ПреПодобие Сатья Саи Бабы Иисусу Христу. По Лэнгу

                http://www.proza.ru/2017/09/06/12
      ПреПодобие Сатья Саи Бабы >  Иисусу Христу. По Лэнгу

      Английский писатель Ron Laing = Рон Лэнг = Рон Ленг
       > о ПреПодобии Сатья Саи Бабы >  Иисусу Христу

  Перевод 3-й главы <  из 2-й части (написанной Роном Лэнгом)  книги :
  Peggy Mason and Ron Laing : Sathya Sai Baba. The Embodiment of Love.
   (РУССКОЯЗЫЧНЫЙ изданный перевод
> http://saiorg.ru/saiorg/index0fc1.html?id=712  > Пегги Мэйсон и Рон Лэнг   > Сатья Саи Баба _Воплощение Любви)

ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. ПреПодобие Сатья Саи Бабы >  Иисусу Христу. (Перевод текста Рона Лэнга)
 2.Англоязычный текст Рона Лэнга ( источник)
3. Ссылки

                1 ПРЕПОДОБИЕ САТЬЯ САИ БАБЫ > ИИСУСУ ХРИСТУ
                (Перевод текста Рона Лэнга)

   Еще до своего визита в Индию я два года изучал жизнь и учение Сатья Саи Бабы и пришел к твердому заключению, что вновь "Слово стало плотью", что инкарнировался Священный Принцип – то есть пришел Аватар, чтобы спасти мир от разрушения и ввести его в новый Золотой Век. Собственно, я почувствовал это каким-то зрением души, прочитав не более десяти страниц первой из открытой мною книги, и впечатление от того волшебного момента все больше заполняло мою душу.

   Но не меньшее впечатление произвела на меня необычайная схожесть жизней, учений и личностей Саи Бабы и Христа, и не только в целом, но и в деталях, в частности в словах и фразеологии, которыми они пользовались, которые практически идентичны. Вы этого не увидите, если изучите высказывания Будды, Магомета или других основателей мировых религий. Это верно, что все мировые религии отстаивают в основном одни и те же истины, но схожесть между Саи Бабой и Христом уникальна.

   1968 году Альберт Экхарт написал: "Различие между Саи Бабой и Иисусом Христом заключается в том, что первый живет сейчас и его чудеса подтверждают многие люди, в то время как о чудесах Иисуса Христа рассказано только в Библии. Тем не менее поведение и деяния обоих схожи, а часто – одинаковы".

   Безусловно, когда я говорю об Иисусе Христе, я говорю не о человеке, Иисусе из Назарета, а о Высшем Божественном Существе, Христе (греческое слово "Христос" означает "помазанник"), который защищал и вел человека – Иисуса, начиная, вероятно, с его крещения в Иордане. Некоторые считают, что Христос – Космическое Существо, которое отвечает не только за нашу Солнечную систему, и в этом может быть причина настойчивого утверждения ортодоксального христианства о "единственном Сыне Своего Отца".

   Христос говорил устами Иисуса из Назарета: "Я – Путь, Истина и Жизнь. Отец Мой и Я едины; никто не может прийти к Отцу, кроме как через Меня". На первый взгляд это невероятное утверждение должно быть, по существу, или истиной, или галлюцинацией величайшего суперманьяка своего времени. Но учение суперманьяка не переживет две тысячи лет. Фальшь может существовать какое-то время, вводя людей в заблуждение, но она не может жить веками, если в ней не заложена хотя бы крупица истины. Как сказал поэт Уильям Платт: "То, в чем есть жизнь, навеки будет вечным; а то, в чем нет ее – всегда будет мертво". Остается фактом, что учение и жизнь Христа вдохновляли святых и мучеников на протяжении всей истории следовать его учению и примеру.

   Саи Баба сделал еще более невероятное утверждение: "Моя власть неизмерима, моя истина – необъяснима и недосягаема. Я недоступен для самых интенсивных исследований и самых тщательных измерений. Нет ничего, что укрылось бы от моих глаз. Нет такого места, куда я не мог бы проникнуть, и нет такой проблемы, которую я бы не смог разрешить. Моя вседостаточность безусловна. Я объемлю все. Я Абсолютен."

   Мания величия? Однако почти за сорок лет, прошедших с начала его миссии, этот человек в Индии собрал вокруг себя пятьдесят миллионов последователей, он имеет в этой стране более трех тысяч своих Центров, построил шесть университетов. Его известность, несмотря на желание не слишком рекламировать себя, распространилась по всему миру; его Центры имеются практически в каждой стране Запада и Востока. Вполне возможно, что он в Индии известен лучше, чем нам в Европе.

   На его пятидесятилетнем юбилее д-р Дайуэйкер, индийский ученый и государственный деятель, сказал: "Когда-то Свами был деревенским мальчуганом. Теперь мы собрались со всего земного шара и что же мы видим? – Поселок возле Путтапарти (место ашрама, где некогда была бедная деревушка) с жильем для тысяч гостей – философов, законодателей, педагогов, ученых, инженеров, для неграмотных и для образованных, для богатых и для бедных, для представителей всех религий и всех наций. Если это не воплощенное чудо, то хотел бы я знать, что это такое?"

   "По плодам их узнаете их". Иисус Христос ходил по земле, любя людей и исцеляя больных. Сатья Саи Баба тоже делает это, он двадцать четыре часа в сутки работает без устали на благо человечества; говорят, он не спит, а ест так мало, что обычному человеку такого рациона было бы недостаточно для жизни. Он изливает свою любовь на головы миллионов, он излечил тысячи. Он говорит: "Я – воплощение любви; любовь – вот мой инструмент". И подобно любви Христа, его любовь – любовь в действии. Христос, будучи распят, основал религию, которая охватила собою полземли. Саи Баба, будучи живым, стоит на пути к тому же самому, возрождая души всех религий, которые, хотя и окутаны догмой и теологией, являются по сути своей любовью. Поэтому мне кажется, что когда один говорит: "Я – Путь, Истина и Жизнь", а другой: "Моя вседостаточность безусловна. Я объемлю все. Я Абсолютен", – они говорят правду, они оба – Богочеловеки, Божества, не только пророки или гуру.

   Оба они совершенно одинаково объясняют цель жизни человека на земле. Символическое значение христианского креста – это вырывание с корнем низшего "Эго": вертикальная черта означает это самое низшее "Я" (в английском языке "я" пишется как "I"), с которым мы рождаемся, а горизонтальная – перечеркивание этого низшего "Я". Интерпретация Бабы идентична: "Ваше рождение происходит с единственной целью: уничтожение низшего "Я" на Кресте Сострадания". Оба провозглашают братство людей и всемирность миссии. "Идите, учите все народы", – говорит Христос. "Моя миссия принадлежит всему человечеству, – говорит Баба. – Все люди из одного истока, все – Божественного происхождения. Все – клетки одного Божественного организма. Поэтому распознавайте в каждом существе брата и изгоняйте все связывающие вас мысли и предубеждения. Есть только одна религия – религия Любви, только одна раса – раса Человечества, только один язык – язык Сердца".

   Учение обоих является как экзотерическим, так и эзотерическим. Христос учил массы с помощью простых притч, изумляя ученых и теологов в храме степенью своего знания и глубиной понимания. Баба тоже учит массы с помощью притч, а с другой стороны, он может объяснить эрудированным браминам самые малопонятные тайны Вед.

   Будучи Божественными, оба явились в мир в облике гуманного и вселюбящего человека, а не уединившегося в монастыре святого.

   Ты чувствуешь это в Христе: он одновременно и твой друг и Богочеловек. Так же и с Бабой: то он помогает своему преданному в несчастье, то одалживает бритву у своего помощника д-ра Гокака, то останавливает машину, чтобы дать денег сидящему на обочине бродяге, а то вдруг начинает творить самые удивительные чудеса.

   Во время Нагорной проповеди и в других местах Христос управлял многотысячней аудиторией, он был с восторгом принят практически всем Иерусалимом. Баба во время фестивалей или при проведении даршана, а также во время вызывающих бурю визитов в большие города управляет аудиторией в десятки тысяч (до четверти миллиона).

   Оба начали свои миссии, будучи детьми. Христос поучал в храме в Иерусалиме в возрасте двенадцати лет. Баба творил чудеса в возрасте восьми лет, а свою миссию начал выполнять, когда ему было тринадцать.

