Кн. 1 Том 3 Часть 7-3 Раскольники

Где же границы раскола?
Blogs.pravkamchatka.ru

КНИГА 1 РОДОСЛОВНОЕ  ДРЕВО  СЕМЬИ  ДУДКО
ТОМ 3  АНАНИЙ  ИОАННОВИЧ  ПОКРОВСКИЙ
ЧАСТЬ   7-3   РАСКОЛЬНИЧЕСТВО  В САМАРСКОЙ  ГУБЕРНИИ

Нам стало интересно – какой вид раскольничества преобладал в Самарской губернии. Тем более, что, как мы уже упоминали - «ПРОНЬКИНО - село в Бугурусланском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом».

А именно  в селе Пронькино в Казанско-Богородицкой церкви, построенной в 1876 году служил Ананий Покровский.

Объяснения этому нашему вопросу мы нашли в «Книжеце Самарского  - староверия»,  в статье Будкина И. Г. «История старообрядчества в Самарской губернии. Часть 1. Старообрядчество на территории губернии до 1861 года».
Samstar-biblio.ucoz.ru

Приведём выдержки из этой статьи.

Первое, с чем приходится сталкиваться при изучении истории Cамарского староверия – это практически полное отсутствие исследований по этой теме  в научной литературе.

Складывается впечатление, что старообрядцев в Самарской губернии не было вовсе, либо
число их было столь невелико, что история этой конфессиональной группы не представляет интереса для исследователя. А между тем, на территории, впоследствии вошедшей в состав Самарской губернии, располагался один из духовных центров староверия - Иргиз - оказавший огромное влияние на местное население, и во многом предопределивший историю старообрядчества в крае.  Многие селения были основаны и до 1917 г. населены преимущественно, а то и исключительно старообрядцами.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что Самарская губерния была одним из центров колонизации, и практически до конца ХIХ в. сюда прибывали потоки переселенцев, среди которых был силен старообрядческий элемент. В результате Самарская губерния оказалась своего рода котлом, в котором переплавлялись новые и традиционные представления старообрядческого населения, постоянно происходили сближения и разделения между представителями тех или иных старообрядческих согласий и толков.

Принято утверждать, что первые староверы поселились на территории Самаро-Саратовского Поволжья после выхода Высочайшего Манифеста от 4 декабря 1762 года, в котором императрица Екатерина II позволила бывшим российским подданным селиться на окраинных землях и предоставила им ряд льгот.

Однако первые старообрядцы стали появляться в этих краях задолго до выхода Манифеста. Так, С. А. Ряжев указывает, что уже в первые годы после раскола,  на левой стороне Волги был построен скит, где правил службу иеромонах Феодосий по прозвищу Муравей, имевший дониконовскую ставленую грамоту и «старые книги из Керженца из монастыря».

 После смерти Феодосия скит возглавлял его ученик Павел, последователи которого  в 1736 г.,  ушли на Яик.

 С.П.Полозов приводит данные о том, что уже в 1716-1727 гг. в верховьях Иргиза было более тысячи староверов, для поиска которых правительство периодически  снаряжало экспедиции.  Действительно, было бы странно полагать, что старообрядцы в Поволжье – это исключительно пришлый элемент. 
 
Значительную долю в старообрядческом населении составляли и старообрядцы-переселенцы. Сразу после московского стрелецкого бунта 1682 года сюда ссылались старообрядцы-стрельцы. Позднее сюда же старообрядцы бежали от преследований. Колонизация земель, которые позднее вошли в состав Самарской губернии, в значительной мере была старообрядческой.  Об этом свидетельствует, в частности, официальное донесение архиепископа Казанского Сильвестра властям, сделанное в 1727 году. Архиепископ жалуется, что во вверенной ему епархии на реке Киргизе (Иргизе) "живут раскольники, убегая от изысканий с женами и детьми многолюдно, а для следствия в оныя посылать и собою въезжать за малолюдством опасно, понеже от гражданских правителей для вспоможения солдат и никого еще преосвященству не дают".

