Философия музыки 96-104

96. Александр Бородин – летописец Нестор в русской классической музыке.

Слушая эпическую музыку Бородина, невольно вспоминаешь картину Васнецова «Богатыри».

Русь в музыке Бородина героическая, величественная. Не случайно композитор носит имя поля, на котором происходит знаменитое бородинское сражение.

Бородин воплощает в музыке образ могучей, созидательной России, ибо сам – созидателен, как учёный, как художник, как общественный деятель.

Не звукопись, а живопись свойственна музыке Бородина – эпическая, величественная, несущая русский дух и красоту русской природы.

Красота музыки Бородина всеохватная и светоносная!

Бородин – удивительный композитор. Его музыка солнечная, тёплая, нежная, красивая и, главное, сердечная.

Солнечная лирика Бородина согревает душу.

Среди русских композиторов Бородин выделяется богатым мелодизмом и широкой песенностью.

Музыка Бородина волевая и красивая, благородная и мужественная, русская и восточная, обнимающая всю бескрайнюю Русь.

Музыка Бородина имеет редкое свойство: приносить эстетическую радость.

Александр Бородин, как русский человек – оптимистичен, как грузин – жизнерадостен!

Музыка Бородина замечательна тем, что в ней переплетаются русский дух и восточная нега.

На редкость красочен музыкальный Восток Бородина: помимо благоухающей природы, он раскрывает любовную негу и сладострастие, коварство и жестокость восточных людей.

Музыка Бородина обжигает ритмами половецких танцев, рисует скачки воинов, их ловкость и отвагу, мерно шагающий караван.

Александр Бородин – русский композитор и учёный-химик. Основное время он уделяет науке, хотя в свободные часы пишет гениальную музыку.

Слишком богатые натуры порой не ведают, в чём их настоящее призвание. В душе Бородина химик и композитор соперничают между собой. В конце концов, напряжённый труд преждевременно сводит его в могилу.

Находясь в балакиревском кружке, Бородин, подобно твёрдому камню порфиру, не поддаётся обработке наставника Балакирева: так он защищает оригинальность своего композиторского дара.

Бородин обладает первородным музыкальным талантом, к счастью не испорченным консерваторией. Он гений чистой, светлой, Божественной красоты и гармонии.

Эпическая музыка Александра Бородина отличается генделевской мощью и героизмом.

По яркости и пластичности образов, по концентрации мысли, по классической чёткости формы музыка Бородина сопоставима с произведениями Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди и Жоржа Бизе.

97. Балетная музыка Амилькаре Понкьелли – феномен лёгкости, изящества и красоты.

98. Цезарь Кюи – европейский романтик в русской музыке.

Музыкальный критик Цезарь Кюи подвергает остракизму талант Чайковского и Мусоргского, хотя как автор музыки стоит от них очень далеко.

99. Скрипка Генрика Венявского любит или страдает, но всегда грезит о дорогой Польше.

100. Камиль Сен-Санс – гедонист в музыке XIX века.

Сен-санс – певец безмятежности.

Сен-Санс – приверженец классической простоты и ясности.

Музыка Сен-санса «рисует» идиллические картины: раздаётся крик петуха, летит пчелиный рой, кукушка считает года, белый лебедь плывёт по озёрной глади, летний день погружается в дрёму, ночью разыгрывается гроза, наступает рассвет, из местной церкви доносятся звуки органа и пение верующих.

Музыка Сен-Санса дарит радость и здоровье людям.

Камиль Сен-Санс – автор красивых и одухотворённых мелодий.

Светлые и воздушные мелодии Сен-Санса чаруют, как небесные цветы!

Какую бы музыку ни писал Сен-Санс, в ней присутствует дух восточной магии.

Сен-Санс – творец лёгкой, радостной, лучезарной музыки. Однако в трагедийных эпизодах он погружается в библейские глубины.

Взволнованно-экспрессивная музыка Сен-Санса производит неизгладимое впечатление на слушателей.

Музыку Сен-Санса не красят выспренний оптимизм, экспрессивный напор энергии, манерная виртуозность.