   Единственное большое расхождение, которое я заметил, заключается в степени, в которой Христос практиковал экзорцизм. Упоминания о том, как он изгонял дьявола, встречаются постоянно. Баба тоже занимается этим, но не так часто. В одном случае он дает детальные инструкции своему преданному, как противостоять действию обряда черной магии, предпринятого против него, включая описание того места, где после черного ритуала был похоронен жертвенный козел.

   Но основные цели и догматы у каждой из вер одинаковы. Христос не собирался основывать новую религию. Он пришел, чтобы исполнить Закон Единства, чтобы провозгласить новое откровение, построить новое на старом, прекратить коррупцию, указать на ошибки в Святом Писании, чтобы улучшить старый закон – "око за око, и зуб за зуб" – и заменить его на правило: "возлюби врага своего" и "подставь другую щеку".

   Баба не основывает новой религии. На своем фирменном печатном бланке он имеет символы религий, которые он считает пятью главными: индуизма, буддизма, христианства, ислама и зороастризма (учения Заратуштры). Он постоянно восстанавливает старые плащаницы и указывает на интерполяции, потери текста и неверные интерпретации "Вед" ученым-ведистам. Он говорит: "Я пришел, чтобы восстановить древний путь к Богу". Можно сказать, что ничто не ново под духовным солнцем.

   Для обоих характерна вера в Закон Кармы и Перевоплощений, хотя почти все учение Христа, основанное на этой истине, было вычеркнуто через пять веков – на Соборе в Константинополе в 553 г. н.э. Однако они остались нетронутыми в Евангелии от Водолея. "Что посеешь, то пожнешь", – говорит Христос. "Любой поступок человека – хороший или плохой – преследует его", – говорит Баба. И он утверждает, что наша личность и наши взаимные связи зачастую так перемешаны и искажены моральными последствиями многочисленных прошлых жизней, что у любого из нас найдется кто-то, с кем мы не сможем жить мирно. Очень часто он отказывает в исцелении, так как знает прошлую карму человека и оценивает, какое количество страданий необходимо для его окончательного спасения. Но отказывает он всегда с улыбкой любви и ободряющим похлопыванием по плечу. (Страдающему же он объясняет: "Если я исцелю тебя сейчас, тебе все равно придется вернуться ко мне".)

   "Царство Божие внутри вас", – говорил Иисус. "Мы создаем свои миры сами", – говорит Баба. Учение об Атме (Боге имманентном), постоянно находящейся в человеческом существе, стоит у Саи Бабы практически на первом месте. Он повторяет эти слова. "Лучший гуру – это Бог, находящийся в вас, – заявляет он. – Бог в сердце каждого человеческого существа; черпайте у Него мужество и вдохновение. Это Гуру, в наибольшей степени заинтересованный в вашем прогрессе". Преданный, спросивший его, не Бог ли он, получил ответ: "Ты – Бог; единственная разница между нами в том, что я знаю, что я есть Бог, а ты – нет".

   Христос поддерживал женщин и старался поднять их положение выше уровня рабынь, в то время как мужчины сомневались, имеет ли женщина душу. Он часто находился в обществе женщин, и не только своей матери, но и Марии, Марты, Марии Магдалины, которые посвятили себя ему. Саи Баба утверждает: "Женщина наравне с мужчиной может идти по духовному пути". Он возвышает женщину как мать, как хранителя будущих поколений. ("Мать – это первый гуру ребенка") . Его первый Университет был построен исключительно для образования женщин.

   Христос проповедовал Радость и Полноту Жизни. "Я пришел, чтобы вы могли жить, и жить богаче". Какую же жалкую пародию сделал средний христианин, посещающий церковь, из этого величественного высказывания! Радость это сама суть личности и учения Саи Бабы. Послушайте тех, кто близко знает его, – Ховарда Мерфета, автора двух книг о Саи Бабе: "Мы, проходящие в борьбе сквозь печаль и преходящую радость, видим (в Саи Бабе) воплощение совершенной радости". Или д-ра Сандвайса, автора книги "Саи Баба, святой и психиатр": "Он находится в состоянии постоянного блаженства, его лицо и тело освещено аурой энергии, которую я никогда не наблюдал у кого-либо из людей". Или же самого Бабу: "Я всегда исполнен блаженства. Ничто не изменит мою улыбку".

   Конечно, краеугольным камнем учения этих Богов в образе людей является Любовь. Впервые взявший в руки Евангелие, если он не ограничен рамками теологии, не может не почувствовать всевозрастающего впечатления, что главная идея, заложенная в Евангелии, – это идея Любви: "Возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего, как самого себя, и на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки". Это золотое правило жизни, критерий, по которому можно принять решение в любом вопросе, вынести приговор по любому делу. Саи Баба является воплощением Любви. Это квинтэссенция всего его учения. "Начинайте день с любовью, наполняйте день любовью и заканчивайте день любовью" – это самый быстрый и самый прямой путь к Богу. Есть много окольных путей, но прямой путь – это Любовь. Другие пути ведут к тщеславию, отделяют человека от человека, отделяют человека от животных. Они замыкаются в себе, они ограничивают ваше знание о Божественном. Мое учение – это Према (любовь), мои действия – это Према, мой инструмент – это Према, мой образ жизни – это Према. Нет во владении человека ничего более ценного, чем любовь".

   Эти учения похожи даже в деталях. "Избегайте убийств, воровства, прелюбодеяния, жадности, похотливых желаний, гнева, нетерпеливости, ненависти, эгоизма, гордыни". Не похожи ли эти наставления на призыв к христианской добродетели? В девяти томах речей Саи Бабы можно найти любую заповедь Нагорной проповеди. Я привожу здесь некоторые высказывания обоих: Иисус: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Свами: "Чистые сердца видят дальше разума; они вдохновенней". Иисус: "Познай себя и будь верен себе". Свами: "Будь искренен перед своею внутренней сущностью". Иисус: "Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь?" Свами: "Вместо того, чтобы искать недостатки у других, поищите их у себя". Иисус: "Не судите, да не судимы будете". Свами: "Не судите других, ибо когда судите другого, осуждаете себя". Иисус: "Не мечите бисер перед свиньями". Свами: "Не говорите о преданности к Богу с теми, у кого ее нет, ибо можете потерять свою". Иисус: "Возлюби врага своего". Свами: "Не обращайте внимания на ненависть других к себе, так как в природе вашей – любить и прощать". Иисус: "Не всякий, говорящий: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного". Свами: "Секрет свободы заключается не в мистических формулах и молитвах, а в твоих деяниях". Иисус: "И Я всегда с тобой, до скончания века". Свами: "Моя благодать дается тем, кто всегда преисполнен любви и веры". Иисус: "Ты познаешь истину, и истина освободит тебя".

   Здесь Свами рассказывает историю об обезьяне, которая просунула руку через небольшое отверстие в сосуд с едой, схватила больше, чем ей было нужно, и не смогла вытащить руку; беря больше чем надо, никогда не освободишься! Это притча с большим смыслом: она говорит об освобождении от собственного "эго", гордыни, себялюбия, от избыточных материальных благ, о том, чтобы осознать себя и быть честным перед собой в своих намерениях – словом, о служении воле Божьей, а не своей воле.

   Иисус (предупреждая сомневающихся): "Момент спасения – сейчас". Свами: "Духовность не может ждать, сейчас самое время". Иисус: "Встань, вера твоя исцелила тебя". Свами: "Не допускай колебаний в своей вере, и я понесу твое бремя". Иисус: "Когда вы раните их, вы раните Меня". Свами: "Я в самом малом из вас и в самом лучшем. Не клевещите ни на кого и не вредите никому, ибо клеветать будете на меня, находящегося в нем". Иисус (в Иисусовой молитве): "Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки". Свами: "Никто не может претендовать на успех, ибо все мы всего лишь орудия в руках Господа". Иисус: "Придите ко Мне все нуждающиеся и обремененные, и Я успокою вас". Свами: "Доверьте мне глубину своей души, как бы это ни казалось абсурдным, как бы она ни была истерзана сомнениями и разочарованиями. Я не отвергну вас. Я ваша Мать".

   Как с учениями, так же и с личностями и чудесами. Ясно, что Христос обладал лучезарной прозрачностью, божественностью, без следа притворства, гордыни и эгоизма, и что действовал он, движимый только любовью, любовью, которую он буквально излучал. Впечатление от встречи с ним потрясало душу. И как мог человек, подойдя к небольшой группе неграмотных рыбаков, поговорить с ними в течение часа, а потом сказать: "Идите за мной" – и сделать так, чтобы они пошли, отказавшись от всего?

