Мини лекции. Стартстоп

С того самого момента как Борис Якоби (который вовсе не Борис) изобрёл буквопечатающий аппарат, начались всякие изобретения и усовершенствования. И стало быть в нашей стране появились разные телеграфные аппараты. И Морзе, и Бодо и Юза Рис1. Аппарат Дэвида Эдварда Юза стал наиболее популярным из-за решения вопроса синхронизации, той самой что была камнем преткновения. На мой взгляд был слишком громоздским, но... Что ж поделаешь, наверное в то время решить иначе не было возможности? Он, аппарат наверное был самым телеграфным долгожителем в нашей стране, и аж до тридцатых годов находился в эксплуатации. Ну, то, что там применялся для работы цепной механизм с гирей в 60 кГ. это было не самое главное. Все аппараты тех времён страдали плохой синхронизацией, а Юз был ближе всех к тому, что потом стало основополагающим в дальнейшем развитие буквопечатающего телеграфа. И это всё называлось СТАРТСТОП! Кто, когда предложил это? Почти одновременно в разных странах стали создавать аппараты с принципом этого самого СТАРТСТОПА. И вот у нас в 1935 году, нашенские разработчики родили странный аппарат СТ-35. Построенный по новому принципу. Конечно всё тот же код Бодо, правда несколько модернизированный. Но и ещё была одна фишка! Кто, когда придумал скрестить телеграфный аппарат с пишущей машинкой? Вот! Вот СТ-35 и есть дитя этого скрещивания Рис2.

Что же это за такой новый принцип работы аппарата? Чтобы буквопечатающий аппарат работал без ошибок, типовые колёса (до скрещивания с печатной машинкой) на передающей и приёмной стороне должны: во-первых, вращаться с одной и той же скоростью. Во-вторых положение знаков на колёсах в момент печатания должны находиться прямо над печатающим роликом. Любое несоответствие привело бы к ошибкам. Вот новый принцип как раз и разрулил все эти страсти-мордасти с этой синхронизацией. И назывался он тем самым СТАРТСТОПОМ.

Если у Якоби нужно было в нужное время и в нужном месте шлёпнуть буковку, то здесь просто-напросто посылался код этой буковки и всё! А механизм должен был вертеться непрерывно. В СТ-35 действительно вертелся двигатель с определённой скоростью, но? Но весь механизм находился в покое. И только когда барышня (ну, а кто ещё?) стукнула по пимпочке с буковкой, как на печатной машинке, — всё приходило в движение. И механизм сделав один оборот останавливался и до следующего знака. Итак! Удар по пимпочке, оборот и? И в сторону корреспондена полетела посылка в виде нулей и единиц. Какой бы не была буква или знак всё равно токовых посылок было семь Рис3f. Собственно сам код содержал пять посылок. А здесь ещё добавлялись две: СТАРТОВАЯ и СТОПОВАЯ отсюда и принцип СТАРТСТОПОВЫЙ. По какой-то неизвестной (мне) причине код СТ-35 и Бодовский не совпадали! На Рис4b. показан фрагмент кода СТ-35. Чёрные прямоугольники это единицы, а белые, — нули. А на их фоне добавлены тоже единицы но красными кружками. Это уже современный код, МТК-2.

Так как же работает СТ-35? Если у Вас нет воображения или оно слабенькое, — лучше и не пытайтесь! Аппарат сложный во всех отношениях! Процесс рождения импульсов кода проще не придумаешь, — замыкание и размыкание контактиков и до свидания... А вот создать код начиная с удара по пимпочке, — чисто механический процесс! Если Вы никогда не видели как выглядит пила по металлу поговорите со знающими. Вот примерно так выглядит то, что и формирует код буквы или знака. Только зубья больших размеров и изготовлялись пьяными слесарями. В смысле зубья в отличие от тех, что по металлу различной конфигурации. Таких вот пил — линеек пять (по числу посылок) и все они располагаются горизонтально, рядами, зубьями вверх. Ну представили? Получается такая вот постель для ёгов. При нажатии на клавишу, её плоский рычаг опускается на все эти линейки. Причём у каждого рычага своё место, — не ошибётесь! Рычаг скользит по зубъям и сдвигает их в нужную сторону. В итоге концы (до того находились на одном уровне) наших пил занимают положение в соответствие с кодом буквы. Осталось только механический код превратить в электрический! И, всё!

