От казаков днепровских до запорожских ч. 50

Б. Хмельницкий с отрядом.

Конечно, события в закрытых для всех морском бассейне и проливе, принадлежавших могущественной мировой Османской империи можно охарактеризовать, как явления прогрессивные. Они приносили России и христианству пользу и славу, защищали и даже увеличивали границы русских земель. А в борьбе с рабством служили всему христианскому миру, ибо и поляков, и грузин, и молдаван, и литовцев и др. освобождали от рабских оков. Поэтому считать казачьи походы пиратскими можно или умышленно, или будучи полным невеждой. Морская война казачества объективно создавала предпосылки для выхода России к Азовскому и Чёрному морям, а совместные действия запорожских и донских казаков – предпосылки для объединения и союза Украины и России. Главным свидетельством того, что запорожцы были признаны «морским сословием» является торговый договор от 1649 г. между султанской Турцией и запорожским гетманом. Султану ничего другого не оставалось делать, как пустить запорожцев в свои порты миром. Иначе прорвутся сами. Главным было - возложить на них самих ответственность за покой на торговых путях. Историки неохотно ссылаются на этот договор, считая его не действующим и формальным. Дело в том, что он реально «мешает» созданию образа запорожца, лишь от случая к случаю выходящего в море. А главное, превращает пирата в оборотистого и ответственного купца. Запорожцам было что везти на продажу в Турцию: пушнину, древесину, мёд, воск, рыбу и т. д.

В связи с подписанием Торгового договора (напечатан Маркевичем в т. 3 "История Малороссии") военно-морская активность казаков в Чёрном море резко пошла на убыль. Внутриполитическая ситуации на украинных территориях продолжала обостряться. К началу 20-х годов подавляющее большинство русской шляхты изменило вере своих отцов, приняло католичество и примкнуло к унии. Православие стало открыто именоваться «холопьей» верой. Паны польские повсеместно стали притеснять коренное русское население, пытаясь под любым предлогом отнять у крестьян их наделы и превратить в своих рабов. Приток шляхты в Малороссию из великопольских территорий значительно возрос. В целях усиления контроля за украинскими казаками, поляки устроили «ревизию» реестра. Подозрительных - из него изгоняли, обращая в «мужиков», и заменяли послушными. Авторитет реестровиков, как защитников отчизны, в глазах народных масс неуклонно снижался, в то время как походы запорожцев на Крым и в Турцию увеличивали славу запорожского войска и создавали рыцарский ореол вокруг тех казаков, которые прежде были выписаны из реестра или не попали в него. Это объективно не устраивало и гетманское окружение, и польское правительство, опасавшееся укрепления роли низовиков. В 1630 г. не реестровые казаки избрали своим гетманом пророссийски настроенного Тараса Фёдоровича Трясилу, который в Смуту уходил со своим отрядом от поляков - к Д.М. Пожарскому. Панам такая кандидатура не понравилась, её не принял и король, а подтвердил полномочия ранее избранного гетмана, Грицька Чёрного, сторонника союза со шляхтой.

Тарас Трясило ушёл на Запорожье. В Москву были направлены послы с просьбой о помощи и принятии Украины в царское подданство. Король Сигизмунд в 1630 г. решил усилить военное присутствие на Украине и разместить в Киевском округе войска из числа наёмников. Находясь на постое, они стали грабить и всячески унижать население. В этой связи в народе прошёл слух, инспирированный якобы архимандритом киево-печерским Петром Могилой, что эти дополнительные вооружённые силы пришли для истребления веры православной и самих казаков. Возникли волнения и среди запорожцев, которые в марте 1630 г. во главе с Тарасом Трясило выступили из Сечи на север и разбили реестровых казаков. Их гетман Г. Чёрный был обвинён в предательстве и казнён запорожцами. Эти события положили начало серии новых казацких войн. Пётр Могила вполне мог быть причастен к этой провокации, поскольку даже став митрополитом, не скрывал своего чуждого отношения к казакам, называя их бунтовщиками. К тому же он состоял в родстве с матерью Иеремии Вишневецкого (из рода валашских Могил), известного своей ненавистью к схизматам. Убийство гетмана Чёрного было расценено польским правительством, как начало мятежа запорожских казаков и на его подавление из Бара вышло крупное войско во главе с гетманом С. Конецпольским. Расправившись с населением Лысянки, Димера и других населенных пунктов, польская армия, в составе которой находились отряды немецких наёмников, переправилась через Днепр. Под Корсунем на сторону повстанцев перешли реестровики и казаки окружили польское войско.