   Саи Баба обладает аналогичным воздействием. Его взгляд меняет человека. Часто души преображаются в тот же момент. Правда, так бывает не всегда. Д-ру Бхагавантаму, одному из наиболее видных индийских физиков-ядерщиков, потребовалось пять лет исследований, прежде чем он стал его преданным и провозгласил его божеством, вне законов физики и химии!

   Расхождения в реакции людей на него Баба объясняет следующим образом: "Старая душа подобна куску скалы, которая уже почти раскололась; требуется лишь небольшое прикосновение. Юная душа подобна куску бетона, которому требуется двадцать ударов кувалдой!"

   Д-р Сандвайс – пример первого случая. Впервые мельком увидев Свами, он написал: "С чем пришлось вступить в общение в тот краткий миг? Со всем миром. Что-то сломалось во мне. Какая-то часть любви и радости Бабы проникла в мою душу, и я почувствовал, что смеюсь, как ребенок. Самодовольное любование своими достижениями и забота только о себе в моем наборе ценностей оказались разбитыми и смешанными с пылью... Каким-то образом я изменился за одну ослепительную минуту. И я стоял, раскрыв рот".

   Говорят, Христос имел ауру величиной буквально в милю, и сенситивы, попадая внутрь этой зоны, на уровне психики ощущали ее присутствие и испытывали душевный подъем. Аура Саи Бабы описана д-ром Барановски (экстрасенсом и экспертом по фотосъемке, выполняемой по методу Кирлиан, из Университета штата Аризона) как, по сути дела, беспредельная. Энергия Белого цвета заполняет всю комнату, розовая (огромная, всеобъемлющая любовь) практически достигает горизонта.

   Христос имел "духовное зрение", которым мог заглянуть в человека и мгновенно узнать его мысли и характер. Женщине у колодца, которая болтала о том, как надо поклоняться Богу, он посоветовал осознать, о чем следует подумать прежде всего, и разобраться в своих отношениях с мужчинами в ее жизни. Баба, когда его спросили, почему он с одними людьми беседует, а другим отказывает, ответил: "Я смотрю в разум и сердце человека. Я вижу, у кого проблемы не терпят отлагательств и кому нужно помочь беседой". На самом деле его возможности простираются гораздо дальше, и эти возможности постоянно подтверждаются: он может видеть прошлое, настоящее и будущее любого из нас.

   Оба показали себя прощающими и милосердными Существами. Христос простил женщину, уличенную в прелюбодеянии, и проявил по отношению к ней великое сострадание и милость. Свами временами бывает суровым, но только с тем, чтобы в конце концов стать добрым. У него есть так называемая "Ремонтная мастерская", куда люди попадают, чтобы исправить свои недостатки (это проявляется в том, что Он перестает уделять им достаточно внимания) , но как только они покаятся и встанут на путь истинный, они с любовью принимаются в круг преданных. Он – суть прощения и милосердия. Суровый взгляд некоторых так называемых "святых" чужд его природе.

   Создается впечатление, что Христос предпочитал простых людей и простую жизнь: своих учеников он выбирал в основном среди простых людей. Баба очень часто спорит с учеными и доктринерами, жаждущими диспута и лавров победы над теми, кто гордится своей ученостью. "Будьте простыми и искренними", – говорит Он своим преданным. Они оба не любят подобных фарисеям. Христос называл их "окрашенными гробами". Свами называет их "сухими как пыль учеными, кичащимися своим умением спорить и разбираться в казуистике".

   Напротив, оба совершенно ясно показывают свою любовь к детям. Христос укоряет своих учеников: "Пустите детей приходить ко мне". Баба проявляет такую же любовь. Летом 1978 года дочь одного из последователей из Центра Саи в Уэллингборо сопровождала группу детей в Путтапарти. Дети взяли с собой семь мешков "подарков" для Свами, в которых было все – от большого плюшевого мишки до пакета "Уэтэбрикс!" Баба захотел лично посмотреть каждую игрушку, выражая свое восхищение и любовь, с которыми он принимал преподнесенный подарок. Свами просто обожал их – и проводил с ними целые часы, в то время как важные чиновники ожидали аудиенции.

   В первую ночь дети были слишком возбуждены, чтобы уснуть, поэтому Баба лег на пол вместе с ними и притворился спящим. Результат проявился немедленно: дети тут же заснули счастливым сном, Баба смог ускользнуть от них и вернуться в свои покои.

   Оба демонстрируют возможность глубоко испытывать священный гнев, то есть сильнейшее праведное негодование, которое вряд ли можно наблюдать у простых людей, поскольку мы склонны выпускать свой гнев в виде вполне допустимых законом тирад. Христос изгнал менял из храма кожаной плетью. Существует "анекдот" о случайном взрыве "гнева" Бабы, который я слышал от своего друга, его преданного, ставшего свидетелем этого события. Человек, у которого умирал богатый отец, пришел к Свами за советом финансового характера. Свами видел, что он думает только о своем вероятном наследстве. Он столь эмоционально набросился на просителя, обвиняя его в беспокойстве о деньгах, когда в заботе нуждался его больной отец, что мой друг был очень удивлен; затем он велел ему безоговорочно уйти, и через секунду он вернулся к своему обычному любезному состоянию. Гнев был всего лишь необходимым "действием". Я подозреваю, что то же было и с Христом – в эпизоде с менялами. Тем самым оба продемонстрировали, как нужно "ненавидеть грех, но не грешника".

   Оба также демонстрируют в своих личностях сочетание великой гуманности и авторитета власти. Про Христа в Евангелиях часто говорится, что Он "учит, как власть имеющий". И представляется высокая, повелительная фигура. Однако Он опускается на колени и омывает ноги своих учеников. Свами часто резвится и шутит, ведет себя как ребенок, но если кто-то попробует воспользоваться этим, к нему в мгновение ока возвращаются авторитет и его божественная природа. Однажды, когда один из преданных задал вопрос, может ли он попросить о благосклонности, Баба ответил: "Конечно же, Я ваш. Не имею права отказать". Он слуга человечества, он Господь нашего мира.

   Конечно же, оба испытали на себе гонения и клевету. "Клевета – это удел всех великих душ, везде и всегда. Ее отсутствие было бы чем-то неестественным", – говорит Баба. Он не обращает внимания на хвалу и хулу. Христа обвиняли в том, что Он пьет вино и общается с мытарями и грешниками. Бабу критиковали за то, что Он позволяет грешникам использовать ашрам в Путтапарти. Ответы их были схожи: "Я пришел, чтобы вызвать раскаяние у грешников, а не у праведников". Баба добавил: "Грешники в большей степени нуждаются во мне, чем вы". Христа обвиняли в том, что он лечит силой Сатаны (Веельзевула). Бабу разоблачали как черного мага. Его обвиняли в том, что у него слишком роскошная одежда. (В действительности он носил простые хлопчатобумажные мантии.) Он отвечал: "Буду ли я более святым, надев лохмотья?" Я бы не удивился, узнав, что в свое время Иисуса обвинили бы в физической связи с Марией Магдалиной, бывшей проституткой.

   Есть также замечательное сходство в чудесах и проявлении божественной силы. Христос исцелял больных. Баба исцеляет больных ежедневно – имеются тысячи надлежащим образом зарегистрированных случаев. Христос воскресил Лазаря, когда его тело, говорят, начало разлагаться. Он был клинически мертв. Баба воскрешал мертвых, по крайней мере, два раза. Тело г-на В. Радхакришны также находилось в состоянии разложения.

   Оба материализовали пищу: Христос при насыщении пяти тысяч, а Баба – часто, когда во время праздников кончалась пища. Я видел также фильм, как Саи Баба материализовал священный пепел вибхути, буквально в количестве около английского центнера (английский центнер – 50,8 кг), из перевернутой пустой урны, которая вмещала не более полгаллона (галлон (английский) – 4,546 л) воды. Христос превращал воду в вино. Баба превращал воду в бензин и горючее масло, а кусок гранита – в статую Кришны (для д-ра Рао, геолога из университета в Хайдарабаде), а потом попросил изумленного профессора съесть ее, и он это сделал, поскольку она превратилась в леденец!

   Христос мог управлять стихиями и успокаивать моря; аналогично Баба заставлял появляться в небе радугу и прекращал наводнения. Христос мог левитировать и ходить по воде. Баба левитировал в возрасте восьми лет.

   По сути дела Баба вышел за пределы того немногого, что нам известно о чудесах, творимых Христом, которые лишь в ничтожно малом количестве представлены в Евангелиях, ведь это, несомненно, лишь сотая часть того, что имело место. Баба же проявил себя как акушер, когда принимал ребенка, как хирург, когда выполнял операцию на больном, находившемся в критическом состоянии; "проецировал" себя и в течение двух дней жил в семье своего преданного, в то время как его физическое тело было в другом месте.