 И, вероятнее всего, еще в первой половине XVIII века были основаны старообрядческие села Балаково, Криволучье, Кормежка и другие. Так,  в статье "Село Балаково", опубликованной в газете "Самарские  губернские ведомости" в мае 1857 года, ее автор -  балаковский удельный голова Яблошников - замечал, что, по словам старожилов, "основание сел совершилось ранее Манифеста, а именно в 1742 году". И действительно,  Манифест и Указ были подписаны Екатериной II в декабре 1762 года, поэтому  за каких-то несколько дней до 1763-го староверы просто физически не успели бы  переселиться в Поволжье, тем более, из Польши.  Путь переселенцев был долгим: пройдя пол-Росии сухопутным путем или, частью, по Волге, они останавливались в Вольске, где получали распоряжении о предоставлении им места жительства.

В Высочайшем Манифесте 4 декабря 1762 года императрица Екатерина II провозгласила: «Бежавшим из своего Отечества подданным возвращаться позволяем и обнадеживаем, что им хотя по законам и следовало учинить наказание, но однако же все их до сего преступления прощаем, надеясь, что они возчувствовав к ним сии Нами оказываемые матерния щедроты, потщатся, поселясь в России, пожить спокойно и в благоденствии, в пользу свою и всего общества».

В Высочайшем указе, изданном 14 декабря того же года, места для поселения старообрядцам, желающим выйти из зарубежья, указаны в заволжской части будущей Самарской губернии (более 70000 десятин удобной для поселения земли). В указе отмечалось, что «вверх по Иргизу весьма плодородныя и выгодныя земли имеются, на которых при устье Большого Иргиза и по другим речкам более тысячи человек Российских подданных уже и поселились».

Правительство пошло на этот шаг, прежде всего, потому, что государственные   интересы   требовали   наладить более интенсивное освоение окраинных земель, которые по-прежнему оставались «глухими задворками» державы. Старообрядцам предоставлялись большие льготы: им  прощались не только побеги, но и все прежние «преступления», совершенные ими до бегства за границу, им дозволялось не брить бороды, каждому «раскольнику», возвратившемуся из- за       границы,     дозволялось  не   записаться     за помещиком,     стать государственным     крестьянином  либо купцом,   с непременным обязательством платить двойной оклад, каждому предоставлялось освобождение от всяких податей и работ на шесть лет,  и ряд других льгот.

Таким образом,  Манифест 1762 года  не стал началом истории самарского старообрядчества. Он только узаконил пребывание здесь старообрядцев и послужил толчком к новой, мощной волне миграции.

Началом этой волны стал приезд на земли вдоль рек Большой и Малый Иргиз ветковцев – старообрядцев, бежавших в Польшу после «выгонки» с Ветки. За ними потянулись и другие: как из Польши, так и из южных и центральных губерний России.

Особую роль в истории самарского старообрядчества сыграли Иргизские монастыри, возникшие из скитов, основанных переселившимися на Иргиз в 40-60-х г.г.XIX в. иноками и инокинями. И хотя к моменту образования Самарской губернии (1850г.) Иргизские монастыри были разорены и переведены в единоверие, они на много лет вперед предопределили историю старообрядчества в Самарском крае. Под влиянием Иргизских монастырей наиболее распространенным здесь стало именно поповское согласие. Во всех семи уездах Самарской губернии проживало значительное число старообрядцев-поповцев, существовало немало поселений, преимущественно, а то и полностью населенных старообрядцами этого согласия.

 Особенно много их было в непосредственной близости от разгромленных Иргизских монастырей  - в Николаевском уезде. Многие его населенные пункты: Балаково (ныне г.Балаково Саратовской области), Криволучье, Каменка, Аннин Верх, Мосты, Морец, Натальино, Камелик, Удельная Маянга, Большой и Малый Кушум, Порубежка, а также сам уездный город Николаевск (бывшая слобода Мечетная, а ныне г.Пугачев Саратовской области) были основаны старообрядцами.

Указом императора Николая I от 6 декабря 1850 года была образована Самарская губерния. В ее состав вошли 3 уезда Оренбургской губернии (Бугульминский, Бугурусланский и Бузулукский), 2 уезда Саратовской губернии (Новоузенский и Николаевский), Ставропольский уезд Симбирской губернии,  и лежащие на левом берегу Волги части Самарского и Сызранского уездов, образовавшие Самарский уезд Самарской губернии.

