Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 23. гл

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ, КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 23. ГЛАВА 7. СТ. 16-30. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


16.О, Арджуна, Мне служат четыре типа благочестивых людей: бедствующие, любознательные, желающие материальных благ и знающие истину, о, Бхаратаршабха.

КОММЕНТАРИЙ:

Так и есть. И более того. Надо иметь ввиду, что так подразделенные люди, так охарактеризованные Богом (…бедствующие, любознательные, желающие материальных благ и знающие истину…) служат Богу Кришне неосознанно, весь материальный мир служит Богу Кришне неосознанно всеми своими качествами и направлениями мышления, всеми Управляет только Бог Кришна, кому бы человек ни поклонялся, Аллаху, Иисусу или Будде…

Но Арджуне надо было сказать более определенно, указав только четыре подразделения, так легче и понятней воспринять на его ступени развития, как бы очевидней и поддается его пониманию и тех, кто стоит на примерно такой же ступени материального и духовного развития. На самом деле это и не четыре типа людей. Тысячи и более типов. Людей можно подразделить, как угодно по самым разным параметрам. Но условно можно исходить из четырех типов, но понимая, что особых границ нет.

 Эти четыре (и более) типа людей служат прямо (в преданном служении) и опосредствованно (через потусторонние мистические существа или Богу Кришне под другими именами: Аллах, Иисус…) Богу Кришне, т.е. далеко не все из них служат именно Богу Кришне. Богу Кришне служат только Его преданные, это хорошо осознающие, те, кто изучает Бхагавад-Гиту, кто ведет аскетический образ жизни, кто добродетелен, занят в карма-йоге, посвящая свой труд и плоды труда Богу Кришне, кто также контролирует свой ум, чувства, желания, кто непременно идет по пути очищения. Все другие типы людей, не отвечающие требованиям Бога Кришны, заняты религиозной деятельностью не высокой ступени, но, тем не менее, религиозные, несколько старающиеся в Боге, идущие непременно по пути страданий и преодолений, также на самом деле ведомые Богом, как и все другие живые существа, развивающие свои качества вследствие плодов своей греховной деятельности, вращаясь в колесе сансары, и, таким образом, Милостью Бога достигающие качества, угодные Богу Кришне и достаточные, чтобы быть направленными в свое время на путь именно осознанного преданного служения именно Богу Кришне.

Вообще, надо знать, что Богу Кришне служат вольно и невольно все, как своими положительными, так и греховными качествами, и таких типов людей невозможно перечислить по пальцам. Только Бог Знает эти подразделения, но приводит Арджуне те направления проявлений человека, которые очевидны, как бы существенны и понятны. Но нет ни одной ступени развития, где бы человек не понуждался Богом Кришной к милосердию, терпению, состраданию, к труду, к ответственности, к реальной помощи другим, к сочувствию, к аскетизму, к некоторому устремлению контролировать свои чувства и привязанности, как и свой сон и еду, свои отношения с другими людьми. Все это делается, помимо религиозной, и на материальной основе, на материальной нравственности и материальных причинах и не может миновать и того, кто в гуне тьмы, как и под влиянием всех других гун или иллюзорных энергий Бога.

Все, таким образом, служат Богу Кришне, проявляют себя, вовлекаются в игры и роли своей ступени, проявляют качества всех уровней, зарабатывают свои долги перед Богом и, отдавая их, проходя через страдания и преодоления, поднимаются на более высокие ступени материального и в некотором роде духовного развития и, таким образом, на уровне неосознанного сознания выполняют требования Бога за счет своего тела, за счет страданий, за счет и старания, и потому считаются  занятыми в неосознанном преданном служении, пополняя ряды тех, кто начинает пробуждаться в Боге, но пока на более низких ступенях, начиная идти к Богу и по указанным в стихе причинам – бедствующих, любознательных, желающих материальных благ и ищущих истину. Но не исключены и другие подразделения.

Для таких людей, уже несколько оторвавшихся от гуны тьмы и невежества, и в большинстве своем находящихся на разных ступенях гуны страсти, которая кишит великим разнообразием подразделений людей, Бог  путь к Себе усложняет, более запутывает их в греховной деятельности, оправданной их качествами, дает более сложный выбор и более непростые или длительные наказания, дабы человек, проходя горнило страданий, более четко направлял себя на Бога, более убедительно себе доказывал мыслью необходимость этого пути и начинал, что называется, искать более убедительные средства для Бога нежели просто поклонение, но и устремлял взгляд к аскезам, к добродетели с большей решимостью и в основном без принуждения Богом через обстоятельства и др. причины.

В основном к Богу Кришне идут из гуны страсти. Учителя, врачи, ученые, философы, юристы, блюстители правопорядка, правители, культурные деятели, интеллигенция, творческие люди, политики, управленцы, экономисты… Идут те, кто уже развил интеллект, мыслительный процесс, разумность, терпение, старательность, устойчивость в стрессах, трудолюбие, ответственность…  Но и они нуждаются некоторой предварительной обработке в определенных условиях, которые каждому Бог дает индивидуально, ибо материальный мир привносит и свои корректировки греховного порядка и в немалой степени даже в материально развитых людей.

