Дикая природа России Ямал. о. Белый

БЕЛЫЙ
Взвизгивала злобной старухой зимняя метель, бешеным вихрем крутясь, перемешивая, перестраивая-стирая послушные ее дикой силе снежные валы-сугробы, широко разбросанные по гладкой поверхности безлюдной тундры. В снежной извилистой глубокой норе было тепло, уютно, сухо, дремотно. Привольно расположившись, попискивая во сне, в тесной закрытой снежной щели слежались в ком пушистые серые округлые тушки… Маленькие фигурки спящих леммингов. А еще, желанная и жизненно-необходимая добыча белоснежного полярного хищника - проворного легкого как тень песца. Он еще не нашел эту свою добычу, но найдет обязательно, ведь до весны еще остается много времени…

Остров Белый –интересный осколок арктической суши, совсем недавно по геологическим меркам, всего лишь в середине плейстоцена, сформировавшийся и затем обособившийся от полуострова Ямал. Его естественнонаучное познание позволяет прикоснуться к давнему и неизвестному,  дает возможность познать «подростковые тайны» нашей планеты.
Остров Белый – самая северная часть Ямала, длительная и холодная зима обеспечивает глубокое промерзание почвы, как следствие, наблюдается круглогодичное сохранение вечной мерзлоты. Безморозный период длится здесь в общей сложности не более двух месяцев, климат определяют сезонные различия объема поступающей солнечной радиации и близость моря, отепляющая островную сушу зимой, понижающая температуру воздуха летом. Нередки и сильны циклоны, приносящие шторма и метели, хотя и предопределяющие на плоских низменных равнинах Ямала доминанту континентального климата.
Западная, северная и северо-восточная части побережья острова на протяжении 110 км имеют постоянную слабоизвилистую береговую линию. Множество озер, располагающихся группами, в подавляющем большинстве своем - это малые озёра диаметром не более 0,5–2,0 км, прозрачной, беловато–зелёной водой и глубиной около 1,0–3,0 м. Острова  крайне редки. Болота различного типа занимают на Белом около 75 % площади.
Имеется крупный залив – Нябипаха, расположенный в восточной части острова Белый.  Имея ширину от 1 до 4 км, он глубоко, на 18 км, вдаётся к центру острова. Сам остров представляет собой почти плоский заболоченный, заозеренный лагунно-лайдовый участок с небольшими абсолютными отметками (до 24 м).
Остров Белый, как и несколько более мелких островов с «кошачьими» названиями,  а именно: Шараповы кошки, Марресельские кошки, Безымянный… являются неотъемлемой частью Ямальского государственного биологического заказника регионального, или точнее, окружного (ЯНАО) значения.
Ямальский госзаказник, как и любая природоохранная территория в России, решает задачу ландшафтной представленности определенной территории. Такой территорией для заказника является Ямальская физико-географическая провинция, в состав   которой полностью входит весь полуостров Ямал и узкая полоса южного побережья Байдарацкой губы.
Равнины Ямала очень неоднородны, отчетливо и четко опытный взгляд геоботаника видит три основные тундровые подзоны: арктическую, мохово-лишайниковую и кустарниковую. Биогеографы выделяют здесь 29 различных видов местообитаний, хорошо различающихся своим составом флоры и фауны.
Два участка заказника Северо-Ямальский и Южно-Ямальский, как и прилежащие территории Гыданского полуострова, в своей полноте хорошо сохранившейся природности дают прекрасное представление о дикой природе Севера Западно-Сибирской равнины. Что здесь следует отметить в обязательном порядке?
Но Северо-Ямальский участок Ямальского госзаказника почти полностью находится в подзоне арктических тундр. Здесь растительность представлена арктическими моховыми с участками лишайниковых тундрами. Травяной покров состоит главным образом из осок, пушиц и злаков.
Среди прибрежных понижений, по долинам недлинных ямальских рек разбросано множество травяных болот, пробиваются заросли кустарниковой ивы, к югу дополненные, чередующиеся с буграми сфагновых и лишайниковых болот ерниковых тундр.  Кратко остановимся и расскажем о наиболее типичных представителях флоры и фауны, ответим на неизбежный вопрос – что за звери и птицы, чувствуют себя здесь как дома.
