Наркоз

Будучи студентом 4-го курса мединститута, мне удалось устроиться на должность медбрата-анестезиста в БСМП. Больница Скорой Медицинской Помощи им. Мусы Нагиева, на то время, являлась самым авторитетным хирургическим учреждением в Баку. Некая хирургическая Мекка, куда привозили самых тяжелых больных, клиника. где за одно дежурство можно было увидеть и острый аппендицит и апоплексию яичников, затем ножевое ранение и под утро нейротравму на завтрак. Многие из нас, тех кто бредил хирургией, мечтали всеми правдами и неправдами попасть в этот хирургический храм. Мне, как и нескольким моим друзьям-сокурсникам повезло и нас взяли анестезистами в отделение анестезиологии, которое состояло из крошечной ординаторской, кабинета заведующего и старшей медсестры. Впоследствии двое из нас стали анестезиологами, остальные хирургами разных специальностей. Я довольно быстро научился работать анестезистом, в обязанность входила подготовка раритетного по нынешним временам аппарата ИВЛ РO-6, проверить герметичность дыхательного контура, наличие кислорода в баллонах, набрать в шприцы необходимые препараты, ассистировать на наркозе и всю операцию выполнять роль живого монитора. Каждые 5 минут измеряется давление, пальцы почти постоянно на пульсе, зрачки это главное, по их диаметру определялась глубина наркоза, а так же следить за стрелочками на манометре, зашкаливание стрелочки означало активное дыхание пациента, одним словом пробуждение. Выполняя всю эту работу и участвуя в проведении наркоза, в центе моего внимания всегда было происходящее на операционном столе. Однако, после парочки кишечных непроходимостей и нескольких абсцессов, я понял, что общая хирургия не моя стезя, мне тогда больше нравилась нейрохирургия, более утонченная, интеллигентная специальность и без всяких какашек и гноя. Не то что я такой брезгливый, совершенно нет. Каждый студент, мечтающий о хирургии, рано или поздно сталкивается с необходимостью выбора конкретной хирургической специальности. Меня в то время больше привлекала нейрохирургия, а своей нынешней специальности я не то что не мечтал, я о ней даже и не думал. В 80-е годы в СССР пластическая хирургия была в стадии зародыша, о ней мало писали, ею занималась горстка энтузиастов, без особого пиара и с надменным, со стороны представителей других хирургических специальностей, к себе отношением.
Так вот, на дежурство, о котором пойдет речь, я заступил как обычно, в 5 или 6 вечера, точно не помню. Анестезиологом на дежурстве был врач, которого все любили, шутник, приколист и баламут больницы, одним словом свой парень, чувак. Это ему не мешало быть одним из лучших и грамотных анестезиологов больницы. Мы сидели в ординаторской, пили чай, смотрели старенький черно-белый телевизор, читали газетки. Одним словом дежурство проходило на редкость спокойно. Нам позвонили из отделения, дежурившие хирурги пригласили анестезиолога отужинать. Я прекрасно знал, как проходит званный ужин в хирургии. Каждый хирург, ну почти каждый, приносил с собой в сеточке "джентльменский набор" дежуранта, состоящий из кастрюльки с долмой или еще с чем-то, хлеба и бутылки водки. Да. это сущая правда, в то время не считалось зазорным выпить на дежурстве, руководство клиники к этому относилось снисходительно, это была не то что традиция, это вроде образа жизни советского врача и к этому все относились с пониманием. Ведь работа тяжелая, кругом стрессы, а когда еще расслабляться, если не на дежурстве.
Оставшись один, я занялся учебой, книги и конспекты мы всегда брали с собой. Затем, поужинав припасенным бутербродом, я улегся на кушетке и уснул. Ночью сквозь сон услышал открывающуюся дверь, чувак, без лишних слов, заваливается на диванчик и мирно засыпает.
Проснулся от мерзко звенящего телефона внутренней связи. Ничего хорошего это не предвещало. На другом конце в приказном тоне - Готовьтесь, экстренная операция. В мгновенье проснувшись. хватаю коробку с лекарствами, бужу анестезиолога и бегу на 3-й этаж в операционную. Там уже во всю идет подготовка к операции. Мне понадобилось минут 5- 10. Ну все, я готов, ждем докторов. Пациент, мужчина лет 55-60, тучный, диагноз "Острый живот. Кишечная непроходимость".
Операционнная медсестра открыла стол, хирург с ассистентами помылись, надели перчатки и ходят с вытянутыми, слегка согнутыми в локтях руками. Одним словом все в сборе, нет только анестезиолога. Хирург - Звони ему. Я - уже пять раз звонил, не берет трубку. Беги! Ну бегу, врываюсь в ординаторскую, громко кричу в ухо. В ответ -Щас, щас, я встаю. Пусть подождут, я скоро. И снова храп. - Чувак, вставай, хирург в бешенстве, пациент на столе. - Ты иди, начинай, я иду.
Бегу обратно. Хирург благим матом - Где он? - Сказал, чтобы я начинал, он на подходе. Хирург - Чего ждешь, начинай, больной умирает! Ну и ну, подумал я. Как же начинай, там же необратимый процесс, начав вводить в наркоз, нужно продолжать, а то точно умрет. Стою весь мокрый, в голове черт знает что. Хирург орет - Наркоз давай! Выхода нет, запускаю аппарат, начинаю вводить наркотики, миорелаксанты, вентилирую, пока все в норме, кроме анестезиолога. Теперь главное попасть! Открываю рот больного, ввожу ларингоскоп, вижу щель, ввожу трубку, подключаю к аппарату. Можно немного расслабиться, надеюсь он скоро придет. Хирург произвел лапаротомию, возится с кишками, мне не до этого, мне бы доктора дождаться. -Мы зашиваем, все хорошо. Как у тебя, сынок? Пытаюсь изобразить улыбку, благодарен хирургу, что больше не ругается, а так ласково, сынок.
- Операция окончена, всем спасибо. Хирурги уходят. Медсестры с жалостью и пониманием смотрят на мое бледное лицо, подбадривают. Но еще не все! Впереди экстубация, во время которой может произойти все что угодно. Ввожу нужные препараты, пульс и давление в норме. Задышал! Сам дышит! Отсоединяю аппарат ИВЛ, дергается зараза. Когда вытащил трубку и перевел в реанимацию не помню, все как в тумане.
Возвращаюсь в ординаторскую, чувак спит посапывая, на бочке, сложив ладошки под щечкой. Будить не стал, скоро рассвет, сам проснется. Лег на кушетку и провалился. Проснулся - Ты че сам наркоз провел? Надо же! Красавчик! А что меня не разбудил? Ладно, жди, я сейчас.
Возвратившись, протягивает мне десятку, красненький такой "червонец". - Вот, сорвал у хирурга за наркоз двадцатку, делюсь по-братски.
Это был мой первый, незабываемый гонорар, а так же первый и последний в моей жизни наркоз. Анестезиологом я не стал, но до сих пор очень уважительно отношусь к их нелегкому труду, благодарен каждому из них за их помощь и поддержку в проведенных мною многочисленных операциях.


Рецензии