Буки

ПАВЛОВ А.Н.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ МЫШОНКА БУКИ

СКАЗКА-ПЬЕСА
В ТРЁХ ДЕЙСТВИЯХ

ДЛЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО
И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Аннотация
    Эта  сказка о маленьком и капризном мышонке, который из-за своего упрямства и хвастовства подвергся большой опасности. Пойдя через неё, он многое понял и немного повзрослел. В конце он уже умеет побеждать и размышлять.
   


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Гоша – маленький мальчик
Бабушка Гоши
Дед Гоши
Мышонок Буки
Мама Буки (симпатичная мама-мышка)
Друзья Буки (мышатки – девочки и мальчики)
Кот Васька (хитрый и коварный) – чёрный с зелёными глазами
Старая Мышь (мудрая)
Смелый Мышь – взрослый, опытный и отважный. В шрамах (побывал в когтях и зубах кота Васьки, но сумел вырваться и убежать)
Мышка неопределённого возраста
Голос за сценой Гошиной бабушки (часто включается в события на сцене)



ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

БУКИ ХВАСТАЕТСЯ

Картина первая
Уголок детской спальни. Вечер. Приглушённый свет. На коврике игрушки. В кроватке лежит мальчик Гоша. Рядом сидит его бабушка. Гоша ждёт от неё сказку на сон грядущий. Слышится тихая музыка, подобающая месту и времени.
Гоша
– Бабушка! Ну что же ты? Начинай сказку. Мне без неё не заснуть. Я уже привык. Ты мне всегда на ночь что-нибудь интересное рассказываешь. Говорила, что на сегодня новенькое придумала.
Бабушка (ласково)
– Обязательно  расскажу. Только условие – ты глазки закрой и слушай тихо-тихо. Ничего не спрашивай и не перебивай. А то я и рассказывать не стану.
   Сегодня речь пойдёт о маленьком мышонке. Когда-то я придумала эту историю для Коли  –   твоего дяди. Тогда  он был таким же, как ты сейчас. Теперь он уже взрослый. Можно считать, что эта сказка переходит от него к тебе. Я рассказывала её ему много-много раз. И всегда что-нибудь добавляла,  изменяла. Эту сказку он очень любил. В конце он быстро засыпал. Во сне всегда улыбался.
– Ну, готов слушать?
Гоша
– Готов, готов. Не тяни уж бабуля. Давай.
Бабушка (начинает рассказывать).
      – Жил-был на свете маленький мышонок. Славный и симпатичный. Звали его Буки. Это имя ему дала его бабушка. Когда-то в молодости она увидела старинную азбуку. В ней знакомые ей буквы  А, Б, В имели другие названия Аз, Буки, Веди. Это поразило её и потому запомнилось. И когда на свет появился внук, она настояла на том, чтобы его назвали Буки. Ведь маленькая буква Буки (б) так напоминала её крохотного внучонка – пушистый комочек с хвостиком. Этот комочек хотелось погладить и приласкать. Все очень любили Буки и потому немного даже баловали. Но это не портило мышонка, он оставался ласковым и приветливым, послушным и добрым. Наверное, такая уж была у него природа. Но вот однажды … в него вселился бесёнок. Бесёнку легко было это сделать. Ведь слово бесёнок тоже начиналось с буквы с хвостиком  – б. А всё то, что по форме совпадает, легко и незаметно может проникать друг в друга.  Скорей всего, это произошло ночью, потому что именно с утра Буки словно подменили.
     Было воскресенье – выходной день. Как всегда мама будила Буки.

Картина вторая
Сцена погружается во тьму и на переднем плане появляются куклы (или актёры, играющие действующих лиц) – мышонок Буки в кроватке и мама-мышка около него. Уже рассвело. Мама будит своего сынишку. Музыка, соответствующая утру. (Может быть, из «Времен года» П. Чайковского [Весна)].

Мама-мышка
– Буки! Просыпайся, вставай!
Сонный Буки (как-то мычит противным голосом)
– Не хочу-у-у!  Отста-а-ань!
Мама-мышка (очень удивилась; раньше Буки никогда так грубо не говорил с ней; она погладила его по пушистой головке и попробовала будить снова):
– Бу-ки-и! Просни-и-сь. Поднимайся! Смотри, все кругом уже проснулись и встали. Поднялось уже солнышко, проснулись и жучки, и паучки, букашечки и таракашечки, травинки и цветы, ручейки и облака, птички запели.
На верхнем экране (над сценой) показывается восход солнца, ползающие по травинкам жучки, начинающие порхать бабочки, распускающиеся цветы, бегущий ручеёк, поющие  симпатичные пташки – красота хорошего летнего утра.
Буки
– Не хо-о-чу! Не буду вставать. Спа-а-ть хочу.
Мама-мышка (уже строгим голосом)
– Буки! Проснулся даже  кот Васька. Если ты и теперь будешь спать, он придёт и может тебя сонного съесть!
Буки (вдруг испугался спросонья) – в сторонку
 – А ведь мама говорит правду. Кот Васька очень опасен! Надо скорей вставать, а то, и верно, как бы чего не вышло худого. 
Встаёт
Мама-мышка      
– Наконец-то! Проснулся. Теперь быстренько в туалет и мыться.
Буки (снова заупрямился как ослик, голос опять стал противным)
 – Не хочу-у умываться, не буду-у. Вода холодная. Бр…р...р. Подумать страшно.
Мама-мышка (строго)
– Буки, если ты не умоешься, то слипнутся глазки, и ты не увидишь, как подкрадывается кот Васька, и ты не сможешь вовремя от него убежать.
Буки (подумал в сторону)
– Да, мама снова права. С этим котом надо всегда быть начеку, а то, того и гляди … , конечно, … именно гляди! А как же я стану глядеть, если у меня глаза будут немытые. Помою и даже с мылом. Ничего, если немного и пощиплет. А может щипать и не будет. Надо просто хорошенько зажмуриться.
Мама-мышка (увидев его умытого, обрадовалась)
 – Буки, тебя даже не узнать, такой ты стал свеженький и чистый. Теперь давай за стол, будем завтракать.
Буки (в нём снова зашевелился бесёнок)
– Не хочу есть! Не буду, не буду и не буду! Не хочу-у!
Мама-мышка (расстроилась совсем)
– Да, что же это такое  делается! Снова  «не хочу»,  опять   «не буду». Прямо сил с тобой больше нет. Видно, ты совсем забыл про дворового кота Ваську. Ведь, если ты не поешь, у тебя не будет сил убежать от него. Вдруг он за тобой погонится!
Буки (ему стало очень страшно) – говорит в сторону с опаской
– Ой! Ой! Ой! Вот он  –  громадный чёрный кот.  Большущими прыжками догоняет меня, а у меня совсем нет сил бежать. Как во сне. Лапки становятся будто ватными.
(Он даже начал оглядываться, от страха запищал, сердце замерло, лапки стали холодными).
У Буки начались видения (можно показать на экране)
Вот он сидит один в центре какой-то полянки, а его окружают коты Васьки. Много котов и все они уставились на него своими огромными зелёными глазищами, зловеще мяукают и облизываются. Буки даже задрожал от охватившего его ужаса. (Достаточно показать рисунок художника)
Буки (в сторону)
– Да, мама опять права.
(Побежал к столу и стал с аппетитом поглощать свою вкусную кашу).
Мама-мышка   
– Ну вот, наконец-то, я узнаю тебя. А то я, было, подумала, не подменили ли мне любимого сынишку. Тот же пушистенький серый комочек, те же чёрные хорошие глазки, тот же хвостик. Вроде это ты? Но какой-то грубый упрямый! Совсем не похож на моего сына. И даже завтракать не захотел. Это уж совсем, как говорят, из ряда вон. Слава богу, кажется, я ошиблась!
– Теперь бегом на улицу гулять с другими мышатками. Вон, выгляни в окошко, они уже ждут тебя.
Буки (в нём снова заговорил вредный бесёнок)
– Не хочу-у-у гулять! Не пойду-у-у на улицу!
Мама-мышка (чуть не плачет)
 – Буки! Ты прямо пугаешь меня! Что с тобой? Уж не заболел ли ты? В тебя как бесёнок вселился.  А вдруг на самом деле так и есть?
Голос за сценой
Она даже не подозревала, как точно попала в цель. Ведь так и было на самом деле. Но что она могла поделать, если бы и наверняка знала, что угадала причину плохого поведения и  капризов Буки. Она очень переживала за него и потому старалась держаться, как можно спокойнее.
Мама-мышка
– Если ты не станешь гулять, у тебя не будет выносливости, ловкости, смелости. Ты не сможешь увернуться от кота Васьки, если он вдруг нападёт на тебя, станет настигать или прыгнет из засады.
Буки (его снова охватил страх; он заново представил  бегущего за ним кота, его острые когти и зубы, злые зелёные глаза)
(На экране появляется картинка, иллюстрирующая такую погоню)
– Ладно, мама, я пойду, погуляю.

