Ульяна продолжение 2

--Уля, --обратился Илья к жене, -- Уля, ну почему ты раньше мне ничего не говорила? Я бы быстро поставил её на место, а нет, так сдал бы в детдом. Там бы ей быстро рога пообломали.
--Потому и не говорила, думала всё наладиться. Думала подружимся...
-- А Оля? – и Илья грозно глянул на старшую дочь.
-- С Оленькой мы подруги. Она и в гости станет ко мне ходить. Правда, моя девочка?
--Правда, тётя Уля, правда. Только ты меня не бросай, -- и Оля снова заплакала.

Добившись своего, Лена не стала задумываться – а что же будет дальше?Да и силу своего возраста она не могла правильно оценить тяжёлые последствия спровоцированного ею события. Илья приходил к Уле несколько раз, уговаривал вернуться, обещал, что дочь станет вести себя иначе, а если не исправиться, то он сдаст её в детдом.
-- Илья, не ходи и не уговаривай. Я к тебе не вернусь. Чужая женщина никогда не заменит родную мать. Не трать напрасно время. Может найдёшь другую женщину. Может эта женщина поладит с Леной. Может это моя вина, что не смогла найти к ней подход.
Илья, наконец, понял, что решение Ули серьёзное и менять его она не станет.
-- Прощай, Уленька, ты даже не знаешь, как мне тяжело с тобой расставаться, -- тяжело вздохнул Илья, --Я ведь люблю тебя и всегда буду любить. Может, всё-таки передумаешь? Если что, так скажи, а я с дочерьми поговорю.
--Можешь поговорить., но я не вернусь, а Оленька пусть приходит. Не держи её.

На том и расстались. А что  же девочки? Оля тяжело переживала расставание с доброй тётей Улей.Лена утешала себя тем, что пройдёт немного времени, папа простит её и они заживут по-прежнему, только втроём, только своей семьёй. Но надежды её не оправдались, Папа замкнулся в себе, стал мрачным и неразговорчивым. Он приходил с работы, варил немудрёный суп или картошку, покупал в кулинарии невкусные, сухие котлеты, самую дешёвую колбасу и очень редко печенье или конфеты. А вскоре девочкам самим пришлось готовить, убирать в доме, стирать. Хотелось чего-то вкусненького, но вкусненькое получалось не всегда – иногда из-за неумения, а чаще –просто было не из чего. Между сёстрами происходили частые  и бурные ссоры. Оля упрекала Лену в том, что это из-за неё ушла добрая тётя Уля и папа стал несчастным. Лена огрызалась, в своё оправдание говорила, что всё-равно с папой лучше, чем с чужой противной тёткой. Однако в глубине своей детской души чувствовала себя виноватой в том, что так необдуманно разрушила мир в их семье, что теперь они живут так, как живут. И , если отец иногда обращался с ласковыми словами к Оле, то её, Лену, игнорировал совершенно. И Лена поняла, что она для отца перестала существовать, что он никогда, никогда не сможет простить её.
Со временем  отец стал приходить домой всё позже и позже, часто нетрезвый, дочерьми особо не интересовался. А в скором времени случилось и вовсе нечто невообразимое – их папа стал уходить из дома на всю ночь. Сёстры оставались одни.
--Вы тут у меня смотрите, а то видите, -- и он указывал на висевший на стене широкий солдатский ремень. Правда, не считая того единственного случая, когда он жёстко наказал Лену, папа никогда больше их не бил, но они обе хорошо понимали—пока не бил, но случится может всякое.

Оля всё чаще стала задумываться над тем, что им с Леной нужно сходить к тёте Ули и попросить у неё прощения, а если тётя Уля простит их, попросить её вернуться. Лена, не раз в тайне от сестры, думала о том же, но согласиться с Олей ей мешали стыд и упрямство. "Подожду, - думала упрямая и несчастная девочка, -- вдруг они помирятся. И если тогда эта тётя придёт, стану вести себя тихо.»
Но на предолжение сестры, Лена неизменно отвечала:
-- Ещё чего! Она всё-равно никогда нас не любила. Поживёт одна, вернётся, как миленькая. Я ненавидела её и буду ненавидеть. Это из-за неё наш папа так изменился.
--За что?
--За то!

:******************************

Жизнь Ульяны (теперь мы станем женщину называть Ульяной), текла размеренно и однообразно. Но первое время, после расставания с Ильёй, ей пришлось пережить не мало горьких и обидных минут.

