Господа фармазоны и свободное предпринимательство

ВЛАДИМИР  МАРФИН



           Г О С П О Д А    Ф А Р М А З О Н Ы,

         И

        С В О Б О Д Н О Е    П Р Е Д П Р И Н И М А Т Е Л Ь С Т В О



         
      Фарс - водевиль
  в  2-х
         действиях
   5-ти
          картинах               
        с прологом


ДЕЙСТВУЮЩИЕ  ЛИЦА

Сиракуза  Софья Павловна     - хозяйка шантана. Импозантная дама, 40 лет.

Жан Валетов - Чернотуз          - записной аферист, 45 лет.

Бенцион Перетятко                - швейцар Сиракузы, впоследствии      депутат, 38 лет.   
    
Гавриил  Варфоломеевич,        -депутат Гордумы, лощёный, говорливый,
    нечист на руку. 40 лет.

Росомаха Викентий Степанович - фабрикант, 50 лет.

Ананасов Тимофей Ильич         - «мосты и дороги», 40 лет.

Бандерович Николай Борисович   - «ипотека и кредит», 35 лет.

Чичи
Мими                - девушки Сиракузы. От 20 до 25 лет.
Лили
Жизель

Мэр Мусороямска                - нечто трусоватое и важное, 40 лет.

Шеф полиции        - родственник мэра, бывший сантехник,
наглая и вороватая скотина.  35 лет.

Губернатор                - узнаваемый типаж. 50 лет.
Губернаторша    -дама властная и себе на уме. 45 лет.

Секретарь губернатора -рыжий проходимец, «чего изволите». 40 лет.

Самогонов      -полицейские.
Евлопкин
                1-й репортёр, 2-й репортёр            -молодые и шустрые.
1-й рабочий, 2-й рабочий              - местные патриоты.
1-й парень в тельняшке,
2-й парень в тельняшке,                - удальцы-молодцы.
«Запорожец» в тюбетейке             - на выбор с картины Репина.
Старушка, рабочие, публика.




   П Р О Л О Г

Голос по трансляции:  В  НЕКОЕ ВРЕМЯ В НЕКОЙ СТРАНЕ...

Вступает музыка. Медленно, затем все быстрее.Возможно «В семь сорок». Перед занавесом туда и сюда прохаживаются дамы, девушки, мужчины.         
        Наконец появляется БЕНЦИОН ПЕРЕТЯТКО. Он помят и потрепан, руки вылезают из рукавов кургузого пиджачка. На голове берет. Наспине и на груди висят рекламные щиты.

Бенцион (осматриваясь):М-да, опять здесь шеф полиции со своими ищейками крутится. Так шо будем бдительны и рекламно культурны.    
 (Прохаживаясь по авансцене).
Господа! Уважаемые дамы и женщины! Слушайте и внемлите! Запоминайте адреса! Торговый дом «Лис и Волк» -меха, шубы, дохи! Из любой Скандинавии и даже Италии! А вот еще небывалое - супербутик «Карат». Бриллианты и золото на любой кошелек! Спешите, бежите! Сезонная распродажа! И возможно, могут быть даже отдельные скидки! Граждане, шо же вы медлите? Сезонная распродажа!

  Появляются двое парней в тельняшках, волокущие гипсовую статую. Следом семенит толстячок в шароварах и тюбетейке, опоясывая чресла статуи рогожным мешком.

Запорожец (визгливо):   Ой, хлопцы ! Тильки не гэпните! Тильки не уроните! Нам ещё две границы с ею надо пересечь!

Хлопцы (подлизываясь):   Не волнуйтесь, дядечко! Идить за горилкой! Вы    нам, мы вам  - товарный обмен! (Запевают, приплясывая):
   Гоп, куме, не журися , туда -сюда повернися .
   Вы - нам, мы - вам. Гроши делим пополам!
           Гоп! Мы еще побачим, як наш труд буде оплачен.
   За цей статуй не жмись, дядько, не плутуй!
   Гоп, куме, тары - бары, вы с товаром, мы с наваром!

Запорожец:             Тягните! Геть! Бо мы можем не успеть!

Бенцион:         Ооо, какое видение! Какой шедевр творчества! Искусство в массы? Изделия мастеров народу? Кто же этот колосс? Аполлон Бельведерский? Самсон? Голиаф? Или Венера Милосская?