Картина третья
Небольшой чистый дворик. Качели для малышей, песочницы, горки, скамеечки. Кругом кусты сирени, черёмухи. Вокруг площадки зелёная травка, берёзы, высокие тополя, рябина. Мышатки играют. Весело пищат, смеются. Им радостно и хорошо.

Буки выбегает во двор.
Мышатки (обрадовались и закричали наперебой)
 – Буки, Буки! Беги скорей к нам, будем вместе играть.
Голос за сценой
    Они  играли в догонялки, в прятки, боролись, рассказывали друг дружке смешные и страшные истории и не заметили, как время подошло к обеду. Все немножко устали и присели отдохнуть на брёвнышке, которое лежало около детской площадки. Сидят и смотрят вокруг. И тут Буки заметил всем им хорошо знакомого кота Ваську. Он лежал  в тени под кустом и сладко спал. В Буки опять заговорил бесёнок.
Буки
– Ребята! Пошли, подразним кота Ваську. Он такой противный и злой.
Мышатки (недружным хором)
– Да ты что? Он же может поймать нас и съесть.
Голос за сценой
    Бесёнок, который сидел в Буки, от этих слов ещё больше раззадорил его. Из-за него Буки   позабыл свои недавние страшные видения: как за ним бежал кот, как коты окружили его
Буки
– Эх вы, трусы, бояки!  Испугались спящего кота. Он же сейчас ничего не видит и не слышит. Он же спи-и-т.  Сп-и-и-т. Вы не понимаете, что ли?
Мышатки (дрожащими голосами)
– Нет, нет, нет, мы боимся …и всё тут. Мы не хотим, чтобы кот кого-нибудь из нас съел. И тебя тоже!
Буки (его прямо распирало от смелости).
– А я, а я…вот сейчас подкрадусь к нему и буду дразнить. Может быть, и травинкой нос ему пощекочу. Он чихнёт, глаза свои противные вытаращит со страха, ничего не понимая со сна. Начнёт своей мордой крутить. Вот умора то будет. А я засмеюсь, поверчу лапкой у виска (показывает), да и убегу пока он в себя не придёт. Покажу ему, какой он глупый.
Голос за сценой
    Хвастовство так и лезло из Буки наружу. Он подбоченился, сверкнул глазками и двинулся к коту. Ему очень нравилось, что он, Буки, такой вот храбрец, что все смотрят на него с восхищением и замиранием сердца, затаив дыхание. Он чувствовал себя героем. Особенно он загордился своей смелостью перед мышкой Машей, которая ему очень нравилась
   Подойдя к Ваське, Буки начал приплясывать и пищать, стараясь придать своему голосу твёрдость и беззаботную отвагу:
Буки
– Эй, ты! Кот Васька! Это я Буки! Я не боюсь тебя! Ты соня-засоня! Вот сейчас подойду ближе и пощекочу тебе нос травинкой! Ха, ха, ха!
Голос за сценой
    Буки, нет-нет, да и оглядывается на своих друзей. Ему хочется видеть, какое впечатление на них производит его храбрость. Он весь замирает от радости и восторга, глядя на себя как бы со стороны глазами других мышат. А у тех душа уходит в пятки. Так им становится страшно и жутко. Они боятся пропищать хотя бы одно слово.
     Буки же от этого становится сам не свой от гордости за себя. Он  теряет всякую осторожность. Подходит к коту всё ближе и ближе, кричит всё громче и громче и оглядывается на сжавшихся от страха друзей всё чаще и чаще.
Буки
– Эй, ты! Васька!  Не видишь меня, что ли? Буки я, Буки! Я маленький мышонок. Но тебя не боюсь! Я смелый, а ты трус. Даже посмотреть на меня не смеешь. Ты ленивый и злой. Ты противный. Ты соня-засоня! Вот сейчас я подойду к тебе и укушу за нос. Ха, ха,ха! Вот будет потеха-то.
Голос за сценой
    Буки  уже казалось, что он стал больше кота, сильнее его и что кот, если вдруг и проснётся сейчас, то испугается его, Буки, и с позором убежит.
На экране над сценой показывают огромного мышонка Буки и маленького дрожащего от страха перед ним кота Ваську. 