Сен-Санс – талантливый музыкальный пародист, иронизирующий над людьми и животными.

Музыкальный примитивизм начинается от Сен-Санса и Эрика Сати, который в XX веке превращается в минимализм.

Музыка Камиля Сен-Санса отличается редким мелодическим богатством.

Фортепианная музыка Сен-Санса – это каскад фонтанов, чьи серебряные струи взлетают в небо.

Чтобы лучше представить себе характер музыки Сен-Санса, послушайте его симфоническую поэму «Юность Геракла» и оперу «Самсон и Далила».

Сен-Санс привносит в лирико-трагедийную оперу «Самсон и Далила» колорит древности и неумолимого рока.

В образе ветхозаветной Далилы Сен-Санс отображает вселенскую скорбь любящей женщины.

Опера «Самсон и Далила» указывает, что Сен-Санс обладает талантом драматического оперного композитора. Он стал бы французским Верди, если бы, подобно автору «Отелло», написал 26 опер.

В сюите «Карнавал животных» Сен-Санса находится место для вульгарной опереточной мелодии. Создатель гениального «Лебедя» рискует прослыть эклектиком!

Музыка Сен-Санса успокаивает душу светлыми, возвышенными эмоциями. Даже «Пляска смерти» у него благозвучна!

Музыка Сен-Санса в зрелые годы приобретает черты декоративности. Чувствуется холод приближающегося модернизма.

Камиль Сен-Санс – Геракл и одновременно Самсон: в его музыке сочетаются античная красота и древнееврейская трагедийность.

Можно предположить, что светлый, радостный и тёмный, «масонский» Вольфганг Моцарт в будущей жизни перевоплощается в Камиля Сен-Санса, чья музыка изначально светоносна. Реинкарнация в сфере искусства вполне реальна!

Знаменитый Джоаккино Россини оказывает поддержку 20-летнему Сен-Сансу. Поэтому есть основания соотносить безмятежные произведения французского композитора с ясной музыкой итальянского гения.

Одухотворёнными мелодиями Сен-Санс сравним с Феликсом Мендельсоном-Бартольди. Но между ними есть и разница: Сен-Санс – земной, Мендельсон-Бартольди – небесный.

Сен-Санс – антипод Рихарда Вагнера: мрачным средневековым легендам немецкого гения он противопоставляет французскую лёгкость, изящество и красоту, небесную одухотворённость музыкальных образов-символов.

Камиль Сен-Санс и Александр Глазунов – два уравновешенных эпикурейца в музыке.

Сен-Санс и Дариюс Мийо – композиторы безмятежности и счастья: они долго живут и творят музыку.

101. Балетная музыка Лео Делиба дышит весенней свежестью.

Лёгкая и светлая балетная музыка Делиба вызывает в памяти образ девочки, прыгающей через скакалку.

Лео Делиб грациозной музыкой «Коппелии» даёт балетному жанру второе дыхание.

Мы не ощутим всей прелести балетов Делиба, не уловив в них отголосков танцевальной музыки Жана-Филиппа Рамо.

Адольф Адан сочиняет «Жизель», его ученик Лео Делиб – «Коппелию». Так появляются на свет две балетные жемчужины!

Балетная музыка Делиба – это кульминация пластичности, Петра Ильича Чайковского – эмоциональности. Два корифея балета образуют эпоху его торжества.

Женские арии в опере «Лакме» Делиба – это птичьи голоса, поющие в небе Индии.

Светлая лирика оперной и балетной музыки Делиба близка к сентиментальной прозе Эмиля Золя.

102. Макс Брух – композитор трагического мироощущения.

103. Милий Алексеевич Балакирев – педагог по милости Божьей, хотя и с властным характером!

Балакирев жертвует своим композиторским талантом ради воспитания музыкальных гениев: Александра Бородина, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова.

Когда Балакирев пробуждает в ученике творческий энтузиазм, он – выдающийся педагог, когда допускает формализм и критиканство – губит творческую личность.

Педагог-скептик подрезает крылья молодому композитору. Такого рода небрежностью иной раз отличается Балакирев.