98

 На душе скребли кошки, а сердобольные соседки, да коллеги на работе... Всем хотелось знать подробности её расставания с Ильёй, с девочками, кто что из них сказал, как посмотрел, что отвечала Ульяна на всё это и так далее и так далее. Некоторые ругали Илью, сочувствовали Ульяне действительно от всего сердца женской, неизбалованной счастьем души. Но находились и такие, что узнав о постигшем Ульяну несчастье, приторно-слащаво выражали соболезнования, а за спиной злорадно чесали языками, дружно сходясь на одном – так ей и надо, своих не имеет, нечего лезть со своей добротой в чужую семью. Как же, нашлась умная! Чужая тётка заменит мать родную! Правда, о таких разговорах Ульяна не знала, в глаза подобных суждений никто ей не высказывал. Жить одной без семьи было мучительно. Впереди маячили унылые серые будни. Конечно, можно было завести любовника из числа женатых мужчин и тайно с ним встречаться, но такая мысль даже не приходила ей в голову.
С того самого дня, как она ушла от Ильи прошло три месяца. За это время они ни разу ен встретились....даже случайно.До Ульяны доходили слухи, что Илья ходит к Надьке Петровой, ночует там, но домой Надьку не ведёт, а может и сама Надька не хочет переходить к нему. Зато однажды Ульяна встретила в магазине Оленьку. Та стояла в очереди. Они поздоровались.
-- Здравствуй, Оленька.
--Здравствуйте, тётя Уля, -- робко ответила девочка.
--За покупками пришла?
-- Да, папа за хлебом послал, -- снова робко ответила девочка.
На Ульяну глянули большие ласковые и печальные глаза. Сердце её болезненно сжалось. Оленька выглядела бледной, похудевшей и... повзрослевшей.
«Значит, -- подумала Ульяна, -- значит действительно забросил детей. Сам загулял, а дочери пусть как хотят.!
--Оленька, а почему ты не приходишь ко мне?
--Да не знаю, тётя Уля, --засмущалась девочка, -- А можно?
--Да кто ж тебе сказал, что нельзя? Я же говорила, чтобы приходила в любое время, когда только захочешь. Вот сейчас у тебя есть время?
-- Есть , тётя Уля. Папа с работы не скоро придёт, -- уже смелее отвечала Оленька.
--Вот и хорошо. Значит сегодня у меня будет гостья. А раз будет гостья, то нужно  купить что-нибудь вкусненькое. Тебе чего хочется?
Оленька опустила глаза и смущённо пожала плечами.
--Не знаешь?—радостно продолжала Ульяна, -- Ну, тогда я знаю, что я любила, когда была такой, как ты.
Ульяна и Оленька сели обедать. Сначала ели овощной суп, затем тушёную картошку с мясом, а чай пили с мармеладными конфетами.
--А теперь, Оленька, полакомимся мороженым. Ты ведь любишь мороженое. И стаканчик вафельный.
--Люблю, --отвечала девочка, -- Тётя Уля, у вас так красиво, и чисто и тепло. А где вы спите – в комнате или на кухне?
--В комнате, а раньше на кухне. Когда я была маленькая и была жива моя бабушка, я любила спать с бабушкой.
-- А у меня нет бабушки. То-есть бабушка есть, но очень далеко. Папа сказал, что когда мы вырастем, то поедем с Леной навестить.
--Вы уже скоро вырастете. Бабушка обрадуется, гостинцев ей отвезёте. Оля, если хочешь, приходи ко мне ночевать, если папа отпустит. Я вот на работе шью и дома шью, а сейчас у меня отпуск. Хочешь, и тебя научу. Вот придёшь и, если папа разрешит, мы с тобою поедем с город, купим тебе на платье, сами и сошьём.
Оленька тихо заплакала.
-- Не плачь, моя ты девочка, не плачь. Всё у тебя будет хорошо. Я же люблю тебя и жалею...очень.
--Правда, тётя Уля?—Оленька подняла на Ульяну заплаканные глаза. Девочка боялась поверить, что вот так запросто она сможет подружиться с тётей Улей и тётя Уля любит её.
--Тётя Уля, папа наверное разрешит, только вот праздника нет.
--А нам и не нужен праздник. Мы сами его устроим для себя. А женщина всегда должна ходить красиво и аккуратно одетой.