Голос за сценой 
 А кот Васька между тем проснулся и уже видит приближающегося мышонка, но ещё делает вид, что спит. Васька был очень хитрым и терпеливым котом. Он не открывал глаза, а наблюдал за развитием событий только через маленькие щёлочки между чуть-чуть приоткрытыми веками. И чем ближе подходил Буки, тем внимательней становился кот.
Кот Васька (думает про себя) - говорит в сторону
– Ну, иди, иди же ближе, дурачок. Подходи. Давно я не лакомился такими толстенькими мышками. Наверное, ты сладенький и вкусный. Хорошо, что ты меня не боишься, хотя это и очень даже странно и немного обидно. Ну да ладно, побольше бы таких глупых мышат было на свете.
Голос за сценой
     Буки не знал, о чём думает кот Васька. Он был уверен, что тот спит крепким сном. Но главная беда была в другом. Буки так залюбовался самим собой, что вообще перестал о чём-либо думать и что-либо замечать вокруг. Он видел только себя и восхищался своей храбростью, особенно перед глазами замерших от страха друзей. Особенно его восхищала мышатка Маша, которая от страха даже глаза лапками закрыла.
На экране зрители видят толпу  мышат, прижавшихся в испуге друг к другу. У  мышатки Маши из под лапок выкатывается крупная слезинка.
     И в тот момент, когда восторг Буки перед собственной отвагой  достиг предела, кот Васька прыгнул на него и прижал к земле. Вначале Буки ничего не понял. Но когда увидел перед собой огромную кошачью морду, почувствовал, как острые когти вонзились в его нежную шкурку, он издал крик ужаса и боли. Бесёнок, который сидел в нём, от этого крика так  испугался, что быстро выскочил из него и убежал. И тогда Буки вспомнил маму и папу и сразу почувствовал себя маленьким, беззащитным мышонком.
Это страшное событие показывается на сцене.
     Буки тут же стал сам собой и понял, что он не сильней кота, что зря он вёл себя так неосторожно и что хвастовство и бахвальство до добра не доводят. Он жалобно запищал и заплакал:
Буки
– Кот Васька, отпусти меня. Ну, пожалуйста, отпусти. Я больше не буду тебя дразнить, и никогда не буду хвастаться. Ну, пожалуйста, пожалей меня. Я так хочу к маме и папе, я так хочу домой.
Голос за сценой
     Но Васька был безжалостным котом. Слёзы и мольбы мышонка не могли сделать его добрым. И вообще, он привык мышей есть, а не отпускать их. Он не торопился, потому что знал  свою силу. Съесть Буки он ещё успеет. Вначале он хотел поиграть с ним в кошки-мышки.
     Всё это произошло на глазах друзей нашего Буки, таких испуганных  и дрожавших от страха, когда он победоносно приближался к спящему коту. Но крик ужаса, который издал попавшийся в лапы кота Буки, вывел их из оцепенения. Они вдруг перестали думать о себе. Страх за жизнь друга сделал их по-настоящему смелыми. Они, как и раньше, боялись кота, но решимость спасти Буки была сильнее страха. Они окружили Ваську и стали кричать, хотя их голоса и были писклявыми.
Друзья Буки (мышатки)
– Эй ты, Васька кот! Отпусти нашего Буки! Отпусти его по-хорошему! А не то, мы всей гурьбой нападём на тебя и покусаем. Отпусти, тебе говорят.
 Голос за сценой
     Конечно, кот их не испугался. Он знал, что они ничего серьёзного с ним сделать не смогут. Они просто мыши, а он – КОТ. И этим всё сказано. Коты всегда ловили и ели мышей, а мыши ещё никогда котов не ловили и тем более не ели. Он совсем не собирался Буки отпускать. Он просто с любопытством оглядывал кучку маленьких и писклявых его защитников. Васька был спокоен и важен. Он понимал своё превосходство и был хитёр. Но он был ещё и очень ЖАДЕН. Ему всегда хотелось получить больше того, что он имел.
Кот Васька (говорит в сторону)
– Зачем мне этот один мышонок, который почти сам попал мне в лапы. Благодаря ему, вокруг меня собралось много мышей. Они тоже подошли ко мне достаточно близко. И сейчас я смогу поймать сразу их всех.
Голос за сценой
   Глаза кота Васьки начали бегать по стайке друзей Буки. Жадность обуревала его. Ему захотелось схватить как можно больше добычи, казавшейся такой доступной и близкой. Он отпустил Буки и тут же прыгнул на его заступников, надеясь ухватить всю их кучку. Но … он не знал мудрости людей: за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. И, конечно, ему не удалось схватить ни одного мышонка. Они с писком разбежались во все стороны, оставив кота Ваську в дураках.
Эта суматоха показывается на сцене
     Так маленькие и боязливые мышата спасли своего друга, который из-за глупого бахвальства чуть не поплатился жизнью в когтях огромного и страшного кота.
     Буки прибежал домой весь в слезах и крови. Мама, увидев, его тоже расплакалась. Она всё поняла и даже не стала Буки ругать, потому что знала, что и он и сам всё теперь понял и впредь не будет вести себя так глупо.
Далее маму-мышку и Буки показывают на сцене
Мама-мышка обмывает Буки ранки, смазывает их йодом и заклеивает бактерицидным пластырем и оставляет играть дома. К вечеру Буки успокаивается, царапины на его теле перестают болеть, он ужинает и ложится спать. Но заснуть никак не может. Как только закрывает глаза, сразу начинает вспоминать жуткого кота Ваську, его острые когти и огромные зубы. Тогда мама подсаживается к нему и, убаюкивает.
Мама-мышка
 – Уже ночь и все-все давно спят. Зашло солнышко, спрятались в свои норки жучки и паучки, букашечки и таракашечки, затихли цветы и травки, спят в своих гнёздах птички. И даже соседский мальчик Гоша лежит в своей постели и закрыл глазки. Бабушка закончила рассказывать ему сказку про маленького мышонка Буки, у которого благополучно закончился день, полный опасных приключений. И  Буки заснул.
               
ЗАНАВЕС ЗАКРЫВАЕТСЯ
АНТРАКТ


    ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

БУКИ ПОБЕЖДАЕТ

Картина первая
Детская комната мальчика Гоши. Обстановка та же, что и в первой картине первого действия. Снова вечер. Гоша готовится ко сну. Бабушка сидит около него.

Гоша
– Бабушка! Расскажи сегодня снова по мышонка Буки. Интересно, что с ним стало дальше. Наверное, ведь кот Васька разозлился на него. И что-то произошло на следующий день. А я, как и вчера, буду слушать с закрытыми глазами и не перебивать тебя.
Бабушка
– Ты прав Гошенька. События развивались, можно сказать, стремительно. Васька просто пришёл в ярость. Между ним и мышатами разгорелась настоящая война. А кто победил в ней ты, узнаешь в конце сказки. Поворачивайся на правый бочок. Клади ручки под подушку, закрывай глазки и слушай. Сегодня всё начинается со знакомой тебе детской площадки, где кот Васька в одиночестве строит планы мести мышаткам и, в первую очередь ненавистному ему Буки.

Картина вторая
Тот же уже известный зрителям двор со скамеечками, качелям, песочницей и прочими детскими развлечениями. Прекрасная летняя погода. Кот Васька разгуливает по площадке. Он в задумчивости. Ни на что не обращает внимание. Печально размышляет о постигшей его неудаче, когда он  упустил из своих когтей Буки и не сумел поймать никого из его храбрых друзей.  Он очень разозлился.
Кот Васька (обращается к залу)
    – Какой позор! Какой стыд! Не поймать ни одного глупого мышонка. И особенно этого, как его, Буки. А ведь он уже был  в лапах у меня. Такой наглый. Ещё дразнил меня. И это на глазах у всех обитателей двора. На глазах всего дома. Кажется, это видела из окна даже кошка Мурка. Наверное, теперь она будет смеяться надо мной, а то, и дразнить начнет. Нет, эти противные мышата ещё пожалеют, что так одурачили меня.
Голос за сценой
     И кот Васька начал разрабатывать план мести.
Кот Васька (продолжает мечтать, говорит в сторону зала)
– Теперь я стану не только ловить мышей, но гонять и пугать их. Пусть сидят в своих норках и не высовывают даже носа во двор. Их жилища я сделаю для них тюрьмой. Пусть трепещут от страха, плачут и вспоминают о тех днях, когда они могли греться на солнышке и резвиться на травке. Кончатся их беззаботные и счастливые деньки. Правда, для этого мне самому придётся меньше спать и всё время караулить этих противных и вредных мышей. Ну да ни-че-го. Зато я буду радоваться, что им плохо. И эта радость согреет мое обиженное сердце.   
Голос за сценой
     И Васька начал действовать. Он придумал несколько маршрутов, по которым каждый день будет  обходить свои владения. Вначале он пошёл в разведку. Нашёл все их норки и по запаху установил любимые места гуляний и игр.
На экране показывается, как Васька обходит двор, обнюхивает отдельные его уголки, даже устанавливает метки (ставит около них вешки).