   Однако он говорит, что его чудеса – наименее значимая часть его миссии, скорее его "визитные карточки". "Я даю вам то, что вы хотите, с тем, чтобы вы захотели того, что я должен вам дать", – говорит он. Ему не нужно было изучать что-либо вроде йоги или совершать какой-нибудь волевой акт. Он говорит, что чудеса входят в сущность его божественной природы; для него это так же просто, как нам с вами сесть в кресло.

   Но самое значительное из чудес Саи Бабы – когда он отождествляет себя с Христом. Он дает детальное объяснение жизни и странствий Христа от двенадцати до тридцати лет, заполнив тем самым пробел в Евангелии. В ашрамах Саи Рождество празднуют как фестиваль и отмечают его с огромным вдохновением – по сути с большим, чем на Западе, где он в столь сильной степени подчинен коммерции. Баба часто разговаривает с небольшими группами христиан и обращает их внимание на отсутствующие части и вставки в Евангелиях. Тем, кто ощущает нелояльность по отношению к христианству, Баба несколько раз демонстрировал фигуру Христа над своей головой, отождествляя себя с ним. Есть также свидетельства от людей, которые молились перед статуей Христа и видели, как она превращается в образ Саи Бабы.

   Д-р Джон Хислоп подробно рассказывает, как, когда он однажды гулял с Саи Бабой, тот сорвал с дерева две ветки, сложил их в виде креста, трижды дунул и превратил их в деревянный крест и серебристую фигурку Христа на нем, объяснив, что этот образ – точная копия Христа, когда тот был на кресте! Наверху справа было маленькое отверстие, и, когда его спросили, Баба сказал, что крест, на котором распяли Иисуса, был подвешен на столбе, а не вбит в землю. На увеличенной фотографии – лицо, похожее на лицо Бабы, показывающее силу характера, но искаженное от пота, крови, признаков агонии. От голода проступают ребра. Видно, что из лба течет кровь, а из угла рта – черная, спекшаяся с пылью слюна. В глазах выражение агонии.

   Как-то раз, когда у дома д-ра Хислопа в Калифорнии люди смотрели на это распятие, вдруг налетел сильный порыв ветра и раздался гром среди ясного неба. Об этой "тайне" написали на следующий день в местной газете "Сан-Диего Трибьюн", подтвердив при этом, что на небе не было ни облачка. Это случилось в пять часов дня; приблизительно в это же время Христос, как считают ученые, "испустил дух", и такой же гром, разорвал надвое завесу в Храме.

   Наконец, в Рождество 1972 г. Баба, сославшись на утверждение Христа: "Тот, кто послал Меня, снова придет", – сделал удивительное заявление, что Иисус говорил о нем, о Бабе. Баба утверждает, что Иисус произносил такие слова, вычеркнутые впоследствии из Библии: "Его имя будет Истина. Он будет одет в красную мантию. Он будет мал ростом, с волосами в виде короны". Слово же "Сатья" означает "Истина". Баба носит красную мантию, невысок ростом, и волосы его напоминают корону.

   Сатья Саи Баба – не Второе ли это пришествие? Он утверждает, что его природа не омрачена и что Он пришел в данную инкарнацию с не претерпевшей изменений божественной природой. Не воплотился ли сам Великий Небожитель, известный под именем Христос, вновь в человеческой форме?

   Написанное до этой строчки датируется декабрем 1979 г. Месяц спустя, в январе 1980 г., моя жена и я летели в Индию. 19 января мы были приняты во внутреннем святилище Свами и беседовали с ним совершенно одни. После выяснения некоторых вопросов о неопознанных летающих объектах (НЛО), медиумизме, духовном исцелении, плохой карме человека, получающейся из-за его жестокости по отношению к царству животных, и физическом "воскрешении" Иисуса, я собрал последние остатки мужества, которые еще остались во мне, и напомнил об утверждении Саи Бабы, сделанном в Рождество 1972 г. Я сказал:

   - Свами, так ли это, что имеющиеся пробелы в Библии означают, что именно ты устроил пришествие Иисуса из Назарета?

   Да, ответил он. У меня перехватило дыхание. После последовал мой последний вопрос, который жил в самой глубине моей души:

   - В таком случае, не тебя ли христиане западного мира называют Космическим Христом? – Да, – вновь сказал он.

   Невозможно передать словами этот тон, эту спокойную уверенность, с которыми он так утвердительно ответил на эти два вопроса. Мягко, ласково, с полной убежденностью, с какой-то несказанной простотой и, наверное важнее всего, с полным отсутствием даже тени смущения, что невозможно для простого человека. Он посмотрел мне прямо в глаза, которые были от него не более чем в двенадцати дюймах, и сказал: "Да". Знаю только, что не поверить ему просто невозможно.

   Как, наверное, читатель догадывается, жена моя и я ушли с этой беседы ошеломленные. Итак, Сатья Саи Баба есть тот, кого Иисус называл Отцом, Христом, настоящим Космическим Христом, Он был Логосом! Второе пришествие уже началось, уже просуществовало сорок четыре года, и похоже, что лишь горстка христиан знает об этом факте... Сначала это было слишком большим известием, чтобы можно было его уразуметь. Но я знаю только, что верю ему и рассказываю об этом с абсолютной точностью, как это было на самом деле.

2.Англоязычный текст Рона Лэнга ( источник)