Чтобы привести к преданному служению таких людей, Бог непременно поднимает нагара всю грязь из всех закоулков души, весь греховный мыслительный процесс, порою дает человеку грешить в огромных дозах, и далее несколько жизней подряд на такого человека сваливается непрекращающаяся лавина страданий, ставящая его постоянно в жесткие условия существования, отбирающая семью, деньги, здоровье, работу… Таким образом Бог и очищает и принудительно подготавливает человека к пути не привязанности, к терпению и смирению, к умению преодолевать и помогать другим, к милосердию более высокой ступени… Но при этом человек, страдая, постоянно находится на плаву, постоянно понимает, что все, что бы с ним ни происходило, его как бы и не очень затрагивает, ибо есть и крыша над головой и еда, и помощь идет теми или иными путями, хоть порою и не всегда благочестивыми…

Человек начинает именно в страданиях понимать, что паниковать не следует, что все есть, хоть и потрясает, и как бы проходит стороной, и он особо этими страданиями не затрагивается, как лист лотоса водой, видит и начинает понимать, что может обходиться без особых удобств телу, может и в болезни жить и думать и  достигать, может и без крова найти кров или участие… Бог таким образом растит в человеке бесстрашие перед миром, перед мнениями людей, перед болезнями и смертью. Из любой религии человек постигает, что душа бессмертна, и это служит утешением.   

И далее такой уже битый и потому понятливый, подкорректированный в качествах и понимании человек становится хорошим кандидатом в преданные Бога Кришны. А это уже завершающий виток в материальном мире. Но и этот путь постепенный, ибо после мирских страданий непременно надо ввести человека в некоторую норму, в некоторое более благоприятное проявление себя в подходящих условиях. Бог непременно, оставляя развитые качества, дает человеку и возможность заслужить у Бога Милость, которая может проявиться и в хорошем образовании, и в материальных благах, и в постоянной работе, и в здоровье, и в талантах…

Человек, приходя к преданному служению должен быть не на очень высокой ступени своего материального и духовного развития, под влиянием не ниже средней гуны страсти, но несколько умиротворен, не алчущий, не особо гневный или завистливый, не неуравновешенный, несколько спокойный к славе и власти, не ставящий перед собой великие цели, склонный к работе, семье, исполнять долг, должен быть общественно-адекватным и желательно миролюбивым, уставшим воевать, достигать, претендовать и не устремляться к особым материальным благам.

Поэтому Бог выравнивает человека, делает адекватным в восприятии материального мира, не агрессивным и не враждебным к его проявлениям, в нормальном психическом состоянии, дает ему время от времени убедиться в своем и аскетизме и в добродетели и в том, что может принять  и простой и любой образ жизни, с пониманием, что может преодолевать, но может и претерпевать, что хочет постичь смысл жизни, куда идет и где себя можно приложить окончательно. У каждого своя дорога именно к преданному служению, но эта дорога выстраивается только Богом, индивидуально и предусматривает примерно одинаковый в своих границах набор качеств материального и духовного порядка, которые и открывают врата милостью Бога к осознанному преданному служению Богу Кришне.

17.Из них, пребывающие в полном знании, постоянно занятые только в преданном служении, выше. Я непременно очень дорог тому, кто знает, как Высоко Я стою, и он тоже Мне дорог.

КОММЕНТАРИИ:

Все это слова чисто для Арджуны, его уровня понимания, его качеств. Арджуне так думать благоприятно, непременно стимулирует в вопросе устремления к преданному служению, ибо привык к похвале, нуждается в словесных обещаниях и поощрениях, ибо всегда надеется на успех, быть в ряду первых. На самом деле Бог полностью отрешен от своего творения, никак не зависит от усилий преданного, от ступени его совершенных знаний, ибо Бог все дает человеку Сам, в свое время, своим путем, все входит в План Бога и выполняется Богом последовательно. И то, что Бог хочет вложить в качества человека, будет вложено, это не миновать. Все люди идут к Богу строго друг за другом, только Бог Знает эту последовательность, с каждым Бог работает в полную силу и нет таких, кому бы уделялось большее или меньшее внимание Бога. На все труд Бога направлен изначально. Бог не может переживать за творение, не может кого-то предпочитать или выделять… Все только и однозначно предрешенный труд Бога. Пора понять разумному преданному, что никто Богу особо не дорог или вообще никто не дорог. У Бога нет таких чувств, таких мыслительных процессов… Труд Бога непостижим. И теперь, и возможно далее среди преданных есть понимание, что кто-то выше, кто-то ниже, кто-то более или менее дорог Богу… Нельзя Бога очеловечивать и приписывать ему и малейшее человеческое качество. Это – грех. Пора понять, что дело обстоит иначе и никогда и никому в ущерб. Бог позволит стараться пред Богом, даст такие инструменты старания, как и покажет видимый успех, как и даст мысль о своем или его положении перед Богом. Но все это выходит за рамки чувств Бога. Это работа Бога с творением, учитывающая чувства и привычки творения в материальном бытии. Но это никак не проявление отношения Бога к творению ни в материальном мире и ни на духовном плане. Все это иллюзия, это надо понимать, здесь взрослеть, не претендовать и непременно стараться, работать, как работает в творении Бог.