Картина третья
Тот же двор. Вечер. Никто не гуляет. Один кот Васька прогуливается по нему и мечтает о месте.
Кот Васька (обращается к зрителям)
– Я буду заглядывать в каждую норку, громко и свирепо мяукать и даже стараться раскапывать норки или засыпать их. Я буду устраивать засады на тропках, по которым обычно бегают мыши. Может быть, иногда мне удастся  поймать какого-нибудь незадачливого мышонка. Я буду давить его, и запускать в нежное тело мои страшные когти. Потом стану подбрасывал свою жертву в воздух и ловить её. Давать бежать и снова настигать. Приятно будет слышать истошный писк мышонка. От боли и ужаса у него начнёт мутиться в голове. Пусть он молит меня о пощаде, взывает о помощи. Я знаю, что тогда страх парализует всё мышиное население двора. Никто не будет знать, чем помочь бедолаге,  и как это можно было бы сделать, не погибнув самому. Им будет очень жалко беднягу. К жалости прибавится ощущение собственной беззащитности.  Всех охватит паника. 


Голос за сценой
     Постепенно Ваське удалось так запугать мышей, что прежний порядок их жизни  стал разрушаться. У многих появилась раздражительность, пропал аппетит, некоторые стали  злыми, ссорились из-за каждого пустяка, у других появилась мания преследования. Все стали подозрительными. Мыши шарахались от каждого звука. Маленькие часто плакали без причины. Перестали играть и дружить. Вообще жизнь стала никуда не годной.
     Васька торжествовал. Его план давал результаты. Ему казалось, что победа не за горами. Он был доволен.
Кот Васька (снова обращается к залу)
– Скоро конец противному мышиному царству. Они перессорятся и передерутся между собой. Вот тут-то я и переловлю их всех.
Голос за сценой
     Но Васька не знал, что и мыши тоже многое поняли. Поняли – больше так жить нельзя. Надо что-то делать. Они разгадали коварный и жестокий план кота Васьки и решили действовать. Но как? Для начала договорились обсудить всё на общем собрании.
     Председательствовала Старая Мышь, хорошо знавшая жизнь.

Картина четвёртая
Просторная норка, напоминающая залу. Мышатки и некоторые взрослые мыши сидят на маленьких стульчиках. Перед ними стол. За ним старая мудрая мышь. Она ведёт собрание. Все внимательно её слушают.
Голос за сценой
Старая мышь внимательно и строго оглядела собравшихся и, увидев общее внимание, осталась довольна. Она многое повидала на своем веку. И голод, и холод, и болезни, и смерть близких, видела много разных котов. Она и дожила до старости, потому что из всего этого извлекла для себя полезный опыт. Но такого случая, как с котом Васькой у неё в жизни не было. Кот им мстил. И для неё это было новым. Она не знала, что предложить. Она попросила вначале высказаться всех желающих.
     Наступило молчание. Никто не знал, что делать. Наконец, взял слово молодой Мышь, крепкий и смелый. Когда он вышел вперед, все увидели на его теле много шрамов от когтей и зубов.
Смелый Мышь
 – Однажды я попал в страшные лапы кота Васьки. Тот слегка придушил меня, потом стал подбрасывать в воздух, ловить, снова бросать и ловить.  И так длилось довольно долго. Я притворился мёртвым. Но вот Васька наигрался, устал, потерял ко мне интерес и один раз не поймал меня. Я упал в траву, которая на моё счастье была довольно высокой, и, собрав остатки последних сил, бросился наутек. Я знал, что бегу от смерти, что впереди жизнь, а позади зубастая пасть кота. Это придавало мне сил и помогло убежать.
Голос за сценой
     Все слушали Смелого Мыша, затаив дыхание. Каждый переживал за героя как за самого себя. И каждый понял, что всегда надо рассчитывать на успех и не сдаваться. Бороться из последних сил.
     Но герой, почти чудом оставшийся в живых, ничего не мог предложить. Его случай все-таки был только его случаем и выглядел скорей исключением, чем правилом. Его опыт не мог изменить их общую жизнь и сделать её спокойной и уверенной. Появились другие выступающие.
Мышка неопределённого возраста (выходит, немного кокетничая)
– Я просто не понимаю, о чем все беспокоятся и чего боятся. Вот, например, я. Родилась в теплой норке, выросла там. Папа и мама меня любили, хорошо кормили, откуда-то приносили еду, игрушки. Сейчас я по-прежнему живу в этой же уютной норке. Обо мне заботится мой мышак. Он куда-то уходит, приносит пищу, ухаживает за мной. Мне даже неизвестно, что есть на свете какие-то коты. Кота Ваську я тоже никогда не видела. Я даже не знаю, сколько мне самой лет. И если бы все жили как я, то не было бы никаких проблем и с котом Васькой.
Голос за сценой
     Буки сидит рядом с мамой. Его очень волнует это собрание. Ведь недавно он сам побывал в когтях у Васьки. И не понаслышке знал, что это такое. Он стал прижиматься к маме и просить сказать об этом.
Буки
– Мама, пойди, скажи им, что я не хочу жить так, как предлагает эта тётя. Я не хочу жить только в норке. Я хочу гулять на солнышке, хочу играть со своими друзьями, хочу бегать по травке, попадать под дождик, прыгать под радугой. Но я очень-очень боюсь кота Ваську. Ну, пожалуйста, пойди и скажи им это. Пусть они придумают хоть что-нибудь.
    И мама Буки решилась. Она встала и сказала:
Мама Буки
– Все знают, что мой сынишка Буки недавно побывал в когтях у кота Васьки. Вы даже не можете себе представить, что я пережила. И спасли его только друзья. Они все сидят здесь. И я хочу сказать им:
– Большое вам спасибо. Вы хотя и маленькие, но сердца имеете отважные. Вы настоящие друзья.
– А теперь о том, что нам делать. Конечно, мы не можем жить все время в норах. Даже кроты иногда вылезают на свет. Но мы-то не кроты. Нам нужен свет, нам нужно тепло, мы должны двигаться, должны общаться. Наконец, наша пища растет на земле, а не под землей. Мы должны вернуться к прежнему образу жизни. Но как? Я не знаю способа, но я могу предложить путь.
– Кот Васька наш враг. А победить врага можно только тогда, когда знаешь о нём всё. Это называется информацией. Побеждает тот, кто владеет информацией. Мы должны знать каждую минуту жизни кота Васьки. Где он находится, что делает, куда идёт, когда и в каком месте спит. Только тогда мы почувствуем себя в безопасности. Давайте думать, как это сделать.
Голос за сценой
     После мамы мышонка Буки выступили ещё многие. Они поддерживали идею об информации. Но никто так и не предложил способа, как эту информацию можно получать.
     Все желающие выступить сказали своё слово. Наступило молчание. Вопрос «что делать?» остался без ответа.
     Тогда встала опытная Старая Мышь, которая вела собрание. Она сказала:
Старая мудрая мышь
– Кажется, я знаю, что делать. Как-то мне пришлось жить в деревне. У некоторых пасущихся в поле коров я видела подвешенные на шею колокольчики. Я не сразу поняла, зачем они. Но потом услышала, что их вешают тем коровам, которые очень норовистые, и могут далеко уйти от стада и даже заблудиться. Колокольчик, люди называют его «ботало», помогают такую блудницу отыскать. Корова ходит, ботало звенит. И пастух знает, где находится потерявшаяся корова. Сейчас я вспомнила – у меня в сундуке есть маленький блестящий и очень звонкий колокольчик. Он даже привязан к красивой голубой ленточке. Этот колокольчик надо повесит на шею коту Ваське. И тогда нам станет известно о малейшем его движении. Как только он пошевелиться, колокольчик зазвенит. И мы будем знать, где наш враг. Это спасёт нас. Конечно, колокольчик лучше всего повесить, когда кот будет спать.
Голоса в зале (одобрительный писк)
– Какая мудрая мышь!
– Она нашла простое и гениальное решение.
– Теперь мы спасены!
– Кот будет нам не страшен.
– Ура! Ура!
Голос за сценой
   Старая Мышь была польщена. Ещё бы. Только она могла придумать такой простой способ получать об их общем враге нужную информацию.
     Все были рады и счастливы, обнимались и прыгали. (Показать на сцене)
Только Буки вдруг задумался.  Он засомневался и спросил мудрую мышь:
Буки
– А кто повесит колокольчик?
Голос за сценой
   Вначале на Буки все зашикали. Молчи глупый. Будешь ещё учить мудрую мышь.Тоже нам, нашёлся умник. (Показать на сцене).
  Но постепенно всем стал понятен смысл вопроса. Одно дело предложить и совсем другое дело предложение исполнить. Снова наступило молчание, в воздухе повисло уныние и печаль. Добровольцев повесить на шею кота Васьки колокольчик не находилось. Призадумалась и Старая Мышь. Она не обиделась на Буки, потому что действительно была мудрой.  Подумав, она сказала:
Старая мудрая Мышь
– Буки задал серьёзный и правильный вопрос. Я вижу, что все хотят жить в безопасности и покое, но никто не решается на отважный поступок. Никто не хочет рисковать собой ради всех. Конечно, можно это дело пустить на волю случая. Бросить жребий. Но мне кажется, это будет неправильно. Дело уж больно опасное и важное.
     Старая Мышь обвела глазами собрание. Все молчали и потупились. Она  выдержала паузу и продолжала:
– Я думаю, что такое ответственное дело надо возложить на кого-то из молодых. Они более ловкие и, пожалуй, более смелые, чем старшее поколение. Пусть подумают, как безопаснее всего повесить колокольчик. Уверена, что эту непростую задачу решить можно.  Предлагаю поручить всё дело Буки. Пусть посоветуется с друзьями и действует. Я уверена в успехе.
Голос за сценой    
    Собрание одобрительно запищало. Мама Буки испугалась за сынишку, но не решилась протестовать. (Показать на сцене).
Ведь идею-то предложила она. И потом она верила в Буки и в то, что всё закончится хорошо. Буки вначале перетрусил от такого поручения, но потом даже немного загордился. (Показать на сцене).
 Ведь сама Старая Мышь выделила его из всех. И он взялся за дело.

