Урок

Олега, своего одноклассника, я встретил совершенно случайно. Утром я спешил на деловую встречу с партнером. И на выходе из метро столкнулся почти в лоб с Олегом.
Мы не виделись восемь лет после школы.

Он был моим лучшим другом, но пути наши разошлись после школы, а потом мы и вовсе потерялись. Он переехал в другой город, а я в поисках лучшей доли исколесил почти всю страну.
Обменявшись телефонами в надежде на скорую встречу, мы разошлись. Олег торопился на работу, а я на встречу с партнером.

К двенадцати часам дня я был свободен. И тут же набрал телефон Олега.
Он ответил очень быстро и торопливо продиктовал мне адрес, по которому я могу приехать к нему. Сказал, что у него сейчас уроки, но я могу подождать его в учительской.
Школа оказалась в пяти минутах ходьбы от делового центра, из которого я только что вышел.

И уже через десять минут я снова увидел Олега. В школе была большая перемена. Шум и гам стоял такой, будто палили из всех орудий и сооружались баррикады из подручных средств.
Олег, ухватив меня за рукав, повел за собой. Мы подошли к кабинету физики, и Олег, открыв его, подтолкнул меня внутрь. Вихрь звуков стал немного глуше.
- Игорь, - сказал мне Олег, - я очень рад видеть тебя. Подожди минутку, - добавил он быстро, видя, что я собираюсь ему ответить, -  у нас с тобой есть несколько минут до начала урока. И вот что я тебе скажу, в учительской тебе будут, возможно, задавать лишние вопросы, а если ты будешь находиться в лаборантской, то у тебя, во-первых, будет возможность присутствовать на уроке, во-вторых, к тебе не будут проявлены внимательность и любопытство моих коллег. И плюс ко всему, мы с тобой сразу же после урока отправимся ко мне домой, я познакомлю тебя с Асей. Это моя жена. Я уже звонил ей, сказал, что приду сегодня с другом, она уже и пироги затеяла.

Прозвенел звонок на урок.
Ученики, раскрыв дверь в кабинет, с криками, хлопками и гиканьем заняли класс. Кое-как угомонились, расселись по местам.
Я притих в лаборантской комнате. Мне и самому было интересно, как теперь проходят уроки. И вот что я услышал:
- Здравствуйте! Меня зовут Олег Иванович. Я ваш новый учитель по физике и ваш классный руководитель.

Дети загомонили. Олег остановил гомон. Тихо сказав, что если они выслушают его до конца, то поймут всё сами. И продолжил:
- Ваша классная руководительница Лариса Петровна уехала с мужем военнослужащим по месту его новой дислокации. Произошло это довольно быстро, поэтому предупредить вас у нее не было возможности. Тем более, что сейчас начало учебного года, а уехала она в июле, когда все вы были на каникулах.
Поэтому физику и лирику - это я так говорю о классном руководстве - буду у вас вести я, вместо Ларисы Петровны.

Очень надеюсь, что мы с вами будем варить хорошую кашу. Именно варить, а не заваривать кашу. Потому что лучше всегда делать всё изначально хорошо, чем впоследствии исправлять. Думаю, что вы согласитесь со мной.
В классе стояла тишина. Похоже, подумал я, что в классе так раньше учителя не говорили с учениками.
Олег продолжал:
- Всё, что вам будет непонятно на уроках, мы будем разбирать отдельно на дополнительном занятии, его я буду проводить по пятницам после последнего урока в этом кабинете.

Всё, что непонятно будет по другим предметам, тоже будем разбирать по пятницам. Я с удовольствием и радостью помогу вам во всех ваших вопросах, и не только учебных, но и в других тоже, если конечно буду компетентен в них.
По классу пронеслось гудение. Не понял я только, от удивления этот звук прозвучал, или ещё по какой-то неизвестной мне причине.
Олег спросил у класса:
- Скажите мне, а кто у вас староста?
- Вы что? Какой староста? – с удивлением ответили вопросом на вопрос ученики.
- Вы из какого века к нам прибыли? – кто-то спросил с усмешкой.
Олег ответил:
- Если нет старосты, то его необходимо будет выбрать, но раз вы к этому пока не готовы, то повременим немного с этим вопросом. А потом вы и сами захотите, чтобы в вашем классе был староста.
- Зачем нам всё это? – опять раздался вопрос. - Мы же учится пришли. Вот и учите нас.

- Для того, чтобы учить вас, я хочу узнать, а что вы умеете и о чём знаете, - сказал Олег.
- Ничего не знаем, и не особенно хотим. Нам бы денег побольше, да поспать подольше. Вон у Кольки Иванова брат отличником круглым был всегда, а теперь что? Стоит себе на рынке, да простыни продает. Для чего нам учёба вся ваша? – опять тот же голос прозвучал под аккомпанемент всеобщей тишины класса.
- Скажи-ка мне, добрый молодец, как зовут тебя, больше всех задающий вопросы, - с интересом спросил Олег.
- А что вам от этого, легче что ли будет? –с вызовом в голосе прозвучал новый вопрос.

