Воронёнок

ПАВЛОВ А.Н.

ВОРОНЁНОК

ОДНОАКТНАЯ  ПЬЕСА ДЛЯ ПОСТАНОВКИ В ДЕТСКИХ САДАХ
 СИЛАМИ ДЕТЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
В память о Вере Анатольевне
Павловой – воспитательнице
детского сада, ставившей с детьми
свои небольшие  спектакли.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Мама
Дочка Машенька - девочка детсадовского возраста
Несколько взрослых ворон – куклы на тонких шестах (изготавливаются детьми вместе с воспитательницами). Могут быть бумажными. Желательно, чтобы были способны махать крыльями с помощью простых приспособлений (кажется, что-то подобное продаётся на базарах или в магазинах игрушек).   
Воронёнок – кукла (изготавливается детьми). Также на тонком шесте. В отличие от взрослых кукол воронёнок должен быть закреплен на шесте подвижно (вначале горизонтально с телом, в последней сцене вертикально к телу как у взрослых птиц)
Голос за сценой


СЦЕНА ПЕРВАЯ
Воскресный день. Мама  и дочка завтракают. Мама уже поела и выжидательно смотрит на дочь. Машенька доедает кашу и принимается за чай со сдобной булочкой

Машенька.
Мама, я сегодня вся такая радостная. Даже каша мне показалась вкусной-превкусной. А булочка – просто объедалка какая-то. И погода вся распогодная. Солнышко весёлое. Будто даже смеётся. И ты вся улыбчивая. Я тебя очень люблю.
Мама.
Я тебя люблю тоже. Ты у меня самая красивая и самая хорошая. Лучше всех. Давай поскорее доедай свою булочку, и пойдём погулять.
Машенька.
А куда мы сегодня погуляем? Хорошо бы в большой и красивый парк. Будем любиться с деревьями и цветами. Листочки такие зелёненькие и пахлые вкусно. А травка ласковая-ласковая, как ты мама. А может даже и больше.

Подбегает к маме и целует её

Мама.
Придумаем что-нибудь. Можем в Летний сад съездить. Я по радио слышала, что его уже открыли. Да я и сама там давно не была. На Неву посмотрим. Она сегодня должна быть синей-пресиней. Сейчас я сполосну посуду и будем одеваться.
Машенька.
Ну вот! Теперь тебя ждать.
Мама.
А ты не жди. Помоги лучше. Вытри свою тарелку и чашку. Смети крошки со стола. Вот время и пролетит быстро.

Все дети в зале начинают громко каркать. Создавая вороний тарарам.

Машенька (выглядывает в окно).
Ой! Мама! Что это вороны за окном так раскричались. Пойдём  посмотрим. Может у них что случилось. Собирайся скорее.

СЦЕНА ВТОРАЯ
Открытый двор в современном жилом квартале. Большие деревья. Кусты. Стая ворон кружит на небольшой высоте. Вороны чем-то встревожены. (Дети, участники спектакля, бегают вдоль сцены, громко каркают поднимают и опускают шесты с куклами ворон, махают крыльями, имитируя суматоху птиц).
   Машенька с мамой тоже забеспокоились. Всматриваются в то место, над которым кружат вороны.