Картина пятая
   Общий зал. За столом, где  только что восседала Старая Мышь, сидят все друзья Буки.
Голос за сценой
 Друзья Буки начали горячо обсуждать разные варианты предстоящей операции. Как повесить колокольчик на шею кота? Как при этом самим остаться в живых? Пищали во всё горло, перебивали друг друга, ссорились, мирились. Выдвигали самые необычные и фантастические идеи. Например, одни предлагали подойти к коту на безопасное расстояние и забросить ему на шею ленточку с колокольчиком как лассо. (Показать на сцене).
 Другие возражали:
Один из друзей Буки
– А если, не получиться, если бросающий лассо мышонок промажет или не добросит. Как потом вернуть колокольчик.
Другой мышонок
– Не завладеет ли колокольчиком кот. И что он станет с ним делать.
Третий мышонок
 – Предлагаю повесить ленточку с колокольчиком на ветке на уровне головы кота по пути ежедневного его передвижения. Потом надо кому-то побежать перед ним. И тогда кот, увлекшись погоней,  может нечаянно попасть головой в ленточную петлю.
Сомневающиеся мышата
– Здесь будет много случайностей. А если бегущий перед котом мышонок спотыкнется?
– А если кот догонит его одним прыжком?
– Да и навряд-ли кот так уж и попадет головой в эту петлю.
– А если вдруг и попадет, то… он ведь может её снять.
Голос за сценой
Спорили они почти целый день. Отказывались от своих же планов, потом снова к ним возвращались, меняли детали, пробовали разные идеи объединять. Но ничего не получалось. Все идеи были очень уязвимы. И самый главный их недостаток состоял в том, что даже если бы удалось повесить на шею коту колокольчик, скорей всего Васька бы его снял и выбросил.
     Но спор мышат не пропал даром. Ведь это был настоящий мозговой штурм: когда говорят все, когда никто не боится и не стесняется высказать свою мысль, когда обсуждается любая идея, когда мнение каждого выслушивается и уважается. Ведь в таком штурме цель одна – найти правильное решение.
     И оно было найдено. Его предложил Буки.
Буки
– Все вы знаете, что кот Васька не только жадный и коварный. Он ещё хочет казаться самым умным, самым смелым и самым красивым котом. Он всегда думает о себе, что он лучше всех. Давайте воспользуемся этим. Я думаю сделать надо вот что:
     Преподнесём коту Ваське колокольчик на ленточке как награду от мышей, как признание его силы, красоты и превосходства над нами. Пусть думает, что он нас победил. Колокольчик будет выглядеть как подарок. От такого подарка Васька не сможет отказаться. Тогда кто-то из нас спокойно наденет колокольчик коту на шею, как орден или медаль. И Васька уж не будет снимать его. Он будет колокольчиком гордиться. Будет ходить по двору и важничать. Он и спать будет с ним, чтобы не потерять. Будет беречь его. Правда,  ко всякой награде прилагается диплом. Над его текстом нам придется немного потрудиться.
Голос за сценой
     Мышата снова спорили, испортили много бумаги, но, в конце концов, получилось неплохо и убедительно.
Удостоверение показывается на экране над сценой. Оно должно быть красивым и ярким.

УДОСТОВЕРЕНИЕ
к медали
 «ЗОЛОТОЙ КОЛОКОЛЬЧИК»
№1
Вручена Ваське – самому сильному и красивому коту
нашего двора
Постановлением общего мышиного собрания
Двора дома № 7/3 на Кривой улице
Подпись: Старая Мышь

Медаль носится на шее на голубой ленте
Голос за сценой
Затем Буки написал большой плакат, в котором сообщалось, что завтра после обеда мыши просят кота Ваську подойти к песочнице, где они хотят вручить ему медаль за силу и красоту, что они признают себя побежденными и медаль будет этот факт подтверждать.

Картина шестая
Детская площадка, уже знакомая зрителям. Около песочницы транспорант с плакатом. Никого нет. Прогуливается один кот Васька. Он останавливается у плаката. С удивлением, потом с удовольствием читает его и перечитывает несколько раз.

