Конечно, прежде чем склеить, надо обозначить окна, двери, разукрасить стеночки. 
Что только ни рисовали мои первоклашки на своих домиках: звонки, сигнализации, цветочки, колокольчики. Двери и окна вырезала я. Это было как волшебство: концом ножниц я прочерчивала нарисованные детьми линии, слегка надавливала и распахивала. Теперь домик совсем походил на настоящий.
Любят делать домик все – от первоклассников до взрослых совсем детей. Дом, он всегда манит, пусть даже картонный.

- А у нас новенький, - доложили ребята, когда зашли в мастерскую, он в тюрьме родился и учился.
- Ну что ж, сейчас мы с Игорем тоже домик сделаем, догоним вас в строительстве, а вы пока создавайте дворики вокруг своих домов.
Мы вырезаем с Игорем контур, это достаточно сложно, оказалось, что ножницами пользоваться он не умеет. Потом я предлагаю нарисовать ему двери и окна. Игорек уверенно рисует крошечное окошечко с решетками в самом верху домика. Тут я делаю ошибку – сама стираю его и рисую большое окно в пол-стены, приговаривая – пусть будет много света и солнца в нашем доме. Игорь не против, но,  когда я отворачиваюсь – все-таки рисует на нем решетки. Я не исправляю, ведь когда я разрезаю-раскрываю окно, решетки не видны.

Дальше все идет своим чередом: крыша, дворик, фантазии, фантазии. Игорь легко включается в игру, рассказывает, как и все ребята, кто и как там  будет жить, придумывает адрес, выбирает соседей, приглашает в гости. Потом подходит ко мне и просит вырезать еще окошко. Я объясняю, что когда домик уже склеен, то вырезать окошко сложно, но вовремя спохватываюсь. Ну не обязательно же оно должно распахиваться, можно просто вырезать его, как будто рамы выставить. Ведь на этот раз именно Игорь хочет много света и солнца.

Как знать, может быть, именно в эту минуту был сделан шаг к счастливому детству, которое обрел вскоре Игорь в новой, любящей его семье.


                КОРАБЛИКИ


     В нашу творческую мастерскую он пришел  посреди  учебного года. У меня особое отношение к новеньким, я каждой клеточкой чувствую, каково им поначалу (  воспоминания своего детского опыта ). Вовка, так его звали, спросил:
- А оригами у вас занимаются?
- Да, немного, но я, признаться, не поклонница ( не знаток?) этого вида творчества, но вот есть книги. А ты умеешь?
Я выдала ему белые листы бумаги, ожидая простеньких корабликов ( ведь всего второй класс) и отошла.

В конце занятия, увидев гору совсем не простеньких белоснежных творений, я уже договаривались с ним о тесном сотрудничестве. Он – в качестве учителя, я – прилежной ученицы. Как ученица, я  освоила, в основном, создание птиц, и за это спасибо Вовке, передался его интерес, его вдохновение. Дальше у меня не пошло, дальше – надо любить. А он действительно любил послушность бумаги, он ее чувствовал. Мы нашли на улице сухую раскидистую ветку и прикрепили на нее Вовкиных белых птиц. Повесили на стенку, получилось светло и радостно.
Осенью из лагеря Вова привез кучу грамот и медаль за успехи в творчестве.

Я много думала о нем, как-то оптимистично: тот, кто сделал прекрасное, никогда не сможет сделать плохое в жизни. Недавно все-таки догадалась спросить:
- А кто тебя научил этому ?
- Папа.
Я знаю, какие дети попадают в интернат, знаю их горькие истории. Вовка из села, мама умерла, отец  пьет.

У меня никак не получалось представить, как простой сельский мужик, протрезвев от злоупотреблений, обучает сына технике «оригами» (и  не простенькие вам кораблики). Скорее всего, из газетной бумаги. И все-таки подумала, что Вовке будет легче в жизни именно потому, что этому искусству его обучил отец.


                ПЕТРУШКА


       Карантин детей просто замучил. Когда заболел еще и Андрей, то есть  карантин продлился еще на двадцать дней,  ребята отнеслись к Андрею уже почти  агрессивно. Кто-то из ребят выдвинул версию, что он  ветрянку себе «начухал» специально, чтобы его положили в больницу и носили вкусненькое.

Все успокоились только, когда сказали, что дед Мороз все равно придет,  и шефы тоже приедут. А поэтому надо готовиться к празднику.
И сегодня мы будем делать новогодние маски. Маски  разные, на выбор, но дело, возможно, в связи с затянувшимся карантином, пошло  не очень радостно.  Саша себе маску сделал, но вдруг  порвал и расплакался.  Маринка никак не могла начать творчество, раскидывала бумагу. Юля переделывала уже третью по счету маску. А Даша говорила на свою  всякие плохие слова : гадость, дрянь…выбрасывала, потом доставала и снова обзывала. При этом она раскачивалась всем телом.

Хотелось помочь каждому, но это было невозможно, каждый требовал внимания  к себе только при всех и любой ценой.

Я одела маску Петрушки. Петрушка плакал и ругался, что испорчено столько хороших масок, подбадривал, советовал. Стала непривычно тихо. Петрушку слушали, Петрушке доверяли.
Петрушка, это же совсем другое дело, он такой же, как все, плачет даже… 
 
Теперь каждый старался быстрее сделать и одеть маску, чтобы включиться в общую игру подготовки к празднику. Медведь притоптывал, изображая танец перед будущими гостями, Собачка не могла удержаться от радостного лая. Стало шумно по-хорошему. И конечно, маски наперебой приглашали Петрушку на праздник. А Петрушка и не отказывался.


Рецензии
Не такой уж он и простой, детский мир.
Очень мудро и тонко нужно подходить к каждому ребёнку из неблагополучных семей, когда и в нормальных семьях дети бывают очень ранимы. А зависти у детей всегда хватало. Забирая внучку из детского сада, часто наблюдала за поведением детей.
Спасибо!
С уважением,

Лариса Потапова   16.01.2018 16:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса, за понимание. Да, все очень тонко и сложно, даже в творчестве.

Галина Дегтярева   24.01.2018 19:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.