Также следует понять, что пребывать именно в полном совершенном знании не может никто. Бог не даст. Ибо полное знание даже для уровня человека само по себе не существует, нет ему границ ни в материальном мире и ни на духовном плане. Есть, куда вести, куда развивать и углублять. Но для этого непременно должна быть заслуга человека, что опять же ограничивает Бог, ибо Бог ведет творение и Знает, кому, что, когда, в какой последовательности и в какой мере.
По сути знаниями Управляет только Бог и только через время, именно оно, время, обуславливает условную полноту и утверждение как и пребывание в совершенных духовных знаниях.

Также имеет смысл говорить о том, что Бог Кришна дорог преданному. Такое понимание, такое чувство, такое восприятие не без основания преданному опять же дает Сам Бог. Человек не может сам в себе взрастить любовь к Богу, не сможет в себе распознать присутствие Бога, не сможет оценить Милость Бога, Божественный труд над собой и непременно постоянную помощь. Именно Бог шаг за шагом показывает человеку самыми разными путями Свои качества, Свое присутствие, дает это осознать, войти в это умом, принять как факт, как и свое изначальное пред Богом положение. Заслуг человека нет, но есть путь, по которому Бог направляет к Себе, дает ориентиры через совершенные духовные знания, дает возможность заслужить Милость Бога, дает понимание необратимости пути, дает само преданное служение во всей его полноте, но в свое время и строго в соответствии с качествами человека. Поэтому, великих душ нет, все ведомы, всеми Управляет Творец и на все работает время.

18.Все они непременно благородные души, но те, кто непременно в себе знают Мое Мнение, они, расположенные внутри себя и связи со Мной, достигнут во Мне высшую Цель.

КОММЕНТАРИЙ:

Преданных не следует называть ни благородными и ни великими душами, не следует ставить им в заслугу и то, что они преданные, что они знают Бога или Мнение Бога в себе. Не их заслуга, не их усилия, не их и чествовать. Но материальный мир устроен так, что даже преданные желают себе похвал, признания их усилий и стараний на пути к Богу. Человек привык себя считать причиной, хотя на самом деле есть абсолютно подчиненное Богу живое существо, есть марионетка, которая в руках кукольника. Поэтому Бог несколько вводит сознание Арджуны в иллюзию, помогая таким образом воодушевиться, начать сотрудничать с Богом и здесь стараться… Нужны такие обещания, такие восхваления и преданным современного мира. Поэтому Бог дает им и такое понимание. Но это даже не авансом. Это просто еще связь с иллюзорными энергиями Бога, это еще эго, это еще самонадеянность, это еще и невозможность полностью отречься от своих усилий, ибо они кажутся абсолютно очевидными, как и старания, и буквально требуют себе некоторого гимна в пути преданного служения. Но все же истину знать надо. Ибо истина помогает преодолеть многие неутешительные качества человека и таким образом достичь результат, угодный Богу.

Также Мнение Бога в себе знать - ни есть заслуга человека, а все та же дань преданному служению, что есть прежде всего работа Бога над человеком, и времени служения, как и старанию и сотрудничеству с Богом. Также Мнение Бога есть не более, как направляющие внутренние энергии Бога в человеке. Но такие бессловесные энергии безошибочно узнает и следует им любое живое существо. Просто отличие в том, что на определенной ступени человеческого развития, т.е. в преданном служении человек эту связь с Богом в себе начинает отличать от личного понимания или предчувствия, хорошо осознавая, что именно от Бога идет его мысль, его чувства, желания, достаточно конкретные, облаченные в слова, предложения, быстрое понимание специфического порядка, что как бы не от себя, ты так не мыслишь, ты так себе не скажешь, не посоветуешь в плане преданного служения. Это – Мнение Бога, Бог тебе Говорит Лично, Лично требует и наставляет. Это все в тебе, это – связь с Богом.

Также эти энергии направляют не только на решение некоторых материальных вопросов, но и связанных с преданным служением, что считается во благо. Но если человек преданно служит, то его в любом случае надо вести индивидуально, и Бог находит, через что, через какие энергии или мыслительный процесс давать человеку указания, которые человек воспринимает, как Мнение Бога в себе, ибо без таких ориентиров вести человека невозможно. Но Бог может также самым непредвиденным образом человеку изнутри объявить свою Волю и так, что человек тотчас поймет от Кого и не сможет не последовать и в добродетели и в аскетизме, и в вопросах совершенных духовных знаний, и в вопросе контроля ума, и человеческого общения, и еды, и бодрствования, и относительно жертвоприношений, и выбора того или иного приоритета или желания. Но такая связь с Богом в себе дается не только преданным Бога Кришны, но и Мормонам, и христианским лидерам и святым, и тем, кто поклоняется Аллаху или даже духам или полубогам... Но все в свое время, своим путем, на своей ступени духовного и материального развития.