Кот Васька (обращается к залу)
   Вот она  победа! Мой план сработал. Мышиное царство повержено. Отныне я полный хозяин двора. Я обязательно должен получить такую красивую медаль. И пусть это видят все. Пусть на это посмотрит из окна и вечно важничающая кошка Мурка. Отныне я признан самым сильным и красивым котом.
Кот Васька (важно промяукал на весь двор)
– Хорошо. Если вы так просите, то я приду и позволю вам вручить мне эту медаль.
Голос за сценой
(Одновременно церемония показывается на сцене).
    В назначенное время церемония вручения состоялась. Довольны были все. И кот Васька. И, конечно, мыши. И особенно мышонок Буки. Его идея сработала. Он сумел сделать то, что поручила ему Старая Мышь. Отныне Васька, не подозревая того, сам станет передавать информацию о себе. Мыши всегда будут предупреждены. А кто предупрежден, тот вооружен. Так говорит человеческая мудрость.

Картина седьмая
Тот же зал, где проходило первое собрание. Сегодня мышат собралось особенно много. Заняты все стулья. Многие  стоят у стен и даже в проходах между рядами. За столом Старая мудрая Мышь.

Старая Мышь
– Я с радостью хочу сообщить вам, что дело завершено. И сделано оно прекрасно. Мы победили. Я благодарю всех мышат, принимавших участие в этой опасной операции. Особенно мне приятно отметить роль Буки в выработке удачного плана и его блестящем осуществлении. Все мышата будут награждены большими кусками прекрасного сыра. Живите и не бойтесь.
Голос за сценой
     Мыши зажили спокойно. Они поняли, что жизнь строится на преодолении конфликтов через компромиссы, и компромисса можно достигнуть даже в очень сложных, порой кажущихся не разрешимых, ситуациях.

Картина восьмая
Детская комната мальчика Гоши. Обстановка та же, что и в первой картине первого действия. Снова вечер. Гоша готовится ко сну. Приглушённый свет (ночник.)

Бабушка
 – Гошенька, вот сказка и закончена. Наш мышонок Буки оказался большим умницей. Всё у него будет хорошо. Теперь засыпай. Пусть тебе присниться интересный и добрый сон. А я просто посижу с тобой рядом и тихонечко напою тебе простую песенку:
    Баю-баюшки-баю….баю-баюшки-баю…
Занавес закрывается.
Антракт


    ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

ЗНАКОМСТВО БУКИ С ЭКОЛОГИЕЙ 

Картина первая
Уголок детской спальни. Вечер. Приглушённый свет. На коврике игрушки. В кроватке лежит мальчик Гоша. Рядом сидит его бабушка. Только что она закончила рассказывать ему сказку о приключениях мышонка Буки. Бабушка что-то тихо напевает. Слышится тихая музыка. Бабушка наклоняется к Гоше и убеждается, что он спит. Поправляет на нём одеяло и неслышно уходит.

Картина вторая
Голос за сценой
   Гоше снится сон. Бабушка с дедом вечером смотрят телевизор. Он напросился посидеть с ними. Обычная комната в небольшой квартире. Диван. Гоша сидит между ними. Показывают какую-то очередную экологическую катастрофу. Гоше тоже интересно, хотя он ещё не понимает, что такое экология.
    Все молчат. «Говорит» только телевизор. Показывают, как горит лес. Рассказывают о героической работе пожарников. На экране сгоревшие деревни, жители, оставшиеся без домов, перепуганные дети.
На экране над сценой даются кадры телевизионной передачи
В какой-то момент на плече у Гоши появляется мышонок Буки. Ему тоже захотелось посмотреть телевизор. Гоша не испугался. Почему-то он сразу понял, что это Буки из сказки, которую рассказывала бабушка. Бабушка тоже узнала мышонка. А вот дед вначале удивился и немного даже испугался, что мышонок укусит Гошу. Но Гоша с бабушкой успокоили деда.
    После этого случая Буки каждый вечер прибегал смотреть телевизор. К нему быстро привыкли. Если он почему-либо запаздывал, все начинали беспокоиться. С те пор Буки и Гоша подружились.
    Гоша любил Буки. Он часто брал мышонка на руки, гладил его и разговаривал с ним на разные интересные темы. Буки был  умным мышонком. Как-то Буки  стал расспрашивать Гошу об экологии.

Картина третья
Уже знакомая зрителям комната Гоши. На коврике он играет в солдатиков. Появляется Буки.
Буки
– Привет Гоша! Пришёл поговорить с тобой про экологию. (Садится рядом на коврике).
– Вот нам по телевизору часто показывают всякие там экологические катастрофы. Рассказывают о них. Даже страшно делается. Ну, помнишь, показывали как какой-то корабль сел на мель около берегов, кажется, Испании. При этом разлилась нефть. Она залепила все берега. Погибло много птиц и морских животных. Сказали, что это была экологическая катастрофа. И экология стала там очень плохой.
    В другой раз рассказывали, как быстро стали таять льды на полюсах Земли, в Арктике и Антарктике. Будто бы началось общее потепление. И это тоже объясняют плохой экологией, но уже на всей Земле.
    Иногда говорят, что экология стала очень и очень плохой там-то и там- то. Из-за этого в этих местах начали болеть люди, особенно дети. Некоторые даже умирают.
– Из-за плохой экологии гибнут леса, исчезают некоторые животные. Наверное, и мышки. Мне страшно становится.   А ты можешь объяснить мне, что такая экология? Правда, я не знаю, правильно ли я спрашиваю? Может быть, надо спрашивать ни что такое экология, а КТО ТАКАЯ ЭКОЛОГИЯ?

На экране показывают хронику экологических катастроф.

Гоша
– Вообще-то, честно тебе скажу, я и сам толком не знаю. Давай я спрошу своего деда. Может быть, он объяснит. Он у меня умный. Приходи завтра, когда я ложусь спать. Иногда дед  вместо бабушки перед сном рассказывает мне что-нибудь интересное. В этот раз я спрошу его про экологию. Приходи. Ляжешь около моей подушки, и тоже будешь слушать.
Буки (немного запереживал)
– А вдруг дед рассердится, что я тоже буду слушать, да ещё лежать с тобой рядом. Знаешь, ведь взрослые не любят, когда мыши бегают по дому.
Гоша
– Но ты ведь не простой мышонок. Дед тебя знает. Ты почти наш.  Такой симпатичный, чистенький, пушистый и, самое главное, умный. Не бойся, приходи.
Буки
– Ладно, приду обязательно.

Картина четвёртая
     Вечер. Гоша лежит в своей кроватке. Буки пристроился рядом на подушке.