- Легче не легче, не в том дело, просто чтобы обращаться к собеседнику, хотелось бы знать имя его. Но если ты считаешь, что имя твоё настолько священно или тайно, то молчи себе на здоровье. А если оценки буду ставить, то наверное придется завести графу с новым именем ученика: Тайник, а фамилию ему придется тоже придумать, ну например: Вопросов.
В классе пронеслось тихое хихиканье.
Тот же возмущенный голос, только теперь он немного изменил окраску и стал более мягким, сказал:
- Да нет тайны никакой. Андрей я.
- Вот и хорошо, Андрей. Тебе лично могу написать отзыв от занятий. Не хочешь заниматься физикой и школьной жизнью, то тебе дорога из класса открыта. Можешь идти. Если кто-то хочет присоединиться к Андрею, то пожалуйста, дверь открыта. Все, кто хочет превратить свою жить только в отдых, может пойти отдыхать прямо сейчас.

Класс примолк. Ни Андрей, никто другой из класса не пошевелились. Из класса никто не ушёл.
Олег как ни в чём не бывало продолжил:
- Вы можете уйти из класса, из школы, с любого урока. Но от жизни вы никуда не сможете уйти. Всё, от чего вы хотите убежать, вас будет догонять, и ведь догонит, только возможно что будет поздно. Но давайте пока эту тему тоже отложим.
И поговорим вот о чём. Раз вы хотите отдыха, и не хотите учиться, то эта тема больше всего вас наверное интересует. А раз интересует, то вы о ней более всего осведомлены.

Любой человек жив тем интересом, который гонит его, который заставляет проявлять чудеса находчивости и выживаемости. Поэтому прошу вас, расскажите мне о том, как вы себе представляете эту жизнь-отдых.
Ну вот предположим, что Андрей свободен от школы и от уроков. И вот наступает завтрашнее утро. Расскажи Андрей, что будет утром, когда тебе никуда не надо. Ты, пожалуйста не стесняйся.

Андрей нехотя начал:
- Ну, высплюсь я сначала. Потом наиграюсь. Потом посмотрю телевизор. Потом может схожу к Жеке в гараж. И так можно целыми днями делать. Спать, играть, смотреть телевизор, есть и помогать Жеке.
- А дальше что? – спросил Олег.
- Так всю жизнь так и делать, - ответил Андрей.
- А через несколько лет не станет родителей. Ты что будешь делать? – задал вопрос Олег, - кто кормить тебя будет?
- Бабушка будет кормить, она любит меня.
- Зачем, Андрей, скажи-ка мне, человек на свет рождается? Неужели ты думаешь, что только затем, чтобы есть, пить, спать, играть? Он что, растение? Или животное? Чем, скажи, если знаешь конечно, ты отличаешься от растения?
- Я человек! – гордо ответил Андрей.

Олег, вздохнув, сказал:
- Мне очень бы хотелось, чтобы вы выросли людьми, человеками. Настоящими. Но без вашего участия, без вашего желания стать человеками, вы не сможете ими стать.
- Вот вы думаете, - продолжал Олег, - что раз человек родился человеком, то он уже значит и человек. К сожалению, это не так. Человеком становятся.
Вот послушайте замечательное стихотворение: называется оно "Баллада о маленьком человеке":

На Земле безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую...
И однажды - прекрасным утром -
постучалась к нему в окошко
небольшая, казалось, война...
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую - по размерам - шинель.
...А когда он упал - некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня в полный рост!

Вы понимаете, что Роберт Рождественский хотел сказать этим?
Понимаете. Вы же живые все, вы же умные все, у вас сердца у всех добрые. Вы зачем-то закрываетесь в раковинах своих. Вы как раки-отшельники, хотите спрятаться сами, и спрятать туда же все свои беды, казалось бы маленькие. Но я-то знаю, что вы настоящие, и только отчаяние глубокое не дает вам стать такими, чтобы из ваших дел прекрасных, из ваших мыслей удивительных и благородных, слагались добрые и прекрасные дела. Вы настоящие люди Будущего. Благодаря вам всё человечество может жить спокойно и радостно, если вы будете хотеть учиться, если вы будете считать свою учёбу не пыткой, а уроком, который подготовит вас к подвигам.

Вот ты, Андрей, только представь себе, что ты выучился, пусть не на одни пятерки, пусть. Но выучился и стал хирургом. А твоей матери понадобилась срочная операция, а в округе ни одного врача. И только ты сможешь спасти ей жизнь. А представь, что вокруг тебя много матерей, и все они - мамы твоих одноклассников. Неужели ты их оставишь без помощи, дашь им умереть? Скажи, Андрей!
Подумайте! Вы умные! Но вы боитесь показаться глупыми! А потому и появляется ваша бравада о том, что учение вам не нужно.