99

--А деньги? У нас нет денег.
--Оленька, раз я тебя приглашаю и обещаю купить на платье, значит у меня деньги есть.
После этой встречи девочка часто навещала Ульяну, иногда оставалась  ночевать.
«Как хорошо, как хорошо!—думала в такие дни Ульяна, -- Навроде бы, как свой ребёнок.»
Они действительно съездили в город, походили по магазинам, побывали на базаре и навестили Марью Алексеевну и дядю Сашу

Первой, кто сообщил Ульяне новость о том, что Илья нашёл себе бабу, была её подруга, всезнающая Маня. Однажды под вечер, шумная и возбуждённая, она ввалилась к Ульяне. По её азартно горящим глазам, Ульяна догадалась, что подруга принесла новость, да не простую новость, а заслуживающую самого пристального внимания. И не ошиблась... Маня достала из сумки бутылку дешёвого вина и торжественно водрузила на стол.
--Доставай, подруга, рюмки, да и закуску тоже,
-- сияя от предвкушаемого удовольствия, провозгласила Маня, -- за это стоит выпить!
--Сначала скажи, что за новость. Может за такую и пить не стоит?
-- Стоит, стоит. Давай  штопор. –продолжала командовать Маня, -- найдётся у тебя в доме такой инструмент?
--Думаю, что найдётся.
Маня разлила вино по рюмкам и подняв свою, произнесла:
-- Ну, давай!
--За что хоть пьём-то? Где же новость?
--Пей,будет тебе новость. Только со стула не савались.
--Даже так?
--Даже так!
Подруги чокнулись, выпили и принялись закусывать.Вернее будет сказать – с аппетитом закусывала Маня, Ульяна съела конфетку, чтобы перебить горько-кислый вкус во рту. У неё появилось нехорошее предчувствие, что новость плохая и имеет к ней самое непосредственное отношение.  И не ошиблась...

--Уль, знаешь, что я тебе скажу? знаешь? Ну, чего молчишь? Не интересно, что ли?
--Интересно. Но может лучше и не знать? Ведь меня касается?
--Конечно тебя! Стала бы я по-пустякам на бутылку тратиться! – и , выдержав для пущей важности приличную паузу, заявила, -- Илья-то твой бабу себе нашёл! И кого ты думаешь? Надьку Петрову! После тебя и Надьку!
«Вот оно! Вот оно!—про себя подумала Ульяна, -- вот оно... Я так и знала», -- а вслух сказала, -- Какая разница кого он нашёл? Нашёл и нашёл...
--Ну ты, подруга, даёшь!—торопливо перебила Маня, -- я тут все дела дома забросила, спешу к ней новость сообщить, а её это не касается.
--Касается, Маня, касается. Ещё как касается. Да что же теперь делать? И одной тошно и люди говорят, -- тоскливо вздохнула Ульяна.
--Да о ком не говорят? – снова перебила Маня подругу, -- наливай по новой. За тебя, за твоё счастье!
Подруги чокнулись, выпили. Ульяна сидела подавленная, губы её мелко дрожали.
--Ну что ты, Уля, ну что ты? Нашла о ком горевать. Сам виноват, что не мог своих девчонок на место поставить. -, -- Маню начали мучить сомнения –«правильно ли она поступила, сообщив подруге такую новость?», но менять что-либо было уже поздно.
--Никто, Маня, не виноват, что так вышло. Зачем девочкам мачеха? Да и мне это будет хорошим уроком. Ульяна заплакала и , утирая катившиеся по щекам слёзы, тихо продолжала, -- Не в том дело, что он нашёл себе, пусть и Надьку, а в том, что я снова осталась одна... Совсем одна...
Они снова выпили.
--Уль, ну ты же ещё совсем молодая, найдёшь ещё кого. Да и нечего было молчать. А нужно было сразу говорить отцу. Всыпал бы по первое число, Стали бы , как шёлковые.
--Да что ты, Маня? Детей бить из-за меня? ---торопливо перебила Ульяна, -- нельзя так.
--Нельзя!Как же! А нас не лупили? Ещё как! И ничего и живы остались. Зато людьми повырастали. Давай допьём.
--Нет уж, допивай сама, а я такое пойло пить не стану. И не надо, Маня, не надо . Вот , где они, эти мужики?