Гоша (громко)
– Дед! Я тебя жду. Я уже улегся.
Дверь открывается, и входит дед.
Дед (обращается к Гоше; мышонка Буки он не заметил).
– Ну что? Готов слушать?
Гоша
– Готов.
Дед
– Вот и хорошо. Сегодня я расскажу тебе сказку про знакомого тебе мышонка Буки.
(Буки, который затаился на Гошиной подушке, тихонько запищал от удовольствия. И Гоше легонько пришлось его подтолкнуть, чтобы он замолчал).
Гоша
– Дед! Да ведь эту историю мне уже рассказывала бабушка. Она разве тебе не говорила? Давай о чем-нибудь другом.
Дед
– Хорошо, давай. Правда, я не знаю, что бы такое ты хотел услышать.
Гоша
– А я знаю. Вот по «телеку» всё время говорят про экологию. Плохая экология. Хорошая экология. Проблемы с экологией. А кто эта экология такая? Расскажешь?
Дед
– Хорошо. Попробую. Только почему ты спрашиваешь «кто». Экология это ведь наука. Надо говорить «что».
Гоша
– Ну, пусть наука. А чем она тогда занимается? Я знаю, например, что арифметика изучает числа. Биология – все живое. География – поверхность Земли. Астрономия – космос, звезды, планеты. А экология? Она про что?
Дед
– Ну, слушай!
   Был такой немецкий биолог Эрнст Геккель. Почти 150 лет тому назад он придумал слово «экология». И тогда оно обозначало «дом». Под словом дом Геккель понимал весь окружающий нас мир. Все живое и неживое. Все в мире связано между собой. И потому ничего нельзя портить и ломать. Сломаешь одно и вся цепочка живое-неживое может разрушиться. Тогда будет плохо и человеку. Ведь он тоже входит в эту общую цепочку.
Гоша
– Дед! А кроме этого самого Геккеля остальные люди понимают, что ничего в природе нельзя ломать?
Дед
– Наверное, понимают, но, к сожалению,  не все. И в этом наша беда.
Гоша
– Дед! А все-таки мне больше нравится мой вопрос: Кто такая экология. Лучше «кто», чем «что». «Что» – это неживое, а «кто» – это живое, и с ним можно разговаривать, как-то его воспитывать, что ли?
Дед
– Я тебя не очень понимаю.
Гоша
– Да, это же так просто. Вот моя сестренка Верочка. Она может быть то хорошей, то плохой. Когда она хорошая, все хвалят её, когда плохая – её ругают, объясняют ей, что она такого плохого сделала. Так и с экологией. Ведь это люди разрушают ту цепочку, которую Геккель назвал «домом». Верно?
Дед
– Да. Конечно люди. Возможно, ты и прав, когда говоришь, что слово «кто» лучше слова «что». По крайней мере, ясно, с кого следует спрашивать.
Гоша
– Ясно, что с людей. А почему люди природу портят? Почему ломают то, что ломать нельзя и даже опасно для них самих.
Дед
– Я думаю, здесь много причин. Во-первых, понимают это не все. Во-вторых, многие из тех, кто понимают, в одиночку ничего не могут сделать. Например, какой-нибудь завод сильно задымляет воздух или сбрасывает в реку опасные вещества. В природе ведь до человека этого никто не делал. Для реки и воздуха это очень плохо. И сами они не могут справиться с этими сбросами. Река и воздух не знают, что делать с отходами человеческих производств. Для них они необычны.  Конечно, все это плохо и для человека. Ведь он дышит отравленным воздухом. Из реки берет воду для питья. В реке гибнут рыбы, раки, водоросли. Живая река превращается в реку мертвую.
Дед помолчал. И все задумались. Дед, Гоша и Буки.
Дед (продолжает)
– А на этом заводе работают сотни или даже тысячи разных людей. Кто-то варит сталь, кто-то загружает доменную печь, кто-то работает на станке. Там много инженеров, конструкторов. Рабочий или инженер не могут закрыть завод. Даже директор этого не может. Продукция, которую они выпускают, нужна государству, всем людям.
Гоша
– А почему всем. Вот мне, например, сталь не нужна.
Дед
– А ты подумай получше. Окажется, что и тебе нужна. Вот у нас на кухне стоит газовая плита. А она ведь из железа сделана. А машина, на которой ездит твой папа и возит тебя? Она – тоже из стали. А трамваи, поезда в метро? А трактор в поле? И так почти всё, что тебя окружает.
Гоша (задумчиво)
– Да-а! А зачем все это, если от плохой экологии все люди умрут.
Дед (Замолчал. Он думал о том, как его внук точно поставил вопрос. Зачем? Действительно, зачем?)
– Некоторые хотят стать богатыми, потом очень богатыми, потом еще богаче, потом еще и еще…. Они алчны. И за деньги готовы убивать  природу. Иногда даже людей. Они решили, что человек царь Природы, что он должен её покорять. Был даже такой призыв:
«Мы не можем ждать милостей от Природы. Взять их у нее наша задача!»
Гоша
– Взять? Это что же? Отнять что ли? Но это, же неверно.
Дед
– Конечно. Но беда в том, что не все это понимают.
Гоша
– А можно тем, которые не понимают, объяснить, что если они будут всё отнимать и отнимать, то потом ничего не останется. Все тогда умрут.
Дед
– Объяснить то можно. Но захотят ли они слушать и захотят ли понять?
Гоша
– Ну, хотя бы некоторые из них? Пусть не все сразу, пусть по одному. Один, два, три и так постепенно тех, кто поймут, станет много. А потом, может быть, поймут и все.
Дед
– Что ж, думаю, ты и прав. Наверное, надо пробовать. А теперь давай спать. Спокойной ночи. Пусть тебе приснится хорошая экология. Да… предлагаю в воскресенье поехать за город. Я покажу вам с Буки (вижу, он тоже здесь пристроился) разную экологию. Поедешь, Буки?
Буки (радостно закивал и пропищал)
– Поеду, поеду. Я никогда ещё в загород не ездил.
Дед
– Только маму спроси. А то она будет беспокоиться.
Голос за сценой
     Буки заснул беспокойным сном. Он не знал, что делать. Как спасти природу и людей.  От этого он долго ворочался и даже постанывал. Сон сморил его  только к утру. Но к этому времени он уже понял, что
Природу надо не покорять, а беречь.
Гоша даже не заметил, как убежал к себе его друг Буки. А Буки тоже глубоко задумался. Что надо делать, чтобы спасти природу. Он уже начал понимать, что он сам, Буки, тоже часть природы. Спасая природу, он будет спасать и себя и маму, и своих друзей, и даже кота Ваську. Он ведь тоже жить хочет.

Картина пятая
Раннее утро. Солнечно. День ожидается прекрасный. Дед, Гоша и Буки садятся в Жигули и выезжают. Буки возбуждён. Радостная улыбка не покидает его мордочку. Всё время вертится. Он пристроился на плече у Гоши и с интересом и восхищением смотрит на окружающий его мир. Ведь дальше своего дворика он нигде не был.

Голос за сценой (сопровождается показом едущих по автотрассе Жигулей)
     Выехали они рано. Начинался прекрасный летний день. Тепло, но ещё не жарко. Настроение у всех было хорошее и даже какое-то праздничное. Впереди их ждал лес, ягоды, ранние грибы, завтрак на какой-нибудь полянке.
     Но вот дела! Отъехали от города уже почти 20 километров. А вместо свежего загородного воздуха они почувствовали какое-то жжение во рту, запахло кислым дымом, гарью. Буки даже начал кашлять, Гоша с дедом чихать. Заслезились глаза.
Гоша (чихает, трёт глаза, взволнованно спрашивает)
– Что это, дед?
Дед
– Мы приближаемся к огромному Ижорскому заводу. Ветер дует от него в нашу сторону.  Это из его труб идёт такой дым. Ну да не волнуйтесь. Скоро мы эту грязную зону проскочим. Будет лучше. Конечно, если ветер не переменится и не задует нам вдогонку.
– Да! Кстати! Ты и Буки хотели познакомиться с экологией?
– Вот и первое знакомство! Это плохая экология. Она не даёт нам дышать. Она пытается нас убить. Отравляет всё кругом.

На экране показываются дымящие трубы завода.

