меланхоличный Истамбул Пиллоу, мустаж делишез джал

=миниСЕРИЯ=пьесы.16-17.


пьеса # 1 - меланхоличный Истамбул Пиллоу, мустаж делишез джалозз


===================================================


Путе(Ё)вые заметки (очерки,эссе)
Путевой журнал дневник.

Памук Орхан писал, что Стамбул на него навевает меланхоличные настроения. И он стал не художником и фотографом, а писателем. Прямолинейный честный писатель надо отметить, не лебезил, не льстил, не лицемерил, не двуличествовал (в плохом смысле слова, т.к. есть и положительный момент в гибкости, чтобы не 24часа лезть на рожон, а иногда чуть-чуть мудро претворяться во благо, хитро уходить от бесполезной траты времени и сил на не нужные и не необходимые и не важные, по сути конфликты в некоторых хронотопах (местах и времени).

Для меня визуальным образом-визитной карточкой в моих воспоминаниях Стамбул представляется –всплывает с его районов Фати(х) и Караван Сараем. С основными самыми большими дворцами-мечетями с характерными минаретами высокими (как трубы тянущиеся в небо). И с видом из далека, особенно с холмов района Кадикой/Мода (который напротив через Босфор), когда мечети с минаретами в какой-то некой дымке воздушной. Этот эффект придаёт пущую загадочность и сюрреалистичность, рисующую в возбуждённом воображении абстракции своеобразные импрессинистско-экспрессионистские галограммы, подобные холстам Мане и Ван Гога.

Эти фантазийные образы и ощущения из таких районов города, соответственно по инерции передаются, привязываются ассоциативно ко всему Стамбулу вообще. И таких уголков (местечек) я для себя открыл в бывшем (экс)Константинополе порядка десяти, по своему прелестных и очаровательных весьма. В этих местах своя энергетика, атмосфера и своё течение времени. На фоне Босфора это особенно впечатляет. В первую очередь меня интересовали и волновали уголки старинные, достопримечательные, можно сказать музейные. Таким образом посетил такие районы бывшей Византии как то, в Европейской части: Фати(х), Караван-Сарай, Таксим, Бешикташ, Кабаташ, Джахонгир, Этилар, а в

Анатолийской (Азиатской)  части соответственно: Ташикташ, Эминону, Кадикой/Мода. При этом мне известно, что район Голден Хорн (Золотой Рог), который находится в Европейской части, является для меня «пробелом», т.е. районом, который я не успел в полной мере посетить и окунуться в его атмосферу. Поверхностное сиюминутное представление о котором, я получил, лишь глядя  из окна поезда, проезжая мимо несколько раз на метро.

На Таксиме, недалеко от бродвейско-арбатской улицы Истиклал, я как-то раз возле спуска, толи в метро, толи в тоннель, познакомился приятным тёплым весенним вечером с не менее приятной девушкою с мечтательным видом, сидящей и придававшейся каким-то думам почти глубокомысленным. Но в то же время почти легко откликнувшейся на мой вопрос-вызов выйти в контактный мир на связь и совместную прогулку заодно. Улыбнувшись и засмущавшись, прижав подбородок к шее и блестящим взглядом из-подлобья, изучающее и ожидающе осмотрев меня, моё лицо мимолётным сканирующим взглядом. Она, как и полагается девушке в таких внезапных случаях спонтанных знакомств, чуточку покраснела, но еле заметно, так как она смугленькая. Gentle women, как она себя позже охарактеризовала-назвалась (по видимому в контексте своей доброты и гостеприимности, что в принципе действительно имело место быть). Мирское же имя ей Элиф.