Запорожец:       Та бис его знае! Антиной  якись -то! Наш голова сильрады его тут на черепицу сменял! Поставлю, каже, у центри села, як символ новой  незалежной  культури. Нехай, каже, сам Ямполь завидуе! Тильки я розумию, шо наши жинки и символ цей и голову зараз с им у Днестре утоплють! Не приучены воны еще такий срам наблюдать. Хочь и лезуть в Европу, но не привыкли доселе. Я уж на шо чоловик,а и то стесняюсь. Тащить его, хлопцы, хай йому грець!
(Ухватив монумент за пятку, торопливо уходит).

Бенцион (вдогонку): Бывайте, громодяне! Передайте поклон и  моей ридной батьковщине!               
                (Пытается перевернуть  щиты,  но тут появляется Шеф полиции).
                Ооо, господин начальник! Желаю здравствовать! Всё на страже, всё усердствуете! Всё сами да сами! Хотя при  ваших чинах и вашей  вальяжности можно было все  тяготы на подвластных перекрасть… пардон, перекласть.

Шеф полиции: Молчать! Заткни пасть и не вякай!

Бенцион:         Молчу, молчу!  Понимая вашу щепетильность и священный долг! Кто, как не вы, нас охранит и  ограби… мм, охранит и  утешит? И кому, как не вам, в знак душевного уважения, я открою по секрету один большой секрет. Вы ж свой третий особняк, как  и прошлый дворец, украшаете? И, конечно, всяких  редкостей там должно хватать. Так вот, только шо три закордонных туриста во главе с пасюком, похожим  на запорожца, потащили на станцию ваше национальное богатство! Монумент  парковый, гипсовый, достойный ваших владений. Вон, они удаляются, и если поспешите... Поспешаете? Попутного ветра! Теперь им не уйти!
(Вдогонку):               
                Ууу, сатрап оголтелый ! Хапуга нескончаемый! Шоб тебя придавило тем Антиноем!.. Ну, теперь можно и расслабиться. Этот гад не скоро вернётся. Поэтому срочно меняем рекламу!
(  Переворачивает  щиты .  Поёт ):

  Ну, почему я такой невезучий?
Жизнь обернулась змеюкой гремучей.
В поисках счастья проходят года.
Слушайте сюда! Ой, слушайте сюда!

Был я при доме, при деле, при сале,
Но обстоятельства так засосали,
Что лишь живу от суда до суда.
Слушайте сюда! Ой, слушайте сюда!

Как не везло мне при социализме,
Так не везёт и при капитализме.
Там было тошно, и здесь лабуда.
Слушайте  сюда! Ой, слушайте сюда!

Мог бы я стать олигархом и шишкой,
Но удостоен таскать лишь афишки.
Эти рекламы для вас, господа!
Слушайте сюда! Ой, слушайте сюда!

Ну-у? Господа! Для самых требовательных и искушенных!Изыск и фурор! Восточный сексклуб! Все тайны Камасутры! Исполнение любых желаний клиентов! Господа! Неужели это вас не интересует?               
                ( Обращаясь  к зрительному залу)               
                Ну а вас? Это же так занимательно!Особенно если здоровье позволяет! Вход бесплатный, выход платный. В бывшем винном подвале, спросить Гогу и Хачика. Ну? Имеются желающие? Тоже нет? Тогда новая сенсация! Только несколько дней проездом из Европы! Мировая гастроль мадам Сиракузы! Шантан и канкан! Спешите видеть и слышать! Лишь для весьма состоятельных господ!

Появляется ЖАН. На вид приличный господин. В широкополой шляпе, на шее «бабочка», в одной руке трость, в другой саквояж.

Жан. Для весьма состоятельных? Это интересно. Эй, вы... как вас там... идите сюда, покажите ваши анонсы!.. Та-ак, Голубки и лесбочки... сие  для других. Я же свято храню свою сексуальную ориентацию. А теперь повернитесь...
Ооо! Мадам Сиракуза! Где она развлекает и чего это стоит?

Бенцион.            В бывшем доме культуры промкооперации. На нашей местной  Пикадилли, в прошлом Краснопролетарской. Рядом  с банком «Новый Тибет».

Жан.       Впритык с банком? Приятное соседство! При желании можно сделать подкоп. Были денежки ваши, стали наши. Шучу, шучу! Но постойте... что такое? Ваш облик мне кого-то напоминает!
 
Бенцион.       И ваш,  как ни странно, мне тоже не чужд. Этот профиль,  эти усы! Слушайте, вы в своё время не проживали в Одессе?  На  бывшей Малой Арнаутской, впоследствии - Чкалова?  Во дворе, рядом со школой, у поворота на Лонжерон?  Вы служили адвокатом и вас звали... минуточку, момент... Жаном Валетовым!