Всеми этими превращениями и занимается передатчик Рис3. Именно здесь и осуществляется СТАРТОСТОПНЫЙ принцип. Одновременно с движением пил, происходит давление и на спусковую линейку (она одинаково реагирует при нажатии клавиш с любой буквой, знаком) которая и начинает влиять на систему рычагов передатчика. А, что было до того как? При включенным в работу аппарате, ось с насаженным на неё ведущим храповиком (c) непрерывно вращается. Слева от него другая ось с ведомым храповиком (b) и распределительной муфтой (а). Храповик может не только вращаться вместе с осью, но и двигаться вдоль этой оси. В исходном состоянии между ребордой муфты и ребордой (е) храповика находится пружина. Пружина пытается сдвинуть храповик (b) в направлении храповика (с). Но находящийся на пути стоповый рычаг (d) не позволяет сделать этого. Но вот барышня шлёпнула по клавише и зелёные рычаги пришли в движение. Конечным итогом этого стал поворот стопового рычага (d) по направлению красной стрелки. Реборда храповика обрадованная отсутствием стопового рычага под воздействием пружины приводит в зацепление оба храповика (b) и (c). Ось с распределительной муфтой (а) приходит в движение, совершая формирование кода знака (буквы). Элементы формирования посылок кода не показаны. Тем временем стоповый рычаг поворачивается против красной стрелки и прижимается к храповику (b). Постепенно входит в соприкосновение с ребордой (е) и выводит из зацепления храповик (b). Происходит остановка. Всё, цикл закончен, в линию ушли семь токовых посылок.

В общем виде приём происходит в обратном порядке. Электрические посылки превращаются в механический образ кода и в соответсвие с кодом приходит в движение определённый типовой рычаг (помните типовое колесо?) с определённым шрифтом. Далее как в печатной машинке рычаг бьёт шрифтом через красящую ленту по бумажной ленте, буква, знак напечатаны. Барышня отрывает огрызки телеграммы и наклеевыет на типовой бланк телеграммы. Маленький фрагмент такой Вы и видите на Рис4а. И тут же на Рис4. аппаратный зал с этими самыми СТ-35 и барышень естественно.

В некоторых квартирах можно наблюдать картину: домофон и телефон находятся у входной двери. Моя соседка когда орёт по телефону, — слышно всему подъезду. Потому как телефон у самой двери. И спроси владельцев почему так сделано, — Вам не ответят. Я думаю, что это на коммунальном, генном уровне всё? Бывая в ленинградских коммуналках видел эти общественные телефоны у входной двери. А после переселения в квартиры жильцы другого варианта не знают! К чему это я? Ведь так и с телеграфными аппаратами. Как Морзе придумал железяку с узкой лентой, так и далее всё тянулось, одни ленты. Вот и СТ-35 создали, а подишь ты и здесь лента. И никому даже в голову не пришло применить широкую ленту, свёрнутую в рулон?! До девяностых годов эти СТ применялись...

Кто первым очнулся от ленточной спячки, наши или импортники? Но машина закрутилась и наконец-то появились. И один из представителей этого класса на Рис5. Если я не ошибаюсь Т-63? А справа Рис6. телетайпный зал международной связи ТАСС в 1978 году, одни рулоны... А вот СТАРТСТОПНЫЙ принцип использовался во всех последующих системах, в том числе и рулонных.

А чем же ещё хороши СТАРТСТОПОВЫЕ? Большей своей самостоятельностью. Если раньше все телеграммы шли через телеграфных барышень, то теперь появилась возможность работать с корреспондентами напрямую. Достаточно присабачить к аппарату приспособу по набору номера абонета (как в телефоне) и всё! Оно конечно не у всех дома стоит телеграфный аппарат (как сейчас помню последний раз отправлял телеграмму в 1974 году), а вот для всяких контор это такое подспорье!.. Появилось и ещё одно новшество. Представьте, что Вы в Министерстве и Вам срочно нужно направить во все области телегу, циркулярное сообщение и? И, что барышня сто раз будет набивать всю эту бурду министерскую? Нет конечно. Есть ведь перфоратор! Нет не тот, что соседей отставляет от ума своим грохотом. А тот что пробивает отверстия в перфоленте, то есть телеграмму на ленту переводит и? И через ещё одно новшенство, — трансмитер за секунды персылает в линию кому надо.

Как-то в восьмидесятые работал я в милиорации. И вот однажды, на телетайп получили циркуляр, из Москвы естественно. В Владимирской области пьяный колхозник прилёг в поле на кучке соломы... Пьяный в дрободан тракторист пахал это поле... И когда он увидел кого только, что запахал, испугался и побежал прочь. Выскочил на дорогу, где его сбил пьяный мотоциклист и также как и тракторист испугался и дёру. И как по закону жанра попадает под колёса машины... Как в анекдоте, честное слово! Нам бы скорбить, а мы со смеху покатываемся...

И вот когда умельцы соединили печатную машинку, телеграфный аппарат, номеронабиратель, перфоратор и трансмитер, — получился телетайп. И стало пристижно иметь в каждой конторе такую вот деревянную корову, что на Рис5. За границей всё это называли телекс. Ну, типа если у тебя нет телекса, — всё, ты не человек! Дурь очередная, импортная в смысле заморская. Помните как радива каркало: «С телетайпной ленты ТАСС?!» Вот и я Вам показываю кусочек такой телетайпной ленты (у меня их сохранилось четыре) времён начала ельцинского бардака Рис7. Это про ГКЧП который? Рассылки гнали как из Москвы, так и из Ленинграда. В последней строке обозреватели БИ-БИ-СИ имеют ввиду Янаева.
Тема следующей мини-лекции будет фототелеграф.http://www.proza.ru/2017/09/06/349


Рецензии