Волк - обычный, в летнее время постоянно обитающий на Ямале вид. Активный хищник, широко мигрирующий в холодное время по всей территории зверь. Основным объектом питания ему служат копытные животные, это прежде всего дикие и домашние олени, в меньшей степени фоновый арктический вид - лемминги. Величина охотничьей территории зависит от кормности местности. Отлично развитые слух, зрение и чутье помогают успешно скрадывать любую добычу. Может преследовать животное – свою добычу со скоростью до 60 км/час.
Но если в летний период семья волков живет оседло, придерживается определенного участка, в центе которой находится выводок, то наиболее трудные времена наступают зимой, волк в это время может обходиться и мерзлой «строганиной», успешно находя, выкапывая из под глубокого снега павших животных. В суровой Арктике у волка, как и других хищников, могут быть случаи каннибализма.
Другой и пожалуй самый характерный широко распространенный хищник тундры, - это арктическая лисичка, беспокойный вороватый и любопытный песец. Песец – хрестоматийный пример науки, именно его зоологи приводят как пример жесткой трофической (пищевой) связки с его кормильцем – леммингом.
Именно поэтому, миграции отмечены во всех районах Субарктики, где живет этот вид. Песец следует за леммингом, а грызуны размножаются почти непрерывно в благоприятных условиях, и по мере своего уплотнения, начинают разбегаться, отыскивая менее занятые места, где побольше сохранилось скудной арктической растительности. В миграционные бега подаются не от хорошей жизни, а только в малокормные на основную добычу годы. Отсутствие мышевидных вынуждает часть песцов мигрировать за пределы полуострова Ямал. Имеют место дальние миграции песцов на Ямале с Гыдана и Таймыра, но следует учитывать, что мигрируют всегда наиболее широко молодые особи.
Прослеживается зависимость миграций песца от направления ветра (хищник ориентируется на запах добычи), а также от путей миграции стад северного домашнего оленя. Зимой песцы ведут одиночный образ жизни. и кочуя в это время по просторам тундр в поисках грызунов, они способны проникать далеко к югу, забредая в зону тайги. Но и наоборот, другая часть идет на Север, и нередко песец встречается во льдах Полярного бассейна за сотни километров от ближайших берегов.
Пара соединяется только на сезон размножения. Щенки рождаются в мае – июне. Плодовитость чрезвычайно высокая – до 22 щенков, что является компенсацией за суровые условия существования. Однако выживаемость щенков целиком зависит от численности леммингов. Падение численности грызунов или их доступности (с выпадением снега) вынуждает песцов к перемещениям в поисках корма. Все равно в годы депрессии популяциий леммингов щенки песцов погибают почти поголовно. Но и нелегко выжить зверькам и в годы обычной «средней» численности грызунов, подсчитано, что в семье выживает в среднем 2 - 4 щенка.
Песец – основной промысловый вид. В советское время, именно промысловики в тундре имели самые большие промысловые угодья, простирающиеся на сотни километров песцовые путики. Ведь тут всегда нужен проходимый транспорт, и веками аборигенам служили верно олени. А последние десятилетия их неуклонно вытесняют моторизованные средства – снегоходы, квадрики, болотоходы, вездеходы. Впрочем, по воде пути могут быть и короче: лодки и катера позволяют успешно конкурировать с наземным транспортом, но короткие сроки навигации, в большей степени ориентируют их применение в целях рыбалки, добычи песцовой приманки – морского зверя, и подготовке к промыслу. 
Всегда интересующий охотников объект – дикий северный олень, и на острове обитает его отдельная группировка. На соленых прибрежных пастбищах отмечались стада численностью от 5 до 50 особей, всего по подсчетам, сделанных при кадастровой оценке этих угодий в середине 2000-х годов научными сотрудниками В.Г. Кривенко было учтено до 2 тыс. оленей.
Дикие и домашние олени – извечные конкуренты Севера, хотя пастбища они могут эксплуатировать разные, ведь на воле дикий олень не ограничен в своих инстинктивных выборах. В отличии от «дикаря» - маршруты кочевок домашнего оленя, определяются его хозяевами, которым все больше приходится ломать голову как сохранить свои традиции и хозяйства, в Арктике все сильнее хозяйничает крупный нефте-газово-банковский бизнес.
Специфика Арктики определяется Северным ледовиты океаном, и остров естественно не может обходится без морских животных. Здесь встречается кольчатая нерпа, лахтак, морж, в прилежащей морской акватории резвится белый кит – белуха. На полуостров иногда очень глубоко в его пределы забредают белые медведи, и как и везде в Арктике, они стремятся узнать чем это бывают заняты люди в пределах их угодий.