THE SECOND COMING HAS COME

I  had   studied  the  life  and  teachings  of  Sathya  Sai  Baba  for  two 
years  prior  to  my  visit  to  India,  and  I  had  come  to  the  firm  con­
clusion  that  once  again  “the  Word  had  been  made  flesh”,  that  the 
Divine  Principle  had  incarnated  —  indeed,  that an  avatar had  come 
to  save  the  world  from  destruction  and  to  usher in  a  new  Golden 
Age.   As  a  matter of fact,  I  sensed  it with a kind of soul-sight after 
reading  no  more  than  ten  pages  of the  first book I read, and I have 
been  increasingly  overwhelmed  by  the  impact since that first magic 
moment.
   But  what  has  impacted me equally is the extraordinary similarity 
in  the  life, teachings and personality of Sai Baba and the Christ, not 
only  in  the  basic  but  in  the  specific  detail  in  which  both  express 
themselves  in  words  and  phraseology  which  are  virtually  identical. 
This  is  simply  not  so  if  you  study  the  sayings  of  the  Buddha, 
Mohammed,  or other  founders  of a  world  religion.         Of course  it  is 
true  that  all  world  religions  basically  assert  the  same  truths,  but 
there  is  an  extraordinary  identity  between  Sai  Baba  and  the Christ 
which is unique.
   In  1968 Albert Eckhart wrote:  “The difference between Sai Baba 
and Jesus Christ is the fact that the first is living and his miracles are 
confirmed by men, whereas the miracles of Jesus Christ are reported
in  the Bible only.  Nevertheless the behaviour and the deeds of both 
are nearly and often the same.”
   Of course  when  I  refer to Jesus Christ  I  am  not  referring  to  the 
man,  Jesus  of Nazareth,  but  to  the  High Celestial  Being, the Christ 
(from  the  Greek  word  ‘Christos’,  meaning  the  anointed  one)  who 
overshadowed   and   guided   him,   probably   from  the  time  of  his 
baptism  in  the  Jordan.      Some  believe  the  Christ  to  be  a  Cosmic 
Being,  responsible  not  only  for our solar system, which may be the 
origin  of  orthodox  Christianity’s  insistence  on  the  ‘only  begotten 
Son’.
   The  Christ  said  through  Jesus  of Nazareth:  “I  am  the  Way,  the 
Truth,  and  the Life.  The Father and I are one; no one comes to the 
Father  except  by  me.”      On  the  face  of it  this  incredible statement 
must,  in  essence,  either be  true,  or the  hallucination  of the biggest 
megalomaniac  of  his  time.       Now  the  teachings  of a  megalomaniac 
do  not  survive  for  two  thousand  years.       Falsity  can  deceive  for  a 
time,  but  it  cannot  survive  the  centuries  unless  it  has  at  least  the 
basis  of truth  in  it.  As  the poet, William Platt, put it:  “That which 
has  life  shall  surely  live  forever;  only  that  dies  which  was  forever 
dead.”     The  fact  remains  that  the Christ’s  teachings  and  life have 
inspired  saints  and  martyrs  throughout  history  to  follow  his teach­
ings and example.
   Sai  Baba  has  made  even  more  incredible  statements:  “My power 
is  immeasurable,   my  truth  is  inexplicable,  unfathomable.            I  am 
beyond   the   reach   of  the  most  intensive  enquiry  and  the  most 
meticulous  measurement.          There  is  nothing  I  do  not  see,  nowhere 
I  do  not  know  the  way, no problem I  cannot solve.  My sufficiency 
is unconditional.   I am the totality — all of it.”
Megalomania?       Yet in a mere forty years since his mission started 
this  man  has gathered round him fifty million devotees in India, has 
well  over  three  thousand  centres  in  that  country,  and  has  built  six 
universities.    His  fame  is  now  worldwide,  despite  shunning  pub­
licity;  there  are  centres  in  virtually  every  country  in  the  Western 
world  and  in  the  Far  East.    He  is  probably  better known  in  India, 
in the real sense, than the Pope is in Europe.
   On   his   fiftieth   birthday,   Dr  Diwaker,  an  Indian  scholar  and 
statesman,   said,   “Once   Swami   was   a   village   urchin.       Now  we 
assemble  from  the  four quarters  of the  globe  and  what  do  we find 
—  a  township  at  Puttaparthi  (the  seat  of  the  ashram  but  once  a 
poverty-stricken village) with housing for thousands — philosophers, 
legislators,  educationalists,  scientists,  technologists,  the  ignorant  as 
well  as  the  learned,  the  rich  as  well  as  the  poor,  and   from  all 
religions  and  from  all  nations.     If this is  not  a  marvel  and  a  living 
miracle I would like to know what is.”
   “By  their  fruits  ye  shall  know  them.”        Jesus  the  Christ  went
about  loving  people  and  healing  the  sick.     Sathya  Sai  Baba,  too, 
does just  that  —  he  works  tirelessly  twenty-four hours  a day in the 
service  of  mankind;  he  is  said  not  to  sleep,  and  he  does  not  eat 
 enough  to  keep  a  normal  man  alive.    He  has  showered  his  love  on 
millions,  he  has healed  thousands.     As  he  says,  “I  am  the  Embodi­
ment  of  Love;  love  is  my  instrument.”       And  like  the  Christ  it  is 
love  in  action.   Christ,  by  his  crucifixion,  founded  a  religion  that 
spread  across half the globe.  Sai Baba, in his lifetime, is well on the 
way  to  doing  the  same,  by  re-animating  the  soul  of  all  religion, 
which,  although  shrouded  by  dogma  and  theology  is,  in  essence, 
Love.    It  seems  to  me,  therefore,  that  when  one  says,  “I  am  the 
Way,  the  Truth,  and  the  Life,”  and  the  other,  “My  sufficiency  is 
unconditional.     I  am  the  totality  —  all  of it,” they are speaking the 
truth,   that  they  are  both  God-men,  divine,  no  mere  prophets  or 
gurus,  but  the  type  of  Beings  who  walked  the  earth  millenia  ago.
   Both  interpret  the  purpose  of human  life on earth in exactly the 
same  way.      The  symbolic  meaning  of  the  Christian  Cross  is  the 
eradication  of the  lower  ego  —  the  vertical  stroke  representing  the 
 ‘I’,   or   lower   self,  with  which  we  are  bom,  and  the  horizontal 
stroke   the   erasure   of  this   lower   ego.   Baba’s  interpretation  is 
identical:   “Your  birth  has  been  undertaken  for  one  purpose,  the 
eradication  of  the  lower  ego  on  the Cross  of Compassion.”         Both 
proclaim   the   Brotherhood   of  Man   and   the   universality  of  the 
Message.     “Go,  teach  all  nations,”  said  the Christ.   “My  mission  is 
 for  all   mankind,”  says  Baba.     “All  men   are  of  one  lineage,  of 
divine  origin.    All   are  cells  in  one  Divine  Organism.    Therefore, 
recognise  in  each  being  a  brother,  and  banish  all  limiting  thoughts 
and  prejudices.     There  is  only  one  religion,  the  religion  of  Love, 
only  one  caste,  that  of  humanity,  only  one  language,  that  of the 
heart.”
The  teaching  of both  is  exoteric  and  esoteric.    Christ  taught the 
masses  in  simple  parables,  yet  astounded   the  scholars  and  theo­
logians  in  the  Temple  with  the  range  of  his  knowledge  and  the 
depth  of his  perception.     Baba  also  teaches  the  masses  in  parables, 
yet  he  can  explain   the  most  abstruse  mysteries  of  the      Vedas  to 
 erudite Brahmin  pundits.
   Both  come  over  as  Men  of  the  People,   intensely  human  and 
lovable,  albeit  divine,  rather  than  as  cloistered  holy  men.       One 
 feels  this  about  the Christ,  at  one  and  the  same  time  a  friend  and 
a  God-man.     So,  too,  with  Baba  —  at one time helping a devotee in 
distress,  or  borrowing  a  razor  from  his  trusted  aide  Dr Gokak,  or 
stopping  the  car  to  give  money  to  a  wayside  vagrant,  and  then 
suddenly performing the most astonishing miracle.
   Christ  commanded  an  audience,  no  doubt  of thousands,  during 
his  Sermon  on  the  Mount  and  elsewhere,  and  was  acclaimed  by
virtually  the  entire  city  on  his  entry  into  Jerusalem.      Baba  com­
mands  an  audience  of  tens  of  thousands  (up  to  a  quarter  of  a 
million)  during  festivals  when  he  gives darshan,  or on  a  whirlwind 
visit to a big city.
   Both  started  their  missions  when  children.       Christ  taught  in  the 
Temple  at  Jerusalem  at  the  age  of  twelve.       Baba  was  performing 
miracles  at  the  age  of  eight  and  started  his  mission  at  the  age  of 
thirteen.
   The  one  major  dissimilarity  I  detect  is  in  the  degree  to  which 
Christ  practised  exorcism.      He  is  continually  referred  to  as ‘casting 
out  devils’.   Baba  exorcises  but  not  to  the  same  extent.       On  one 
occasion  he  is  reported  as  giving  detailed  instructions  to  a  devotee 
on  how  to  counter  the  effects of a black magic rite which had been 
perpetrated  against  him,  including  a  description  of the  exact  spot 
where   a   sacrificial  goat   had  been  buried  after  the  black  ritual.
   But  the  basic  aims  and  tenets  of faith of both are the same.  The 
Christ  did  not  intend  to  start  a  new  religion.   He came to fulfil the 
Law  of  One,  and  proclaim  new  revelation,  to  build  on  the  old,  to 
stop  malpractices  such  as  animal  sacrifice,  to  end  corruption,  to 
point  out  the  errors  in  the  Scriptures,  to  amend  the  old  law  of an 
eye  for  an  eye  and  a  tooth  for  a  tooth  and  substitute  the  precept 
to love one’s enemies and to turn the other cheek.
   Neither  is  Sai  Baba  founding  a  new  religion.     On  his  letterhead 
he  has  the  symbols  of  what  he  considers  to  be  the  five  major 
faiths  —  Hindu,  Buddhist,  Christian,  Islamic  and  Zoroastrian  (the 
teachings  of Zoroaster).      He  is continually re-energising old shrines, 
and   pointing  out  the  interpolations,  excisions  and  misinterpreta­
tions  of the  Vedas  to   Vedic  scholars.    As  he  says,  “I  have come to 
repair  the  ancient  highway  to  God.”        One  might  say  that  there  is 
nothing new under the spiritual sun.
  The  belief  in  the  Law  of Karma  and  Reincarnation  is  common 
to  both,  although  almost  all  the  Christ’s  teachings  on  these  truths 
were  expunged  after five centuries at the Council of Constantinople 
in  553  A.D.    They are, however, still intact in the Aquarian Gospel. 
“A  man  reaps  what  he  sows,”  says  the Christ.       “Whatsoever acts  a 
man does, good or bad, follow him,” says Baba.   And he asserts that 
our  personalities  and  our  inter-relationships  are  so  often  confused 
and  warped  by  the moral consequences of numerous past lives, that 
we  are  not  ‘all  in  one  piece’,  as  it  were.   Quite often he declines to 
heal,  for he  knows  a person’s past karma and gauges what degree of 
suffering  is  necessary  for  his  ultimate  salvation.        But  he  always 
declines  with a loving smile and an encouraging pat on the shoulder. 
(To  one  sufferer  he  explained,  “If  I  heal  you  now,  you  will  only 
have to come back again.”)
    “The  Kingdom  of  Heaven  is  within  you,”  said  the Christ.         “We
ake  our worlds  ourselves,”  says  Baba.        The  teaching  of the atma 
(God  immanent)  indwelling  in  every  human  being  is  almost  Sai 
Baba’s  first  priority.   He  reiterates  it  again  and  again.   “The  best 
guru  is  God  in  you,”  he  declares.     “God  is  in  the  heart  of every 
human  being;  derive  courage  and  inspiration  from  Him.         He  is  the 
 Guru  most  interested  in  your  progress.”       To  a devotee  who  once 
asked  him  if he  was God  he replied, “You are God; the only differ­
ence between us is that I know I am, but you do not.”
   Christ  upheld  the  role  of  women  and  tried  to  raise  their status 
above  the  level  of  mere  chattels  at  a  time  when  men  doubted  if 
women  had  souls.      He  was  often  surrounded  by  women,  not  only 
his  mother,  but  Mary  and  Martha and Mary Magdalene to whom he 
was    clearly  devoted.      Sai   Baba   declares:    “Woman   is   equally 
equipped  with man to tread the spiritual path.”  He elevates women 
in  their  vital  role  of motherhood  as being the  custodians  of future 
generations.     (“The  mother  is  the  child’s  first guru .”)      His  first 
university was built solely  for the education of women.
   Christ  preached  Joy  and  the  Life  Abundant:  “I  have  come  that 
you  may  have  life,  and  have  it  more  abundantly.”       What  an  ironic 
travesty    the  average    church-going   Christian      has  made     of  this 
 sublime  saying!     Joy  is  the  very  essence  of Sai  Baba’s  personality 
and  teaching.   Listen to those who know him intimately —  Howard 
Murphet,   author  of  two  books  on  Baba:   “We  who  struggle  on 
through  sorrow  and  passing joy,  see  (in  Sai  Baba)  the embodiment 
of perfect joy.”     Or to  Dr  Sandweiss,  author  of Sai Baba,  the Holy 
Man  and  the Psychiatris  :  “He  appears  to  be  in  a  state  of constant 
bliss.  His  face  and  body are lit with an aura of energy which I have 
never  observed  in  another  human  being.”         Or to  Baba himself:  “I 
am  always  full of bliss.  Whatever may happen, nothing can come in 
the way of my smile.”
But  of course  the  cornerstone  of the  teaching of these two God- 
men  can  be  summed  up  in  the  one  word,  Love.        No  newcomer to 
the  Gospels,  unconditioned  by  theology,  could  possibly  read  them 
without  gaining  the  overwhelming  impression  that  the  paramount 
message  contained  therein  is  that  of  Love.       “Love  God,  and  thy 
neighbour  as  thyself,  and   on  these  two  commandments  hang  all 
the  Law  and  the  Prophets.”       It  is  the  golden  rule  to  live  by,  the 
 criterion  to  apply  to  every  decision  and  to  every judgement.        Sai 
 Baba,  too,  is  the  embodiment  of Love.       It  is  the  essence  of all  his 
teaching.    “Start  the  day  with  love,  fill  the  day  with  love,  end  the 
 day  with  love  —  this  is  the  quickest  and  most  direct  way  to  God. 
Most  routes  are  circuitous, but the direct path is Love.  Other paths 
 develop  conceit,  separate  man  from  man,  separate man from beast. 
 They  contract,  they  do  not  reach  out;  they  shrink  your awareness 
 of  the  Divine.   My  teaching  is Prema  (love),  my  activity  is Prema,
my  instrument  is Prema,  my  way  of life is Prema.  There is nothing 
more precious within human grasp than love.”
   There  is  the  same  similarity  in  the  detailed  teachings.      “Avoid 
killing,  theft,  adultery, greed, addiction to sensuality, anger, impati­
ence,  hatred,  egotism, pride.”  Are not these exhortations an appeal 
to  the  Christian  virtues?     In  the  nine  volumes  of  Sai  Baba’s  dis­
courses  can  be  found  virtually  every  precept  of the  Sermon on the 
Mount.      I give here some of the sayings of both.

