Школьное детство

Прописная истина – все мы родом из детства. У меня было деревенское детство. Не совсем беспечное, но (по ощущениям) – милое и теплое.
Семья жила в двухэтажном доме, построенном моим прадедушкой еще до революции. На нижнем этаже жили дедушка Константин Павлович и бабушка Александра Климовна, а на верху мои родители и я с сестрой.  Родители много работали в колхозе и на машзаводе, поэтому за нами приглядывала, в основном, бабушка Саня. При доме были хозяйственные пристройки и огород с садом. За садом на задворках к огороду примыкала баня и картофельное поле. А за ним – круча, старый берег Волги, с которого открывались заливные луга, волжские просторы и заволжские грешневские дали. И сейчас, когда приезжаю навестить деревню Турово, меня охватывает чувство свободы. А тогда, мир казался безграничным, бескрайним. В любое время года манил своей неизведанностью.  Деревенская детвора, не избалованная  вниманием взрослых, постигала до школьного возраста этот мир самостоятельно. По весне жгли сухую траву на круче –  разводили теплинки. Зорили грачиные гнезда, залезая на высоченные ветлы. Играли в лапту и городки.  Рыбалка, грибы, ягоды, необходимые обязанности по хозяйству – приучали с детства к самостоятельности. 
Начальная четырехклассная Туровская школа располагалась ровно посредине деревни, по соседству с нашим домом, в старинном купеческом особняке. Это было красивое двухэтажное здание с парадным и черным входом, верандой и балконом, широкой лестницей, яблоневым садом и ягодными кустарниками. С лева возле парадного крыльца рос огромный тополь, а со стороны нашего дома, возвышалась над балконом раскидистая сучковатая береза. Такая же старая береза росла и перед школой. Площадка перед школой была утоптана, выбегающими на перемену детьми. С крыши были устроены водотоки. В дожди с них вода лилась огромной струей. Мы любили стоять под этим душем, визжа от восторга от падающей воды.
В школу пошел в 1960 году. Мне купили «подарок первокласснику» с набором тетрадей, карандашей, прописей, азбукой и букварем. Как и у всех первоклассников у меня была серая школьная форма мышиного цвета с гимнастеркой, ремнем с пряжкой и фуражкой с кокардой. Гордость.
В архиве Некрасовского района имеется документ под названием «Паспорт начальной школы Туровской» за 1944-1945 и 1946-1950 годы. В эти годы школой заведовал Бутыленко Михаил Петрович, в последствии преподаватель и завуч Некрасовской средней школы. Его именем названа одна из улиц поселка Некрасовское.  До 1947 года учителем начальных классов в школе работала Борисова Юлия Николаевна. Затем  учителем был назначен Разживин Андрей Александрович, который проработал в школе 28 лет, вплоть до ее закрытия в 1975 году. Человек с непростой биографией, прошедший немецкий плен, получивший два высших образования. Талантливый и не равнодушный, ко всему относился требовательно в жизни и работе. Перемены в жизни школы при его участии зафиксированы в этом документе.
Из «Паспорта начальной школы» за 1944/45 учебные годы стало известно, что:
- здание под школу приспособленное, рассчитанное на 41 ученика, общей площадью помещений 224 кв. метра, площадь класса 52 кв. метра, высота потолков 3,5 метра, деревянные стены и крыша покрытая железом, освещение керосиновыми лампами, отопление печное (3 печи), в качестве топлива используются торф и дрова;
- надворные постройки в виде ветхого сарая под дрова;
- при школе земельный участок площадью 0,4 гектара, из них огород 0,3 га, усадьба не огорожена, спортивной площадки нет;
- при школе имеется квартира для заведующего школой площадью 24 кв. м.;
- хозяйственное оборудование школы состоит из: парты двухместные – 21 шт, парты три- и более местные – 4, классные доски – 2, столы учительские – 2, стулья – 2, шкафы – 1, баки для воды – 1;
- основные учебные пособия включают: счеты классные – 1, метр не складной – 1, противогаз детский – 1, карты географические – 3, глобус большой – 1.
В 1948/49 годах производится ремонт на сумму 500 рублей, а в 1949/50 годах на сумму 1150 рублей. В 1946/47 годах увеличивается площадь земельного участка до 0,6 га. и площадь под огородом до 0,4 га.
Начиная с 1945/46 учебного года  и до 1950 года указывается недостающее хозяйственное оборудование: столы письменные – 1, диваны – 1, подставки для карт – 2, часы – 1, шкаф для учебных пособий – 1, умывальник – 1, зеркало настенное – 1, тарелки – 40, пожарная лестница – 1, бочки противопожарные – 2, огнетушители – 1, топоры – 2, пилы поперечные, грабли, лопаты, мотыги, лейки – по 1.
В указанный период школа выписывает газеты и журналы по 1 экземпляру: Пионерская правда, Учительская газета, Северный рабочий.  Школьный фонд учебников – 94 экземпляра, методическая литература для учителя – 2 экземпляра.
К 1950 году в школе появляются дополнительные учебные пособия: орфографические таблицы – 2, грамматические таблицы – 2, стенные картины по развитию речи – 10, метр складной – 1, линейки классные – 2, таблица умножения – 1, таблица метрических мер – 1, таблицы измерения площадей и объемов – 2, таблицы для устного счета – 2, картины «Мир животных» - 1, магниты – 1, карта полушарий физическая – 2, карта политическая – 1, карта СССР физическая – 1, политическая – 1, картины «Полярная зона, зона тундры, зона тайги, зона смешанных лесов, зона степей, зона пустынь, горные области, подтропическая зона СССР»  – по 1, карты «Русские княжества» и карты по истории СССР – по 1. Лыжи и другой спортивный инвентарь в Паспорте не значится.
Денежные средства школы в рублях составляют:
- в 1946 году начислено бюджетных средств - 3340, из них на учебное оборудование – 720, на хозяйственные нужды – 1600 рублей;
- в 1947 году начислено бюджетных средств - 4310, из них на учебное оборудование – 390, на хозяйственные нужды – 1700 рублей;
- в 1948 году начислено бюджетных средств - 5140, из них на учебное оборудование – 450, на хозяйственные нужды – 1800 рублей;
- в 1949 году начислено бюджетных средств - 5400, из них на учебное оборудование – 700, на хозяйственные нужды – 2150 рублей.

