Развитие речи дает человеку свободу
Это высказывание имеет самое непосредственное отношение к развитию речи и речевого мышления.
Действительно, наше тело живет по законам того физического мира, который нас окружает и частью которого мы являемся. Физическую реальность этого мира мы воспринимаем нашим телом, которое адекватно реагирует на меняющиеся условия: мы потеем в жару, дрожим от холода, а процессы, происходящие в нашем организме, довольно точно описываются биохимическими и биофизическими моделями. Этот физический мир един для всех нас: если на улице идет дождь, без зонта и плаща промокнут все люди вне зависимости от их уровня образования, социокультурных и прочих характеристик личности. Здесь мы имеем дело с явной объективностью физического мира: минус 15 градусов по Цельсию на градуснике за окном – это минус 15 градусов по Цельсию.
С другой стороны, есть и еще одна объективная и общая для всех нас реальность, и это реальность абсолютных истин. Одно из проявлений этой реальности дано нам в математике. Ее самые простые, как таблица умножения или теорема Пифагора, или самые сложные, не известные неспециалистам законы мы принимаем безоговорочно. Математические доказательства не учитывают авторитет докладчика, подтасовка здесь невозможна. К объективным законам можно, пожалуй, отнести и основные философские истины, и законы логики.
Разумеется, можно поспорить относительно того, что считать «духом» в человеке. Не углубляясь в разбор этой темы, условимся относить к области духовного те объективные истины, которые одинаково справедливы для всех людей. Это еще один – высший, «надматериальный» – мир, который един и объективен для всех нас: A(B+C)=AB+AC для всех жителей земли вне зависимости от их темперамента и прочих особенностей характера.
После рождения ребенок постепенно осваивает мир физических предметов и явлений. Научившись управлять своим телом, маленький человек постепенно обретает свободу действий в материальном мире. Затем в процессе обучения он в той или иной степени осваивает и мир логики, постигает ее объективные законы. Мыслительная деятельность, движение мысли позволяет человеку обрести свободу в нематериальном мире. Две эти реальности – реальность физического мира, которую мы можем ощутить телом и реальность мира объективных истин – это то, что всех нас объединяет.
Иначе обстоит с душевным восприятием. Если зимой градусник за окном показывает минус 15 градусов по Цельсию, разные люди будут реагировать на это по-разному. Кто-то порадуется морозу и отправится на прогулку, кто-то будет страдать от «ужасной и бесконечной» зимы, а кто-то, погруженный в свои дела и мысли, вообще никак на это не отреагирует.
Каждый из нас живет в своем собственном мире, созданном нашими переживаниями. И следует признать, что именно в этой – средней – области между двумя объективно существующими мирами мы очень одиноки. Мои слова о том, что за окном «жутко холодно», а задача оказалась «ужасно сложной» будут лишь результатом моего восприятия объективно существующей реальности.
Как мне перевести мое личное, уникальное и неповторимое «жутко» на язык души другого человека, сделать так, чтобы он хотя бы частично почувствовал то, что чувствую я, причем именно так, как я это чувствую? Как найти выход из замкнутости моего мира душевных переживаний и перекинуть мостик к душевному миру другого человека? Речевая коммуникация – почти единственный путь к обретению свободы в этом третьем мире, дающий человеку возможность преодолеть одиночество в сфере душевной жизни, наладить взаимодействие с другими людьми.
Именно речевая коммуникация позволяет нам стать людьми в полном смысле слова, дает возможность сохранять и передавать, преодолевая время и расстояние, свой опыт. Благодаря речи мы можем называть, обобщать и классифицировать все то, что ощущаем, воспринимаем, мыслим. «Инфантильный» – значит «неговорящий», и если мы хотим, чтобы наши дети по-настоящему повзрослели и стали настоящими людьми, нам следует заботиться о развитии речи с самых первых дней их жизни.
Свидетельство о публикации №217090601260