Jesus:      “Blessed  are  the  pure  in  heart,  for  they  shall  see  God.”
Swami:      “The  pure  heart   sees  beyond   the   intellect;  it  becomes
            inspired.”

Jesus:      “Know thyself and unto thyself be true.”
Swami:      “Be true to your innermost nature.”

Jesus:      “Search  not   for  the  mote  in  your   neighbour’s  eye  but
            look to the beam in your own.”
Swami:      “Instead   of  seeing  faults  in  others,  search  for  those  in
            yourself.”

Jesus:      “Judge not that ye be not judged.”
Swami:      “Do  not judge others, for when another is judged  you  are
            yourself condemned.”

Jesus:      “Cast not pearls before swine.”
Swami:      “Do  not  discuss  devotion  with  those  who  have   none; it
            will lessen your own.”

Jesus:      “Love your enemies.”
Swami:      “Carry  on  even  if you  are  hated,  for it  is  your  nature to
            love and forgive.”

Jesus:      “Not  everyone  who  sayeth  Lord,  Lord,  shall  enter into
            the  kingdom  of heaven,  but  he  that doeth the will of my 
            Father.”
Swami:      “The  secret  of liberation  lies  not  in  mystic  formulas and
            rosaries but in stepping out into action.”

Jesus:      “Lo,  I  am  with you always, even unto the consummation
            of the Age.”
Swami:      “My  grace is  ever available to those who have steady love
            and faith”.

Jesus:      “Ye  shall  know  the  Truth,  and  the  Truth  shall  set  you
             free.”
Here,  Swami  rfclates  the  story  of  a  monkey  which  puts  its  paw 
through  a  small  hole  in  a  container  of  food,  grabs  more  than  it 
requires,  and  therefore  cannot  extricate  its  paw;  it  cannot  bring 
itself to  let  go  of what  is  surplus to  its  needs!  It is a parable, with 
wide  implications,  to  illustrate  the  liberating  effect  of ridding  one­
self of ego, pride and self-esteem, of surplus material possessions, of
becoming  self-aware and  self-honest  in  motivation  —  in  a  word,  of 
serving God’s will instead of self-will.

Jesus:      (admonishing  the  procrastinators):  “Now  is  the  moment
             of salvation.”

Swami:      “Spirituality cannot wait, now is the right time.”
Jesus:      “Arise, thy faith hath made thee whole.”

Swami:      “Have  unwavering  faith  and  your burden  I  shall  carry.”
Jesus:      “For  as  much  as  you  do  injury  to  these  you  do it  unto
             me.
Swami:      “I  am  in  the least  of you  as  much as in the best.   Do not
             slander or injure  anyone,  for you  are  slandering Me  who 
             is in him.”

Jesus:      (in  the  Lord’s  prayer):   “For thine  is  the  power and  the
             glory.”
Swami:      “No  man  can  claim  achievement,  for  all  are  but  instru­
             ments in the hands of the Lord.”

