Нижегородская ярмарка-1896 г. -часть-5

                Нижегородская ярмарка
   Очерки о Всероссийской промышленной и художественной
              выставки 1896 года в Нижнем Новгороде

...продолжение-часть - 5

   Открытие выставки состоялось 28 мая. Стояла чудная погода; выставочные гостиницы украсились флагами, шоссе тоже как будто принарядилось и не выглядит уже таким неказистым.
   У главного входа генеральный комиссар встречает прибывающих гостей; тут же стража, одетая в красные парадные кафтаны, изготовленные по рисункам художника Васнецова и являющийся точной копией одеяний стражников первых царей московских.
   Каждый костюм в отдельности очень красив, но вся стража в сочетании с первым планом выставки: античная колоннада-вестибюль, среднеазиатский отдел в мавританском стиле, китайский павильон, художественный отдел в стиле ренессанса, - производят далеко не то впечатление, на которое рассчитывал инициатор этой идеи.
   В 10 1/4 часов прибыли министры финансов, земледелия и государственных имуществ, путей сообщения и вместе с другими приглашёнными лицами прошли в палатку, в которую был преобразован музыкальный павильон, стоящий на лужайке - цветнике внутри центрального здания. Здесь же находились и хоругви, принесённые утром крестным ходом из нижегородских кремлёвских соборов. Молебен совершал епископ нижегородский в сослужении со своим викарием, епископом Балахнинским, и 35 священниками. По возглашении вечной памяти устроителю выставки императору Александру III, многолетия благополучно царствующего Государю Императору, всему Царствующему Дому и строителям выставки, епископ сказал прекрасное слово, и  затем было приступлено к освящению выставки.
   Епископ с министром финансов проследовал в царский павильон, остальные священники в сопровождении комиссаров прошли по другим зданиям. Затем все вновь собрались в палатке, и С.Ю. Витте, войдя на кафедру, произнёс речь и Объявил, по повелению Государя Императора, выставку открытой. Тотчас же раздался гимн, и на всех выставочных зданиях поднялись флаги.
   В час дня в концертном зале состоялся завтрак на 400 персон, а вечером в новом городском театре был дан спектакль-gala в честь министра финансов.

   И так, флаги подняты, выставка открыта для осмотра её публикою и изучения - специалистами. Первое впечатление, по наружному виду выставки, в высшей степени благоприятное.
   Правда, парка с большими деревьями, который надеялись создать, нет и в помине, и, за исключением небольшого, но хорошенького садика, устроенного департаментом уделов вокруг своего павильона, больше садов, в сущности, нет, но зато газоны и цветники удались, а здания и постройки столь разнообразны и красивы, что забываешь палящее солнце и отсутствие тени, забываешь, что выставка устроена на голом поле, а не среди многолетнего парка, как это принято теперь делать на западе Европы.
   Прежде детального осмотра павильонов и всех тех чудес, которые они содержат, необходимо несколько остановиться на самом плане выставки, на её классификации.
   Классификация - дело очень важное, так как только при разумной системе её может быть достигнута наглядность выставки, т. е. одна из её главнейших задач.
   Классификация очень трудна, и ни одна из них не свободна от нареканий; во многом нельзя согласиться и с классификацией нижегородской выставки, жалобы на нее отовсюду, но мы не будем их разбирать и посмотрим только, насколько удачно распределение на отделы, что, в сущности, и важно для публики, тогда как для экспонентов большое значение имеет правильное расчленение отделов на группы и классы.
   К сожалению, распределение по отделам не было выработано специально для нижегородской выставки, сообразуясь с теми изменениями, которые произошли с 1882 года в нашем промышленном деле. Была взята классификация 1882 года и несколько улучшена, изменена и дополнена.
   Но московская выставка (1882 г.) была в несколько раз меньше нижегородской, и такие колоссы, как нижегородская, должны быть совершенно иначе, и обставлены, чтобы удовлетворить первейшей задаче всякой выставки - наглядности. Для её достижения принято на больших выставках устраивать коллективные выставки, которые сами по себе представляют определённую идею, ясно показывающую посетителям крупнейшие явления экономической и общественной жизни за истекший между двумя выставками период.
   Такие отдельные выставки имеются и в Нижнем Новгороде, таковы: отделы Сибири и торговли с Китаем и Японией; Средней Азии и торговли с Персией, и Крайнего Севера - все они соответствуют стремлению нашего правительства поднять экономическое значение крайних пределов нашего обширного отечества.
   Но остальные подобные выставки (Красный Крест, Охранение народного здравия, Спасение на водах) прямо случайны, неинтересны и лишь свидетельствуют, что при организации выставки не была поставлена задача облегчить публике осмотр всей выставки устройством таких идейных выставок.
   Действительно, в Нижнем Новгороде нет даже приведённой в систему "выставки торговли", то есть, конечно, тех предметов промышленности, которые служат целям торговли, облегчают ведение её. Новая обстановка торговли совершенно видоизменяла условия целых промышленных областей. Вспомним, например, какое значение имели наливные цистерны в нефтяном деле, американские элеваторы в хлебной промышленности - они сделали целый переворот.
   Если английская, первая в мире, промышленность дрогнула по всей линии под натиском Германии, то это произошло не благодаря техническим успехам немецкой промышленности, а как последствие новых способов торговли. Кому же неизвестно, что германские товары во многих случаях хуже английских.
   Полная выставка обстановки нашей торговли и выяснение наших успехов в этом отношении имела бы весьма важное и поучительное значение и особенно на нижегородской выставке, которая является как бы дополнением к ярмарке и, благодаря ей, конечно, привлечёт толпы торговцев.
   Нет "выставки банков" (а как увеличилось их значение в нашей промышленной и торговой жизни после 1882 года), нет и телеграфов, деятельности фабрик и заводов в постановке быта рабочих и пр.