Но достичь в Боге высшую цель… Какую? Таковой нет ни в материальном мире, ни в духовном… Путь к Богу не имеет предела и не имеет конца. Есть, существуют Божии маяки, но их ставит Бог и они никогда не завершают путь, ибо нет здесь и горизонта… Чувство успеха Бог может дать, как бы поощряя преданного. Но это иллюзии. Всегда в Боге есть те люди, по сравнению с которым преданный может впасть в великое отчаяние по поводу своей реализации. Поэтому человеку не следует думать о себе в сравнении ни сзади идущими, ни впереди… Это знает только Бог.

19. После многих и многих рождений тот, кто обладает полным знанием, предается Мне, осознав, что Бог Кришна есть все. Но такая великая душа достигается с великим трудом.

КОММЕНТАРИЙ:

Здесь истина. Действительно, прежде чем человек становится преданным Бога Кришны, ему придется немало повращаться в колесе сансары и достичь те качества, которые и позволят Милостью Бога в свое время быть вовлеченным в преданное служение. Но все это работа Бога. И вновь следует напомнить, что заслуги самого человека, как бы ни показалось, нет и нет. И много раз нет. Этот весь процесс, как материального существования, так и добывание в нем качеств, так и начало преданного служения и полноценное преданное служение - все это происходит только Волею и Планом Бога на каждого и на самом деле для человека автоматически. И он не может уклониться, как не может уклониться река от русла.

Также именно в преданном служении Волей Бога шаг за шагом человек постигает совершенные духовные знания. Только Бог дает желание изучать Святые Писания, только Бог дает наслаждение от изучения Слова Бога, только Бог дает время, место, внутреннее состояние и, если надо, то и наставника, и Сам объясняет эти знания преданному изнутри; только Бог дает память и напоминает эти знания и в процессе преданного служения, и в вопросах материального быта, через призму этих знаний помогая находить ответы и проповедовать.

Поэтому заслуг самого человека, который пришел к преданному служению, как таковых нет, как и в изучении Святых Писаний и утверждении в них. Не следует человеку это приписывать себе, считать это заслугой перед Богом. Все и единственно, и однозначно – труд Бога. Поэтому и предается Богу человек не своей волей, не согласно своих усилий, какой бы ни показалось, а только Волею и Планом Бога и строго в свой час, который наступает  вследствие достаточно большого или длительного материального пути и далее духовного, т.е. самого преданного служения.

Также надо понимать, что Бог, Высочайшая Личность Бога в каждого человека и на всех этапах его пути к Богу вкладывает великий Божественный труд.  Этот труд никогда не сможет понять человек при всех своих желаниях и умственных усилиях. Но, тем не менее, это нужно все же понимать. А потому непременно надо быть старательным, благодарным Богу, сотрудничать с Богом и ни в коем случае не считать себя великим преданным или успешным, или старательным. Все Бог. Такое понимание непременно будет в помощь и непременно даст и свои плоды.

20.Другие из-за различных желаний лишенные знаний предаются полубогам, следуя соответствующим правилам поклонения в соответствии с их собственной природой.

КОММЕНТАРИЙ:

С немалым трудом достигается и тот, кто еще на более слабой ступени материального и духовного развития. И в него Бог вкладывает Великий Божественный труд. Вообще, Бог Свой труд не мерит. Это – великий труд в любом живом существе, на любом этапе его материального развития. Все измеряется в Боге временем и трудом Бога.

На самом деле, люди, стоящие на более низкой ступени, привязанные к посулам материального мира, в этой свой ступени не могут виниться. Им эту степень никак нельзя вменять в вину, ибо это их путь развития на данный период, пока, на данный момент, до этой ступени своей лестницы они, ведомые Богом, дошли.

На любом этапе материального пути непременно требуется подниматься по ступеням материального и духовного развития; и эта, каждая на данный период ступень диктует и возможности этого человека, возможности его ума, разума, качеств. Только Бог Знает, какими средствами надо развивать человека, через какую религию, через какие материальные игры и роли, что именно надо развить, что изменить в нем, от чего пора отказаться. Бог работает с человеком уникально, полностью учитывая его ступень в материальном мире, его заслуги перед Богом, его долги перед Богом.

Невозможно сказать также, что Бог дает человеку поклонение Себе через полубогов потому, что у человека такая природа. У всех живых существ природа одна. Все без исключения есть отделенные неотделимые частицы Бога, т.е. имеют Божественное происхождение и качествами непременно должны развиваться до уровня, подходящего, чтобы в свое время привлечь человека к преданному служению Богу Кришне.