100
 
На дороге не валяются, да и не хочу я никого, только что одной плохо. Только шитьём и спасаюсь...
--Дура ты малохольная, как я погляжу. Точно набитая дура! С жиру бесишься! Чего тебе ещё надо? Побывала замужем, не старая дева. Знаешь, что к чему, -- весело рассмеялась Маня, -- А тут только и знай, что вари, стирай, выглядывай в окно—идёт с работы? Не идёт? А если идёт, то какой? А ночью? Не спросит – хочешь ты, не хочешь, можешь, не можешь? Ему приспичило и давай. А тебе-то чего горевать? Одна, дома чисто, на мозги никто не капает. Захотела—сварила, не захотела –попила чаю. А тут одни сумки застрелишься таскать. Слышь, Уль, -- снова весело рассмеялась Маня, -- послушай, а может тебе мужик нужен? Как ты насчёт этого дела? Может очень темпераментная?
--Да ну тебя. Нашла о чём говорить, -- растерялась Ульяна.
--Э-э-э, не говори, подруга, не говори. Это дело не такой уж и пустяк! Конечно, если по любви да под настроение. Чего уж лучше? Выпьем за любовь, так сказать!
-- Ты, как хошь, а я эту гадость пить не стану. Ещё отравимся.
-- Какие деньги, такой и товар. А если у тебя есть лучше, не жмись, наливай.
--Вспомнила, есть. У мне в подполе ведь брусничная настойка стоит. Ещё мама покойная ставила, на чистом спирту.

Ульяна быстро спустилась в подпол и, немного погодя, уже стояла у стола, держа в руке запылившуюся литровую бутылку, наполненную тёмно-красной жидкостью.
--Вот она. Там ещё есть, только не знаю какие – одинаковые или разные.
--Да, это совсем другой колер!—восхищённо произнесла Маня, отведав брусничной наливки, -- стоит повторить. А эту бурду отнесу Ваньке, пусть лакает.
Подруги , вроде бы и без должной причины, весело расхохотались.
--Ну, Уль, -- не унималась Маня, -- ты всё-таки скажи, как ты на это дело смотришь?
--Насчёт наливки, что ли?—спросила Ульяна, делая вид, что не понимает о чём речь.
--Ты, мать, давай кончай придуриваться. Я тебя дело спрашиваю.Нашлась тут, божья овца.
--Ну что, Маня, спрашивать? Как все, так и я.
--Нет, ну точно с придурью! Как все, как все! А ты хоть знаешь, как все? Одной и вовсе мужик не нужен, а другой хоть бы какой козёл нашёлся. А ты, как все, как все, девочка нашлась! Хоть бы не смешила меня! Так – за любовь!
--Пили же за любовь, -- возразила Ульяна.
--Любви много не бывает!—мудро заметила Маня, -- пей!
Подруги чокнулсь и выпили за любовь..
--Ну и вкуснятина, Умела же твоя мамка приготовить. Вот и пригодилась. Много там ещё?
--Да хватит...
--Слышь, Уль, а что если тебе Петьку подцепить? Чем не жених? Не женатый, не старый,худо ль, бедно ль, а работает, да и на это дело, я слышала, не слабак. Что скажешь?—Маня вопросительно уставилась на подругу.
--Да ну тебя. Только Петьки мне и не хватало. Да с ним стоять рядом нельзя. Воняет, как от козла.
--Так, чего ж ты,, мужика не отмоешь, что ли? Помоешь, почистишь, откормишь малость.Какой ещё мужик будет! Бабы обзавидуются. Подожди, я у своего Ваньки расспрошу, стоит ли с ним возиться.. Может и правду ни на что не гож.
--Как же ты у Ваньку про Петьку станешь расспрашивать? Ещё подумает—для себя старешься. Своего, что ли мало? Будешь ходить с фонарём.
-- Пусть только попробует!—угрожающе произнесла Маня, расправив плечи и выпятив свою огромную грудь, -- один раз поробовал, больше не полезет.
Маня выпила ещё и засобиралась домой.
--Пойду, подруга, а то ребятишки заждались. Да и Ванька, небось, икру мечет. Я ведь к тебе на полчасика только...
Маня сделала попытку подняться из-за стола, но ноги её не держались и она рухнула на табурет, на котором только что сидела.
--Ой, да что ж это такое? – испуганно завопила она, -- ты чем это таким напоила, подруга? Ноги ведь не держат!
--А что я? Я ничего.

101



--Я ничего, я ничего!—передразнила Маня Ульяну, -- сказать сразу не могла про наливку?
-- Да я-то откуда знала? Что, я её когда пила? – как могла, оправдывалась Ульяна, едва сдерживаясь, чтобы не расхохотаться.
--А как я до дома дойду?
-- Как хочешь. Тут идти-то всего ничего. – и как ни старалась Ульяна сдерживать себя,  всё-таки рассмеялась.
Вслед за нею рассмеялась и Маня.
--Во напилась. Ванька ведь убьёт!
--Да не убьёт. Жива будешь. За такую новость и пострадать можно, -- подруги давились от смеха.
Смех смехом, а идти домой всё же нужно было.
--Знаешь, если бы не дети, то и осталась бы у тебя. Пусть бы , зараза такая, понервничал, знал бы, как ждать, -- Маня сделала новую попытку подняться, на этот раз более успешную. –Веди, подруга, раз уж напоила.. Собирайся.
--Да уж придётся, куда денешься.