Душевная драма Балакирева состоит в том, что, являясь гениальным учителем не менее гениальных учеников, он слишком ревниво относится к ним. Гении, как известно, не принимают себе подобных.

Балакиреву близок по духу объективный Ференц Лист, Чайковскому – субъективный Роберт Шуман: Балакирев и Лист – просветители-композиторы, Чайковский и Шуман – композиторы-просветители.

Балакирев и Бедржих Сметана – оруженосцы национальной культуры. Они знают радость побед и оба испытывают душевные недуги, связанные с перенапряжением творческих сил. Не каждому по плечу общественно значимое дело!

Вправе сказать, что Милий Алексеевич Балакирев – музыкальный Василий Поленов, ибо в симфониях композитор, подобно художнику, запечатлевает скромную природу средней полосы России.

Симфонизм Балакирева даёт два ответвления: эпическое Бородина и лирико-эпическое Калиникова.

В лирико-эпическом симфонизме Балакирева ощущается преемственная связь между ним и его учеником Александром Глазуновым.

Изучая фольклор кавказских народов, Балакирев воссоздаёт в музыке стремительные ритмы и яркие мелодии. Вспомним его знаменитую фантазию «Исламей» для фортепиано.

Если романс становится народной песней – это говорит о гениальности композитора. Таков романс Балакирева «Обойми, поцелуй».

104. Жорж Бизе – самый яркий французский «испанец» в музыке!

Музыка Бизе ослепительна, как южное солнце!

Музыка Бизе пламенна, как любовь Кармен!

Музыка Бизе рельефна, как греческая скульптура.

Бизе пишет музыку с моцартовской лёгкостью.

Блестящие мелодии Бизе приносят ему после смерти всемирную славу.

Создать оперу, рядом с которой тускнеют оперы великого Моцарта, – не есть ли это музыка не менее великого композитора? Такова «Кармен» Жоржа Бизе.

«Кармен» Бизе обладает энергетикой, несравнимой ни с какой другой оперой. Это происходит в силу нескольких причин:
1. её музыку пронизывают стремительные ритмы и яркие мелодии Испании;
2. её музыка несёт огромный заряд бодрости и бьющую через край жизнерадостность;
3. герои оперы – страстные, отчаянные натуры, бросающие вызов судьбе, их любовь жгучая, неукротимая, как пожар, уничтожающий всё живое вокруг. Рядом с «Кармен» можно поставить только «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини. Место действия этих двух опер – Севилья с её жарким солнцем и темпераментным народом, обеим операм присуща неудержимая радость, оптимизм музыки. Но между ними есть и разница: в опере Бизе больше народных по духу арий, да и музыка Бизе испанская, тогда как музыка Россини – итальянская.

Талантливый Бизе воплощает в «Кармен» французскую Испанию, настоящая же Испания существует лишь в музыке Исаака Альбениса и Энрике Гранадоса.

Не всякая прекрасная музыка добрая: в «Кармен» Бизе она жёсткая, колючая, тогда как в «Травиате» Джузеппе Верди – мягкая, сочувствующая героям драмы.

Бизе вместе с цыганкой Кармен выводит на оперную сцену фабричных работниц, солдат, контрабандистов, тореадоров и пикадоров, воров и преступников! Это не нравится светской публике.

В «Кармен» Бизе звучит солнечная, жизнеутверждающая музыка. Премьеру оперы публика освистывает, как, впрочем, и «Севильского цирюльника» Россини и «Травиату» Верди! Три самые выдающиеся оперы терпят крах в день их постановки!

Жизнь Бизе внезапно обрывается в 36 лет: композитор не в состоянии перенести фиаско любимой оперы!

Жорж Бизе мыслит в опере простыми и чёткими музыкальными формами, как Люлли и Рамо. Несомненно, что старинная французская музыка обогащает оперный театр XIX века, в том числе, и оперы Бизе.

Музыка Бизе своей ясностью и чёткостью имеет немало предшественников. Один из них – старинный французский композитор Марк-Антуан Шарпантье.

Жорж Бизе, Модест Мусоргский, Сергей Прокофьев – реалисты в музыке, отображающие жизнь без приукрашиваний.


Рецензии