Но до преданного служения надо дорасти именно в условиях материального мира, через игры и роли, и непременно через те или иные религиозные практики. Нет ни одного преданного Бога Кришны, который бы этот путь не прошел, кто бы до преданного служения Богу Кришне в прошлых рождениях не поклонялся полубогам или духам, или умершим, другим мистическим существам… Любое направление религии, практика в религиозном направлении непременно закладывает в человеке то, что в дальнейшем может быть развито и использовано непосредственно и в преданном служении Богу Кришне. Поэтому Бог дает поклоняться Себе опосредствовано, дает человеку саму веру, дает стимул, дает и возможности, как и непременно следование постулатам, предписаниям, религиозным принципам той или иной веры. Отсюда человек постигает свою изначальную зависимость от потусторонних сил, также учится выполнять жертвоприношения, учится смирению, терпению, аскетизму, добродетели, простому образу жизни, в некотором роде контролю своих чувств и желаний. Все это в дальнейшем Бог напомнит человеку, когда вопрос будет стоять о более высоких ступенях веры, когда также речь пойдет о преданном служении Богу Кришне.


21.Кто бы какому бы полубогу не пожелал с верой поклоняться, ему эту его непоколебимую веру непременно даю Я.

КОММЕНТАРИЙ:

Желание поклоняться полубогу или другим мистическим живым существам дает человеку только и единственно Бог Кришна. Нет инициативы человека, нет понимания человека, нет его стараний в этом направлении. Но Бог Знает, что для человека благоприятно, на каком этапе его жизни, какой продолжительности. Только Бог знает, что именно эта вера даст человеку, что в него привнесет, что изменит и отчего человек силою веры откажется, ибо это также входит в План Бога. Чтобы человека ввести в ту или иную религию, Бог Кришна дает непременно человеку соответствующее рождение, место рождения, нужную нацию, нужное окружение, дает ему интерес, дает причину и дает осознание следствия или конечного результата такого направления в своей жизни. Бог дает примеры других, дает необходимое материальное положение, дает так направленный ум, дает и то, что соответствует человеку по его карме и запросам. Также, все, что человеку еще будет необходимо, Бог непременно даст, даст в своей мере, ибо Бог непременно имеет на человека цель, это свято, это непременно должно полностью себя отработать и привнести то, что наметил Бог.

Одна и та же религия или направление у разных людей Волею Бога развивает именно свои качества, свое направление мысли, дает свой итог, который далее будет употреблен Богом для дальнейшего материального и религиозного пути человека и в этой жизни и в следующей. Человек в любой религии, в поклонении любому мистическому существу непременно проходит определенную духовную практику, этот путь бывает очень продолжительным, имеет своих учителей и наставников, имеет свою и иерархию. Но никогда не бывает так, чтобы такой путь был бессмысленным, не давал необходимый опыт или не развивал качества, которые Планирует Бог.

Любой религиозный путь никогда не возникает  по инициативе человека, никакая религиозная организация не возникает сама по себе, сколько бы она ни просуществовала. Все есть Воля Бога, всему Бог отводит свои сроки и все непременно есть средство развития человека. Также нет в такой религии людей случайных, тех кому здесь делать нечего. Каждый приходит на свой отрезок времени и выносит в результате свой опыт, знания, навыки, понимание, свои качества, хорошие или плохие, но эти качества необходимо было поднять, чтобы повести дальше человека и их употребить ему на пользу и укрепляя их и выкорчевывая.

22.Наделенный этой верой, он вовлекается в поклонение тому полубогу, к которому устремляется в этой жизни, и в результате обретает желаемое, но это, несомненно, устроено Мной Одним.

КОММЕНТАРИЙ:

В любой вере человек через пожертвования обретает желаемое. В Этом сила веры, ее действенность и в этом опора ее существования в материальном мире; так ее создает Бог, и так Бог ею распоряжается. Веру дает человеку Бог. Это означает, что человек получает от Бога желание, устремление, благость, саму веру. Все Бог дает в полной мере, основываясь на качествах человека, на его потенциальных возможностях в вере, дает увлечение верой, дает смысл веры, делает ее целью жизни. Все абсолютно дает человеку Бог. На самом деле этот путь для каждого уникален, есть его духовное внутреннее обустройство, есть то, что помогает человеку решать любые свои вопросы и материального и духовного порядка. Непременно веру надо заслужить. Поэтому верующий предварительно Милостью Бога проходит этапы такого развития, приобретения тех качеств, которые помогут войти в веру безболезненно, в этой вере расположиться, признать ее своею, чувствовать себя в ней достаточно защищенным. Человек через веру даже к полубогу должен украсить свою жизнь, получить в ней себе опору, через веру должен научиться медитировать, жертвовать, поклоняться, просить, быть смиренным и терпеливым. Вера даже в полубога очень и очень не простой путь. Непременно здесь имеются испытания. Преодоления, потрясения, неожиданности. Ибо человек в вере любого порядка не пребывает, а буквально живет, пользуется ее плодами, одержим верой, растет духовно, качествами, становится тем, кто эту веру передает, ею наставляет, ею и лечит. Не бывает незначительной или бесполезной, или неработающей или недейственной веры. Никогда нельзя предосудительно относиться к любой вере, к любому ее направлению и понимать, что любая вера есть творение Бога, есть инструмент Бога, и в любом случае именно средствами веры любого порядка Бог ведет человека к Себе, ибо любая вера есть подготовительный этап к преданному служению, который никому не миновать. Ибо это Воля Бога.