Машенька. 
Мама, мама! Посмотри скорее сюда. Тут в траве что-то побежало. Я боюсь.   (Принимает испуганную позу).
Мама.
Где, где?
Машенька (показывает пальцем).
Да вот, вот. Смотри. Опять побежало. Мне показалось, что птичка какая-то.
Мама.
И правда. Птичка. Да это же воронёнок. Выпал должно быть из гнезда. Вот его мама с папой и забеспокоились. Да и вся стая переполошилась. И сделать то, бедные ничего не могут. А увидели нас, ещё больше перепугались. Да и птенчик тоже весь в суматохе, мечется в траве. Хорошо, что кота близко нет. А то бы живо его сцапал. Пропадёт он за ночь то. От страха, да голода. А то и съест кто.
Машенька.
Мамочка! Давай возьмём его к нам в дом. Я буду за ним ухаживать. Буду любить его. Он вырастет, и мы отнесём его назад к его маме и папе.
Мама.
А как же наш парк. Прогулка наша?
Машенька.
Мамочка, не хочу я уже никакой прогулки. Давай лучше спасать этого воронёнка. Мне так жалко его. Он так жалобно кричит. Нельзя его бросать. Умрёт он.
Голос за сценой.
Мама порадовалась за свою дочку. Как хорошо, что у неё доброе сердечко. Правду она сказала, что доченька у неё хорошая. Да и папа, когда приедет из командировки,  порадуется за неё. Ведь это главное – чтобы она растёт доброй и отзывчивой на чужую беду.
Мама.
Ну что ж, давай попробуем его поймать. Думаю, это будет не просто. Он ведь уже довольно большой. Летать только ещё не умеет. А бегает уже быстро. Главное, чтобы ему нечаянно не навредить.
Машенька.
Мама, давай окружим его, и потихоньку будем сходиться. Он растеряется, и мы его схватим.

Мама и дочь начинают ловить воронёнка. Вначале у них ничего не получается. Но потом воронёнок выбивается из сил, и Машеньке удаётся взять его в руки.

Машенька.
Мама, мама! Я поймала его. Ой! У него так сильно бьётся что-то внутри. Стучит так часто-часто. Что это?
Мама.
Это сердечко у него так колотится от страха. Ничего, скоро успокоится, поймёт, что его не обидят. Прижми его к груди. Только не сдавливай сильно. А ещё лучше, если сунешь его под кофточку. Он согреется, почувствует ласку и перестанет бояться.
Машенька (показывает маме, как у неё получилось).
Правда, мама, успокоился. Он такой тёпленький. Такой хороший. Пошли домой.

Мама и Машенька уходят.

СЦЕНА ТРЕТЬЯ
Комната. Воронёнок на полу. Он растерян. На паркетном полу его лапки скользят и разъезжаются в разные стороны. Он смешно падает. Пытается встать. Снова падает. Коготки стучат по полу. Мама и Машенька растеряны.

Машенька.
Мама. Что же нам делать? На улице он летать не мог, но быстро бегал. А дома не то, что бегать, стоять не может. Придумай что-нибудь.
Голос за сценой (обращается к детям)
Ребятки! Может вы что придумаете? Давайте поможем маме с Машенькой.

Дать паузу. Включиться в реакцию детей-зрителей.
Мама.
Машенька, неси скорее табуретку из кухни.

Машенька бежит на кухню и приносит табурет. Смотрит на маму, что делать дальше.

Мама.
Переворачивай табуретку вверх ножками. Вот так. Теперь давай нашего воронёнка и сажай его лапками на перекладинку, которая соединяет ножки.

Маша сажает воронёнка, как сказала мама. Воронёнок секунду держится и падает на пол. Теперь мама пытается сделать тоже самое. Но и у неё ничего не получается. Воронёнку не удержаться. Машенька чуть не плачет.

Машенька.
Мамочка. Ну что же теперь делать? На улицу его относить ведь нельзя. А здесь ему плохо. Даже стоять не может. Лапки разъезжаются. Шлёпается. Ему, наверное, больно.

Начинает всхлипывать. И вдруг сквозь слёзы говорит
Мама, а давай перекладину чем-нибудь обкрутим. Ну, хоть полотенцем. Ведь у него острые коготки. Я это почувствовала, когда держала его. Вот он в него и вцепится.
Мама.
А и верно. Давай попробуем.

Приносит полотенце и обматывает им перекладины табуретки. Сажает воронёнка. Он уцепился коготками и крепко сидит. Успокоился. Стал вертеть головкой и раскрывать клюв. Даже хрипло каркнул.

