Армейские закавказские истории

1.

Служил я в армии в жарком и засушливом Закавказье, в паре десятков километров к северу от турецкой горы Арарат.  Шел 1965 год - юбилейный со времени турецко-армянской резни.  И армянам, естественно, сильно не нравилось, что Арарат турецкий.  Как свидетельствует история, Арарат много веков  был армянским.  И потому местные жители, вооружившись охотничьими ружьями и кольем-дубьем, ибо более серьезного оружия в социалистическом обиходе не имелось, собрались идти в Турцию, дабы отвоевать Арарат, а заодно отомстить проклятым османам за учиненный в 1915 году геноцид.

Социалистические власти, предвидя роковое развитие международных событий (Турция была натовской страной), приняли меры к сохранению социалистической законности и порядка.  Для этого социалистические власти отрядили от каждой войсковой части, дислоцированной в Закавказье, по взводу автоматчиков и выдали приказ стрелять на поражение по всем, кто из местного населения двинется толпой в сторону государственной границы.  Попал и я в состав доблестных защитников турецких рубежей от армянских посягательств.  Мне был выдан калаш АК-47 и два рожка с боевыми патронами.

Благодарю Господа, что до применения оружия на моем участке дело не дошло.  Ибо я точно попал бы под трибунал за "отказ действовать оружием в боевой обстановке", что в переводе с социалистического на обычный означает "за отказ стрелять по своим".

2.

В том же жарком и засушливом Закавказье я был ночью разбужен по тревоге, моментально снабжен калашом с боевыми патронами и отправлен на армейском "Урале" на окраину города Ереван.  Приказ был - отстреливать бегущих лиц, если таковые окажутся в поле зрения.  Слава Богу, отстреливать бегущих лиц не пришлось, ибо таковых в моем поле зрения не появилось.  Да и вообще стрелять по людям я считаю делом гнусным и абсолютно недостойным.

Выяснилось: происходила облава на ереванских гомиков из ночных притонов.  Но хотя к гомикам я отношусь резко отрицательно, стрелять в них я все равно не стал бы, ограничившись рабоче-крестьянским общественным порицанием.

3.

В самовольные отлучки в город Ереван я ходил довольно часто.  В самовольных отлучках я умудрился закончить курс химфака Ереванского университета (в Питере не перезачли - мол, "научная школа другая"), полностью посмотреть все серии фильма "Фантомас", посетить множество кафе и ресторанов, в числе которых был знаменитый "Крунк", построенный в стиле загнивающего западного дизайна.  А еще я познакомился с профессиональным самогонщиком, кандидатом медицинских наук Кромвелем Наполеоновичем Батикяном.

Кромвель Наполеонович занимал должность скромного врача-рентгенолога при местной поликлинике, а де-факто имел огромную самогонную лабораторию, оснащенную самым современным контрольным оборудованием типа хроматографов и масспектрометров для проверки качества продукции.  Очистка продукта с помощью ионного обмена - это был уже прошлый век в практике Кромвеля Наполеоновича Батикяна.  Кромвель Наполеонович гнал напитки, качеством не уступающие лучшим армянским и европейским коньякам.

Кромвель Наполеонович свободно общался на шести европейских языках, приводил по памяти длиннейшие цитаты из классики и был мастером спорта по шахматам.

Я как-то спросил: "Кромвель Наполеонович, а откуда у Вас такое интересное имя?"  На что Кромвель Наполеонович ответил: армяне любят оригинальность.  Мой отец Наполеон Бонапартович не был исключением.  Но первенство по оригинальным именам держат не армяне, а ассирийцы, являющие собой малую часть населения Армении.  И пожалуй, самый выдающийся образец в их имятворчестве - это Ашшурбанапал Навуходоносорович Октахптрнерян (в переводе - Восьмибратов.  Октах - восемь, птрнер - брат).