Jesus:      “Come  unto  me  all  ye  who  are  weary  and  heavyladen,
             and I will give you rest.”
 Swami:     “Bring  me  the  depths  of  your  minds,  no  matter  how
             grotesque,   no   matter  how   cruelly   ravaged   by  doubts 
             and  disappointments.       I  will  not  reject  you.  I  am  your 
             Mother.”
As  with  the  teachings,  so  with  the  personalities  and  miracles.     It is 
clear  that  Christ  had a radiant transparency, a divine charisma, with 
no  trace  of affectation, of pride and ego, and that he was motivated 
 solely  by  Love,  with  love  literally  radiating  from  him.   The impact 
 of  meeting  him  must  have  been  soul-shattering.       How  else  could  a 
man  walk  up  to  a small  group  of illiterate  fishermen,  chat to them 
 for  an  hour,  and  then  say,  “Follow  me”,  and  have  them  do just 
that, abandoning all?
    Sai  Baba  has  a  similar  effect.    The  sight  of  him  changes  men. 
 Often souls are transformed instantly.  It is true that it is not always 
 so.  Dr Bhagavantham, one of India’s most noted nuclear physicists, 
 took  five  years  of investigation before becoming a devotee and pro­
 claiming  him  divine,  beyond  the  laws  of  physics  and  chemistry!
    Baba explains this  discrepancy  in  people’s  reaction  to  him  thus: 
 “Old  souls  are  like  a  piece  of  rock  that  is  already  nearly  split; it 
just  needs  a gentle  touch.    Young souls  are  like a piece of concrete 
 that needs twenty blows with a sledge-hammer!”
    Dr  Sandweiss  was  an  example  of  the  former.         On  catching his 
 first  glimpse  of Swami he  writes:  “What was communicated in that 
 brief moment?      The  world.     Something broke  inside  me.       Some of 
 Baba’s  love  and joy  penetrated  my  soul  and  I  felt  myself laughing
like  a  child.  Puffed-up  self-pride  and  egotistical  attachment  to my 
own  set  of values  and  beliefs  seemed  to  shatter in  the  dust  . . .     I 
felt  somehow transformed in one dazzling, incredible minute.  I was 
left with my mouth hanging open.”
   The  Christ  is  said  to  have  had  an  aura  that  reached  out  literally 
for   a   mile,   and   ‘sensitives’   who   came   within   this   radius  were 
psychically  aware  of his  presence  and experienced a sense of uplift- 
ment.     Sai  Baba’s  aura  has  been  described  by  Dr  Baranowski,  a 
clairvoyant  and  Kirlian  photography  expert  from  the  University of 
Arizona,  as  almost  limitless.     The  white  (energy)  filled  the  entire 
room,   the  pink  (intense,  universal  love)   reached  literally  to  the 
horizon.
   The  Christ   had  X-ray  eyes  that  could  look  into  a  person  and 
instantly  read  thought  and  character.        To  the  woman  at  the  well 
who was prating about the niceties of religious worship he suggested 
that  she  should get her priorities right and sort out the relationships 
with  the  various  men  in  her  life.    Baba,  when  asked  why  he  gave 
some people interviews and declined others, has said:  “I  see into the 
mind  and  heart.     I  see  who  has  an  urgent  problem  and  needs  the 
help   of  an  interview.”     Indeed,  his  claims  go  further,  and  these 
claims  have  been  proved  —  he  can  see  the  past,  present  and  future 
of everyone.
Both  have  proved themselves to be forgiving and  merciful Beings. 
Christ  forgave  the woman taken in adultery, and showed great com­
passion  and  gentleness  towards  her.       Swami  can  be  harsh  at  times 
but  only  to  be  kind in the long run.  He has what is called a ‘Repair 
Shop’  where  devotees  are  put  to  be  corrected  of faults (it amounts 
to  no  more  than  a  lack  of his  attention  for  a  time),  but  once they 
have  repented  and  mended  their ways  they  are taken lovingly back 
into  the  fold.   He  is  the  essence  of  forgiveness  and  mercy.       The 
austere  look  of  some  so called  holy  men  is  alien  to  his  nature.
   One  gets  the  impression  that Christ  preferred  simple  people  and 
the  simple  life;  in  the  main  he  chose  simple  men  as  his  disciples. 
Baba  often  rails  at  the  scholars  and  pedants,  with  their  ‘desire  of 
disputation  and   the  laurels  of  victory  over  those  preening  them­
selves  as  learned’.   “Be  simple  and  sincere,”  he  tells his  devotees. 
Both   show   a   dislike   of  the  Pharisee  type.      Christ  called  them 
‘whited  sepulchres’.   Swami calls them ‘dry as dust scholars exulting 
in their casuistry and argumentative skills’.
   In  contrast both have clearly shown their love of children.  Christ 
upbraided  his  disciples,   “Suffer  little  children  to  come  to  me.” 
Baba  shares  a  similar  love.    The  daughter  of  a  devotee  at  the  Sai 
Centre  in  Wellingborough  escorted  a  group  of  children  to  Putta­
parthi in  the  summer  of  1978.      The  children took with them seven 
sacks  of  ‘presents’  for  Swami,  containing  everything  from  a  large
Teddy  bear  to  a  packet  of Weetabix!       Baba  insisted  on  personally 
inspecting  every  single  item,  expressing his  delight according to the 
degree  of love  with  which  he  was  able  to  sense  the  gift  was  made. 
He   adored   them,   and   spent   hours   with   them  while  important 
functionaries awaited an audience.
   During  the  first  night  the  children  were  too  excited  to  sleep,  so 
Baba  lay  down  on the floor and pretended to sleep with them.   The 
effect  was  immediate  —  in  no  time  at  all  the children were in bliss­
ful  slumber,   and  Baba  was  able  to  sneak  out  and  return  to  his 
quarters.
   Both  demonstrate  a  capacity  for  deeply  inspired  anger,  in  the 
sense  of  vehement  righteous  indignation,  which  is  hardly  possible 
in  ordinary  people  since  we  are  liable  to  let an .element of personal 
anger  into  even  our justifiable  tirades.      Christ  drove  the  money­
changers  from  the Temple with a leather lash.  There is an anecdote 
about  Baba’s  occasional bursts of ‘anger’ from a friend of mine who 
is  a  devotee  and  who  witnessed  such  an  event.     A  man  who  had  a 
very   wealthy   father   who   was  dying  came  to  him  for  financial 
advice.    Swami  could  see  that  the  man  was  thinking  only  of  his 
likely  inheritance.    He  thundered  at  him  with  an  emotion  which 
astonished  my  friend,  for  thinking  of money  when  his  sick  father 
needed   his  care,  and  then  dismissed  him  peremptorily,  only  to 
revert  to  his  normal  loving self within  seconds.     The anger was just 
a  necessary  ‘act’.   I  suspect  that  this  was  true  of the  Christ,  too, 
with  the  money-changers.        Thus  both  demonstrate  how  to  ‘hate 
the sin, but never the sinner’.
Both   also   show  in  their  personalities   a  combination  of  deep 
humility  and  commanding authority.  The Christ was often referred 
to  in  the  Gospels  as  ‘one  who  spoke  with  authority’.      One  envis­
ages  a  tall,  commanding  figure.    Yet he knelt down and washed the 
feet   of  his  own  disciples.    Swami  will  often  play  and  joke  and 
behave  like  a  child   but,  if  anyone  takes  advantage  of  it,  in  the 
twinkling  of an  eye, he  resumes his authority and his divine nature. 
Once,  when  a  devotee  enquired  if  he  might   ask  a  favour,  Baba 
replied,  “Of  course,  I  am  yours.     I  have  no  rights.”  At  one  time 
the servant of mankind, at another the Lord of the World.
   Of course  both have been maligned and persecuted.  “Calumny is 
the  lot   of  all  great  souls  everywhere,  at  any  time.    It  would  be 
unnatural  if it  were  not  so,”  says Baba.  He is oblivious to praise or 
blame.    Christ  was  accused  of being  a  wine  bibber,  and  of mixing 
with  publicans  and  sinners.     Baba  has  been  criticised  for allowing 
sinners  to  use  the ashram at Puttaparthi.  Their replies were similar: 
“I  am  come to call sinners, not the righteous, to repentance.”  Baba 
replied:  “Sinners  have  more  need  of  me  than  you  have.”         Christ 
was  accused  of healing by  the  powers  of Satan  (Beelzebub).         Baba
has  been  denounced  as  a  black  magician.   He has  been  accused  of 
having  a  luxurious  taste  in  dress.     (He  actually  wears plain  cotton 
robes.)    His  reply:  “Would  I  be  holier in  rags?”      It  would  not  sur­
prise  me  if Christ  had  been  accused  in his time of having a physical 
relationship with Mary Magdalen, an ex-prostitute.
   There  is  also  a  remarkable  similarity  in  the  miracles  and  in  the 
divine power demonstrated.   Christ  healed  the sick.  Baba heals the 
sick  daily  —  there  are  thousands  of well  documented  cases.   Christ 
raised  Lazarus  from  the  dead  when  his body is said to have been in 
a  state  of decomposition.       He  was  clinically  dead.     Baba  has raised 
the  dead  on  at  least  two  occasions.        The  body  of  Mr  V.  Radha- 
krishna was also in a state of decomposition.
   Both   materialised      food   —   Christ   at   the   feeding   of  the  five 
thousand,  and  Baba  on  more  than  one  occasion  when the food has 
run  out  during  a festival.   I have also seen film of Sai Baba material­
ising vibhuti,  the sacred ash, literally by the hundredweight from an 
upturned  empty  urn  which  would  not  have  held  half  a  gallon  of 
water.    Christ  changed  water  into  wine.         Baba  has  changed  water 
into  petrol  and  fuel  oil  —  and  a  piece  of  granite  into  a  statue  of 
Krishna  for a Dr  Rao,  a geologist  at a university in Hyderabad, and 
then  told  the  astonished  professor to  eat  it, which he proceeded to 
do, for it had turned into candy!
   Christ  could   control  the  elements  and  calm  the  seas;  likewise 
Baba has  made  a  rainbow  appear in  the  sky,  and  sent  back  floods. 
Christ  could  levitate  and walk on the waters.   Baba was levitating at 
the age of eight.
In  fact,  Baba  has  exceeded  what  little  we  know  of the  miracles 
of Christ  in  the  paltry  accounts  we  have  in  the Gospels  which  no 
doubt  are  but  a  hundredth  part  of what did occur.   Baba has mani­
fested  himself  as  a  midwife  to  deliver a  child; as  a surgeon  to  per­
form  a  critical  operation;  ‘projected’ himself and lived for two days 
with  a  family  of  devotees  while  his  physical  body  was  elsewhere.
    Yet  he  claims  that his miracles are the least important part of his 
mission,  merely  ‘visiting cards’.   “I give you what you want in order 
that  you  may  want  what  I  have come to give,” he says.  He has not 
                yogi, nor does he exert any particular act of will. 
had  to  learn  like a 
He  claims that  to  perform  miracles  is  within  the  orbit of his divine 
nature; it  is  as  easy  for him  as it  is  for you  and  I  to  sit  in  an  arm­
chair.
    But  the most  significant  thing  about  the  miracles  of Sai  Baba  is 
when  he  has  identified  himself  with  the  Christ.           He  has  given  a 
detailed  account  of the  life  and joumeyings  of Christ  from the age 
 of twelve  to  thirty  to  fill  the gap in the Gospels.  Christmas itself is 
regarded  as  a  festival  at  the  Sai Ashrams  and  celebrated  with great 
 fervour —  in  fact  more  so  than  in  the West  where it has become so
grossly  commercialised.      Baba  often  gives  talks  to  small  groups  of 
Christians  and  points  out  the  excisions  and  interpolations  in  the 
Gospels.    To  those  who  feel  a  sense of disloyalty to Christianity he 
has  on  more  than  one  occasion  manifested  a  figure of Christ above 
his  head,   thus  identifying  the  two.     There  are  also  accounts  of 
people  praying  before  a  statue  of Christ  and  seeing  it  transform 
into an image of Sai Baba.
   Dr John Hislop recounts how, when he was walking one day with 
Baba,  he  took  two  small   twigs  from  a  tree,  placed  them  into  a 
cross,  blew  on  them   three  times,  and   transformed  them  into  a 
wooden  cross with  a  silver  figure  of Jesus on it, explaining that the 
likeness  was  an  exact  replica  of  Jesus  as  he  was  on  the  Cross! 
There  was  a  small  hole  at  the  top  of the  upright  and,  when  ques­
tioned   about  this,  Baba  said  that  the  Cross  on  which  Jesus  was 
crucified  was  hung  on  a  pole,  and  not  put  into  the  ground.     The 
magnified   photograph  shows  a  face  not  unlike  Baba’s,  strong  in 
character,   but   gnarled   with   sweat,   blood,  and   the  hallmark   of 
agony.    The  ribs  are  bare  from  lack  of  food.    Blood  can  be  seen 
flowing   from   the   forehead,   and   black,   dustcaked  saliva  at  the 
comer  of  the  mouth.      There  is  a  haunting  expression  of agony  in 
the eyes.
   One   day   when  some  people  were  looking  at   this  crucifix   in 
Dr  Hislop’s  home  in  California  a  strong  wind  suddenly  blew  up 
and  there  was  a  crash  of thunder  from  skies  which  were  perfectly 
clear.  This  ‘mystery’  was  reported  in  the  local San  Diego  Tribune 
the  following  day,   confirming  that  the  skies  had  been  clear.      It 
happened  at   5   p.m.   which  scholars  believe  was  the  approximate 
time  of Christ’s  ‘giving up  the  ghost’,  when  similar thunder  is  said 
to have broken out and the Temple veil was riven.
Finally,  on  Christmas  Day   1972,  Baba  referred  to  Jesus’s  state­
ment:    “He  who  sent  me  will  come  again,”  and   then  made  the 
astonishing    claim   that   Jesus   was    referring  to   himself,   Baba. 
Although  expunged  from  the  Bible, Baba  claims that Jesus’s words 
were:   “His  name  will  be Truth.    He  will  wear a  red  robe.   He  will 
be  short,  with  a  crown  of hair.”   Sathya  means  truth.    Baba wears 
a red robe, is short, and has a crown of hair.
   Is  Sathya  Sai  Baba the  Second  Coming?        Or,  even  more  incred­
ible,  since  he  claims he  is  not overshadowed, and that he came into 
incarnation  with  the  divine  nature  intact,  has  the  Great  Celestial 
Being   known   as   the  Christ  this  time  incarnated   as  Himself,  in 
human form?
   Thus  far  I  had  written  by  December  1979.       A  month  later,  in 
January  1980, my wife and I flew to India.  On the  19th of January 
we  were  taken  into  Swami’s  inner sanctum and sat with him entire­
ly alone.  After clarifying for us certain questions about unidentified
flying    objects   (UFO’s),     mediumship,      spiritual   healing,   man’s 
negative  karma   for  his  cruelty  to  the  animal  kingdom,  and  the 
physical   ‘resurrection’   of  Jesus,   I   plucked   up   every   vestige  of 
courage   that   was   in   me,   and   referred   to   Baba’s  statement  on 
Christmas  Day   1972.       I  said,  “Swami,  does  this  omission  in  the 
Bible   mean   that   it   was   You   who  sent  Jesus  of  Nazareth  into 
incarnation?”
   “Yes,”  he  replied.     My  wife  said  I  gasped,  although  I  have  no 
recollection  of  this.   Followed  my  final  question  which  lay  at  the 
very core of my soul:
   “In  that  case,  are  You  what  Western Christians  call  the Cosmic 
Christ?”
   “Yes,” he said again.
   It  is  impossible  to  convey in words the tone, the quiet assurance, 
in  which  he  affirmed  these  two  questions.       Gently,  lovingly,  with 
total,conviction,  with  a  sort  of  ineffable  simplicity  and,  perhaps 
most    important   of  all,   with   a   total   lack   of  self-consciousness 
impossible  in  a  mere  human.         He  looked  straight  into  my  eyes, 
which  were  no  more  than  twelve  inches  from  his,  and  just  said, 
“Yes.”     I  only  know  that  it  was  impossible  not  to  believe  him.
   As  the  reader can  imagine,  my  wife and I came out of that inter­
view  feeling stunned.     So  Sathya Sai Baba was the One whom Jesus 
called  the  Father,  the Christ,  indeed  the Cosmic Christ, the Logos! 
The  Second  Coming  had  come,  had  lived  for  fifty-four years,  and 
perhaps  only  a  handful  of Christians  were  aware  of  the  fact  .  .  . 
At  first  it  was  too  stupendous  to  grasp.     Yet  I  only  know  that  I 
came  to  believe it,  and that I am reporting precisely what occurred.