Жан.     Ах, Одесса! Вся моя далёкая и трепетная молодость прошла там. И, конечно же, под этой славной фамилией. Но с тех пор я менял её несколько раз. По различным причинам.        (Поёт):

          Забыть Одессу? Разве это можно?
Она, как солнца луч, в моей душе.
Но когда мне там сделалось тревожно,
Так я поспешно сделал антраше.
Люблю я жизнь, люблю красивых женщин,
Когда и в картах и в любви фартит .
Но в данный час урезан и понижен
Мой, так сказать, общественный кредит.

Бенцион.          Боже! И у меня тоже!

Жан. Поэтому сейчас одна забота,
Одна задача, что всегда с руки:
Найти  побольше добрых доброхотов
И срочно потрясти их кошельки.

Бенцион.         Так это  и моя неугасимая мечта! Маэстро! Если вам потребуется надёжный подель... э-э, пардон... порядочнейший компаньон, то честнее и преданнее вы не ьсыщете во всей этой округе!

Жан.         Понимаю. А вы, часом, не тот ли Бенцион Перетятко,которого я защищал когда-то в суде?  Это было моё первое и последнее выступление, и я вскоре расстался с адвокатской  карьерой. Ну? Это же вы уволокли в пассаже на Дерибасовской  из одного магазинчика связку дамских бюстгальтеров!  И насколько я помню, все  гигантских размеров. Я тогда на суде выдал пламенную речь, заявив,      что  вы мечтали передать их в Дом ребёнка. Чтобы няньки могли  в них укачивать малюток.

Бенцион.     Да, маэстро! Боже , какие воспоминания. Вы были,как Плевако. И ваше красноречие довело до рыданий публику и судей. Даже сам прокурор лил крокодиловые слёзы! И мне дали лишь два года условно. Но буквально через месяц я погорел в Кишинёве, ненароком зацепившись за чьё-то портмоне. И, конечно, не вывернулся, и даже был бит. Такие гримасы судьбы, такие зигзаги! Роковое стечение роковых обстоятельств!

Жан.     Да, мне это знакомо. Рок коснулся и меня. Но что с вами стало дальше?

Бенцион.       Шо? Безумие! Когда я вышел из колонии, страна развалилась. Все хотели независимости, и все получили.Я вернулся домой, но там стало душно. Нас внезапно заставили учить державную мову!Понимаете, принудили, а не попросили. А я лютый враг насилия, и к языкам не приучен. Поначалу хотел дёрнуть на землю обетованную, но потом передумал. Там таких, как я, полно, а здесь стало поменьше. И вот столько лет мечусь по городам и весям. И взлетал высоко, и падал, расшибаясь. А теперь прозябаю человеком - афишей. Но шо я всё о себе? Вы- то как? Судя по одёжке, в приличном порядке. Этот перстень с рубином - не менее десяти карат...

Жан.        Блеф и мишура! Стекло и медяшка .

Бенцион.               А эта трость с набалдашником? Мамонт, слон, или  морж?

Жан.        Пластмасса, дорогой. Удружил один умелец.

Бенцион.        Но костюм, но штиблеты... Шо вы мне заливаете? Я имел  почти  подобные, когда ненароком  пролез  в  конферансье Ямало - Ненецкой  филармонии , шоб ей было пусто! А вы всегда были щёголь, и сейчас высший класс!

Жан.                Был когда-то. Увы! Поглядите. Кошмар!               
            ( Показывает дырявые подошвы туфель. Приподнимает брюки под
              которыми нет носков)               
                В силу некоторых обстоятельств я не успел их надеть.Так как с прежнего места жительства пришлось срочно делать ноги. Но я уверен, что выправлюсь. Вы скажите, как здесь? Что здесь? Кто здесь? Не всё же захвачено, куплено, продано? Кое-что ведь оставлено для заезжих людей? Кстати, как называется это местечко?

Бенцион.       Вы будете смеяться, но это Мусороямск. Раньше был Троцк, потом Хрущёвск, затем Кэпээсэсовск. Но жители провели референдум и вернули городу дореволюционное название.

Жан. Ну что ж, Мусороямск, так Мусороямск. Тогда вводите меня в курс дел и давайте сотрудничать. У вас здесь есть где остановиться? «Уолдорф – Астория », «Олимпик», «Адлон»?