Мы гуляли на Таксиме до ночи, фотографировали(сь). Затем поехали к ней на район Этилар (тоже находится в европейской части и считается элитным). Ехали почти на последнем автобусе почти час. Как мы позже узнали (новостью это было и для неё тоже, как это ни странно), рядом с её домом в пяти минутах ходьбы как раз достраивали и через неделю уже открыли одноимённую станцию метро. Мы потом, как раз где-то через недельку, чуть ли не в знаменательный первый день открытия её и опробовали, прокатившись вместе. Я потом ещё разок там проехался, когда в последний день перед самолётом приехал к ней из анатолийской части. Тогда я сначала утром выехал из Кадикоя/Мода до пристани, затем пересел на паром (на англ. seabus) и, переплыв через Босфор до Бешикташа, пересел на автобус и полтора часа ехал до её дома. А от неё уже на метро, как раз с этой же новенькой станции.
Помнится там ещё, кажется, какой-то кораблик в виде

мозаики выложен на стене.

Одним словом витиеватые логистические траспортабельные схемы я проходил в Стамбуле. А пока до этого финального прощального дня со Стамбулом мне впереди ещё предстоят некоторые разнообразные ситуации приключения. И об одном из них я продолжу свой рассказ (как в «1001 ночи» каждую ночь по истории).

Так вот моя новая знакомая Элиф удивлялась по поводу надобности в её районе станции метро, т.к. район элитный и наземное сообщение в порядке, зачем для кого подземка. Мне подумалось, что для обслуживающего персонала тех же увеселительных  кабаков, питейный и не питейных заведений и т.п. как минимум и сгодится это дорогостоящее мероприятие сооружение красивое под названием станция метро Этилар. Может и будет тогда в самый что ни на есть раз для этих товарищей.

Элиф училась лет несколько назад на фотографера, но к сей специальности питает не то что бы интерес и любовь, а как раз таки скорее всего наоборот, как показала жизнь. Их видимо так дрессировали постановочной технике, «перегнули палку», что её подташнивает при упоминании профессии такой и при виде инструмента – фотоаппарата. Не хочет даже и близко прикасаться к нему, даже в айфоне и телефоне к камере антипатия у неё. И слышать не хочет о фотографировании.

Мечтает лишь о «доме на колёсах» (как они там его называют «карван»). Купить его и путешествовать таким образом. Кстати, автомобильный номер стамбула 34.
А пока мы гуляли бродили по ночному Стамбулу.

Другая девушка со странным для турков именем Гурзуф (больше удивлялись  как раз сами турки, переспрашивали имя). Страннее для них, чем для меня, т.к. для меня любое имя можно назвать несколько странным, потому что иностранное. А мне что Гурзуф, что Гузруф одинаково странные имена и одновременно просто чужестранные имена иностранные. Дело привычки просто запомнить и называть. Хотя несомненно есть ещё какие-то фонетические свойства имени – как слова, как звука: модуляции, мелодичности, т.е. как звучит это слово имя звук. Благозвучно, мелодично, красиво, или нет. Её часто доставали тем, что просили повторить чуть ли не

по слогам это её эксклюзивное редкое имя, настолько оно было диковинным для многих турков.

А она доставала в свою очередь меня тем, что просила повторить её имя без акцента с правильным произношением, когда на первом слоге делается подъём кончика языка вверх к нёбу, как будто «ё» произносишь, только «у» с этими точками и более притупленный звук, нежели в «ё». Но зато, к моему удивлению могла похвастать знанием некоторых слов на русском языке. Т.к. у неё толи были родственники предки в Казани, толи даже до сих пор где-то там кто-то есть. Английский язык у неё вполне себе ничего, приличный, и даже неприличный тоже - okay.

Гурзуф была потаёно, скрыто кокетлива и подтекстно игрива. И таким образом являла своим поведением наглядный явный пример как проявляется женский поведенческий диссонанс, особенно при общении с представителями противоположного пола. Т.е. противоречивость между вербальным и не вербальным поведением. Ну а суть её желаний и потребностей мне известна. Потому мне просто надо было брать, что надо, брать её.

А она делала вид что сопротивляется и шокирована, но я чувствовал и понимал (и потом это подтверждалось), что это просто часть «брачной игры». Как будто она это делала из этикета сохранения благоверного достойного лица, т.е. неких правил публичных приличий или с другой стороны одновременно заодно инстинктивно проверяла, инспектировала силу моего желания.