(Будет продолжено)


Рецензии
У вас крайне интересные автобиографические истории. :)

"За многовековую историю Армении Арарат всегда был армянским". Так выражаться некорректно. Предлог "за" предполагает некую завершённость, требует глагола в совершенном виде. Например: " За весь день я не встретил ни одной женщины". Для несовершенного вида глагола, некоего продолжительного действия, лучше использовать, допустим, "в течение/на протяжении/ в продолжение".

"Для этого солнциалистические власти отрядили от каждой войсковой части, дислоцированной в Закавказье, по взводу автоматчиков, и выдали приказ стрелять на поражение по всем, кто из местного населения двинется толпой в сторону государственной границы." Во-первых, посоветовала бы заменить эти самые власти словом "они" - ну только что же, в предыдущем предложении, фигурировали "солнциалистические власти"! Во-вторых, запятая перед "и выдали" не нужна. Власти отрядили и выдали. Обычные однородные члены с одиночным союзом "и". Вот "дислоцированной в Закавказье" совершенно правильно выделено запятыми - как причастный оборот.

"в окраину города Ереван" - на окраину. Прям как в споре про "вна Украину". ))

"знаменитый "Крунк", постороенный в стиле" - опечатка. Построенный.

"де факто" - пишется через дефис.

"на предмет проверки качества продукции". Нельзя сказать: "оснащение оборудованием на предмет проверки качества". Это проверка может быть произведена на предмет чего-нибудь. Синоним - "насчёт". Можно сказать: "Я поговорил с Васей на предмет/насчёт его успеваемости", но нельзя же сказать: "У нас есть оборудование насчёт проверки". Тут подойдёт, например, "для проверки/ предназначенным для проверки" - что-то такое.

Кромвель Наполеонович потряс. )))

Белая Голубка   30.08.2018 11:48     Заявить о нарушении
Я почувствовал себя листом фотобумаги в ванночке с проявителем. БЯЯЯ-Я-Я-Я, какая жуть вырисовывается ((((((
СПАСИБИЩЕ ОГРОМНОЕ! Первый раз удостоился такого детального и высокопрофессионального разбора по косточкам. Утром брошусь всё исправлять.

Мишаня Дундило   30.08.2018 12:52   Заявить о нарушении
Примерно так я редактирую и за деньги. Можете рекомендовать знакомым. Цены крайне демократичные. :)

Белая Голубка   30.08.2018 13:28   Заявить о нарушении
"За многовековую историю Армении Арарат всегда был армянским". Так выражаться некорректно. Предлог "за" предполагает некую завершённость, требует глагола в совершенном виде. Например: " За весь день я не встретил ни одной женщины". Для несовершенного вида глагола, некоего продолжительного действия, лучше использовать, допустим, "в течение/на протяжении/ в продолжение".

Подумал, согласился, исправил.

"Для этого солнциалистические власти отрядили от каждой войсковой части, дислоцированной в Закавказье, по взводу автоматчиков, и выдали приказ стрелять на поражение по всем, кто из местного населения двинется толпой в сторону государственной границы." Во-первых, посоветовала бы заменить эти самые власти словом "они" - ну только что же, в предыдущем предложении, фигурировали "солнциалистические власти"! Во-вторых, запятая перед "и выдали" не нужна. Власти отрядили и выдали. Обычные однородные члены с одиночным союзом "и". Вот "дислоцированной в Закавказье" совершенно правильно выделено запятыми - как причастный оборот.

Запятую (воистину лишнюю!) убрал.
Многократное повторение слов "соЛНциалистические власти", не оправданное ходом повествования — это у меня некий издевательский рефрен. Пользуюсь таким приемом довольно часто. Например, в рассказе "Изысканное блюдо" я нудно повторяю тройное словосочетание "товарищ подполковник Горский", хотя в большинстве оных словоупотреблений вполне можно было бы обойтись без "товарища подполковника".