Бенцион. Да можно у меня. Не «Адлон», но жилище с двумя раскладушками. И если не возражаете, то почту за честь.

Жан. Что ж, отлично. Идёмте! Да снимите вы эти доспехи! И расскажите мне лучше о мадам Сиракузе. Мировая гастроль!Это, что же, серьёзно? В этом вшивом, задрипанном, заштатном городишке? Ну, колитесь! Вы её знаете?

Бенцион. Как не знать. Тоже наша черноморская. Подняла меня, можно сказать, из грязи и праха. Теперь тружусь на неё.Софья Павловна Чечевица! Их маман на Привозе торговала свежей рыбой. Не припомните ларёк «Бычки и ставрида»?
                (Поёт):
«Бычки и ставрида» мадам Чечевицы!
Она ж на Привозе была, как царица.
Со всех контрабандных фелюг и шаланд
Мадам получала морской провиант.

А вывеска эта - «Бычки и ставрида» -
Была, так сказать, для отвода, для вида.
Какие там к дьяволу были «бычки»?
«Бычками» мадам всем втирала очки!

На самом же деле - икра и омары!
Безумные с этого были навары.
Желаете  сёмги? Вам нужен тунец?
Бежи к Чечевице! И делу конец!
    Ну-с?  Припоминаете?

Жан. Чечевица? Софи! Не может быть! Это же одна из моих бывших пассий! Боже мой, невероятно. Софи!Она же ещё училась в школе, когда связалась со мной. Правда, наше счастье длилось недолго. За связь с несовершеннолетней грозил долгий срок. Её маман... та самая  «ставрида»... подняла  дикий  хай , и мне  пришлось... сами понимаете... распроститься даже с адвокатской  деятельностью. Но какой авантаж! Не успел сойти с поезда, как сразу обнаружил две родственные души. Я обязан её видеть! И раз она на коне, то тотчас припаду к копытам её лошади. Но куда вы уставились? Что с вашими афишами? Зачем вы их переворачиваете?

Бенцион. Полицейский сатрап! Блюститель нравственности! Как усечёт, где в Камасутре про  геев, так мне не сдобровать. У него сынок из ихних, вот он и беснуется. И за милую душу может загрести. Хотя сейчас ему не до нас. Он свой очередной особняк обустраивает. Вот статуй у проезжающих отобрал.

Появляются парни с Антиноем, Запорожец и ШЕФ полиции.

Запорожец.          Та шо ж це творится? Таке самоуправство! Такий произвол! Мы ж за цей экспонат вагон черепицы отдалы! Як  же ж я покажусь своему голови? Вин же мене кастрируе, или самого поставит заместо хвигуры! Господин пан-начальник, верните украшение! Господин генерал, вы ж на вид такий добрий!

Шеф. Молчать! Прохиндеи ! Ворюги ! Государственную собственность, народное добро? За черепицу, говоришь? А где та черепица? Нам она как вещественное доказательство сойдёт. Ишь, дельцы - мудрецы! Мало вам кражи  нашего газу, так ещё и шедевры норовите таскать! Всех сгною, до единого ! 
      (Кричит за кулисы): Самогонов, Евлопкин! Найдёте черепицу, отвезёте её на мой третий особняк! Ну, давайте, поспешайте, кепезе по вас плачет!
Удаляются.

Бенцион. Во, видали? Как говорится, очередной передел собственности. Кстати, эта конфискация прошла с моей подачи . Как расплата за мову, к коей меня принуждали, и как презент этому лиходею . Шоб меня не доставал. Но,пожалуй, на сегодня действительно хватит. Находился, натаскался, аж шея болит. Идёмте, маэстро, будем отдыхать! А вечером я лично сведу вас с мадам Сиракузой.

Подхватывает Жана  под руку. Поют:

Жан.    Шарашить в одиночку - наказанье.
   Всё это аксиома и закон.    
                Но сразу же второе открывается дыханье,
                Когда есть рядом верный компаньон.

Бенцион.     Когда ты что-то провернёшь  втихую ,
    Нарушив общепринятый  канон,
    Тебя по мере сил надёжно подстрахует
    Испытанный и верный компаньон.

Жан.     Однако же, случаются, о, боже!-
    Проколы неизбежно, как закон,
    Когда тебя успешно и красиво облапошит
            Твой преданный и честный компаньон.

Вместе.              С компаньоном, с компаньоном
     Жить спокойней и светлей.
     С компаньоном, с компаньоном
     И работать веселей.
                Пританцовывая, уходят.


               


Рецензии