В Самарской губернии, таким образом, оказалось 8 городов (губернский город Самара, 6 уездных, бывший уездный город Ставрополь) и 2014 поселений разного типа. Население губернии составляло около 1,5 миллиона человек.

Что представляло собой старообрядчество на землях, вошедших в состав Самарской губернии, накануне и в момент ее образования? Анализируя отчетность, которую составляли в Саратовской, Симбирской и Оренбургской губерниях в 1848-1850 гг., мы видим, что гражданские власти довольно слабо представляли себе действительное положение дел, и, кроме того, имели весьма смутное представление о старообрядческих согласиях и толках. 
   
Форма «Ведомости о числе раскольников разных сект» была недостаточно информативна. В ней было выделено лишь три группы старообрядцев: поповцы, беспоповцы, приемлющие брак и молитву за царя, и беспоповцы, не приемлющие брак и молитву за царя.

При таком подходе было сложно определить численность того или иного согласия. К примеру, в группу беспоповцев, не приемлющих брак и молитву за царя, одновременно попадали филипповцы и странники. Если же учесть, что весьма несовершенные формы составляли люди, имевшие весьма приблизительное представление о старообрядчестве, то неудивительно, что составители «Ведомости о числе раскольников разных сект по Ставропольскому уезду» отнесли к числу поповцев спасовцев, а  «Ведомости... по Бузулукскому уезду» – отнесли беглопоповцев к поморцам-брачникам.

В целом, по официальной отчетности, картина выглядела следующим образом. Наибольшее число старообрядцев проживало в Николаевском уезде. Согласно «Ведомости о числе раскольников разных сект в Саратовской губернии Николаевском уезде на 1850 год» в уезде было поповцев – 5271 обоего пола, безбрачных беспоповцев – 688 обоего пола.

По «Ведомости о числе раскольников…в Симбирской губернии Ставропольском уезде» за тот же год в уезде было 812 поповцев, 102 брачных беспоповца и 263 безбрачных беспоповца.  «Ведомость по Бугульминскому уезду Оренбургской области» была составлена даже не по форме, без разделения на согласия. В краткой записке лишь говорится, что в уезде проживает 249 раскольников.

 Ведомости по уездам  включали данные только по сельским районам, отчетность о числе старообрядцев в городах – центрах уездов должна была составляться отдельно.
На 1850 год в Государственном архиве по Самарской области имеются данные лишь по двум городам губернии: Бугуруслану и Новому Узеню. По этим сведениям, в Бугуруслане было всего 204 поповца, а в Новом Узене – 872 беспоповца.

Эти данные, безусловно, не соответствуют реальному положению дел.

Так,  в «Ведомости по Николаевскому уезду Саратовской губернии» дано распределение старообрядцев разных толков по селам и деревням, но при этом даже не упомянут ряд сел и деревень, в которых старообрядческое население преобладало, в частности, основанные старообрядцами села Балаково, Благодатное, Березовая Лука, Камелик, Натальино, Кунья Сарма, Падовка и многие другие.

Позднее епархиальные миссионеры не называли эти села иначе, чем раскольничьи, и собрали довольно убедительные сведения о значительной численности в них старообрядческого населения  в том числе, и в середине XIX века. Нет в отчетности данных и по центру уезда – г. Николаевску, хотя процент старообрядческого населения в нем всегда был традиционно высок. Та же ситуация  наблюдается и по другим уездам.

Еще менее убедительны данные «о раскольничьих моленных, молитвенных домах, часовнях и скитах». Судя по отчетности за 1849 год, к моменту образования Самарской губернии на ее территории существовала одна-единственная старообрядческая моленная – в деревне Балахоновка Бугульминского уезда.

Это, безусловно, не соответствует действительности. Позднее миссионеры епархии собрали достаточно убедительные сведения о том, что множество старообрядческих моленных и скитов существовало и в сложные для старообрядцев 30-50 г.г. XIX века.
 