Известны нередкие прежде и не исчезнувшие нацне конфликты с буровиками, геофизиками, медведи забредают на метеостанции. Сотрудники «Научного центра – Охрана биоразнообразия» на о. Белом летом 2004 г. зарегистрировали более 30 встреч белых медведей. Взрослые особи наблюдались всего 3-4 раза, и чаще в группе с молодыми. Постоянно несколько зверей бродили возле станции, привлеченные непривычным ландшафтом, шумом и запахом, и число их резко возросло к сентябрю.
Если перенестись на юг полуострова Ямал, то в пределах другого участка Ямальского заказника, в границах бассейнов рек Надуйяха, Мордыяха, Ясавейяха, нижнего течения реки Юрибей, можно отметить нередкие встречи пограничников - представителей как тундры, так и лесотундры – зайца-беляка, горностая, росомахи, ласки.
В целом, видовое разнообразие позвоночных животных Южно-Ямальского участка Ямальского заказника значительно богаче, чем на территории Северо-Ямальского участка. Здесь фауна позвоночных уже представлена 128 видами, из которых 22 относятся к классу млекопитающих, включая 4 вида морских зверей, и еще 84 вида – к классу птиц. Земноводных и пресмыкающихся нет. Класс рыб представлен 22 видами.
По расчетам орнитологов  «Научного центра – Охрана биоразнообразия», обилие болот и озер, малых и средних рек на Южно-Ямальском участке заказника весьма привлекательны для многочисленных видов водоплавающих и околоводных птиц.
На озерах, болотах и реках этого участка заказника обитает свыше 171 тыс. особей 19 видов гусеобразных, наиболее многочисленными из которых являются утки (морянка, морская чернеть, шилохвость, синьга, чирок-свистунок, обыкновенный турпан, свиязь, длинноносый крохаль), гуси (белолобый, гуменник, черная казарка), гагары (чернозобая и краснозобая). Обычны на гнездовании краснозобая казарка, пискулька и малый лебедь, численность последнего в конце сезона размножения достигает 425 особей. Из курообразных на этом участке заказника представлены такие промысловые виды как тундряная и белая куропатки.
Обильная кормовая база заказника привлекает сюда большое количество хищных птиц, основу рациона питания которых составляют - для одних видов мелкие млекопитающие, для других рыба или молодые птенцы. Это соколы и совы. Среди соколообразных наиболее многочисленны всеядный зимняк и сапсан; менее многочислен, по сравнению с ними, орлан-белохвост, для которого здесь нет подходящих гнездовых стаций. Полевой лунь и дербник здесь очень редки и отмечаются в заказнике как залетные виды. Из сов ночами целиком доминирует белая, ее соперницы - болотной совы в 4 -5 раз меньше.
В условиях Севера, антропогенная нарушенность ландшафтов – это обычно следствие ведения хозяйственной деятельности. Так когда-то на Белом была  военная часть, где служили примерно 30 человек, локаторщиков. В настоящее время все они уехали на материк. Но со времен рассвета освоения острова как полярниками, так и военными, осталось огромное количество хлама, брошенных сгоревших строений и техники и цистерн (400 куб. м.) из–под дизельного топлива.
Все ценное (драг металлы, цвет мет), выбрано моряками с проходящих судов, но оставшаяся после заселения территория осталась захламлена на десятикилометровой площади. И таких очагов, к сожалению, немало даже на тех территориях, которые мы относим ныне к крупным участкам дикой природы. Дикая природа привлекает всегда человека: в основе лежит конечно меркантильный интерес, но его для кого-то удовлетворяют увлеченные люди, натуралисты, исследователи.
Например, с 1935 года на о. Белый функционирует "Полярная Морская Гидрометеорологическая Станция (МГ–2) им М.В. Попова". В 70-80 годах XX столетия штат полярной станции был около 100 человек, проводились огромные комплексы мероприятий по изучению атмосферных явлений, в настоящее время здесь работает всего 3 человека, которые с трудом успевают проводить срочные наблюдения.  Из множества построек на полярной станции функционирует лишь один жилой модуль, остальные постройки постепенно приходят в негодность и разваливаются. Пожалуй стоит спросить, кто мы, зачем и что мы оставляем за собой в Вечности?


Рецензии