Количество обучающихся в классах в период с 1944 по 1950 годы (всего/в том числе девочек) приведено в таблице
- в 1944/45 году: 1 класс – 26/15, 2 класс – 16/7, 3 класс – 13/3, 4 класс – 13/5;
- в 1946/47 году: 1 класс – 22/7, 2 класс – 23/13, 3 класс – 19/10, 4 класс – 8/4;
- в 1947/48 году: 1 класс – 17/5, 2 класс – 22/9, 3 класс – 16/8, 4 класс – 15/10;
- в 1948/49 году: 1 класс – 12/5, 2 класс – 12/3, 3 класс – 26/9, 4 класс – 15/7;
- в 1949/50 году: 1 класс – 9/5, 2 класс – 19/1, 3 класс – 11/3, 4 класс – 24/9.

Количество (обучающихся/не обучающихся) детей  в разрезе деревень и возраста
Турово
- в 1944/45 году: дети 8 лет – 8/0, дети 9-11 лет – 19/0, дети 12/15 лет – 0/3;
- в 1946/47 году: дети 7 лет – 7/0, дети 8-11 лет – 13/0, дети 12/15 лет – 0/7;
- в 1947/48 году: дети 7 лет – 6/0, дети 8-11 лет – 23/0, дети 12/15 лет – 0/0;
- в 1948/49 году: дети 7 лет – 4/0, дети 8-11 лет – 22/0, дети 12/15 лет – 0/0;
- в 1949/50 году: дети 7 лет – 4/0, дети 8-11 лет – 16/0, дети 12/15 лет – 0/0.
Кресцово
- в 1944/45 году: дети 8 лет – 17/1, дети 9-11 лет – 14/0, дети 12/15 лет – 0/2;
- в 1946/47 году: дети 7 лет – 8/0, дети 8-11 лет – 31/0, дети 12/15 лет – 0/6;
- в 1947/48 году: дети 7 лет – 7/0, дети 8-11 лет – 28/0, дети 12/15 лет – 0/0;
- в 1948/49 году: дети 7 лет – 5/0, дети 8-11 лет – 26/0, дети 12/15 лет – 0/0;
- в 1949/50 году: дети 7 лет – 5/1, дети 8-11 лет – 25/0, дети 12/15 лет – 0/0.