Не менее красноречиво свидетельствуют об этом  находящиеся в ГАСО дела Духовной консистории и МВД «о распространении раскола и устройстве незаконных раскольничьих моленных и скитов». Так, выехав в 1849 году для проведения обыска в имении и на заводе николаевского купца Михаила Мальцева, чиновник по особым поручениям Васильев и штабс-капитан корпуса жандармов Фон-дер-Пален только в Николаевске обнаружили две моленные: в домах купца М.С.Романова и мещанина Т.Е.Рощина, причем одна из моленных представляла собой, по сути, тайный скит, где жили инокини разгромленных к началу 40-х г.г. XIX в. Иргизских монастырей.

Если говорить о районах с наибольшей численностью старообрядческого населения, то главным «гнездом раскола», безусловно, считался Николаевский уезд, где  только официально было более 22500 староверов обоего пола: белокриницких, беглопоповцев, часовенных, поморцев, спасовцев. Старообрядцы проживали в г.Николаевске, селах Давыдовке, Беленьком, Старой Порубежке, Таволожке, Журавлихе, Ивантеевке, Мало-Архангельском, Ново-Захаркине, Плюсковке, Раевке, Селезнихе, Березовой Луке, Богородском, Брыковке, Левенке, Липовке, Макарьевке, Николаевке, Никольском, Острой Луке, Росляковке, Теликовке, Чувичах, Падовке, Андросовке, Хворостянке, Пестравке, Малой Глушице, Подъеме, Березовке, Благодатном, Большой Глушице, Данковском поселке, Украйне, Камелике, Канаевке,  Кирсановке, Ломовке, Мостах, Смоленке, Яблонном Гае, Балашах, Солянке, Карповке, Новоспасском, Березовом Яре, Каменке, Перекопной Луке, Малом Перекопном, Сулаке, Сакмыковке, Куньей Сарме, Толстовке, Балакове, Быковом Отроге, Еланке, Кормежке, Красном Яре, Удельной Маянге, Натальине, Наумовке, Сухом Отроге.

Вторым по численности старообрядцев был Бугурусланский уезд. Здесь проживали белокриницкие, беглопоповцы, часовенные, поморцы. Старообрядцев было немало как в самом Бугуруслане, так и селах Завьяловке, Кирюшкине, Мордовских Ключах, Коптяжевке, Поповке, Малых Толкачах, Кинель-Черкасской слободе, Флоркине, Орлянке, Павловке, Аманацкой слободе, Кротовке, Исакове, Аксакове, Баклановке, Русской Бокле, Мордовском Бугуруслане, Кандызе, Красноярке, Нойкине, Покровке, Пронькине, Пономаревке.

Затем идет Самарский уезд. Старообрядцы проживали в Самаре, в селах Новые Костычи, Луговая Александровка с деревней Нижнее-Печерские Хутора, Воскресенское, Васильевка, Екатриновка, Ивановка Нижняя, Покровка, Новый Сарбай, Раковское. Здесь жили белокриницкие, беглопоповцы, спасовцы, поморцы, часовенные.

Значительная часть старообрядцев официально считается православными, т.е., принадлежащими к официальной церкви. Иногда это происходит по инициативе самих старообрядцев, которые из-за опасения за себя и свои семьи предпочитают скрывать свои религиозные убеждения. Иногда – из желания местного духовенства - отчитаться о своих успехах в «борьбе с расколом», занизив  число староверов в своем приходе.
А иногда причиной служит элементарное нежелание светских и духовных властей выяснять, каково   в действительности вероисповедание проживающего на подведомственной территории населения. Нередко целые деревни и села записывались православными, а впоследствии оказывалось, что значительная часть, а иногда едва ли не все население поголовно исповедует старую веру. 
   

Как проблема РАСКОЛЬНИЧЕСТВА отражалась на служебном рвении священников – Ананий Иоаннович нам уже не расскажет.

Но  нам кажется, что не спроста  духовная консистория регулярно заслушивала рапорты цензоров катихизических поучений священников Самарской епархии.

Через эти катихизические поучения духовная консистория контролировала настроение и уровень работы священников своей епархии.

Ананий Иоаннович Покровский справлялся с поставленными перед церковью задачами отлично, о чём говорит его послужной список.


                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии