4. Дух свободы Академгородка

Саша продолжает:

«Само существование этого клуба было характерно для атмосферы, царившей в те годы в новосибирском Академгородке. Ведь туда съезжались люди, которые не могли найти себя в других местах, люди, которых в других городах «выжимали» из сферы науки и культуры. Среди этих людей были не только физики и математики, но и интересные философы, социологи. В частности, было заметно «перебазирование» в Академгородок ленинградской социологической школы.

Всему этому способствовал некий дух свободы, присутствовавший в Академгородке с самого начала. Не случайно Саня Даниэль, когда его отца арестовали, стал учеником именно нашей физматшколы, имея блестящие математические способности, а потом он учился в одной из лучших московских школ с математическим уклоном – школе №2.
 
Академгородок был таким местом, куда даже тогда можно было устроить сына человека арестованного, неугодного властям.

Академгородок был и местом своеобразной ссылки, и местом «политического убежища». Академик Александр Данилович Александров, всегда находившийся в сложных отношениях с властью, человек широких и свободных взглядов, тоже оказался здесь. А до этого он был ректором Ленинградского университета (1).

Приезжали под Новосибирск и просто люди, которым была свойственна тяга к новым местам, к новым горизонтам. Сам великий Лаврентьев был человеком именного такого склада. К таким людям можно отнести и Ляпунова – основателя, отца всех физматшкол. И людей такого типа там собралось немало. Потом постепенно всё это как бы «растворилось», улетучилось. Сейчас Академгородок – просто научный центр, правда, весьма приличного уровня» .

Продолжение следует:

1. я не думаю, что академик Александров был сослан в Академгородок. Напротив, Р.Л. Берг в своей книге "Суховей" пишет, что академик Александров был кандидатом на замену академика М.А. Лаврентьева на посту председателя СО АН.

приведу полный текст цитаты:

"Александр Данилович Александров, бывший ректор Ленинградского университета, несостоявшийся президент Сибирского отделения Академии наук, член КПСС, мой друг и покровитель, ученик деда Делоне и опекун внука Делоне, чтобы сохранить возможность хоть как-то отстаивать гибнущих подписантов, выступил в печати со статьёй, осуждающей их действия. Статья эта обязывала его молчать, когда секретарь райкома излагал на заседании Президиума подробности изготовления той фальшивки, которая, якобы, напечатана в «Нью Йорк Тайме», а затем прозвучала в эфире. Но, видно, взыграло ретивое. Александров прервал секретаря на полуслове: «Вам отлично известно, — сказал он, — что извещения о вручении письма всем семи адресатам получены Раисой Львовной Берг. Фотокопии извещений переданы в райком».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/06/356


Рецензии