23. Но тленные плоды тех, кто неразумен. Поклоняющиеся полубогам идут к полубогам. Мои же бхакты, опять же, идут ко Мне.

КОММЕНТАРИЙ:

Никогда плоды никакой веры не тленные. Но такой отвод, ст. 23, делает Бог для тех, кто может заиграться в условиях низшей веры в то время, как уже пора направлять себя к Богу Кришне через путь преданного служения, ибо человек качествами уже подходит. Если также человек поклоняется полубогам, то нельзя его считать неразумным, ставить ему в вину такой склад ума. Если говорить точно, то все люди по всем счетам неразумны, даже преданные Бога Кришны. Никто не имеет свой ум, свой разум, но те наработки и тот опыт, которые Бог дает и развивает у каждого в долгом колесе сансары. Также по всем счетам, никогда человек, поклоняющийся полубогам не идет к полубогам. Это устрашающий момент для тех, кому пора думать о преданном служении и не увлекаться поклонением потустороннему. На самом деле человек из любого уровня религии непременно Волею и Планом Бога извлекает качества и далее вновь рождается в материальном мире, вращая колесо сансары. И куда он будет направлен именно в условиях материального мира, знает только Бог. Но также надо знать, что любая жизнь непременно будет дана во благо, ибо непременно будет направлена на дальнейшее развитие человека, и он и дальше будет милостью Бога подниматься только вверх по ступеням материального и духовного развития, пока не достигнет те качества, которые и позволяет ему стать преданным Бога Кришны. Все так или иначе идут к Богу Кришне, и преданные Бога Кришны и те, кто поклоняется мистическим живым существам. И они тоже в руках Бога, а значит, над ними идет непрерывный Божественный труд, который во благо, который развивает качества, угодные Богу; и далее человек в любом случае непременно будет направлен  на преданное служение именно Богу Кришне. И сколько-нибудь в этом сомневаться нельзя.

24.Неразумные люди думают обо Мне, что из непроявленного состояния Я достиг проявленное, не зная Моей Высшей природы, Нетленной, Вечной (Великолепной).

КОММЕНТАРИЙ:

Надо очень хорошо понимать, никак не спекулировать в мыслительном процессе, но всегда помнить однозначно, что Бог обладает чисто духовным Телом, невидимым, непроявленным, непостижимым. Но Тело Бога обладает многочисленными энергиями, которые постоянно находятся в развитии, которые неотделимы от Бога, полностью Управляемы Богом, подчинены Богу, но ни есть Сам Бог. Эти энергии человек может видеть, осознавать, несколько их использовать Волею Бога. Речь идет о материальных энергия Бога, которые присутствуют в материальном мире и полностью сотканы из тех первокирпичиков Божественной энергии, из которых и развивается жизнь, проходит все этапы развития в условиях материального мира и в более подходящем или условно одухотворенном виде возвращается к Богу, называемая живыми существами, т.е. в телах людей и продолжает служить Богу в приемлемом для Бога виде и качествах, подходящих, чтобы быть подчиненными Творцу, входить в Творца, продолжать свое развитие в Боге, принимая Волю Бога за свою, не имея в себе другой причины существования, кроме служения Богу, не являясь уже отделенной частицей Бога, но неотделимой, но не Богом, но не самостоятельной, управляемой, подверженной постоянному одухотворению и в величайшей благости. Никогда Бог не может быть проявленным, никогда невозможно определить присутствие Бога материальными чувствами. Но преданным Бога Кришны Бог дает такие инструменты, которые помогают увидеть Бога через Божественные энергии,  также сам мыслительный процесс и непременно через помощь Бога, через то, как человека ведет и направляет Бог. Но для этого необходимы качества, непременно утверждение в совершенных духовных знаниях и духовная практика во всей своей полноте.

25.Скрытый Своей иллюзорной энергией, Я не проявляюсь каждому, но эти глупые люди не знают Меня, Нерожденного, Извечного.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо понимать, что Бог скрыт от всех живых существ именно следствие того, что это непременное условие развития материального мира в лице живых существ и не только. Непременно человек должен быть в этом пути своего материального и духовного развития достаточно активным, полностью проявляя свои качества, непременно руководствуясь своим мыслительным процессом, считая себя причиной, имея интерес к жизни, как бы ставя перед собой цель и достигая ее, тем преодолевая, страдая, достигая, утверждаясь и вновь вовлекаясь в материальные игры, не видя за всем стоящего и направляющего Бога. Поэтому, до определенной ступени материального и духовного развития человек не может понимать, что им Управляет Бог, что Бог ведет его, дает мысли, желания, чувства.

