Артиллерист Иван Аборнев

О стариках нередко судят по их отношению к внукам.
Иван Тимофеевич души не чает во внучке Ане.
Она – студентка художественного училища, рисует его портреты. Самый большой из них висит на стене и украшает его комнату. На портрете Иван Тимофеевич в военном мундире при всех орденах и медалях.

О своей жизни Иван Тимофеевич Аборнев рассказывает по-доброму, на судьбу не жалуется. Родился он в Алтайском крае в 1923 году. Отец умер в молодом возрасте. Ваня остался старшим и единственным в семье мужчиной, кроме него еще три сестры мал мала меньше. В 10 лет он уже работал, как полноправный член колхоза. Его определили верховым на лошадь. А когда ему исполнилось 15, он запрягал пару лошадей и возил зерно на элеватор.
Колхоз имени Дзержинского в селе Вяткино, где жила их семья, был большим и зажиточным. Хлебушка, молочка, сметанки всем хватало, только работай, не ленись. И семья не ленилась. Корова, овцы, куры, свиньи были на их подворье. Со всем этим большим хозяйством управлялась мать и дети. А еще мать работала сборщиком молока. Тогда была норма сдачи молока государству -140 литров в год с каждой коровы.
Учиться в школе Ване было некогда. Но все же образование он получил настоящее, жизненное, которое определяет состоятельность его натуры, житейскую сметку, умение обустраивать свое хозяйство. Эти качества помогли ему и на войне, и в мирной жизни. В августе 1942 года Ивана призвали в армию и эшелоном отправили на передовую линию фронта. Больше месяца новобранцы были в пути. В сентябре они прибыли в город Великие Луки Смоленской области. Его военный путь начался с пехоты. Сколько она, матушка войны, вынесла, сколько дорог прошла, грязи вымешала, пыли нахлебалась, и в жару, и в холод, и в снег, и в слякоть. 500 километров Иван Аборнев с сослуживцами протопал по смоленским лесам, полям, да болотам, пока не приказали им остановиться и разбить лагерь. Три месяца вшивые и голодные с лопатой в руках, они вгрызались в землю - рыли окопы и строили под землей блиндажи. Один сухарик в день – такова была продовольственная пайка на человека. А сухарики эти сбрасывали с самолетов, так как никаким транспортом добраться до лагеря было невозможно. Чтоб раздобыть еду, Иван Аборнев с группой наиболее выносливых солдат, несколько раз ходил на станцию Пречистая, что находилась в 40 километрах от лагеря. Назад они возвращались с американской тушенкой и галетами. Но этой еды на всех не хватало, да и времени на каждое такое путешествие затрачивалось не менее двух суток. Как большое благо вспоминает Иван Тимофеевич, когда им, солдатушкам, довелось помыться в бане и получить новое обмундирование. «Тогда и повеселели все, жизнь новую вдохнули. Много ли нам молодым – служивым надобно?». В сентябре 1943 года Иван Аборнев получил сквозное осколочное ранение шеи и был направлен в военный госпиталь Смоленска.            
4 месяца он находился на излечении. А затем, окончив курсы артиллеристов, стал командиром орудия батареи 45 мм пушек 531 стрелкового полка 164 стрелковой Витебской Краснознаменной дивизии.
В 1944 году наши войска, прорывая оборону противника, наступали и громили фашистов. За умелые действия и храбрость во время боя сержанта Ивана Аборнева награждают медалью «За отвагу». А в 1945 году, когда Иван Аборнев воевал в составе I Прибалтийского фронта, за образцовое выполнение боевого задания при отражении контратаки противника и проявленное мужество его награждают орденом Красной Звезды.
День Победы он встретил в Латвии в городе Шауляй, где дислоцировалась их воинская часть.
9 мая, узнав о капитуляции гитлеровских войск, два отважных парня – Иван Аборнев и его друг – сели на коней и поскакали в гости к немцам. «Мы свободно ходили по их воинской части. Немцы не были настроены к нам враждебно, наоборот, некоторые кланялись и говорили: «Рус – пан! Гитлер капут!». А мы улыбались и хлопали их по плечу. Ведь война всем надоела. В столовой мы пообедали, а на призыв немецких офицеров выпить с ними, отказались. В обувной мастерской поговорили с русским пленным, который шил сапоги для немцев. Посочувствовали его судьбе. Хоть и не по своей воле он здесь работал, но, по всей видимости, из лагеря немецкого ему предстояло отправиться в лагерь советский.
На следующий день свобода передвижения закончилась, всюду были выставлены блок - посты. По дороге Большак, которую мы контролировали и охраняли, за неделю прошло 360 тысяч немецких военнопленных. Их направляли в Тоцкие лагеря».
После войны Иван Тимофеевич Аборнев служил в системе МВД, сначала в Алтайском крае, затем в Казахстане. Когда его дочери понадобилась операция в клинике сердечно-сосудистой хирургии, он написал рапорт о переводе его из Джамбула в Новосибирск. Здоровье собственного ребенка было важнее обжитого места.
Помочь детям, внукам – это всегда было главным смыслом в его жизни. И теперь ему есть от кого ждать поддержки, любви и понимания. Ему есть на кого опереться.
2006
Галина Шевцова


Рецензии
Спасибо, дорогая Галина, за эти
бережные рассказы.
Всего самого доброго Вам!
С теплом-

Галина Преториус   03.05.2021 19:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Галя, за тёплые слова.
С признательностью,

Галина Шевцова   04.05.2021 16:30   Заявить о нарушении