Андрей Александрович (1919-1998) жил в Некрасовском. От деревни до поселка путь неблизкий, более пяти километров. Крепкий и выносливый, его он преодолевал то пешком в весеннюю и осеннюю распутицу, то на велосипеде, а то на лыжах. Первые занятия начались с посещения соснового бора и реки Волги – нашей малой родины. Вроде бы мне уже известные места, но открылись они с другой, неведомой стороны. Этот первый урок природоведения, вероятно и стал зародышем моей будущее профессии – лесовода. Вот что значат первые учителя, их педагогические таланты и умения. Не одно поколение деревенских детей воспитал он. В Туровской школе начинали свой путь известные в Некрасовском люди: Знатнов  Лев Павлович (учился с 1946 года) – преподаватель физкультуры Некрасовской средней школы; Яшинин Дмитрий Юрьевич (учился с 1957 года)  – директор Некрасовского машзавода.
В начальной школе учились дети из Турова и Кресцова. От школы до Кресцова расстояния было чуть более километра. В период моего обучения в каждом классе состояло от одного до пяти учеников. Обучение проводилось в две смены. Учились одновременно в одну смену первый и третий классы, в другую смену второй и четвертый. Класс располагался на втором этаже в просторном зале. Классические деревянные парты с крышкой, доска с мелом, чернильницы и перьевые ручки, географические карты в углу. Электричества в деревне не было, занимались при керосиновых лампах. Сколько прошло времени, а я до сих пор помню эту обстановку. Каждый урок начинался со звона колокольчика. Урок сначала объяснялся, а потом надо было заниматься самостоятельно. Можно было слушать, что объясняют старшим классам. Это помогало в дальнейшем усваивать школьную программу. Каждая смена уроков начиналась с короткой физической разминки, комплекса гимнастических упражнений.
Обучение проходило непринужденно, по-домашнему, но авторитет учителя был непререкаемым. И у родителей он пользовался уважением. Кроме классных занятий ученики занимались сбором макулатуры и металлолома, разведением кроликов на пришкольном участке, высаживали перед школой цветники, вели наблюдения за погодой. К новогодним праздникам привозилась и наряжалась елка, для родителей ставилась концертная программа. Физкультура проходила всегда на воздухе: в теплое время года на специальном стадионе с изготовленными снарядами (бревно, шест, канат, перекладина, яма для прыжков в длину), зимой катались на лыжах с горки. Была своя маленькая библиотечка, которая умещалась в учительском шкафу. Книги выдавал учитель, по прочтении обязательно спрашивал, о чем книга и что в ней понравилось. Были там и шашки с шахматами, после уроков можно было играть. Андрей Александрович обладал каллиграфическим почерком. Мои прописи и тетради пестрили алыми пометками, что говорило о корявом написании букв и цифирь. Мой почерк до сих пор трудночитаем.
Школа на лето становилась пионерским лагерем для проблемных подростков, Название у него, помнится, было – имени Павлика Морозова. Директором и воспитателем в нем после учебного года становился опять же Андрей Александрович.
По окончании начальной школы ученики, для дальнейшего получения образования направлялись в Некрасовскую среднюю школу, где, по началу проходили аттестацию – своеобразный экзамен на уровень подготовки. Андрей Александрович при этом присутствовал и очень переживал за каждого из нас. Были среди учеников начальных классов и второгодники по неуспеваемости.
Здание школы запиралось на ночь, но не охранялось. Деревенская детвора любила собираться по вечерам на школьном крыльце. Убирала классы, топила печи, приносила воду уборщица. Делала она это до начала занятий.
Уходит в историю то время, из которого начинаются наши истоки – наше детство. Многое изменилось. Нет в живых моего первого Учителя, нет и школы – она сгорела в буйные девяностые. Дом, в котором я родился, обветшал и врос в землю. Всплывают из памяти те далекие годы, хочется вернуться к былому. Но, увы…


Рецензии