Этот путь постижения Бога, путь осознания своего изначального положения также неминуем, но в свое время и непременно через путь преданного служения, духовную практику, путь развития духовных качеств, путь очищения, путь выхода из-под влияния иллюзорных энергий Бога, что и дает человеку средствами Бога увидеть свою полную зависимость от Творца и осознать, что у него нет другого пути, другого назначения, но служить Богу, ибо человек есть изначально подчиненное живое существо, есть энергия Бога, которая через материальный мир и должна познать Творца, должна устремиться к Отцу и в материальном мире и на духовном плане, ибо это ее изначальное положение и именно такую цель имеет Бог на свое творение.

26.Я знаю все, что происходило в далеком прошлом, что происходит теперь, о, Арджуна, также будущее всех живых существ, Меня же знает не каждый.

КОММЕНТАРИЙ:

Действительно, Бога знает не каждый. Но это не вина живых существ. В этом есть Божественная необходимость. Строго в свое время Бог срывает эту завесу через религиозный путь, через ступени религии, когда человек достигает те качества, которые и позволяют поклоняться Богу или непосредственно или через мистические живые существа, ибо поклоняться Самому Богу человек может только на достаточно высокой ступени материального и духовного развития, когда качества человека позволяют. Но и те, кто начинает преданно служить Богу Кришне, не могут знать Бога в хорошей степени, но настолько, насколько позволяет Бог, на сколько это полезно знать человеку, помогает его духовному и материальному развитию, помогает в его поклонении Богу, в его стараниях, в духовной практике. Личность Бога дает Знания о Себе достаточно ограниченные, непременно связанные с человеком и его нуждами, помогая человеку правильно понимать Личность Бога, Величие Бога, Милость Бога, Волю Бога, Помощь Бога. Человек также должен правильно медитировать на Бога, и поэтому необходимые для этого знания также непременно даются, ибо это то, чем можно мыслить, проповедовать, отвечать на вопросы, через это понимать Присутствие и Волю Бога в материальном мире. Человек всегда должен знать, что Бог Высочайшая Личность, Нерожденный, Изначальный, Могущественный, Милостивый, нет никого сколько-нибудь равного Богу или превыше Бога, Бог Причина всех Причин, Высшая Истина, Абсолютная Личность. Это основные Знания и непременно в свое время Бог дает их каждому. Ибо без них религиозное мышление невозможно, невозможно постигать Святые Писания, невозможно и преданно служить Богу, как и оставить материальный мир и перейти на духовный план.

27.О, Бхарата, ненависть порождается из многочисленных желаний, которые произрастают из двойственности материального мира, в свою очередь порождаемой иллюзорной энергией. Все живые существа, находясь под влиянием иллюзорной энергии, идут по пути рождений и смертей, о, Парантапа.

КОММЕНТАРИЙ:

Здесь преимущественно указано негативное влияние иллюзорных энергий Бога. Так надо было Арджуне на его ступени материального и духовного развития сказать, дабы он начинал в себе сотрудничать с Богом в вопросе преодоления двойственности материального мира в лице иллюзорных энергий Бога. Человеку как бы обозначен враг и надо его преодолевать религиозными методами. Отсюда и выстраиваются методы сотрудничества с Богом, где человек, зная теперь свою цель, будет подчиняться Воле Бога и направлять себя на духовную практику, изничтожающую зависимость от гун природы или иллюзорных энергий Бога. Убеждает в этом представленная Богом Арджуне цепочка, влекущая материальные цепи и никак не способствующая выходу на духовный план. Приводится очень простой пример этой цепочки, с чем невозможно не согласиться, но можно таких подобных цепочек, удерживающих в материальном мире выстроить премного. Но цепочка такая: иллюзорные энергии Бога – двойственность материального мира – желания – ненависть (гнев). Значит, на корню надо убрать зависимость от гун материального мира или иллюзорных энергий Бога. С этим невозможно не согласиться. В этом видится и направление духовной практики и цели человека в пути достижения Бога. В противном случае – колесо сансары – путь страданий и преодолений – колесо сансары… Так Бог обозначает новый путь и цель Арджуны, так Бог дает направление и его современникам и тем, кто готов. Необходимо, чтобы человек в себе на это настроился, это в себе принял за цель и необходимость. Необходимо, чтобы человек, принимая это, стал ведом Богом, Управляем Богом, гибок, старателен. А русло движения уже предопределено через путь преданного служения Богу Кришне со всем, что он в себя включает.

28.Но те люди, чья греховная деятельность подошла к концу в результате благочестивой деятельности, они, освободившись от двойственности материального мира, порождаемой иллюзорной энергией, преданно служат Мне.