Машенька.
Здорово получилось! Ура! А клюв раскрывает и каркает, так это он есть просит. Чем же его кормить-то?

Обращаются к детям-зрителям.
Ребятки! Помогите! Подскажите, чем нашего воронёнка покормить.

Пауза общения с залом.
Мама.
Вот те раз! Постой, Машенька, Да ведь вороны всеядны. Они и хлеб едят и булку, и кашу, и мясо, и рыбу. Тогда у нас с ним хлопот не должно быть. Правда, он ещё маленький. Но думаю, для начала надо дать ему просто булочку, смоченную молоком.

Мама уходит на кухню и приносит миску с молоком и накрошенной в него булкой. Подносит к воронёнку. Он начинает жадно есть.

Мама и Машенька (почти хором).
Ура! Ура..а! Ест. Молодец!
Мама.
Потом кашку сварим. Водичку в отдельной мисочке держать будем.
Машенька.
И конечно, гулять с ним надо. Это я сама буду делать. Сразу после детского садика. Только забирай меня пораньше.
Голос за сценой.
Прошло какое-то время. Воронёнок окреп. Машенька с ним гуляла каждый день. Она пускала его побегать на травке. Всегда немного подбрасывала вверх. Он трепыхал крыльями. Взлететь ещё не мог, но с каждым днём всё больше и больше чувствовал опору в воздухе и начинал подниматься выше и выше. Было видно, что скоро у него получится.
Прошло ещё несколько дней.

СЦЕНА ЧЕТВЁРТАЯ
Тот же двор. Погода прекрасная. Машенька как обычно подбросила воронёнка.

Машенька (с радостным удивлением).
Мама! Мама! Смотри скорее. Кажется наш, воронёнок полетел по-настоящему. Уже поднялся к самым веткам  берёзы.
Мама.
Здорово! Ой! Машенька!  Да он не может до ветки долететь. Завис в воздухе. Устал видно. Машет крыльями на месте. Как бы не упал. С такой-то высоты.
Машенька (с беспокойством и каким-то страхом в голосе).
Мама. Мама! Что же делать! Держись воронёнок наш, держись. Не бойся. Если что, я тебя поймаю.
Мама.
Ой. Доченька, смотри-ка! За нами наблюдают две больших вороны. Они тоже волнуются за воронёнка. Да вот они прямо сорвались с ветки и бросились на помощь нашему малышу.
Машенька.
Вижу, вижу. Смотри мамочка. Они бросились ему на помощь. Подлетели снизу и подставляют свои спины. Одной удалось, и она подтолкнула его вверх. Даже как-то немного подбросила. Теперь вторая также.
   Ну же давайте. Давайте. Осталось чуть-чуть!
Мама.
Машенька! А ведь у них получилось. Смотри воронёнок-то уже на ветке сидит. По-моему, сам себе не верит. Но сидит ведь. Лапками так крепко уцепился. Наверное, то его мама и папа выручили.
Машенька.
Мы вместе с ними помогли воронёнку. Мы его откормили, гуляли с ним, подбрасывали высоко в воздух. А когда они увидели, что он здоровеньким стал и сильным, они помогли ему.
Сейчас я вспоминаю, что во время наших прогулок они всегда наблюдали за ним. Какие они всё же умные! Мама, взгляни на нашего воронёнка. Мне кажется, воронёнок моргнул нам своими глазками. Как будто говорит спасибо.
И вдруг воронёнок каркнул

Машенька (прямо запрыгала от радости).
Мамочка, вот видишь, это он на прощанье нам спасибо сказал.

Мама и Машенька помахали воронёнку на прощанье руками

Мама. 
Да, Машенька вороны умные птицы. Думаю, что не только вороны. Хорошо, когда люди это понимают. А теперь ты и сама в этом убедилась. Я рада за тебя.
Голос за сценой.
Дети, вы ведь тоже это поняли. Правда!

Пауза общения со зрителями

КОНЕЦ


Рецензии