Не бойтесь не знать! Бойтесь не спрашивать о новом неузнанном.
Вспомните Томаса Эдисона. Вспомните, что о нем говорили учителя, когда он учился в школе. О нем говорили только как об умственно отсталом. Его даже исключили из школы. А он стал величайшим изобретателем. Лампа накаливания – это его труд, это его изобретение. А их у него было больше тысячи.

Или вспомните Альберта Эйнштейна. Его тоже считали заторможенным и недалеким учеником, получающем плохие оценки в школе и исключенным из неё за неуспеваемость. А теперь его знает каждый человек на планете.
Таких людей, которые не дружили с математикой или литературой, или еще с каким-то школьным предметом, было множество: в этих рядах и Черчилль, и Бернард Шоу, и Бетховен, да ещё много можно назвать имён.

Для чего я вам это говорю?
Только для того, чтобы вы знали, что вы учитесь не для оценок. Не для родителей, а для себя. Почему для себя, спросите вы. Вам ведь ничего не хочется.
А я-то вот и знаю, что вам хочется. Каждый из вас уникален. Каждый! И у каждого свой интерес. И если вы будете узнавать то, что вам интересно, то тогда вы будете учиться, и познавать мир так, как вам удобно.
Думаю, что Андрею, судя по его рукам, очень нравится техника. И он уже разбирается в трансмиссии.

- Откуда вы знаете? – раздался голос самого заядлого вопросника-ученика.
- Наблюдения, братец мой, наблюдения. И немного дедукции.
- Ого! - раздался снова голос Андрея, - значит вы нам и о дедукции расскажете, и о трансмиссии?
- Конечно, расскажу о том, о чём знаю, но этот наш первый классный час, думаю, поможет в дальнейшем в учебе нашей с вами, и не только в ней, но и в самой жизни вашей школьной и внешкольной.

И опять же, повторюсь, что по пятницам после уроков я буду ждать вас в этом классе, для решения ваших вопросов учебных и не только их.
Я очень верю в вас. И очень надеюсь, что в вас так много большого. Сильного! Смелого! Отчаянного! Умного!
Мы с вами горы свернем. Мы с вами всему научимся. И вы с радостью будете ходить на все уроки, понимая, зачем они вам.
Ну а сейчас я хотел бы с вами попрощаться до нашей следующей встречи завтра на уроке физики.

- До завтра! До свидания!
Звонок, который прозвенел уже больше получаса назад, извещая о том, что урок закончился, никого из класса не выманил. Меня это и удивило, и обрадовало.
Все ушли тихие, только после того, как Олег попрощался с классом.
Раздались негромкие голоса уходящих из класса учеников:
- До свидания, Олег Иванович!
- До свидания!
- До свидания!

Через несколько минут Олег заглянул в лаборантскую:
- Игорь, прости, что заставил тебя ждать, заговорился. Но ты же понимаешь меня, это дети, это ростки, нежные и доверчивые.
- Да что ты, Олег, извиняешься-то? Я и сам заслушался тебя. И тоже крутил внутри себя все твои вопросы. И тоже отвечал на них, как первоклассник. Я могу только поблагодарить тебя за урок твой, и за любовь твою к детям и учению.
Вечером мы наслаждались долгими разговорами и вкуснейшими пирогами, которые испекла для нас жена Олега, Ася.


Рецензии
Спасибо Вам за удивительный рассказ
об учителе.
Написала Вам очень много, но случай-
но все смахнула...
Жаль, в школе и было, и сейчас очень
мало мужчин. Это большая проблема.
Приглашаю Вас к себе на урок.("Дере-
венька моя" и "Монголия не заграница")

С уважением!

Фаина Нестерова   22.11.2017 12:40     Заявить о нарушении
Спасибо вам, Фаина, большое за добрые слова рассказу!
Как хорошо, когда с начала жизни окружают детей замечательные люди! Учителя! Учитель - как много в этом слове Великого! Он не просто учит детей, он любит их, он покажет дорогу в прекрасные дали, расскажет о радости жизни, и учёбы!
Радости вам и мира!
С удовольствием прочту ваши рассказы! Спасибо!

Беломорье   22.11.2017 12:54   Заявить о нарушении
Видимо, у Вас были хорошие учителя:
с таким теплом Вы отзываетесь о на-
шей братии.

С уважением!

Фаина Нестерова   22.11.2017 13:02   Заявить о нарушении
Да! Вы правы! Действительно у нас были УЧИТЕЛЯ! Как я их люблю! Спасибо вам, что и вы прекрасный УЧИТЕЛЬ, и замечательный человек! Про Монголию рассказ ваш удивительный, мне очень понравился!
А дети, они везде дети, они чувствуют к себе любовь, и откликаются на неё сразу.
Спасибо вам огромное! За любовь к школе и детям, и за замечательные рассказы ваши!

Беломорье   22.11.2017 13:31   Заявить о нарушении
Спасибо большое, что почитали
и откликнулись!

Здоровья Вам и творческих ус-
пехов.

Фаина Нестерова   22.11.2017 19:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.