"...в окраину города Ереван" - на окраину. Прям как в споре про "вна Украину". ))

Абсолютно согласен. Просто опечатка, которую немедленно исправлю.

"знаменитый "Крунк", постороенный в стиле" - опечатка. Построенный.
"...постороенный" исправил.
А вдруг и сам заметил у себя некий ляп. "...построенный в стиле загнивающего западного дизайна". Можно ли говорить "в стиле дизайна"? Дизайн и стиль — почти синонимы. А?

"де факто" - пишется через дефис.
Проворонил, исправляю.

"на предмет проверки качества продукции". Нельзя сказать: "оснащение оборудованием на предмет проверки качества". Это проверка может быть произведена на предмет чего-нибудь. Синоним - "насчёт". Можно сказать: "Я поговорил с Васей на предмет/насчёт его успеваемости", но нельзя же сказать: "У нас есть оборудование насчёт проверки". Тут подойдёт, например, "для проверки/ предназначенным для проверки" - что-то такое.

Даааааааа, я не к месту употребил канцеляризм. Сейчас придумаю что-нибудь удобоваримое.

СПАСИБО за столь тщательное редактирование!!! Только (с Вашего позволения) оставлю без изменений все, что связано с "солнциалистическими властями". Будьте добры, уважьте, если я даже не прав.

********

P.S. Мне неудобно напрягать Вас за просто так. Живу по меркам страны за гранью нищеты. Чем богат — красивыми фотографиями природы штата Юта и всякими-разными веселыми коллажами, сделанными мною с помощью фотошопа. Поделюсь с удовольствием.

А Вас как редактора буду всячески пропагандировать.

Мишаня Дундило   30.08.2018 17:42   Заявить о нарушении
Б.Г., а вы пробовали предлагать свои редакторские услуги авторам "Прозы"? Мне кажется, отдельные товарищи нуждаются в правке своих текстов даже в большей степени, чем Ваш покорный слуга. А покорный слуга, как неиграющий тренер: сам не способен на литературные подвиги, но хорошо видит достоинства и недостатки чужих произведений. Так что могу заявить с высокой трибуны, что материал для работы у вас на "Прозе" найдется.

Мишаня Дундило   30.08.2018 18:31   Заявить о нарушении
Насчёт властей - я так и подумала, что рефрен. Но на всякий случай придралась. :)

Материала для редактирования на Прозе - выше крыши. Но очень немногие авторы этого самого редактирования жаждут. Некоторые сильно оскорбляются.

Впрочем, именно на Прозе я и нашла благодарного автора, с которого и началась моя редакторская деятельность. Автор порекомендоал меня другому автору, а заодно издателю - и работой обеспечили на пару лет. Книг чуть ли не десяток через меня прошёл. Сейчас затишье, но в ближайших планах редактирование целого сборника перед бумажным изданием плюс включение в этот сборник моих произведений.

Белая Голубка   30.08.2018 20:45   Заявить о нарушении
Б.Г., вы для меня находка. Давно мечтал о человеке, который меня раскритикует и чему-то подучит. Но мне, ей-богу, неудобно, что вы такую трудную работу делаете для меня "за так".
Я тоже когда-то пытался помогать авторам в исправлении ошибок. Но моей квалификации хватало только на выявление ляпов, с размаху бьющих по лбу и шокирующих, типа: "карова, сабака", "ложит" (в смысле — кладёт), "договорА (мн.ч.)", "боиться", "моё день рождение", "твоё кофе остыло", "займи мне десятку", "одела пальто", "двое девушек", "пара чулков". И удивлялся, что я, вроде, помогаю, а люди обижаются.

Мишаня Дундило   30.08.2018 21:05   Заявить о нарушении
Вот-вот. Приятно встретить необидчивого. ))
Не смущайтесь, я не перенапрягаюсь. Редактирование - моё хобби, а заодно и возможность заняться самообразованием.

Белая Голубка   30.08.2018 21:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.