   Говоря об организации, укажем ещё, что забыты и интересы публики; на самом выставочном поле нет ни одного павильончика для отдыха публики, где бы было прохладно, стояла удобная мебель, можно было бы и написать письмо, и сделать заметки, прочесть газету и немножко сосредоточиться и отвлечься от разнообразия выставочных зрелищ.
   Но не будем дольше останавливаться на том, чего нет - пробелы и недочёты, неизбежно сопутствующие всякому делу, прямо теряются на общем фоне прекрасно задуманного и исполненного грандиозного предприятия. Было бы очень жаль, если б оно не увенчалось успехом, если бы всё богатство знания, собранные на ней, не принесли пользы. Мелочные неудобства, правда, иногда очень скучные и досадные, не должны останавливать желания посетить выставку, так как они, повторяем, совершенно искупаются впечатлениями от этой выставки.
   Мы считали своим долгом с полным беспристрастием рассказать об этих неудобствах и недостатках, чтобы читатели сами могли их оценить и взвесить. Но перечислить все достоинства Всероссийской выставки не так легко: их так много, они так разнообразны.
   Первое достоинство - это, безусловно, привлекательная, скажем больше, чарующая внешность и полнота, и содержательность отделов. Нужно воздать честь устроителям выставки: они прекрасно вышли из трудной задачи; всё, что они дали нам, является и широко задуманным, и хорошо выполненным.
   Но, кроме администрации, большое значение в деле устройства выставки имели экспонаты. Переходя от витрины к витрине, с глубоким чувством удовлетворения видишь, сколько энергии, труда, знания и вкуса положено на создание выставки тысячами деятелей на поприще нашей промышленности.
   Большинство из них работало ради самого дела, нисколько не афишируя свой листик в лавровый венок официальных устроителей Всероссийского торжества. Множество экспонатов и витрин во всех отделах громко говорит о повышении уровня знаний, о любви к работе и умении с нею справиться, о беззаветной преданности промышленников своему делу, быть может, маленькому в отдельном случае, но в массе разрастающемуся до общегосударственного значения.
   Серьёзное улучшение качества труда, которое так наглядно показывает наша выставка, является большим праздником русской культуры, так как в наш век коллективный ум и знание всё сильнее принимают характер гениального творчества.

...продолжение следует.

               


Рецензии