Она не совсем похожа на типичную турчанку. И даже в связи с этим вспоминается курьёзный случай. Мы где то в районе Караван Сарая прогуливаясь, решили уединиться для «дел высокой медитации» в каком то там закаулке-переулке-проулке между зданиями, как вдруг буквально сразу через несколько минут наши утехи прервали, появившиеся откуда ни возьмись толи охранники толи полицейские (но скорее всего первое) в форме и дали нам понять что то, чем мы занимаемся не прилично тут это делать.

И слава богу они вполне толерантно деликатно адекватно высказали нам свою точку зрения, дали нам понять что и как. Мне казалось понаслышке, что им крайне не приятно, когда мусульманки (турчанки) встречаются с не турками. Я явно не азиатской наружности, а вот что в ней не выдало её турецкого происхождения, для меня было загадкою. Хотя

вариантов не много – значит всё-таки, внешность у неё действительно не типично турецкая, заключил я в итоге. И плюс (это я потом постфактум понял) ей можно было бы притворятся не турчанкою, а туристкою просто говоря на английском например языке и таким образом «пыль в глаза напустить» кому угодно, если того требует ситуация. Так можно было бы избежать некоторых возможных неприятностей на почве некоего антисимитства, или чего-то подобного.

Она чуть-чуть учила меня турецкому языку и даже иногда и английским словам тоже некоторым, таким как mustage (усы), я до этого не знал этого слова. Кстати, а та первая девушка Элиф, научила меня другому забавному слову pillow (подушка). Тоже весьма любопытное забавное словечко. Прикольно  даже, подумать только, помню как вчера, как они произносят эти слова из своих уст, ведь это просто удивительно, как забавные слова могут прочно идентифицировать этих моих подруг на долгие годы, весело и приятно. Элиф-пиллоу, а Гурзуф-мустадж, мило, прелестно, вот и клички и общие приколы для веселья и радости, детского беззаботного озорства, баловства.
   
Ещё весело провели время с Сенем (бенче карван) и её сестрёнкою Сермин. Тоже хорошо потусовались, покуралесили на хипстерском районе Таксим/Мода особенно вечерами и ночами. Хотя и днём по работе ездили и делали разные интересные репортажи, например с мануфактуры семейной и агрономической тематики с волонтёрского сада. Весьма любопытные и занимательные знакомства были с ними и в их компании, тусовке.

..и всё эт0 попутно заодно с совершением (выполнением)
естественных каждодневных ритуалов, обыкновенного,
(не) нормального психа, в невыносимой лёгкости бытия
(быта и не очен'ь).

----------------------------------

Параллели больших городов разных стран

В Питере на стрелке Василеостровской, на Биржевой площади весной и летом проводятся ежепятничные вечерние опэнэйры хастл-вечеринок и танцевальных практикумов. А в Стамбуле на набережной длинной парковой зелёной на Таксиме/Моде на зелёной травке тоже проводятся хастл вечеринки.

Но публика там не такая разношёрстная и разновозрастною как в Питере (от 16 до 55) и одетых не так разнопланово. В Стамбуле же всё ж ребята более тематические стильные хипстерски одеты и возраст тоже примерно одинаковый от тех же допустим 16, но уже обрывается этот диапазончик где то на отметке в максимум лет 35. Т.е. более узкий тематический избирательный круг публики участвующей в подобных тусовочках акциях. И место опять же по типу сквера на набережной на травке где можно и вольяжно вольготно расположиться разложиться разлечься разгуляться разойтись разогнаться и взлететь улететь.

По-человечьи, хоть пикник устраивай с вином кином и домином, морожным пирожным шоколадно. А в Питере для такого вольяжного релакса не так уж и приспособленное место используется, хотя тоже довольно интересное и практичное. Только чисто танцы, танцы и ещё раз танцы.