КОММЕНТАРИЙ:

Не совсем все так. Но в стихе иначе не скажешь, ибо необходимо кратко и по существу. Но разъяснения необходимы. Прежде всего, никогда греховная деятельность человека не приходит к концу, ни на каком этапе своего материального и духовного развития. Но, тем не менее, очистительный процесс в материально мире идет непрерывно, и даже в животном мире. Этот вопрос Бог решает не с человеком, ни с живым существом, а автоматически в процессе круговорота рождений и смертей, где человек хочет или нет, знает или нет, но полностью управляем Богом, вовлекается в материальные игры и роли. Поднимает нагара свои греховные качества, зарабатывает последствия благочестивой и греховной деятельности и через наказания, пусть страданий и преодолений, непременно, так или иначе, отказывается от низменных в себе качеств, что происходит от рождения к рождению, что есть Воля Бога, что есть процесс понуждающий, что очищает человека. На определенном этапе человеческого пути Бог, когда человек уже по своим качествам подходит, дает ему приоритетное направление проявления себя в виде добродетели, ибо это тот путь, который и открывает врата к более активному очищению себя от материального смрада и достижению тех качеств, которые постепенно и выводят на религиозные ступени развития, высшей из которых является именно преданное служение. Во всем этом пути человек ведом, направляем Богом и никогда, как бы он не поднимался по ступеням своего развития, он не освобождается полностью от влияний иллюзорных энергий Бога, а потому греховен, и этот путь очищения не имеет по сути конца ни в материально мире и ни на духовном плане.

29. Но те, кто ищут убежище во Мне, желая освободиться от старости и смерти, они – Сам Брахман, поскольку все знают как о духовном, так и о материальном (о кармичесой деятельности).

КОММЕНТАРИЙ:

Здесь речь о преданных Бога Кришны. Однако, самое последнее дело укрываться в Боге по причине желания освободиться от старости и болезни. Но так надо было сказать Арджуне, ибо для него этот аргумент существенный, и многие на его ступени в эту сторону смотрят и такую причину могут иметь. Но все же. Укрываться в Боге надо, видеть во всем Волю Бога надо, уповать на Бога надо, видеть Бога в своей жизни надо, понимать свою полную подчиненность надо. Но все это непременно развивается в человеке Самим Богом и только и единственно через путь преданного служения со всем, что сюда входит. А мотивом может быть то, на что человеку Укажет Сам Бог Кришна, ибо каждому Бог дает свою причину, направляющую к преданному служению. Но в любом случае эта причина естественно вырастает из всего предшествующего пути человека, из его страданий и преодолений, из поиска смысла жизни, из его качеств, из религиозности, выращенной и из других направлений религии. Также назвать человека, который предается Богу, Брахманом – нельзя, но в очень и очень приближенном смысле, как некий аванс, Божественное поощрение, как открытые врата к Богу и благословение, как инициация на духовные старания, здесь труд и преодоление. Ступень Арджуны, его качества требовали такого к нему подхода и в таком русле обещаний. Также, как бы преданный ни старался, как долго бы он преданно ни служил Богу, как бы ни был утвержден в совершенных знаниях, непременно он не может все знать о материальном и духовном. Это надо знать. Если он знает три процента о материальном, то это уже великое его достижение, почти нереальное. В плане духовного можно говорить о миллионных долях процента… и то. Нескончаем путь к Богу и нет границ постижения Бога.

30. Все те, кто знает Меня и знает, Кто повелитель материального космоса и Кто управляет полубогами и есть Владыка всех жертвоприношений, они даже в конце жизни помнят обо Мне, будучи всегда умом сосредоточенные на Мне.

КОММЕНТАРИЙ:

Велик и непреходящ Свет духовных знаний. Но помнить о Боге в конце жизни не прерогатива. Это План Бога на человека. Человек в конце жизни согласно Плану Бога может помнить о Боге, но может и не помнить. Памятование о Боге в момент смерти не гарант его непременного выхода на духовный план. И также не обязательно, чтобы человек очень высоко как бы стоял в плане совершенных духовных знаний. Достаточно и просто пребывать в совершенных знаниях, проявлять старательность, честность, порядочность в преданном служении. И как бы высочайшие души, духовные учителя, преданные высоко не стояли, они могут в конце жизни проявить качества очень низкого порядка, страшась смерти, изводя всех преданных, желая непременно рядом их видеть с целью не оказаться после смерти в материальном мире, изгоняют животных, чтобы случайно на них не остановить взгляд, чтобы не родиться среди животных, демонстрируя этим перед Богом свой страх, привязанность такого рода… И в этом вопросе не могут предаться Богу, хотя всю жизнь преданно и старательно служили Богу Кришне, но так и не вручили себя Богу, не наработали милость к животным, не увидели, что все, что дает Бог, во благо, даже рождение среди животных или возврат в колесо сансары… Только Бог решает, как умереть человеку и как повести дальше. Старательный преданный должен правильно себя повести на пороге смерти, и это должен быть автоматизм, это должно быть полное и беспрекословное подчинение Богу на всех этапах жизни и окончания жизни.


Рецензии