3. ССЫЛКИ
ИСТОЧНИКИ:
3-я глава The Second Coming has C o m e (=Второе Пришествие уже Наступило)
<  из 2-й части (написанной Роном Лэнгом)
<  книги : Peggy Mason and Ron Laing : Sathya Sai Baba. The Embodiment of Love
 (=Пеги Мэйсон и Рон Лэнг: Сатья Саи Баба _Воплощение Любви
изд. Pilgrim _BOOKS TASBURGH Norwich England. 1982.

РУССКОЯЗЫЧНЫЙ ИЗДАННЫЙ ПЕРЕВОД всей книги:
Мейсон, Пегги и Ленг, Рон. Сатья Саи Баба _ Воплощение Любви. )
СПб.: Общество ведической культуры, 1993. ISBN 5-87383-001-0 ;
или: М. : Амрита-Русь, 2003 (Киров : ФГУИПП Вятка). — 351 с. ISBN 5-94355-065-8
ВЫЛОЖЕН  на  >   http://saiorg.ru/saiorg/index0fc1.html?id=712 > Пегги Мэйсон и Рон Лэнг > Сатья Саи Баба _Воплощение Любви

О САИ и ИСАИ
> www.proza.ru/2013/06/27/1215 Новое Пришествие ЯЕдиногоЯ  ИСАИ=Иисуса и Саи…
> www.stihi.ru/2016/04/18/8215 Према Саи Баба грядёт=Пришествие ЯЕдиногоЯ…

ФОТОКЛИП  ИСАИ =Иисус и Саи (слева)
_приведен здесь_с надписью > Как Солнце восходит из Света _ над миром взойдёт ИСАИ
_заимствован из публикации  > http://www.stihi.ru/2016/03/21/8076   
Он  =Я в нас = {Единого Света < ЯЕстина} > Жизни > Пути

Глушков http://www.proza.ru/avtor/vg891  06.09.2017


Рецензии