Голос за сценой
    Наконец, завод остался позади. Ветер не переменился и по-прежнему дул навстречу. Дышать стало легче. И все как-то начали даже забывать о горьком и противном воздухе. Впереди показался мост через небольшую речку. Берега выглядели красиво. Но когда въехали на мост, увидели, что один берег завален мусором. Разбитые бочки, старые колеса от машин, полиэтиленовые мешки, бутылки, какие-то ржавые сломанные кровати и… в общем настоящая мусорная свалка. Одним словом, помойка вдоль всего берега. Останавливаться не захотелось.
На экране показывается захламлённый берег небольшой речки с деревней на пологом берегу.
(здесь и дальше разговор происходит в машине)
Дед
– А вот это другая, но тоже плохая экология. Загрязнение земли и реки. Печально то, что здесь же и люди живут. Видите, по берегам раскинулись симпатичные домики. Вниз от них тянутся огороды.
Гоша
– А кто же весь этот мусор натаскал к реке?
Дед
– Да эти же люди, которые живут в этой деревне. Они и бросают сюда всё, что стало им не нужным.
Гоша
– А рыбу в этой реке можно ловить? Может быть, половим. Ведь мы же даже удочки с собой взяли. Пусть даже мелконькую рыбку. Угостим кота Ваську.
(Буки при этом поморщился и заёрзал на плече у Гоши. Не любил он котов, особенно, Ваську).
Дед
– Ну что ты? Я думаю, что и рыбы то здесь нет. Подохла вся. Или сбежала, уплыла отсюда. А если какая и осталась, то её есть нельзя. Даже коту Ваське. Он заболеет и может умереть.
(И тут начал попискивать Буки).
Гоша (обращается к Буки)
– Ты что-то хочешь сказать?
Буки
– Да, я вспомнил, как по «телеку» показывали большущую свалку. Она называлась городской. По ней ходили грязные больные люди. Из неё шёл дымок. И даже в норке у нас, тогда как будто появился противный горький запах.
Дед
– Да, я тоже вспоминаю.
Гоша (поддержал деда)
 – И я тоже вспомнил. Это было просто страшное зрелище. Теперь я понимаю, что это тоже плохая экология и к тому же огромная. Ведь там и жить то нельзя. Там все мертвое.
Голос за сценой
     В это время дед, Гоша и Буки подъехали к перекрестку. В левую сторону шла дорога, у начала которой был указатель: Полигон «Красный Бор».
Гоша
– Какое красивое название. Наверное, там много высоких и стройных сосен. Дед, давай свернём в это место. Там должно быть красиво и чисто.
Дед
– А что? Заедем. Хотя я знаю, что это место, куда свозятся самые ядовитые и опасные отходы со всего нашего города. Правда, я читал, что это целое предприятие. Там отходы хоронят в специальных больших ямах, которые вырыты в глинах. Там их сортируют, и часть сжигают в печах. И это почти безопасно. Наверное, так и надо делать.
Голос за сценой
     Они свернули налево и поехали в сторону полигона с красивым названием и отравленной землей. На полигон их, конечно, не пустили. Но, из далека они увидели, что это внешне довольно чистое и ухоженное место. Вся территория огорожена земляным валом, перед которым вырыт глубокий канал. Внутри находятся большие пруды, заполненные отходами, есть дороги. Между ними стоят здания. Из некоторых труб идёт дымок.
     Дед развернул машину и скоро они снова выехали на главную дорогу.
Дед (обращается к  Гоше и Буки)
– Ну, как?
(Друзья задумались).
Гоша (как-то неуверенно)
– Не знаю. Конечно, это выглядит лучше, чем та свалка, которую показывали по телевизору.
Дед
– Я тоже так думаю. Что-то ведь надо делать. Большой город – большие отходы. Без заводов и фабрик человек жить не может. Да и помойки во дворах домов куда-то надо девать. Нельзя все это бросать куда попало.
Буки
– Можно мне сказать?
Дед и Гоша (хором)
– Конечно, говори.
Буки
– Я думаю, что вот этот …, который называется Красный Бор, вот этот и показывает, как надо воспитывать экологию. Делать из плохой экологии хорошую. Ну, хоть немножко хорошую.
Гоша
– Ура! Молодец Буки.  Как точно ты сказал. Люди вредят природе, но, они же и должны ей помогать. И мы увидели, что делать это можно.
Дед
– Я рад, что мы не зря поехали за город. Вы  многое увидели и, самое главное, многое поняли. Теперь поедем дальше. Подальше от большого города.
Голос за сценой (Жигули двигаются по трассе. Потом сворачивают на просёлок к лесу и полям)
На экране показывают дорогу. Вначале шоссе, затем просёлок и большая река.
Ехали они, ехали. И приехали к большой реке.
Дед
– Это река Волхов. Вон там хороший зелёный берег и никого нет. Мы будем одни. Подъедем туда.
 Солнце было уже высоко. Стало жарко. Захотелось искупаться.
На экране показывается пейзаж у большой реки.
Гоша
– Дед, а здесь можно купаться? Вроде бы вода чистая.
Дед
– Можно. Видишь, у берега даже мелкая рыбешка плещется. А левее у крутого берега выпрыгивает и большая рыба, Похоже, что её здесь много. Скорее всего, это жерех. В деревнях его иногда еще называю «шилишпёр». Какое смешное имя. Не правда ли? Эта рыба – крупный речной хищник. Его способ охоты довольно редкий. Она сильно бьет хвостом по воде и таким способом оглушает мелкую рыбешку. И оглушив ее, жерех начинает пировать.
Гоша
– Ура! Наконец-то нашлось чистое и красивое место. Место, где хорошая экология! Ура-а-а!
     Гоша быстро раздевается и бежит к реке.
Буки (запищал изо всех сил)
– А я! А меня!  Я боюсь купаться. Я маленький.  Шилишпёр может меня съесть. А в машине мне жарко. Я пить хочу. И немного есть.
Гоша (возвращается)
– Ой, я так обрадовался чистой реке, что и забыл про тебя. Прости меня Буки. Сейчас я о тебе позабочусь.
Голос за сценой
    Гоша быстренько устроил для Буки навес из больших листьев лопуха. Поставил под него блюдечко. Налил в него свежей речной воды. Рядом тоже на листе лопуха накрошил немного хлеба и любимого Букой российского сыра.
Показывается на сцене
Гоша
– Ну вот. Попей водички, поешь и отдохни здесь в тени на свежем воздухе.
Голос за сценой
Буки прямо накинулся на воду и еду. Так ему хотелось пить, и так он был голоден. Потом он улегся на травку в тени лопуха и сладко заснул. Ещё бы. Столько сегодня у него было впечатлений.
Показывается на сцене
    А Гоша в это время купался вместе с дедом в прохладной и чистой большой реке. Он радовался жизни, солнцу. Радовался, что у него всё хорошо, что у него есть любимые мама и папа, дед, бабушка и весёлый мышонок Буки.
Показывается на экране
     А Буки спокойно спал, потому что увидел и понял, что бывает ещё на свете добрая экология и что у него есть друг  – мальчик Гоша.  Он понял, что Природа тоже его друг. Её надо защищать. Не давать никому в обиду.

    В своей комнатке проснулся  Гоша. У него было счастливое настроение. Как хорошо, что бабушкина сказка  про мышонка Буки стала всамделишной, хотя и во сне. Но ведь это неважно, что во сне. Правда?

 Занавес закрывается
КОНЕЦ


Рецензии