Ульяна помогла Мане натянуть кофту, поставила в её сумку обе недопитые бутылки, за неимением под рукой кулька, насыпала в ту же сумку конфет, бросила пачку пряников и подумав, вытащила из холодильника начатый кусок солёного сала и то же забросила в сумку. Сумка заметно отяжелела. После этого надела лёгкую курточку и вместе с Маней вышла на улицу. Маня покрепче уцепилась одной рукой за подругу, другою рукою упёрлась в шершавую стену барака. Идти было всего ничего, на другой конец барака. Проходя мимо своих освещённых окон, Маня остановилась и затянула громким, пьяным голосом:
--Бывали дни, гуляли мы, теперь гуляйте вы!
Занавеска на окне отодвинулась в сторону и в нём показалась взлохмаченная Ванькина голова. Он пристально всматривался в темноту улицы,  но ничего не сумел разглядеть и сердито задёрнул занавеску.
Маня погрозила ему кулаком    и снова запела на мелодию вальса:
--Смотри, смотри, козёл вонючий.
--Девочки, это кому вы так поёте?—вдруг рядом с ними раздался мужской голос.
От неожиданности Маня даже поперхнулась, а Ульяна вздрогнула. Перед ними , покачиваясь, стоял тот самый Петька, которого они недавно вспоминали.
--Тебе, Петенька, тебе, -- весело отозвалась Маня, придя в себя от неожиданности, --кому же ещё?
--Ну, обижаете, девочки. Какой же я козёл?
-- А кто  же, если не козёл? Жеребец, что ли?—не растерялась Маня.
 --Вот и жених. Счастье, считай, само в руки прёт. Осталось только отмыть, -- и не в силах сдержаться, Ульяна весело и громко расхохоталась.
-- Ну, жеребец, это куда ещё ни шло, а то козёл!—и Петька заржал громким пьяным смехом.
--Ну, чисто жеребец! Как есть жеребец! Ты чего это дома не сидишь, а шляешься вокруг нашего барака? Кобылу себе ищешь, что ли?

Уля давилась от смеха. Маня за словом в карман не лезла. На окне снова отодвинулась занавеска и в окне показалась взлохмаченная Ванькина голова. Он узнал голос жены и узнал голос мужчины. Первым его побуждением было выскочить на улицу и начистить обоим морды. Но он сумел сдержать себя , осторожно приоткрыл окно и стал прислушиваться к разговору между его женой и Петькой.
--Ищу, девочки, ищу. А вы кого ищите?—донеслось до Ванькиных ушей.
--Да вот, Ульяне жениха ищем.
-- И как, нашли?—почему-то обеспокоился Петька.
--Да пока не нашли.
-- А что так?
-- Да вот попадаются всё не те – то козлы вонючие, то жеребцы пьяные.
Ульяна настойчиво дёргала подругу за рукав:
-- Маня, пойдём домой. Твои же ждут.
--А я, девочки?—снова обеспокоился Петька.
--А ты гуляй, Петя, гуляй. Господь милостив, может и повезёт, найдёшь какую-нибудь кобылу.

102

Петька снова пьяно заржал. Дома весело смеялся Ванька. Он хорошо знал, что жена не полезет в карман за словом и даже гордился ею за это.  Женщины двинулись в нужном направлении. На улице было темно, под ногами скользкая грязь. Недавно прошёл дождь. Мрачные тучи скрывали луну, единственный источник света в ночное время. Правда, на столбах должны были гореть фонари, если бы мальчишки не разбивали их камнями.. Петька, покачиваясь, двинулся за подругами. Спасаясь от Петьки, подруги ускорили шаг насколько это было возможно в их состоянии, однако Маня зацепилась за что-то ногой, покачнулась и рухнула прямо в грязь. От неожиданности Ульяна тоже не удержалась на ногах  и упала рядом с Маней.
--Девочки, ну куда же вы?—раздался над ними Петькин голос.
Подруги вскочили и ринулись в спасительный коридор.. Когда они появились на пороге кухни, на них с нескрываемым изумлением уставились три пары широко раскрытых глаз.


Рецензии