подарок

Профессор, доктор философских наук, Юрий Сергеевич Холин требовал знания первоисточников, без этого кандидатский минимум по философии сдать было очень и очень проблематично. Именно по этой причине в букинисте на проспекте пришлось купить пятитомник Г.В. Плеханова и «Капитал» К.Маркса. В 2001 году минимум был успешно сдан, и эти объемные многостраничные тома занимали довольно много места. Аспирантская жизнь, она, как правило, очень насыщена духовно, но совсем скудна материально, и мне, нормальному, полноценному аспиранту, по этой причине, приходилось зачастую как-то поднимать свой авторитет. Аспирант, он в 99% случаев, как правило, не чужд ничего человеческого. В какой-то момент, мы с моим товарищем по аспирантуре на обложке первого тома «Капитала» написали довольно размашисто фразу следующего содержания: «Диме от Карла. Удачи, старик!» Несмотря на то, что Карл не знал русского языка, умер в 1883 году, и вряд ли умел пользоваться шариковой ручкой, сам подписанный им том был издан «Политиздатом» в 1956 году, а «одариваемый» появился на свет только в 1982-м, это очень часто работало. Я помню достаточное количество собеседниц, на которых знакомство с Марксом произвело неизгладимое впечатление. Это было довольно занятным делом в течение пары лет, потом срок обучения был закончен, минимумы сданы, начались обычные трудовые будни со своими прелестями и недостатками. Капитал, Антидюринг, весь этот материализм и эмпириокритицизм был оставлен где-то в районе рабочего стола.

Все эбыло бы хорошо и весело, если б через 13-15 лет после всех материалистических приключений, не позвонила мама, она наконец-то добралась до моего заваленного бумагами рабочего места, и, по ходу уборки с сопутствующей сортировкой нужных и не совсем нужных документов, заметила подписанную первую страницу Капитала.

- Дима, что это такое? Ты можешь мне объяснить? Зачем ты, взрослый человек, испортил книгу?
- В смысле? – я не сразу понял.
- «Капитал» Маркса, там какая-то совершенно идиотская дарственная надпись. Зачем ты это сделал?
- А у нас Лера на ноги стала, вот буквально вчера вечером. – единственное, что я смог ответить на просто-таки шквал ее вопросов.

Моя мама в 1975 году окончила Минский государственный лингвистический университет с отличием, старая школа, совсем другая подготовка и мировоззрение, никаких путей для отступления. За столько лет я даже не потрудился сочинить что-нибудь приличное и достоверное по поводу «подарка» классика политэкономии, в этом не было никакой необходимости. Пришло совершенно четкое понимание того, что это был шах, далее круг вопросов будет только сужаться, мне придется придумывать что-то совсем неубедительное, потом последует неизбежная полная капитуляция. По большому счету, это нормальная ситуация для разговора с мамой.


Рецензии