Да и вообще хипстерство у стамбульцев отчётливее чётче контраснее заметнее явнее выражено, как например, в том же районе Кадикой/Мода. Как то по концентрированнее специализированнее тематичнее стилизованнее в этом районе Мода, где всё стилизованно под нео0ретро/ хипстерстайл и сам район Мода тоже оформляется дизайнируется в соответствии с людьми этими и всей средою обитания. Клубы, бары, магазинчики тематические винтажные. Люди одеты и стилизованны тоже под хипстерскую субкультуру нео0ретро, олдскул, винтаж стайл. Атмосфера поэтому соответствующая.

Заходишь в центр этого района и окунаешься погружаешься в эту атмосферу среду с головою, полное погружение. В этом переплюнули Питер и Москву. Хотя в Питере потематичнее, повыразительнее это хиптерство, чем в Москве в общей массе огромной

размыто и не заметно явно, только выискивать надо и тогда эта тоже тема крутая.


Итак, 7-мь любопытных на мой взгляд параметра жизни по 7-ми интересным большим городам мною посещённых

города:

Москва, Питер, Стамбул, Бангкок,
Алматы, Вьнтьян (столица Лаоса),
и Сиань (Китай Xian).

1.  Креативность (в т.ч. «хипстерство»)
а) Стамбул 9/10
б) Питер 8/10  Бангкок 8/10 Москва 8/10
в) Сиань 7/10
г) Алматы 6/10 Вьентьян 6/10

2. Архитектура
а) Стамбул 8/10   Питер 8/10 Москва 8/10 Вьентьян 8/10 Бангкок 8/10      Сиань 8/10
б) Алматы 7/10


3.  Колорит (контрастность,экспрессия буйство пёстрота красок и эмоций впечатлений, эклектичность,смешение всевозможных разностей, стилей и т.п.)

а) Стамбул 10/10 (Азия+Европа) = (оч. многонациональный город)

б) Москва 9/10  Алматы 8,5/10 = (тоже весьма довольно многонац. гг.)

в) Питер 8/10  Бангкок 8/10   Вьентьян 8/10   (т.е. уже более «чистые, беспримесные« мононациональные города)

г) Сиань 7.5/10  (только относит. не очень больш.кол-во туристов, вкраплениями разбавляет локальное местное аборигенское китайское многочисленнейшее из где-либо ещё в мире население
(кроме, пожалуй тех же Пекина с Шанхаем и/или Бомбея с Дели (в них я не был) = абсолютных количественных рекордсменов по числу горожан с цифрами с 8-ю нулями  ,00000000,
наверное может быть, точную не знаю статистику).
Хотя в Сиане есть Мусульманский квартал.

4. Романтичность (настрой на любовный лад, романтический, амурный)

а)  Бангкок 10/10 Вьентьян 10/10 Сиань 10/10
б) Стамбул 9/10 Питер 9/10 Москва 9/10 Алматы 9/10

5. Шумность (суетливость)

а) Сиань 11/10  Москва 10/10  Стамбул 10/10  Бангкок 10/10
б) Питер 8/10
в) Алматы 7/10  Вьент’ян 6/10


6. Ночная жизнь

а) Москва 10/10 Стамбул 10/10
б) Питер 9/10 Бангкок 9/10  Сиань 9/10
в) Вьент’ян 8/10
г) Алматы 6/10

7. Культурность (интеллигентность, образованность, эстетичность, такт)

а) Питер 9/10  Москва 9/10   
б) Стамбул 8/10  Сиань 8/10   Бангкок 8/10  Алматы 7.5/10
в)  Вьентьян 6/10

PS:

 Для сравнения если взять провинциальный городок, то параметры будут примерно на порядок ниже и приблизительно от 3 до 5 /10. Но скорее всего надо надеяться, что там какие то свои достоинства, плюсы, преимущества должны быть.

Например, если это Судак (Крым) то это море, микроклимат благоприятный и т.п. Т.е. некие курортные благодатные места аутентичные с благоприятной природной экосистемою и ландшафтами, интересными природными красивыми и полезными.

F  i  n   . .


Рецензии