Часть казаков укрепилась в Переяславле, который вскоре был осаждён польскими войсками. На помощь осаждённым запорожский гетман Тарас Фёдорович (Трясило) привёл по данным разных источников от 20 до 30 тыс. казаков. Укрепившись в стане между реками Трубежом и Альтой, запорожцы не только успешно оборонялись от поляков, но и сами совершали вылазки в польский лагерь. Однажды, когда поляки отмечали праздник тела Господня (в православии - день всех святых) и не приняли должных мер по охранению лагеря, запорожцы затемно подобрались к нему и на рассвете с двух сторон, напали на польских солдат, учинив кровавую резню. В этой ночной вылазке, вошедшей в историю как «Тарасова ночь», погибло свыше 300 знатных шляхтичей, множество простых жолнеров утонуло в реке, была захвачена вся артиллерия и обоз Станислава Конецпольского. Затем повстанцы овладели Каневом, Переяславом и другими городами. Положение поляков осложнялось ещё и тем, что в окрестностях Переяславля начались выступления крестьян и мещан, на помощь которым Тарас направил несколько запорожских отрядов. Фёдорович обратился к народу с универсалами, в которых призывал вставать на борьбу против шляхты. Приход запорожцев послужил толчком в период апреля, мая, к широкомасштабному восстанию крестьян в тылу польских войск. Повстанцы нападали на усадьбы и владения шляхты, убивали хозяев, захватывали их имущество и уничтожали шляхетские документы. Особенно пострадали евреи, которых уничтожали массово и беспощадно.

Отряды восставших удерживали под контролем переправы через Днепр и в случае неудачи обеспечивали себе пути отступления в пределы Великого Московского княжества. Переяславль стал опорным пунктом восставших и под ним начались ожесточённые бои, длившиеся около трёх недель. 15 (25) мая 1630 г. состоялась решающая битва, окончившаяся победой повстанцев. С. Конецпольскому пришлось вынуждено вступить в переговоры и договориться с реестровыми казаками о возврате на свою сторону. Ему удалось подписать мирное переяславское соглашение, предусматривавшее увеличение казацкого реестра до 8 тыс. чел., причём этим должна была заниматься специальная комиссия из числа реестровиков и запорожцев. Опасаясь измены со стороны старшинской верхушки, Трясило с частью недовольных соглашением казаков ушёл на Запорожье. Позже гетман Тарас Трясило был предателями схвачен и выдан полякам, которые сожгли его заживо. Повстанцев, оказавшихся без предводителя, разгромили и как обычно успокоили неопределёнными обещаниями. Избранный после Тараса гетман Кулага - Петражицкий (1631-32 гг.), ставленник реестровиков, всю свою деятельность направил на восстановление хороших отношений с Польшей и приобретением для войска тех или иных материальных благ от правительства. Давний друг и соратник Михаила Дорошенко, Иван Кулага не только проводил его политику в отношениях с Речью Посполитой, но и внёс в польский сейм предложение, чтобы казаки также наравне со шляхтой имели голос при выборе короля.

Если бы это предложение было принято, то роль войска, безусловно, усилилась бы, однако оно было отвергнуто. В этой политической неудаче казаки обвинили гетмана, он был свергнут и убит. Смерть Кулаги не привела к ухудшению отношений с поляками, наоборот, новый гетман Иван (Тимофей) Орендаренко (1633 г.) оказал полякам очень важную военную услугу. 30 апреля 1632 г. умер король Сигизмунд III. Этим решил воспользоваться московский царь Михаил Фёдорович, который направил воевод Михаила Шеина и Артемия Измайлова для захвата Смоленска. 5 декабря 1632 г. 32-тысячное русское войско подошло к стенам города и, разгромив 8-тысячный отряд Гонсевского, осадило Смоленск. Хотя польский гарнизон во главе с комендантом Воеводским насчитывал не более 3 тыс. чел., зимняя осада города оказалась неудачной. В мае и июне М.Б. Шеин продолжал безуспешно штурмовать город. К этому времени число его войск несколько уменьшилась, так как часть из них ушла в южные районы государства для отражения набега крымского хана и украинских казаков. Тем не менее, даже и с оставшимися силами Шеин мог бы овладеть городом, но к этому времени на польский престол был избран старший сын Сигизмунда Ш - Владислав. В конце августа 1633 г. он со своей 23-тысячной армией быстрым маршем подошёл к Смоленску. Одновременно с королем, гетман Орендаренко привёл к городу 20 тыс. казаков, которые и сыграли решающую роль в последовавших затем событиях. 28 августа поляки предприняли атаки на ключевую позицию осаждавших на Покровской горе и, в конечном итоге, к середине сентября вытеснили их оттуда.

Продолжение следует в части  51                http://proza.ru/2021/06/21/1521               


Рецензии