5. Борис Юрьевич Найдорф

НА СНИМКЕ: Борис Юрьевич Найдорф (1) в 1972 г. Снимок вырезан из группового фото, приведённого в очерке Л. Лозовского «Диссиденты».

Саша пишет:

Появился тогда в моей жизни Борис Юрьевич Найдорф  – личность выдающаяся. При первом знакомстве он поражал уже одним своим внешним видом: огромный человек, с большим носом, с густой чёрной шевелюрой, с горящими глазами, очень сильный физически, могучий и в то же время стройный – узкий таз, широкие плечи.

Ему было лет около тридцати, когда я приехал в физматшколу. Он прекрасно вёл физику, мы с ним решали задачи. Я делал это и раньше, но именно Борис Юрьевич меня сильно продвинул в данной области".

В очерке "Диссиденты" приводятся сведения о его работе в Якутске, а также даты рождения и смерти: 1938–1998.


Саша продолжает: http://www.proza.ru/2017/09/05/266

"Ещё он научил меня читать труды Эйнштейна, научил меня всё время о чём-то думать, держать линию мысли, внушил мне идею необходимости непрерывного мышления.
 
Он же внушил мне идею ценности времени: только творчески использованное время – это есть жизнь, а то, что не творчество, – не жизнь. Есть время потерянное, есть время прожитое. Он не говорил на эту тему лозунгов, но в результате нашего общения, чтения книг во мне, как в тексте Сенеки, отпечаталось: береги и копи время, только оно, ускользающее и текущее, дано тебе во владение природой.

А ещё он меня приобщил к йоге. Он не был моим гуру, но кое-что показал, снабдил литературой, хотя тогда увлечение йогой не особенно поощрялось».

Дебора Яковлевна, прежде всего, из преподавателей отметила Косицыну, но отличила и Найдорфа:

«Среди преподавателей, кроме Косицыной (2) , запомнился мне ещё физик Найдорф, это тоже был их кумир. Все они были свободомыслящие люди, «подписанты».

Приведу характеристику Найдорфа , написанную другими учащимися ФМШ – Таймановыми (поступление 1968 года):

"Бузя (Борис) Юрьевич Найдорф – очень колоритный человек. Попробуем его описать. Высокий, широкоплечий, худощавый, слегка сутулый, черные волосы, чёрная борода, пронзительные черные глаза, одет, как правило, во все чёрное, походка лёгкая, мягкая.

Вспоминается, как он стоит у доски, покачиваясь с пяток на носки, теребит бороду, и говорит, хитро сверкая очами: «В-в-всех в-в-выгоню!» Мы тихо дрожим. Так вот, однажды, (кажется, это было накануне 22 апреля) Борис Юрьевич собрал нас всех и сказал, что мы должны написать характеристики. Затем он подходил к каждому и говорил: "Пиши!" и далее он диктовал то, что следовало писать.

Характеристики он давал всем разные, точные, вкладывая в, казалось бы, формальные, привычные фразы, совершенно реальный смысл. Скажем, формулировку "пользуется авторитетом" надо было действительно заслужить, а фраза про успехи в физике и математике говорит о том, что эти успехи были, в самом деле, очень значительными".

О том, как Найдорф стал преподавателем ФМШ, пишет в своих воспоминаниях Илья Файвильевич Гинзбург:

«Поначалу я отказал в приёме на работу Б.Ю. Найдорфу, поскольку он не ответил на вопросы. После этого у меня попросили повторить собеседование, указав на некий героический факт его биографии. [этот факт мне неизвестен. –МК]. За месяц он подготовился, и с успехом сдал собеседование. Он был хорошим преподавателем, активно интересовавшимся вопросами психологии. Школьники любили его.

Е.И. Биченков изгнал его из ФМШ, как и других преподавателей, подписавших известное «письмо 46» в 1968 г. В дальнейшем КГБ перекрыл ему все возможности преподавательской работы, к которой у него было несомненное признание. [хотел бы я знать подробности! –МК].

Именно из-за отсутствия средств существования он и поехал в Якутск подзаработать по приглашению Л. Лозовского.

Я нашёл в интернете ещё одну характеристику Найдорфа. Борис Юрьевич Сапожников (3) (Найдорф) был (по слухам, он ныне ушёл из жизни) человек с «железным» характером и огромной эрудицией. По базовому образованию физик-теоретик. Был активным диссидентом тогдашним властям. Подвергался жёсткому давлению и репрессиям. Имел запрет на работу по профессии, подвергался заключению по сфабрикованным доносам (4).
Многие годы занимался нейролингвистическим программированием (НЛП) (5):

«Борис Юрьевич был специалистом транзактного анализа, каких я больше не встречал, например, он делал разработки неописанных Берном вариантов жизненных сценариев (я лично читал в его библиотеке так называемый «сценарий Икара»). Прекрасно знал психоанализ, юнгианский анализ.

Впоследствии он уехал в Израиль. Есть упоминание на одном из форумов о его жизни в Израиле с женой Сапожниковой. Есть и дата переезда в Израиль:

«1996 год: Двое из группы новосибирцев – Борис и Наталья Сапожниковы репатриируются в Израиль, в Хайфу, занимаются консультированием и проведением семинаров. Бориса сегодня уже нет с нами».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/05/266

1. Бенцион Израилевич Найдорф.
2. Э.С. Косицына была их классным руководителем.
3. Найдорф впоследствии сменил фамилию.
4. Эти эпизоды его жизни мне неизвестны.
5. Анатолий Ткачев  Мои комментарии к «истории НЛП в России»
http://metanymous.livejournal.com/31514.html .


Рецензии